Опыт работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»


Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются

:

— овладение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря, развитие связной

, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества

;

развитие

звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В процессе организации работы по речевому развитию детей

используем следующие подходы:

1. Комплексный подход к развитию устной речи

, обеспечивающий:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей

к собственной речи и речи окружающих;

развитие

связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

развитие

грамматического строя речи;

развитие речевого аппарата

, звукопроизношения;

развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3. Развитие устной речи детей

во взаимосвязи с другими психическими процессами.

Работа

по данному направлению построена на основе принципов
системности
, последовательности и преемственности.

Создавая условия для полноценного развития речи детей

, мы предусматриваем:

— создание развивающей

предметно-пространственной среды;

— целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей

во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;

— повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников

;

— изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства

;

Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста

занимает эффективная организация
развивающей
предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Во всех
возрастных
группах ДОУ оформлены
речевые уголки
.
Разработаны
определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и
систематизирован
разнообразный практический материал для организации
речевых игр и занятий
: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной

речи, развития

фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно — ролевые игры.
Развивающую среду каждой возрастной
группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в
речевом развитии детей
.

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей

.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка

. От качества
речи
, умения пользоваться ею в игре, во время совместной
деятельности педагога и ребенка
, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность
деятельности ребенка
, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в
детском сообществе
.

Формирование правильной речи

является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная

, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании
речи детей
, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, коллектив выделил следующие задачи речевого развития

.

1. Обогащать познавательно-речевую сферу детей информацией через занятия

, наблюдения, экспериментальную
деятельность
, речь.

2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности

.

4. Поддерживать условия для развития

познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах
деятельности
.

В практике работы педагогов используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности

.

— режимные моменты

— совместная деятельность педагога с детьми

— самостоятельная деятельность детей

— совместная деятельность с семьей

.

Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи

способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности
ребенка
.

Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников

.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности

: в игре, труде, бытовой, учебной
деятельности
и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для
развития речи любую деятельность
. Прежде всего,
развитие речи
происходит в контексте ведущей
деятельности
. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная
деятельность
, детей дошкольного возраста — игровая
деятельность
.

ДЕТСТВО-ГИД

Достаточно часто при написании плана или конспекта НОД педагоги испытывают затруднения в формулировке задач.

Что нужно учитывать?

Формулируя задачи образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, необходимо помнить, что одним из основных принципов дошкольного образования является личностно-развивающийся и гуманистический характер взаимодействия педагога и детей. Это значит, что ребенок признается полноценным участником образовательных отношений и активным субъектом в выборе содержания своего образования.

Основная форма организации современного образовательного процесса – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Таким образом, если в совместной деятельности педагог и ребенок выступают как равноправные участники образовательного процесса, то и формулировать задачи нужно, исходя из позиции партнера. Поэтому следует исключить из формулировок глагол «учить», а целесообразнее применять глаголы «способствовать», «формировать», «обогащать», «развивать», «активизировать» и другие.

Ниже приведены примеры современных формулировок задач по образовательной области «Речевое развитие» и по каждому возрастному периоду дошкольников – младшему, среднему, старшему (5-7 лет).

Задачи образовательной области «Речевое развитие»

  1. Задача по ФГОС ДО: Владение речью как средством общения и культуры

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;

знакомить с образами обращения к взрослым и сверстникам;

способствовать доброжелательному общению со сверстниками;

формировать потребность делиться своими впечатлениями со взрослыми и сверстниками.

Средний дошкольный возраст:

обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, которые выходят за пределы привычного им ближайшего окружения;

формировать умение проявлять инициативу в общении;

формировать умение дошкольников посредством речевого взаимодействия налаживать контакты друг с другом.

Старший дошкольный возраст:

развивать мотивационно-потребностную сферу в общении;

формировать коммуникативно-целесообразную речь;

формировать умение общаться в паре, группе, в коллективе;

создавать условия для самостоятельности и активности ребенка в речевой деятельности.

  1. Задача по ФГОС ДО: Обогащение активного словаря

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

побуждать называть предмет, вещь, игрушку, их качества, свойства, возможные действия;

вырабатывать понимание значений обобщающих слов и умение использовать их в речи (игрушки, овощи, мебель и т.д);

обогащать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающей действительности.

Средний дошкольный возраст:

формировать умение понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов («идет» — о человеке, поезде, фильме, дожде);

уточнять обобщающие понятия (игрушки, овощи, мебель и т.д.);

расширять представление о синонимах и антонимах;

— способствовать овладению разным способам словообразования;

— способствовать использованию в речи наиболее употребительных прилагательных, глаголов, наречий, предлогов.

Старший дошкольный возраст:

активизировать употребление антонимов, синонимов, омонимов в речи;

продолжать знакомить со значениями многозначных слов;

активизировать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, наречиями, обозначающими взаимоотношения людей;

— формировать умение употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

  1. Задача по ФГОС ДО: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— способствовать умению детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами;

знакомить с глагольной лексикой;

знакомить с простыми повествовательными и вопросительными предложениями;

формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним;

способствовать формированию диалогического общения;

вовлекать в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей и мультфильмов;

подводить детей к составлению рассказов из личного опыта.

Средний дошкольный возраст:

продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных;

способствовать развитию диалогической речи;

приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным);

продолжать формировать навыки пересказывания и составления небольших рассказов;

способствовать включению элементов рассуждения при формировании описательной речи ;

продолжать формировать навыки повествовательной речи;

знакомить с композицией связного высказывания (начало, середина, конец).

Старший дошкольный возраст:

способствовать правильному употреблению предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, между, перед и др.); помогать образовывать имена существительные во множественном числе, родительном падеже множественного числа;

формировать умение пользоваться глаголами в повелительном наклонении;

формировать активную диалогическую позицию дошкольников (инициативность в вопросах, готовность к ответам, умение слышать и понимать собеседника); создавать условия для активизации диалогического общения дошкольников; упражнять в умении интонационно отражать цель высказывания;

формировать умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов;

формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение);

совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью; создавать в окружении ребенка культурную речевую среду и способствовать активизации детской речи;

— помогать осваивать формы речевого этикета.

  1. Задача по ФГОС ДО: Развитие речевого творчества.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

обогащать знания детей об окружающей действительности;

— обогащать опыт восприятия малых фольклорных форм;

— формировать эмоциональный отклик на художественные образы в литературных и фольклорных произведениях.

Средний дошкольный возраст:

— способствовать развитию художественного восприятия;

— формировать умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка;

— поощрять словотворчество как одну из важнейших особенностей развития речи ребенка;

— способствовать сочинению коротких сказок и рассказов на заданную тему;

— продолжать знакомить с разными жанрами литературы, их специфическими особенностями.

Старший дошкольный возраст:

— развивать способность составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; по потешке, загадке, песенке; придумывать необычные окончания к знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров;

— продолжать совершенствовать умение подбирать сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы, рифмы к слову и словосочетанию;

— совершенствовать понимание детьми особенностей жанра литературных произведений;

— активизировать включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с разными интонациями.

  1. Задача по ФГОС ДО: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

формировать умение четко про-износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п – б; т – д; к — г; ф — в; т — с — з — ц;

вырабатывать правильный темп речи и силу голоса;

— развивать интонационную выразительность;

— развивать фонематическое восприятие.

Средний дошкольный возраст:

закреплять правильное произношение

гласных и согласных звуков;

отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;

развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

развивать интонационную выразительность речи.

Старший дошкольный возраст:

продолжать закреплять отчетливое произношение звуков;

— формировать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

— продолжать развивать фонематический слух;

— формировать умение определять место

звука в слове (начало, середина, конец);

— совершенствовать интонационную выразительность речи.

  1. Задача по ФГОС ДО: Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

формировать интерес к художественной литературе;

— развивать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение;

— знакомить с художественными текстами различных жанров (сказка, стихотворение, рассказ).

Средний дошкольный возраст:

— развивать способность к восприятию литературного произведения, к стремлению эмоционально откликаться на описанные события;

— привлекать внимание к содержанию произведения; к восприятию на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая), к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты);

— формировать умение анализировать художественное произведение при помощи вопросов.

Старший дошкольный возраст:

— формировать умение на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним;

— формировать умение определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка);

— способствовать восприятию наиболее ярких примеров образности языка (определения, сравнения, метафоры);

— обогащать литературный опыт с целью понимания идеи произведения, поступков героев, мотивов их поведения;

— совершенствовать целостное восприятие литературных произведений в единстве их содержания и художественной формы.

  1. Задача по ФГОС ДО: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— подводить к пониманию терминов «звук», «слово»;

формировать умение вслушиваться в звучание слова;

— развивать слуховое восприятие.

Средний дошкольный возраст:

— развивать фонематический слух: различение на слух и называние слова с определенным звуком;

— закреплять произнесение всех звуков языка;

— продолжать знакомить с терминами «слово», «звук»;

— формировать знания о том, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности;

— формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком;

— обращать внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

Старший дошкольный возраст:

— продолжать формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры;

— способствовать умению выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова;

— активизировать умение качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

— способствовать правильному употреблению соответствующих терминов;

— формировать умение делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

— способствовать пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова – из слогов и звуков.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук
Формирование коммуникативно-целесообразной речи у дошкольников Развитие речи дошкольников по возрастам Современные типы и методы речевого взаимодействия при восприятии картины Планирование по развитию речи дошкольников >

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]