Логопедическая викторина 2 класс
1 задание. Ответьте на вопросы ✔ Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать? ✔ Сколько гласных звуков в русском языке? ✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? ✔ Как называется основная часть слова? ✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? ✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? ✔ Площадка для катания на коньках? ✔ Тетрадь для записи домашних заданий. ✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? ✔ Всегда во рту, а не проглотишь. ✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? ✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков. ✔ Очень большой – одним словом. ✔ Одна из двенадцати частей года.
2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)
✔ Мы сами с ушами ✔ Больше дела, меньше снов ✔ Не тесто красит человека, а человек тесто ✔ Корова на дворе, молоко на столбе ✔ Лось до добра не доведет
3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача- Грачиное
✔ Лапа собаки — ✔ Голова волка — ✔ Голова льва — ✔ Хвост глухаря — ✔ Гнездо вороны —
4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова
1. Не учил уроки, А играл в футбол. Оттого в тетради Появился гол.
2. На волке – сметана, Творог, молоко. И рад бы поесть, Да достать нелегко.
3. Врач напомнил дяде Вите: “Не забудьте об одном: Обязательно примите 10 цапель перед сном”.
4. Под березами, где тень, Притаился старый день.
5. Писем мы не написали: Тучку целый день искали.
5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква – перед буквой «Л» . какое получилось слово??
6 Задание. «Составь слово». Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово. Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово???
Тендер изготовление стендов информационных Горреклама.
Урок-викторина «Логопедическая мозаика»
Урок-викторина «Логопедическая мозаика»
Пояснительная записка.
С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, в нашей школе группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Эти дети не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений физического и психического развития, приводящих к социальной дезадаптации. Для них разработаны индивидуальные адаптированные программы.
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, де
тей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе.
Поэтому, особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают развлекательные мероприятия. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают речевые материалы. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция происходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форма моей работы является ежемесячное проведение логопедических мероприятий. В течение года проводятся различные мероприятия для детей: конкурсы, викторины, развлекательные и логопедические праздники, тренинги, мастер – классы для родителей детей с ОВЗ, обучающихся на дому. Рассматривая различные источники информации, литературу, я пришла к выводу, что очень мало, где можно увидеть и услышать о проведении таких мероприятий и именно для детей с ОВЗ.
Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности, коммуникативные навыки и творческие способности. Помочь ребенку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки, можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной коррекционно — развивающей работы. В различных мероприятиях участвуют дети разного возраста с ОВЗ, посещающих занятия логопеда. Как правило, учащиеся, имеющие положительную динамику в развитии, имеют лучшие результаты. Это является высоким показателем логопедической коррекции. Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций.
Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года. Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Данное мероприятие заключается в том, что викторина имеет комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Материал в предлагаемом курсе имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, зрительного и слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, развитие лексико – грамматического строя речи, коррекция дисграфии и дислексии.
Логопедический праздник в форме викторины. За каждое выполненное задание или правильный ответ ребенок получает фишку. Участники, набравшие наибольшее количество фишек, будут награждены памятными подарками, остальные участники получат утешительные призы.
Викторина «Логопедическая мозаика»
.
Цель:
Развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.
Задачи:
- Коррекционно — образовательные:
- закрепить накопленный речевой материал на логопедических занятиях;
- уточнить, систематизировать и закрепить имеющиеся знания детей о слове, как о языковой единице, о его морфемном и звукобуквенном составе.
- повторить пространственно – временную последовательность действий и событий,
2. Коррекционно — развивающие:
- совершенствовать фонематическое восприятие, анализ и синтез;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память;
- развивать способность к концентрации, распределению и переключению внимания, логического мышления;
- умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
- активизировать словарь и устную речь учащихся;
- коррекция дисграфии и дислексии.
3. Коррекционно — воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе и доброжелательное отношение друг к другу;
- соблюдать речевой этикет при общении, эмоционально устойчиво воспринимать победы и поражения, объективно оценивать свою работу и работу товарищей.
- прививать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование
:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- презентация к викторине
- фишки;
- индивидуальные карточки;
- призы
Ход занятия:
1.Организационный момент
Логопед:
Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг возьмемся за руки закроем глаза и передадим ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта, пусть она сопровождает нас все занятие.
Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить все то, чему мы научились на логопедических занятиях . Для этого проведем викторину тема, которой будет «Логопедическая мозайка». Вас ждут интересные конкурсы и игры.
Слайд 1
1. Конкурс № 1«Хитрые вопросы». ( Таблица)
Описание
: Выбрать правильный ответ из предложенных. Каждому ученику предлагаются варианты ответов. После прослушивания вопроса ребята обводят правильный ответ. Затем называют его вслух.
Вопросы:
| Варианты ответов:
9. Июнь, январь, декабрь, сентябрь, май, февраль, август 10. 2, 3, 5 11 .Да, нет |
Оценка
. За каждый правильный ответ учащийся получает фишку.
Слайд 2
2.
Конкурс № 2 «Звуковая меморина»
Описание:
Каждый участник выходит по очереди к доске и находит слова, начинающиеся на одинаковый звук. Картинки со словами: забор, заяц, лампа, лук ,гранат, груша, морковь, мухомор , арка, арбуз, корона, кровать.
Можно использовать интерактивную игру из Мерсибо. Диск « Звуковой калейдоскоп».
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 3
3.Конкурс № 3«Буквы потерялись». ( Приложение 1)
Логопед:
Что случилось, что случилось, Не могу никак понять. Наши буквы потерялись Невозможно прочитать.
Описание:
Вставьте пропущенные гласные буквы в слова (рак, рыба, груша, краски, тигр, комар). Проводится работа по автоматизация звука «р» в словах.
Учащиеся по очереди выходят к доске и вписывают пропущенную гласную, если затрудняется прочитать слово можно воспользоваться подсказкой (открыть картинку).
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 4
4.
Конкурс № 4«Переставь букву»
Логопед:
Пока мы играли, к нам пришло письмо от Робота он просит нас помочь ему исправить ошибки
.
Описание:
Правильно ли робот написал слова? Переставь правильно буквы и прочитай слово. Слова со стечением согласных: затвра ( завтра), лекастрво ( лекарство), катрофель ( картофель), клунбика ( клубника), катра ( карта), виноргад ( виноград), ркыжовник( крыжовник),тирг ( тигр) .Ученики по очереди подходят к интерактивной доске.
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 5
5
. Конкурс № 5 «
Найдите слова.» ( Приложение 2 )
Описание:
Для более сильных учеников предлагаются карточки со словами.
(Смородина , хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки, бабочка, буквари, платочки , камыши,
скрипка.)
Для остальных учеников вывешиваются на доске ( слайд) картинки со словами, на лексическую тему: «Школа». Каждому ученику предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова на заданную тему. Слова: ранец, мел, дока, урок ,книга .
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 6
6.
Конкурс № 6 «
Шифровальщики».(Приложение 3)
Описание:
Каждый участник получает слово на карточке и зашифровывает его цифрами по таблице.
Тема: «Школьные принадлежности». Слова: карандаш, ручка, линейка, тетрадь, учебник, пенал, дневник и т.д. в зависимости от количества участников.
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 7
7.
Конкурс №7
«Ребусы».
А теперь самое трудное задание отгадайте ребусы и вы узнаете, какие слова сегодня нам встречались в речи.( .Логопед предлагает ребусы, на карточках загаданы слова: :звук, буква, слова, мозайка.)
Описание
: На слайде появляются последовательно ребусы.
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 8
8.Конкурс№ 8 «Загадки лесовичка»
Описание
: Отгадать загадки, выбрать по картинке отгадку и произнести слово. Интерактивное пособие: « Ума палата»
- Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает.( барабан)
- Стальная голова, порубила все дрова.( топор)
- Висит на ветке колобок, висит его румяный бок! ( яблоко)
Участник первым отгадавшим загадку получает фишку.
Слайд 9
9.
Конкурс № 9 «
Закончи предложение»
Описание
: Задание выполняется с мячом. Каждый ученик ловит мяч и отвечает на вопрос, за правильный ответ получает фишку.
- Такой же пушистый, как…
- Такой же веселый, как…
- Такой же колючий, как…
- Такой же хитрый, как…
- Такой же смелый, как…
- Такой же добрый, как…
- Такой же шершавый, как…
- Такой же толстый, как…
- Такой же сильный, как…
- Такой же быстрый, как…
Слайд 10
10
.Конкурс № 10
«Исправь ошибки художника»
Описание
: Что не правильно нарисовал художник?
.(Приложение 4)
-Как должно быть правильно?
За каждый правильный ответ участник получает фишку.
Слайд 11
11.
Конкурс № 11
« Исправь ошибки в описание сказочных героев».
Описание:
Вспомнить сказки, показ сюжета из сказки.
- Колобок залез на дерево.
- Красная Шапочка сняла свою белую панамку.
- Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.
- Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.
- Карлсон надел пальто и полетел на крышу.
- Буратино достал из огня золотой ключик.
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Подведение итогов.
Награждение участников.
Участники викторины подсчитывают фишки. Каждый получает приз.
Логопед
: Ребята, на этом наша викторина подошла к концу. Всего вам доброго! До свидания!
Приложение 1
Р | . | К |
Р | . | Б | . |
Г | Р | . | Ш | . |
К | Р | . | С | К | . |
Т | . | Г | Р |
К | . | М | . | Р |
Приложение 2
р | а | н | е | ц | п |
у | р | о | к | м | а |
ч | к | м | е | л | р |
к | н | и | г | а | т |
а | д | о | с | к | а |
Слова: ранец, книга, ручка,доска, мел, парт, урок.
Приложение 3
а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
к | л | м | н | о | п | р | с | т | у | ф |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
х | ц | ч | ш | щ | ъ | ы | ь | э | ю | я |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
- карандаш(12,1,18,1,15,5,26);
- ручка( 18,21,25,12,1);
- линейка (13,10,15,15,6,11,12,1);
- тетрадь (20,6,20,18,1,5,30)
- учебник (21,25,6,2,15,10,12);
- пенал (17,6,15,1,13);
- дневник (5,15,6,3,15,10,12)
Приложение 4
Логопедическая викторина 3 класс
1 задание. Ответьте на вопросы: ✔ Сколько гласных звуков в русском языке? ✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? ✔ Как называется основная часть слова? ✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? ✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? ✔ Тетрадь для записи домашних заданий. ✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? ✔ Всегда во рту, а не проглотишь. ✔ Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое? ✔ Как называются слова образованные от одного корня? ✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? ✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков. ✔ Очень большой – одним словом. ✔ Одна из двенадцати частей года.
2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)
✔ Лес рубят, кепки летят ✔ Не зная броду, не суйся в моду ✔ Полк в овечьей шкуре ✔ У лжи ногти коротки ✔ Нашла коза на камень
3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача — Грачиное
✔ Гнездо журавля — ✔ Перо гуся — ✔ Перо курицы — ✔ Шуба из меха — ✔ Перчатки из кожи —
4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова
1. Был доктор на движенья скуп, Схватил щипцы и вырвал дуб.
2. Закричал охотник: Ой! Двери гонятся за мной!
3. На волке – сметана, Творог, молоко. И рад бы поесть, Да достать нелегко.
4. Врач напомнил дяде Вите: “Не забудьте об одном: Обязательно примите 10 цапель перед сном”.
5. Под березами, где тень, Притаился старый день.
6. Писем мы не написали: Тучку целый день искали.
5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква – перед буквой «Л». Какое получилось слово???
6 задание. «Составь слово». Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово. Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово???