Слоговые таблицы.материал по чтению (1 класс) по теме


Слоговые таблицы.материал по чтению (1 класс) по теме

Буква С

Упражнение 1.

Задание:

  1. Прочитай последовательно первую, затем вторую строку таблицы, четко произнося согласный С.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы, четко произнося все гласные.
  3. Прочитайте выборочно строки таблицы с понижением голоса до шепотной речи, затем с повышением голоса.
  4. Найди среди элементов таблицы. Составь слова из двух элементов. Поясни значение этих слов.

Пояснения: Ус, соус, ас.

СА СО СУ СЫ СИ
АС ОС УС ЫС ИС

Упражнение 2.

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай последовательно строки таблицы.
  3. Прочитай первые три столбика таблицы, делая ударение на выделенных слогах.
  4. Прочитай заданное сочетание.
  5. Найди слова среди буквосочетаний.

Пояснения: Оса, оси, осы, усы.

АСА АСО ОСА УСА ИСА ЫСА
ОСО АСУ ОСУ УСО ИСО ЫСО
УСУ АСИ ОСИ УСИ ИСУ ЫСУ
ИСИ АСЫ ОСЫ УСЫ ИСЫ ЫСИ
СИСЫ САСА СОСО СУСУ СЫСЫ СИСИ
САСО СОСА СЫСИ СИСЫ СУСА СОСЫ

Ответь на вопросы:

1.Чем похожи все элементы таблицы? Чем они отличаются?

Пояснения: Все элементы таблицы содержат согласный С.

Все элементы таблицы состоят из двух слогов. Элементы 5 и 6 строки содержат по две согласных С. Отличаются элементы таблицы гласными.

Упражнение 3.

Задание:

  1. Прочитай выборочно столбики и строки таблицы, понижая, а затем повышая голос.
  2. Прочитай выборочно строки (столбики) таблицы на одном выдохе.
  3. Составь слова из элементов таблицы.

Пояснения: Сани, насосы, соус, носы, сыны, усни, Нина, Инна, Анна.

СА СО СУ СИ СЫ
НА НО НУ НИ НЫ
АС ОС УС ИС ЫС
АН ОН УН ИН ЫН

Упражнение 4.

Задание:

  1. Прочитай столбики таблицы, выделяя голосом согласный Н.
  2. Прочитай строки таблицы, четко произнося гласные звуки.
  3. Прочитай вторую строку таблицы с ударением на выделенных гласных.
НАН НОН НЫН НИН НУН
НАНА НОНО НЫНЫ НИНИ НУНУ
АННА ОННО ЫННЫ ИННИ УННУ
АССА ОССО ЫССЫ ИССИ УССУ
АНАН ОНОН ЫНЫН ИНИН УНУН
АСАС ОСОС ЫСЫС ИСИС УСУС

Ответь на вопросы:

  1. Что общего у элементов четвертой строки таблицы?
  2. Чем различаются элементы третьего столбика таблицы?
  3. Назови сочетание, в котором слышится мягкий согласный [Н`] дважды.
  4. Назови сочетания, в которых слышится твердый согласный [Н] дважды.

Пояснения: Все элементы четвертой строки содержат удвоенную букву С. Все элементы третьего столбика содержат гласную Ы, но различаются согласными. [ Н`] слышится дважды в сочетании НИНИ. [Н] слышится дважды в сочетании НЫНЫ, НАНА, НОНО, НУНУ, ЫНЫН, АНАН, ОНОН, НЫНЫ, УНУН.

Упражнение 5.

Задание 1: Найди в каждой строке таблицы элемент, соответсвующий выделенному в первом столбике.

Чем похожи все элементы таблицы?

Чем они отличаются?

ОСА АСА ОСА ОСО АСА
ОСИ ИСО ОСО ОСИ ИСИ
ОСЫ ОСЫ ЫСО ЫСЫ ОСО
УСЫ УСЫ УСИ УСО УСА

Пояснения: Все элементы таблицы состоят из двух слогов, так как включают две гласных. Среди элементов таблицы можно выделить слова (смотри первый столбик), каждое из них имеет свое значение, и сочетания букв (осо, ысо, ысы и др.), которые лексического значения не имеют.

Задание 2: Найди слово среди похожих сочетаний букв.

АННА АНАН АНАН НАНА АННА
НИНА ИННА НАНИ НИНА АННИ
САНИ СИНА САНИ НАСИ САИН
СОУС СУОС СОСУ СОУС СУСО
АНАНАС АНАНАС АНСАНА НАСАНА САНАНАС
НАСОС НОСАС НСОСА НАСОС НАСАС

Как ускорить процесс улучшения навыков чтения

Слоговые таблицы для детей дошкольного возраста имеют разные вариации – от простых к сложным. Важно следить за тем, как усваивается материал, и избегать пробелов в знаниях, возможно на изучение отдельной буквы или слога уйдет в два раза больше времени, но навык нужно закрепить.

Работать нужно не только с таблицами, можно подбирать краткие фразы и рассказы, чтобы ребенок понимал, что слова образуют текст, который имеет смысл. Пособия лучше размещать в рабочей зоне ребенка, чтобы в случае затруднений всегда была подсказка.

Слоговые таблицы, предназначенные для дошкольников, можно изучать по любой удобной для ребенка методике. Педагоги часто комбинируют несколько способов и выбирают более простые к восприятию варианты. Помимо основной таблицы, рекомендуется использовать вспомогательные пособия в виде карточек или кубиков.

Слоги слияния — это…

Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.

Чтобы научиться читать, нужно:

  • знать все буквы и соответствующие им звуки;
  • знать направление, откуда и куда читать (слева направо);
  • знать слоги слияния, характерные для языка, и правильно их произносить;
  • научиться разбивать слова на слоги слияния и отдельные буквы.

Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.

Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.

Методики

Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.

Таблица:

Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.

Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.

Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.

По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.

Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.

Буква Т задания для дошкольников с картинками

Цель занятия: изучаем букву Т, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой Т, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Т по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Толе подарили барабан. Бьет Толя палочками по барабану, а барабан стучит: та-та-та!..

Здесь и далее при произнесении слов ТАПОЧКИ, ТЫКВА взрослый и повторяющий слоги и слова ребенок подчеркнуто артикулируют звук [т].

  • Как стучит барабан?
  • ТА — какой тут первый звук?
  • Кому подарили барабан?
  • Какой первый звук в слове ТОЛЯ?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Тыква Тапочки Тучи Тигр

Какой первый звук в слове ТАПОЧКИ? — ТЫКВА?

Когда мы произносим звук [т], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: Т!

Кончик языка стукает по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [т].

  1. Гласный или согласный звук [т]?
  2. Какие еще согласные звуки ты уже знаешь?
  3. С голосом или без голоса мы произносим звук [т]?

Запомни, пожалуйста: согласные звуки, которые мы произносим без голоса, называются глухими согласными. Звук [т] — глухой согласный.

Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь? ([х], [п]) Согласные звуки, которые мы произносим с голосом, — это звонкие согласные звуки. Какой звонкий согласный звук ты уже знаешь? ([м])

Задание: печатная буква Т для дошкольников

Рассмотри букву Т. На что похожа эта буква? (На зонтик, грибок.) Сложи из ладоней букву Т. Напиши букву Т в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Распечатать Скачать файл

Продолжи фразу

По небесам оравою Бредут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешков течет вода. Спрячемся получше От дырявой… (тучи).

Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна, Называюсь… (тишина).

Быть должны всегда в порядке Твои школьные… (тетрадки).

Чтобы было где писать, В школе нам нужна… (тетрадь).

Be в начале слова, точка. Прочитаем… (веточка). Если се, то… (сеточка). Как из слова веточка Получилась сеточка?

Сказка про букву Т

Телезритель Тимка Папа Тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.

— Тимка! — кричат ему утром тигрята. — Пойдем играть. — Отстаньте,— бурчит Тимка,— тут такое показывают!

А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно — тараканов. Потом дяденьки в белых тапочках три часа играли в теннис. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо. Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!

И стало темным-темно. Тимка слетел с тахты и к телефону:

— Алле, алле! Командная пожарн… Взорвался телевизор! Что делать? — Выкинуть,— мрачно сказал вошедший папа Тигр,— а тебя — выпороть.

(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву Т

Живет в нем вся вселенная, А вещь обыкновенная. (Телевизор)

Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам — Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

Поверчу волшебный круг — И меня услышит друг. (Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

То я в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет — Семь плугов тащит. (Трактор)

Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется. (Топор)

Я мчусь, держусь за провода, Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

Нахмурится, насупится, В слезы ударится — Ничего не останется. (Туча)

Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Над тобою, надо мною Пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес — Прохудился и исчез. (Туча)

Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. (Туча)

Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Пословицы и поговорки на букву Т

Трус и таракана посчитает за великана. Трус своей тени боится. Труд кормит, а лень портит. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит и одевает. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени — только три дня. Тяжко тому жить, кто от работы бежит. Кто не стыдится спрашивать, узнает многое, кто стыдится спрашивать, забудет то, что знал. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать. Где растяпа да тетеря — там не прибыль, а потеря. Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет. Не тот много знает, кто долго жил, а тот, кто много учился.

Веселые стихи про букву Т для детей

Хорошая книжка привыкла к почтению. И тот получает пятерку по чтению, Кто с детства любитель большой почитать И книжки, как старших, привык почитать. (Я. Козловский)

Телевизор тигр купил, Самый лучший попросил. — Я люблю,— сказал он строго, Чтоб полосок было много! (Г. Виеру)

— Что такое Телескоп? Тигр спросил, Наморщив лоб. — Телевизор? Что за слово? — Не слыхал тукан такого. (Г. Сатир)

Темноты боится Петя: Трусоват он, видно, дети! (Б. Тимофеев)

Тигр — свирепый зверь. Но все же Тихим тигр бывает тоже. Тигр бывает тих с тигрицей, Так как сам ее боится. (В. Лунин)

Тигренок Эй, не стойте слишком близко — Я тигренок, а не киска. (В. Маяковский)

Тучи встретились друг с другом, Собрались в один кружок И заплакали над лугом. То ли с радости? С испуга? Отчего? Узнать не мог. (Ф. Бобылев)

Слон Весит слон триста тонн: Тонна — ушко. Тонна — ножка, Вот так крошка! (Г. Цыферов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Полезные материалы

doshkolnik.net

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]