Лучшие скороговорки для развития речи и тренировки дикции у взрослых

Приветствую вас, дорогие мои! Сегодня мы с вами будем учиться красиво и правильно говорить. А для этого прибегнем к помощи скороговорок для развития речи и дикции.

Как вы знаете, шепелявая и малопонятная речь никому не нравится. Она очень сильно портит впечатление о человеке, особенно, если это взрослый, а не ребенок. Поэтому пора заняться собой и своим языком. Скороговорки – самый быстрый и не затратный способ повысить качество своей речи.

Они научат вас не только произносить трудные звуки, но и чувствовать их. Причем для достижения хорошего логопедического эффекта достаточно заниматься 10-20 минут в день. Сначала медленно прочитайте скороговорку, затем с каждым прочтением старайтесь увеличивать скорость ее проговаривания. Не сомневайтесь, все у вас обязательно получится!

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора. В грозу от груза арбузов развалился кузов. В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш. Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз. Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки. За тараканом с барабаном, за комаром с топором. Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле. Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа. Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы. На корабль прокрался краб, караси украли трап. Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой. Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы. По травке тропа протоптана. Прыгают скороговорки как караси на сковородке. Рано утром два барана барабанят в барабаны. Рома Маше нарвал ромашек. Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла. С горы – не в гору, в гору – не с горы. Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла. Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Трое трубачей трубят в трубы. Шустрая норка юркнула в норку.

Содержание

  • Как работать со скороговорками Порядок работы
  • Скорость произношения
  • Интонация произношения
  • Виды скороговорок
      Сложные скороговорки для дикции взрослых
  • Скороговорки для развития речи детей
  • Скороговорки для дикторов
  • Короткие скороговорки
  • Длинные скороговорки
  • Смешные скороговорки Скороговорки для веселого застолья
  • Скороговорки для конкурсов корпоратива
  • Скороговорки для поднятия настроения
  • Скороговорки для шумных вечеринок
  • Пошлые скороговорки
  • Иностранные скороговорки
  • Обучение ораторскому искусству
  • Ни для кого не секрет, что для тренировки дикции и произношения используются скороговорки. Это самый быстрый и несложный способ повысить качество своей речи. Если систематически выделять время на проговаривание скороговорок, то можно достичь хороших результатов. Регулярные занятия скороговорками практикуют дикторы, актеры, вокалисты, ораторы. А вообще, посвящать время специальным упражнениям полезно всем, кто хочет добиться внятной и выразительной речи.

    Скороговорки на звук [Р и Л]

    Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. Все бобры добры для своих бобрят. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара у Вали играет на рояле. Королева кавалеру подарила каравеллу. Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Орел на горе, перо на орле. Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали. Проворонила ворона воронёнка. Вставай, Архип, петух охрип. У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора! Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Краб крабу продал грабли. Продал грабли крабу краб. Грабь граблями сено, краб! В поле Поля-полюшка полет поле-полюшко. Сорняков не будет в поле, если полет Поля поле. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели. То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя, то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя. Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе, paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе. Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице… ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем. Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.

    Улучшение дикции у детей

    Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.

    Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:

    • Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
    • Произнести звук О, максимально растянув губы.
    • Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
    • Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.

    Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:

    • на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
    • задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
    • произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».

    Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость. Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.

    • Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:

    «Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»

    • Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.

    Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.

    Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.

    При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.

    Скороговорки на звук [З]

    Бизоны у Зои на комбинезоне. В загоне на газоне бизоны. В замке зайка под замком. За козой – козодой. Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут. Затоптали утки за будкой незабудки. Звериным взвизгом взводный взвизгнул. Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку. Зоиного зайку зовут Зазнайка. Козы в грозу грызут лозу. Лиза везла на возу козла и козу. На возу лоза, у воза коза. На завалинке Зоя и заинька. Не забудьте незабудки. Позади завода заводь. Розовые розы замерзают в морозы. У Зои мимозы. Указание о наказании казака в Казани.

    Улучшение дикции у подростков

    Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.

    Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.

    Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.

    В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.

    Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

    Советы для удачного становления дикции

    Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

    1. Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
    2. Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
    3. При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
    4. Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
    5. Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.

    Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]