Логопедическая викторина Подготовила: Я.А. Музаева, учитель-логопед. — презентация


Логопедическая викторина 2 класс

1 задание. Ответьте на вопросы ✔ Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать? ✔ Сколько гласных звуков в русском языке? ✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? ✔ Как называется основная часть слова? ✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? ✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? ✔ Площадка для катания на коньках? ✔ Тетрадь для записи домашних заданий. ✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? ✔ Всегда во рту, а не проглотишь. ✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? ✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков. ✔ Очень большой – одним словом. ✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)

✔ Мы сами с ушами ✔ Больше дела, меньше снов ✔ Не тесто красит человека, а человек тесто ✔ Корова на дворе, молоко на столбе ✔ Лось до добра не доведет

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача- Грачиное

✔ Лапа собаки — ✔ Голова волка — ✔ Голова льва — ✔ Хвост глухаря — ✔ Гнездо вороны —

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова

1. Не учил уроки, А играл в футбол. Оттого в тетради Появился гол.

2. На волке – сметана, Творог, молоко. И рад бы поесть, Да достать нелегко.

3. Врач напомнил дяде Вите: “Не забудьте об одном: Обязательно примите 10 цапель перед сном”.

4. Под березами, где тень, Притаился старый день.

5. Писем мы не написали: Тучку целый день искали.

5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква – перед буквой «Л» . какое получилось слово??

6 Задание. «Составь слово». Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово. Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово???

 Тендер изготовление стендов информационных Горреклама.

Урок-викторина «Логопедическая мозаика»

Урок-викторина «Логопедическая мозаика»

Пояснительная записка.

С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, в нашей школе группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Эти дети не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений физического и психического развития, приводящих к социальной дезадаптации. Для них разработаны индивидуальные адаптированные программы.

Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, де

тей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе.

Поэтому, особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают развлекательные мероприятия. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают речевые материалы. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция происходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форма моей работы является ежемесячное проведение логопедических мероприятий. В течение года проводятся различные мероприятия для детей: конкурсы, викторины, развлекательные и логопедические праздники, тренинги, мастер – классы для родителей детей с ОВЗ, обучающихся на дому. Рассматривая различные источники информации, литературу, я пришла к выводу, что очень мало, где можно увидеть и услышать о проведении таких мероприятий и именно для детей с ОВЗ.

Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности, коммуникативные навыки и творческие способности. Помочь ребенку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки, можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной коррекционно — развивающей работы. В различных мероприятиях участвуют дети разного возраста с ОВЗ, посещающих занятия логопеда. Как правило, учащиеся, имеющие положительную динамику в развитии, имеют лучшие результаты. Это является высоким показателем логопедической коррекции. Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций.

Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года. Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Данное мероприятие заключается в том, что викторина имеет комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Материал в предлагаемом курсе имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, зрительного и слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, развитие лексико – грамматического строя речи, коррекция дисграфии и дислексии.

Логопедический праздник в форме викторины. За каждое выполненное задание или правильный ответ ребенок получает фишку. Участники, набравшие наибольшее количество фишек, будут награждены памятными подарками, остальные участники получат утешительные призы.

Викторина «Логопедическая мозаика»

.

Цель:

Развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.

Задачи:

  1. Коррекционно — образовательные:
  • закрепить накопленный речевой материал на логопедических занятиях;
  • уточнить, систематизировать и закрепить имеющиеся знания детей о слове, как о языковой единице, о его морфемном и звукобуквенном составе.
  • повторить пространственно – временную последовательность действий и событий,

2. Коррекционно — развивающие:

  • совершенствовать фонематическое восприятие, анализ и синтез;
  • развивать зрительное и слуховое внимание и память;
  • развивать способность к концентрации, распределению и переключению внимания, логического мышления;
  • умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
  • активизировать словарь и устную речь учащихся;
  • коррекция дисграфии и дислексии.

3. Коррекционно — воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе и доброжелательное отношение друг к другу;
  • соблюдать речевой этикет при общении, эмоционально устойчиво воспринимать победы и поражения, объективно оценивать свою работу и работу товарищей.
  • прививать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование

:

  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • презентация к викторине
  • фишки;
  • индивидуальные карточки;
  • призы

Ход занятия:

1.Организационный момент

Логопед:

Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг возьмемся за руки закроем глаза и передадим ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта, пусть она сопровождает нас все занятие.

Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить все то, чему мы научились на логопедических занятиях . Для этого проведем викторину тема, которой будет «Логопедическая мозайка». Вас ждут интересные конкурсы и игры.

Слайд 1

1. Конкурс № 1«Хитрые вопросы». ( Таблица)

Описание

: Выбрать правильный ответ из предложенных. Каждому ученику предлагаются варианты ответов. После прослушивания вопроса ребята обводят правильный ответ. Затем называют его вслух.

Вопросы:
  1. Чем отличается звук от буквы?
  2. Сколько гласных звуков в русском алфавите?
  3. В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.?
  4. Сколько слогов в слове фрукт ?.
  5. Сколько дней в неделе?
  6. Туловище совы покрыто перьями?
  7. Метро воздушный вид транспорта?
  8. Если сегодня был понедельник, то какой будет день послезавтра ?
  9. Назови( выбери) зимние месяцы?
  1. Сколько ног у курицы?
  2. Нет ни одного слова , которое начинается на звук «ы» ?
Варианты ответов:
  1. пишу, слышу
  2. 5,10,8
  3. Да, нет
  4. 3,2,1
  5. 5, 3, 7
  6. Да, нет
  7. Да, нет
  8. Среда, суббота

9. Июнь, январь, декабрь, сентябрь, май, февраль, август

10. 2, 3, 5

11 .Да, нет

Оценка

. За каждый правильный ответ учащийся получает фишку.

Слайд 2

2.
Конкурс № 2 «Звуковая меморина»
Описание:

Каждый участник выходит по очереди к доске и находит слова, начинающиеся на одинаковый звук. Картинки со словами: забор, заяц, лампа, лук ,гранат, груша, морковь, мухомор , арка, арбуз, корона, кровать.
Можно использовать интерактивную игру из Мерсибо. Диск « Звуковой калейдоскоп».
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 3

3.Конкурс № 3«Буквы потерялись». ( Приложение 1)

Логопед:

Что случилось, что случилось, Не могу никак понять. Наши буквы потерялись Невозможно прочитать.

Описание:

Вставьте пропущенные гласные буквы в слова (рак, рыба, груша, краски, тигр, комар). Проводится работа по автоматизация звука «р» в словах.

Учащиеся по очереди выходят к доске и вписывают пропущенную гласную, если затрудняется прочитать слово можно воспользоваться подсказкой (открыть картинку).

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 4

4.
Конкурс № 4«Переставь букву»
Логопед:

Пока мы играли, к нам пришло письмо от Робота он просит нас помочь ему исправить ошибки
.
Описание:

Правильно ли робот написал слова? Переставь правильно буквы и прочитай слово. Слова со стечением согласных: затвра ( завтра), лекастрво ( лекарство), катрофель ( картофель), клунбика ( клубника), катра ( карта), виноргад ( виноград), ркыжовник( крыжовник),тирг ( тигр) .Ученики по очереди подходят к интерактивной доске.

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 5

5

. Конкурс № 5 «
Найдите слова.» ( Приложение 2 )
Описание:

Для более сильных учеников предлагаются карточки со словами.

(Смородина , хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки, бабочка, буквари, платочки , камыши,
скрипка.)
Для остальных учеников вывешиваются на доске ( слайд) картинки со словами, на лексическую тему: «Школа». Каждому ученику предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова на заданную тему. Слова: ранец, мел, дока, урок ,книга .

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 6

6.

Конкурс № 6 «
Шифровальщики».(Приложение 3)
Описание:

Каждый участник получает слово на карточке и зашифровывает его цифрами по таблице.

Тема: «Школьные принадлежности». Слова: карандаш, ручка, линейка, тетрадь, учебник, пенал, дневник и т.д. в зависимости от количества участников.

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 7

7.

Конкурс №7
«Ребусы».
А теперь самое трудное задание отгадайте ребусы и вы узнаете, какие слова сегодня нам встречались в речи.( .Логопед предлагает ребусы, на карточках загаданы слова: :звук, буква, слова, мозайка.)

Описание

: На слайде появляются последовательно ребусы.

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 8

8.Конкурс№ 8 «Загадки лесовичка»

Описание

: Отгадать загадки, выбрать по картинке отгадку и произнести слово. Интерактивное пособие: « Ума палата»

  • Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает.( барабан)
  • Стальная голова, порубила все дрова.( топор)
  • Висит на ветке колобок, висит его румяный бок! ( яблоко)

Участник первым отгадавшим загадку получает фишку.

Слайд 9

9.

Конкурс № 9 «
Закончи предложение»
Описание

: Задание выполняется с мячом. Каждый ученик ловит мяч и отвечает на вопрос, за правильный ответ получает фишку.

  • Такой же пушистый, как…
  • Такой же веселый, как…
  • Такой же колючий, как…
  • Такой же хитрый, как…
  • Такой же смелый, как…
  • Такой же добрый, как…
  • Такой же шершавый, как…
  • Такой же толстый, как…
  • Такой же сильный, как…
  • Такой же быстрый, как…

Слайд 10

10

.Конкурс № 10
«Исправь ошибки художника»
Описание

: Что не правильно нарисовал художник?
.(Приложение 4)
-Как должно быть правильно?

За каждый правильный ответ участник получает фишку.

Слайд 11

11.

Конкурс № 11
« Исправь ошибки в описание сказочных героев».
Описание:

Вспомнить сказки, показ сюжета из сказки.

  • Колобок залез на дерево.
  • Красная Шапочка сняла свою белую панамку.
  • Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.
  • Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.
  • Карлсон надел пальто и полетел на крышу.
  • Буратино достал из огня золотой ключик.

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Подведение итогов.

Награждение участников.

Участники викторины подсчитывают фишки. Каждый получает приз.

Логопед

: Ребята, на этом наша викторина подошла к концу. Всего вам доброго! До свидания!

Приложение 1

Р . К
Р . Б .
Г Р . Ш .
К Р . С К .
Т . Г Р
К . М . Р

Приложение 2

р а н е ц п
у р о к м а
ч к м е л р
к н и г а т
а д о с к а

Слова: ранец, книга, ручка,доска, мел, парт, урок.

Приложение 3

а б в г д е ё ж з и й
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
к л м н о п р с т у ф
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
  • карандаш(12,1,18,1,15,5,26);
  • ручка( 18,21,25,12,1);
  • линейка (13,10,15,15,6,11,12,1);
  • тетрадь (20,6,20,18,1,5,30)
  • учебник (21,25,6,2,15,10,12);
  • пенал (17,6,15,1,13);
  • дневник (5,15,6,3,15,10,12)

Приложение 4


Логопедическая викторина 3 класс

1 задание. Ответьте на вопросы: ✔ Сколько гласных звуков в русском языке? ✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? ✔ Как называется основная часть слова? ✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? ✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? ✔ Тетрадь для записи домашних заданий. ✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? ✔ Всегда во рту, а не проглотишь. ✔ Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое? ✔ Как называются слова образованные от одного корня? ✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? ✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков. ✔ Очень большой – одним словом. ✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)

✔ Лес рубят, кепки летят ✔ Не зная броду, не суйся в моду ✔ Полк в овечьей шкуре ✔ У лжи ногти коротки ✔ Нашла коза на камень

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача — Грачиное

✔ Гнездо журавля — ✔ Перо гуся — ✔ Перо курицы — ✔ Шуба из меха — ✔ Перчатки из кожи —

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова

1. Был доктор на движенья скуп, Схватил щипцы и вырвал дуб.

2. Закричал охотник: Ой! Двери гонятся за мной!

3. На волке – сметана, Творог, молоко. И рад бы поесть, Да достать нелегко.

4. Врач напомнил дяде Вите: “Не забудьте об одном: Обязательно примите 10 цапель перед сном”.

5. Под березами, где тень, Притаился старый день.

6. Писем мы не написали: Тучку целый день искали.

5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква – перед буквой «Л». Какое получилось слово???

6 задание. «Составь слово». Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово. Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово???

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]