Коспект урока «Звук [у], буква Уу.»
Литературное чтение (обучение грамоте), 1 класс, УМК Школа России
МБОУ Школа № 10 г. Ростова-на-Дону Первомайского района
Учитель начальных классов: Шутько Елена Леонидовна
Тема: Звук [у], буквы У,у.
Цель урока
: Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком у, буквой У,у.
Задачи:
1.Формировать умения анализировать звуковой состав, вычленять из слова нужный звук и давать ему характеристику.
2.Познакомить с буквой У, учить распознавать ее в печатном тексте.
3.Учить применять полученные знания в новой учебной ситуации.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ключевые понятия: Звук у. буква У,у. Звуковая модель слова.
Методы и приемы обучения: поисково-исследовательский
Планируемые результаты:
предметные
воспринимать на слух различные виды текстов,
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием (я хочу прочитать стихотворения о букве «У»; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей);
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
метапредметные
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
личностные
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; знают особенности произнесения звука у и его характеристики; называют букву У,у как знак звука у; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; находят изучаемую букву на «ленте букв»; составляют небольшой рассказ повествовательного характера по сюжетной картинке; учатся разгадывать ребус; анализируют слова по модели; составляют предложение по схеме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; логические – строят рассуждения в форме связи простых суждений; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.
Оборудование: Учебник «Азбука»,1 часть. Авторы: Горецкий В. Г. и др. Просвещение, 2019;
Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой (1 СD). Азбука. 1 класс. «Лента букв». Тетради для печатания.
Конспект логопедического занятия «Звук и буква «У»
Состав группы: учащиеся 1 кл. с ОНР 3 уровня речевого развития
1. Разминка в кругу:
- Крупномоторное упражнение: движение правой руки, правой ноги вперед, в сторону, назад и обратно; затем левой руки, левой ноги аналогично с одновременным проговариванием чистоговорки «Мышонку шепчет мышь»
- Крупномоторное упражнение: «Рука догоняет руку» — одновременная ходьба на месте с попеременным перемещением рук на пояс, плечо, над головой и обратно под счет или ритмичное стихотворение «Наша Таня громко плачет»
- Упражнение для рук «Пальчики здороваются» (этап одновременного выполнения обеими руками) с одновременным проговариванием стихотворения «Куры, гуси да индюшки»
- Упражнение с мячом «Что дольше длится?» — урок или утро? — утро или сутки? — понедельник или неделя? — неделя или октябрь? — октябрь или осень? — осень или год?
2. Сидя за партой:
- Хлопните в ладони, если предмет длиньше школьной доски: тетрадь, кабинет, парта, коридор, улица
- Чем можно измерить длительность урока, суток? Каким измерительным прибором? — Часами — Что мы измеряем часами? — Время
Чем можно измерить длину парты, доски, кабинета, улицы? — Руками, линейкой, рулеткой, ногами
3. Артикуляционная гимнастика:
- «Окошко»
- «Лягушка – хоботок»
- «Блинчик»
- «Вкусное варенье» — одновременное движение языка и руки (этап синхронного выполнения)
- «Часики» — одновременное движение языка, указательного пальца и глаз (этап синхронного выполнения)
4. Объявление темы занятия:
— Сегодня мы будем изучать звук, который дольше тянется в словах: у-у-утро, ру-у-уки, му-у-узыка — Звук «у» — А чем вы измерили этот звук? — Ушами, на слух
5. Характеристика артикуляции звука «у»:
— губы вытянуты «хоботком» — рот открыт — голосовые связки «дрожат» — нет «преграды» — звук «у» — гласный
6. Какие вы знаете слова со звуком «у»?
7. Определение наличия звука в слове, игра «Засыпаем»:
— Если в моем слове есть звук «у» — вы проснетесь
8. Дифференциация понятий «звук – буква» посредством биомоторики:
— То, что мы слышим и говорим – это звуки — То, что мы видим и пишем – это буквы
9. Буква «у» спряталась в верхнем правом переднем углу кабинета, покажите этот угол правой рукой
10. Выполнение упражнений стоя:
— Чтобы «написать» букву «у» проведем рукой из этого угла линию вниз – влево; направим руку в верхний левый передний угол, проведем линию из этого угла до середины первой линии — то же самое выполняется головой — то же самое выполняется на поверхности школьной доски – синхронное движение указательного пальца и глаз — то же самое выполняется указательным пальцем правой руки на поверхности парты с определением углов – точки начала написания буквы
11. Из скольки частей состоит буква «у»?
— Из двух — Какая из них длиньше, первая или вторая? — Вторая — А чем вы сейчас их измеряли? — Глазами
12. Работа в тетради в клетку:
— запись числа — пропись элементов и буквы «у» с определением углов клеток – начала написания буквы
13. Нахождение на карточке правильно написанных букв «у»
14. Нахождение «правильной» буквы «у» на карточке, отображенной в зеркале, обводка этой буквы на карточке — глядя в зеркало
15. Подведение итога занятия:
— Что мы сегодня проходили на занятии? — Звук и букву «У» — Дифференциация понятий «звук – буква» — одновременное проговаривание и показ руками на уши, рот, глаза, пальцы
16. Конструирование буквы «у» кубиками «Сложи узор» Б.П.Никитина
Пояснительная записка к уроку
Нейропсихология – наука о функциональном строении и взаимодействии структур головного мозга, развитие которых происходит разновременно, снизу вверх (от стволовых, подкорковых структур к коре), справа налево, от задних отделов к передним.
К 7 годам у ребенка оформляется полушарная латерализация. У дошкольника по речи доминантное правое полушарие, у школьника – левое.
На логопункт школы зачисляются учащиеся, в анамнезе которых последствия перинатального поражения ЦНС, задержки речевого и психического развития, ОНР 3 уровня. У таких детей опаздывает левополушарная латерализация.
В связи с этим актуально развитие психологической базы речи средствами нейрокоррекции:
- развитие подкорковых структур головного мозга, обеспечивающих тонус коры и развитие двигательных актов;
- развитие правого («чувственного, эмоционального») полушария, эмоции оказывают непосредственное влияние на развитие памяти;
- развитие межполушарных связей (взаимодействие правых-левых частей тела при выполнении упражнений).
Развитие психологической базы речи это: устранение крупномоторной, кистевой, пальцевой, оральной, артикуляционной апраксий; зрительных, слуховых агнозий; конструктивно-пространственных расстройств, расстройств ориентировки во времени.
Ведущие ученые нейропсихологии, А.В.Семенович, Б.А.Архипов, разработали программу «Развитие психологического здоровья ребенка», которая реализуется в «методе замещающего онтогенеза». На ее базе специалистами разрабатываются авторские программы.
Логопед О.М. Козлова реализует на занятиях упражнения, используемые в логопедической ритмике, лечебной физической культуре, сенсомоторной коррекции.
Литература:
- А.В. Семенович Введение в нейропсихологию детского возраста, учебное пособие М.: Генезис. 2013
- О.А. Иншакова и др. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов, программно-методические материалы М.: Просвещение. 2014
Учитель – логопaед МАОУ «СОШ № 131» г. Пермь: Козлова Оксана Михайловна
Также по теме:
Конспект урока «Слышу. Говорю. Читаю. Звук [и] буква И»