Постановка звука «р»Игровые фрагменты индивидуальных занятий
Постановка звука «р» часто занимает продолжительное количество времени. Ребенка необходимо подготовить к правильному восприятию и воспроизведению звука.
Многократные повторения одного и того же материала утомляют. Однако, повторения необходимы: нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить.
При проведении индивидуального занятия важно помнить о том, что у ребенка на протяжении всего занятия должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Как заинтересовать ребенка, вызвать желание снова и снова повторять артикуляционные упражнения?
Предлагаю несколько игровых фрагментов индивидуальных занятий, основная цель которых — подготовка к постановке звука «р».
Игровые приемы позволяют поддерживать интерес ребенка на протяжении определенного отрезка времени. Кроме того, позволяют решать такие важные задачи, как:
— развитие артикуляционной моторики, формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
— развитие фонематического восприятия;
— развитие мелкой моторики рук;
— активизация мыслительной деятельности, развитие произвольного внимания, памяти.
Фрагмент 1.
1. Сообщение темы занятия.
Послушай загадку и найди отгадку среди трех картинок (перед ребенком три картинки, на одной нарисован рак).
Кто в речном песке живет,
Ходит задом наперед? (Рак.)
Покажи картинку-отгадку.
Выложи из горошинок букву, с которой начинается слово «рак» (если ребенок умеет читать).
Выложи столько горошинок, сколько звуков в слове «рак». Посчитай.
2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
А) Послушай, как я назову эту картинку. Правильно я называю? Отвечай «да» или «нет».
Ряк, лак, рак, ак, йяк, рак, гак, рак и т.п.
Б) Игра «Поймай звук» — выделение звука «р» (хлопком) из ряда звуков, слогов, слов: р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры, ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
3. Уточнение артикуляции звука «р»: губы свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует; посередине языка идет теплая воздушная струя; горлышко «работает».
4. Знакомство с артикуляционными и дыхательными упражнениями: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
5. Постановка звука «р»: по подражанию, от упражнения «Грибок», с механической помощью (еслипозволяет состояние артикуляционной моторики).
Фрагмент 2.
1. Графический диктант: 3 клетки влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.
— Что получилось? (Машина.) Дорисуй колеса.
— Какая бывает машина? Подбери слово-признак (легковая, грузовая, большая, маленькая, блестящая, белая, черная, старая, новая, грязная, чистая и т.п.).
— Что машина делает? Подбери слово-действие (едет, стоит, гудит, шумит, буксует и т.п.)
— Машина едет и гудит: трррр. Продолжим учиться произносить звук «р».
2. Развитие фонематического восприятия.
Едет машина, гудит. Как только услышишь звук «р» — хлопни в ладоши один раз: р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры, ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
3. Чтобы машина легко заводилась, сделаем артикуляционную гимнастику: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
4. Постановка звука «р»: по подражанию, с механической помощью, от упражнения «Грибок» (еслипозволяет состояние артикуляционной моторики).
Фрагмент 3.
1. Развитие мелкой моторики.
Отгадай загадку: «Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет, а грузы и людей везет». (Самолет) Выложи самолет из спичек по образцу.
2. Развитие фонематического восприятия.
Летит самолет, ревет мотор. Как услышишь звук «р» — хлопни в ладоши один раз: у, а, р, ш, к, с, р, г, о, и, р, в, э, р, бу, ар, ко, гы, га, ур, пу, ры, хо, ур.
3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
4. Постановка звука «р»: по подражанию, от упражнения «Грибок», с механической помощью.
Теперь сам заведи мотор у самолета.
Фрагмент 4.
1. Сообщение темы занятия.
Отгадай загадки:
Хвост крючком, нос пятачком (поросенок).
На деревьях живет и орешки грызет (белка).
Пищит над ухом он всю ночь. И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар. Писклявый, маленький …(комар).
Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает (лиса).
Вспомни и назови все 4 слова-отгадки. Кто тут лишний и почему? (Комар, т.к. комар не животное, а насекомое).
Сегодня будем учиться звенеть, как большой комар.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
3. Постановка звука «р».
Улыбнись, открой рот, подними язык вверх и произнеси звук «з» — позвени, как комар. Выполняется несколько раз.
Демонстрируется картинка комара с недостающими частями.
Посмотри, это комар. Запомни, как он выглядит. Теперь закрой глаза. Дорисовываются недостающие детали.
Что изменилось?
Позвеним еще 10 раз, как комар.
Теперь комар полетает по дорожкам (рисуем пять дорожек, в конце которых буквы а, ы, о, у, э). Веди пальцем по «дорожкам» и произноси за, зы, зо, зу, зэ (кончик языка находится за верхними резцами).
Фрагмент 5.
1. Сообщение темы занятия.
Игра «Кто кем (чем) будет?»: яйцо – цыпленком, цыпленок – курицей, мальчик — …, жёлудь — …, икринка — …, гусеница — …, железо — …, кирпичи — …, ткань — …, кожа — …, больной — …, слабый – сильный.
Чтобы научиться произносить звук «р», мы должны сделать язычок сильным. Сделаем артикуляционную зарядку.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
3. Развитие фонематического восприятия + постановка звука «р».
Демонстрируется картинка-раскраска «комар».
Вот комар. Вспомни, как он звенит, и позвени 10 раз.
Давай сделаем комара красивым, раскрасим его, но цвета будем выбирать только те, в названии которых есть звук «р».
Итак, крылья будут голубые или красные, тело оранжевое или желтое, голова черная или синяя?
Посмотри, каким ярким стал наш комар. Он очень рад. Позвени 10 раз радостно.
Теперь радостный комар полетел к цветам (рисуем цветы с буквами а, ы, о, у, э). Веди пальцем по «дорожкам» и произноси за, зы, зо, зу, зэ.
А теперь пощекочем нашего комарика (постановка «р» с механической помощью).
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р].
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука
[р].
Тема:
Постановка звука [р].
Цель:
учить правильно произносить звук [р] с механической помощью.
Задачи:
Коррекционно- развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционную, мелкую моторики;
- развивать внимание, память.
Образовательные
- учить выделять звук [р] из ряда слов;
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию, умение сосредотачиваться.
Оборудование:
зеркало, игрушка Тигрёнок, логопедический зонт с шариком или палочка с надетой сверху соской для постановки звука [р], предметные картинки с символами на обратной стороне, набор геометрических фигур, счетные палочки, картинки с изображением животных.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-Сегодня хочу познакомить тебя с маленьким тигренком, который живет в зоопарке со своей мамой-тигрицей. Мама отпустила его вместе со мной, чтобы малыш-тигренок научился рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, вы сможете помочь друг другу.
2.Основная часть. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
-Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажи тигренку, какие упражнения для этого нужно выполнить.
(Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка «Чашечка», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Лошадка», Грибок», «Барабанщик» и воздушной струи «Вертушка», «Парус»).
3.
Артикуляция звука[р]. Повторение правильной артикуляции звука[р].
-Тигренок очень заинтересовался своим отражением в зеркале, пока мы выполняли и показывали ему упражнения. Покажи правильную артикуляцию звука [р].
— губы растянуты в улыбке;
— зубы на некотором расстоянии друг от друга;
— кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует;
— посередине язычка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладони.
(несколько раз логопед с ребенком отрабатывает правильную артикуляцию звука [р]).
4.Постановка звука «Р» с механической помощью.
— Устали наши язычки, а давай погуляем вместе с тигренком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко – громко тарахтит. Покажи тигренку, как работает трактор, а я помогу тебе нашей волшебной палочкой с соской. Произнеси быстро длинный ряд «дддд» (В это время соской, подложенной под кончик языка, логопед производит частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука [р]).
5.
Игра на развитие фонематического слуха «Подай деталь»
.
-Немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет нужные детали. Помоги ему, подай только ту деталь, в названии которой слышится звук «р». А тигренок тебе поможет. (Логопед предлагает детали – геометрические фигуры – и проговаривает ряд слов: стартер, свеча, генератор, цепь, фара, руль, лампочка, глушитель, фильтр. Ребенок должен взять ту деталь, которую логопед сопровождает словом со звуком [р]).
6. Постановка звука
[р]с механической помощью.
-Отремонтировал водитель машину и завёл мотор. Покажи тигренку, как работает мотор (постановка звука [р] с механической помощью).
7. Игра на развитие зрительного внимания и памяти «Запомни дорогу».
-Тигренок побежал за машиной по дороге. Чтобы он не заблудился, помоги ему запомнить дорогу. Для этого назови картинку и запомни её символ на обратной стороне картинок. (Логопед выкладывает картинки в виде дорожки, после называния каждую картинку переворачивает, и ребенок видит соответствующий символ).
8.Гимнастика для глаз.
— Куда же пропал наш тигренок? Давай поищем его. Посмотри направо; налево; вниз; вверх; зажмурь глаза и быстро поморгай ресницами.
9. Постановка звука «Р» с механической помощью.
-Посмотри, наш тигренок вернулся в зоопарке. Но он не может найти свою маму-тигрицу. Слышится громкое, сердитое рычание (постановка звука [р] с механической помощью). Помоги ему определить, кто из этих животных так рычит. Покажи и назови это животное. Это лев, он рычит (постановка звука [р] с механической помощью).
10.Развитие мелкой моторики. Игра «Сделай клетку».
-Лев рычит, потому что ему нужна новая, просторная клетка. Выложи клетку из счётных палочек.
11.Пальчиковая гимнастика.
-Какие еще животные живут в зоопарке? Покажи их из пальцев (логопед показывает из пальцев фигуры волка, лисы, зайца, медведя, обезьяны ребенок повторяет).
12. Образование притяжательных прилагательных, употребление в речи падежных форм имен существительных. Игра «Зоопарк».
-Ходит тигренок по зоопарку, животных рассматривает, ищет свою маму. Постоял около … льва, посмотрел на … лису, увидел … зайца, остановился рядом с … оленем, подошёл к … медведю, подумал о … волке, посмеялся над … обезьяной (ребенок, смотря на картинку с животным, которую показывает логопед, добавляет его название в нужном падеже).
-Посмотри, тигренка очень хвосты интересуют. У него хвост тигриный, а у лисы, зайца, волка, льва, оленя, обезьяны, медведя… чей хвост? (Ребенок образует прилагательные).
-Наконец-то тигренок увидел свою маму-тигрицу и от радости зарычал. Покажи, как он это сделал (постановка звука [р] с механической помощью).
13.Игра на развитие зрительного внимания и памяти «Запомни дорогу».
-Мы с тобой домой собираемся, а тигренка еще к себе в гости приглашаем. Чтобы он не забыл к нам дорогу, помоги ему вспомнить обратный путь. Посмотри на символы и назови картинки, которые они обозначают.
14.Рефлексия.
-Тигренок к маме вернулся и рычать научился. Наше с тобой занятие подошло к концу. Сегодня ты тоже учился произносить звук [р] с помощью волшебной палочки с соской, а тигренок тебе помогал.
-Какие задания ты смог выполнить легко?
-Какие задания были трудными для тебя?
-Спасибо за занятие. До свидания.