Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии


Сенсорная алалия — нарушение, при котором речь ребенка не развивается по причине непонимания слов окружающих.
Это характерное проявление нарушений в функционировании речеслухового анализатора. Вследствие перинатального или постнатального осложнения происходит недоразвитие некоторых участков головного мозга, отвечающих за восприятие и анализ обращенной речи.

При сенсорной алалии у детей в большинстве случаев наблюдается полная сохранность слуха. Развития речи же не происходит по причине отсутствия связи между теми звуками, что ребенок слышит, и их значением.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорный алалик — вовсе не молчун. У детей присутствует активная — иногда даже чрезмерно — экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям, не понимая сами, что именно они говорят.

Характерные особенности сенсорной алалии:

  • Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т. д. Иногда речь может казаться осмысленной, в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  • Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом сенсорной алалии.
  • Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания. Кроме того, многие алалики страдают гиперакузией — повышенной чувствительностью к некоторым звукам.
  • Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные в речью.
  • Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, алалику требуется довольно много повторений.

Итак, речь при сенсорной алалии отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.

Сенсомоторная алалия — симптомы и лечение

Дети с сенсомоторной алалией нуждаются в систематической медико-педагогической реабилитации [16].

Занятия с логопедом и дефектологом в первую очередь назначаются не для развития речи, а для приучения ребёнка к выполнению простых бытовых инструкций. Также пациента обучают простым понятиям (форма, размер, основные цвета), учат группировать животных, овощи/фрукты, мебель, транспорт и пр. Затем с помощью наглядных пособий (карточек) приступают к формированию словарного запаса — заучиванию названий предметов, животных, продуктов питания [3][20].

По мере усвоения базовых знаний специалист учит ребёнка сначала произносить звуки, а затем и простые слова. Для этого могут использоваться: реабилитационные и развивающие методики Домана, карточки PECS, звукоподражание зверям (как мычит корова, как мяукает кошка и др.).

Также для реабилитации пациентов с сенсомоторной алалией прибегают к занятиям в аудио-тренажёре, логопедическому массажу, микротоковой рефлексотерапии, нейрокоррекции и лекарственной терапии.

Во время занятий в аудио-тренажёре используются специальные наушники костной проводимости, которые позволяют ребёнку выделить собственный голос из общего шума окружающей среды. Специальные речевые фильтры делают голос ребёнка звучным, сочным и более громким, чем все остальные окружающие звуки, что привлекает его внимание. У ребёнка появляется интерес произносить за логопедом звуки и слова, сознательно контролировать свою речь [11][20].

Логопедический массаж — это массаж речевой мускулатуры, участвующей в произнесении звуков, с использованием логопедических металлических зондов. Данный метод позволяет восстановить нарушенный тонус артикуляционной мускулатуры и активизировать речевые зоны коры головного мозга за счёт восходящих чувствительных импульсов от рецепторов кожи и слизистой оболочки лица и рта. Логопедический массаж также способствует улучшению кровоснабжения и восстановлению иннервации мышц речевого аппарата. Лого-массаж необходим неговорящим детям, детям с нарушением дикции, слюнотечением и приоткрытым ртом, так как все они не умеют управлять своими органами артикуляции [13][20].

Микротоковая рефлексотерапия рекомендована Минздравом РФ для улучшения речевой функции у детей с задержками развития. Во время процедуры врач прикладывает к различным участкам кожи пациента электроды, по которым проходят сверхмалые электрические импульсы. Под воздействием данных импульсов восстанавливается нормальная рефлекторная деятельность нервной системы. Они позволяют улучшить кровоснабжение и активизировать различные зоны коры головного мозга. Для ребёнка эта процедура безболезненна, схема лечения составляется индивидуально [2][18][19][22][23].

При сенсомоторной алалии проводится активизация различных речевых зон головного мозга:

  • зона Вернике — для развития функции понимания речи, набора пассивного словарного запаса;
  • зона Брока — для повышения желания вступать в речевой контакт, пополнения активного словарного запаса;
  • ассоциативные зоны речи — для формирования навыка составления фраз и предложений;
  • моторные зоны, управляющие артикуляционной мускулатурой — для нормализации дикции.

Микротоковая рефлексотерапия также позволяет улучшить работу лобных долей головного мозга. Это способствует формированию социально-бытовых навыков. При необходимости для снижения возбудимости используются седативные схемы лечения. Процедуры проводятся c ЭЭГ-контролем [7][14][15].

Нейрокоррекция направлена на восстановление этапности развития головного мозга. Занятия по нейропсихологии представляют собой выполнение упражнений со специальным оборудованием: настольными тренажёрами-лабиринтами для межполушарного взаимодействия, доской-балансиром для мозжечковой стимуляции, мячом-маятником, напольной мишенью, фигурами-цифрами и массажными кочками. Занятия направлены на улучшение взаимодействия двух полушарий головного мозга, восстановление сознательного контроля над своим поведением и осознанное приобретение сложных навыков [4][16].

Чтобы восстановить пострадавшую нервную систему, детские неврологи часто назначают лекарственную терапию. Так, для устранения последствий гипоксии, как правило, показаны препараты с антиоксидантным эффектом: кортексин, цитофлавин и др. В тех случаях когда у ребёнка из-за гидроцефалии произошло разрушение (истончение) белого вещества, то назначают препараты, которые способствуют восстановлению оболочек нервных волокон: цераксон, нуклео ЦМФ, витамины группы В, а также лецитин, содержащий фосфолипиды — строительный материал для клеточных мембран. При наружной гидроцефалии показаны мочегонные препараты (диакарб) или травы с мочегонным эффектом [1][7][9][15][19].

Важно помнить, что лекарственные препараты не улучшают работу конкретной речевой зоны головного мозга — они могут улучшать работу мозга в целом. Любые лекарства должен назначать только невролог, самолечение недопустимо.

Коррекция сенсорной алалии

Занятия по коррекции этого состояния строятся в зависимости от его тяжести. Грубая форма алалии, возникшая в результате значительного поражения участков мозга, ребенок совсем не способен анализировать звуки и, соответственно, понимать окружающую речь. Более легкое состояние позволяет детям осознавать отдельные слова, но не вычленять их в фразовой речи или, наоборот, воспринимать ситуативно запомнившиеся предложения и не понимать слова, использующиеся самостоятельно.

Для коррекции сенсорной алалии логопед должен провести обследование, чтобы правильно определить тяжесть состояния и построить план занятий, включающий нужные упражнения и задания.

Грубые формы этого состояния могут приводить к вторичным нарушениям психики и интеллектуального развития, поэтому важно найти специалиста, который поможет формированию речи ребенка.

Причины и симптомы алалии у детей

Причины возникновения заболевания кроются в особенностях внутриутробного или раннего (до трех лет) развития ребенка:

  • Гипоксия плода или асфиксия новорожденного.
  • Внутриутробное инфицирование плода, приведшее к органическим повреждениям головного мозга.
  • Травматизация будущей матери (падения, удары по животу).
  • Тяжелые заболевания беременной хронического характера.
  • Любые патологии родоразрешения, в том числе внутричерепная травма ребенка.
  • В первые годы жизни ребенок перенес тяжелые и/или продолжительные болезни, оперативное вмешательство с общим наркозом.

Неблагоприятная обстановка в семье, неудовлетворительные социальные условия усугубляют вред, нанесенный основными этиологическими факторами.

Алалия симптомы:

  • Моторная алалия – нарушения координации движений и моторики, памяти, гиперактивность или заторможенность, быстрая утомляемость. Речь практически не развивается или развивается с большой задержкой, медленно, с нарушениями, словарный запас ограничен, ребенок использует короткие предложения. По причине речевой дисфункции постепенно начинает страдать интеллектуальное развитие.
  • Сенсорная алалия – ребенок не говорит, но очень старается, воспроизводит звуки и звукосочетания, которые не имеют смысла. С целью общения ребенок активно использует мимику, жесты. Нарушение процессов развития речи становится причиной отклонений в поведении, отставания в интеллектуальном развитии, могут начаться психические отклонения.

Данные статистика свидетельствуют о том, что алалия моторная или сенсорная в чистом виде встречается не часто. Диагностируется преимущественно сенсомоторная форма патологии.

Задания и упражнения при сенсорной алалии

Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.

Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение. На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.

Коррекционные мероприятия при моторной алалии

Главный принцип логопедической работы при алалии — это системность. Необходимо помочь ребенку, развивая механизм его речевой деятельности. Мотивация, интерес к занятиям, желание общаться настраивают малыша на запоминание материала. Чтобы облегчить освоение лексико-грамматических средств языка, работа строится по следующим этапам:

  1. Воспитывается речевая активность. Пополняются пассивный и активный словари. Слова подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребенка. Ему прививаются навыки построения диалога в различных ситуациях.
  2. Словарь усложняется, формируются фразовые высказывания, проводится работа над их структурой. Диалоги и рассказы приобретают более развернутый, описательный характер.
  3. Продолжается формирование связной речи. Построение грамматических структур постепенно доводится до автоматизма.

Каждый этап логопедической работы при моторной алалии строится на привлечении маленького пациента к общению. Одновременно даются задания на развитие мелкой моторики. Занятия подкрепляются красочным наглядным материалом, картинками, игрушками. Терпение логопеда позволяет установить хороший контакт, что значительно помогает при усвоении речевых навыков.

Диагностика

Чтобы диагностировать алалию, необходима консультация таких врачей, как: невролог, педиатр, отоларинголог, психолог. В редких случаях требуется посещение нейрохирурга. Консультация помогает выявить особенности развития речи ребёнка.

Прежде всего проводится сбор анамнеза, включающий стандартные вопросы о состоянии матери на период беременности и ребёнка. Дифференциальная диагностика необходима и для того, чтобы исключить другие заболевания речевого аппарата.

Чтобы выявить повреждение мозга потребуется провести одно из исследований, например: ЭЭГ, рентгенографическое исследование, МРТ, эхоэнцефалографию.

Если ребёнку поставлен диагноз «сенсорная алалия», требуется исключить тугоухость. Для этого проводят отоскопию, аудиометрию и некоторые другие исследования.

Причины

Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда происходит формирование головного мозга, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию.

Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияния различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матери. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов. В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного. Это может происходить при длительном стоянии головки ребенка в малом тазу, раннем излитии околоплодных вод, слабости родовой деятельности, стремительные роды, обвитии пуповины вокруг шеи ребенка, родовая травма, переохлаждение ребенка и отсутствие поступления питательных веществ в первые часы после родов. На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менинго-энцефалита, краснухи), травматического повреждения головного мозга (ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]