Картотека чистоговорок на все группы звуковкартотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чистоговорки — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок не только превосходно развивает речь ребёнка, но и способствует выработке хорошей дикции и чёткости звучания.

Каждая чистоговорка состоит из двух частей. Первая часть предусматривает трехкратное повторение определенного слога, проговаривая который ребенок доводит до автоматизма свой артикуляционный навык. Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2–4 слов, которая рифмуется с первой частью.

Таким образом, последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Да-да-да – очень чистая вода».

Чистоговорки желательно начать проговаривать с ребёнком как можно раньше. Как правило, чистоговорки легко запоминаются малышом. Проговаривая их, ребёнок, незаметно для себя, тренируется в правильном произношении трудных для него звуков.

В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз.

Это можно делать по-разному:

  • произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной);
  • произносим с разными эмоциями (грусть, радость и т.д.);
  • произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
  • произносим тихо или громко;
  • произносим в разном темпе (медленно или быстро).

Чтобы малышам было интересно, я обычно придумываю чистоговорки с рисунками.

Но можно брать и стандартный вариант. Главное здесь — четкость проговаривания.

Ба-ба-ба — очень тёплая изба.

Бе-бе-бе — приду в гости я к тебе.

Бы-бы-бы — подросли в лесу грибы.

Бя-бя-бя — все зависит от тебя.

Ва-ва-ва— летает по ночам сова.

Ву-ву-ву – косят на лугу траву.

Ов-ов-ов – в лесу много комаров.

Ду-ду-ду – растут яблоки в саду.

Де-де-де — будь вежливым везде.

Ди-ди-ди — вперед всегда иди.

Жа-жа-жа — мы видели ежа.

Же-же-же – вырос я уже.

Жи-жи-жи – разлетаются стрижи.

Жу-жу-жу – я с ребятами дружу.

За-за-за — очень добрые глаза.

Зу-зу-зу – я вижу стрекозу.

Зи-зи-зи – осторожно тормози.

Зы-зы-зы – нет капусты у козы.

Ай-ай-ай – приближается трамвай.

Ой-ой-ой – приходи скорей домой.

Ку-ку-ку – поёт птица на суку.

Ак-ак-ак – цветёт на поле мак.

Ки-ки-ки – красивые цветки.

Ла-ла-ла – быстро крутится юла.

Ло-ло-ло – прозрачное стекло.

Лю-лю-лю— маму с папой я люблю

Ре-ре-ре – стоит домик на горе.

Ри-ри-ри – мы пускаем пузыри.

Ря-ря-ря – поднимаем якоря.

Рю-рю-рю – я двери отворю.

Ча-ча-ча – мы остались без мяча.

Чи-чи-чи – я ищу везде ключи.

Чу-чу-чу – плавать в речке я хочу.

Цо-цо-цо – высокое крыльцо.

Цы-цы-цы – какие молодцы.

Щи-щи-щи – положу щавель я в щи.

Щу-щу-щу – я щенка везде ищу.

Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Можно поиграть с детьми в игру, где им нужно самим добавить слог с определённым звуком:

Рю-рю-рю – цветы маме пода… .

Или же закончить чистоговорку, выбирая слово с соответствующим слогом. Это упражнение учит ребёнка подбирать рифмующиеся слова:

На-на-на — длинный хобот у ….

Много интересных заданий и упражнений на рифмовку можно найти в статье «Подбираем рифму».

Например:

Некоторые другие задания из моей книги «Как стать поэтом» можете посмотреть в статье «Подбираем рифму».

Детей постарше можно научить составлять чистоговорки.

Чистоговорки на звук «ш»

Чистоговорки для детей 5 лет являются одним из эффективных упражнений для закрепления правильного произношения и улучшения дикции. Звук «ш» появляется в раннем возрасте. Поэтому чистоговорки с этой фонемой можно подбирать для детей младшего дошкольного возраста.

СлогиЧистоговорки
ША
  1. Осенняя пора хороша.
  2. Зимняя шуба хороша.
  3. Идет кошка не спеша.
  4. Наша мама хороша.
ШОЗимой нам очень хорошо.
ШУ
  1. Листьями шуршу.
  2. Зимой шубу я ношу.
  3. Папе я письмо пишу.
  4. Мы поможем малышу.
ШИ
  1. В школу с братом мы пошли.
  2. В снежки играют малыши.
  3. Собачки очень хороши.
  4. У сестры карандаши.
АШБрат купил мне карандаш.
ОШМорозный день хорош.
УШМы купили много груш.
ОШКА
  1. У нас в доме кошка.
  2. У нас выросла картошка.
УШКОПоглажу кошке ушко.
ИШНЯВ саду поспела вишня.
ОШКУКопаем осенью картошку.
ШИНАПриехала машина.

Если нет чистоговорок с автоматизируемыми звуками, их можно заменить короткими стихотворениями. Данный вариант позволяет включить в занятие больше слов с отрабатываемой фонемой.

Чистоговорки на звук «т»

Звук «т» появляется в детской речи в раннем возрасте. А если имеются искажения в его произношении, коррекцию проводят в 3 года.

Чистоговорки для отработки «т» в прямых слогах:

  • ТА-ТА-ТА – Мы везем кота;
  • ТА-ТА-ТА – У нас в доме чистота;
  • ТО-ТО-ТО – Красивое пальто;
  • ТО-ТО-ТО – Играли мы в лото;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Молока дадим коту;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Поиграли мы в лапту;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Замяукали коты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – У Кати белые банты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Поливаем мы цветы.

Чистоговорки для автоматизации «т» в обратных слогах:

  • АТ-АТ-АТ – Мне купили самокат;
  • АТЬ-АТЬ-АТЬ – Дети пошли гулять;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Замяукал серый кот;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Пролетел самолет;
  • ЮТ-ЮТ-ЮТ – Создаем уют;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Весной птица прилетит;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Каша на плите кипит;
  • ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ – Наша кошка хочет пить.

Предложенные чистоговорки помогут закрепить правильное произношение звука «т» в слогах и словах. После автоматизации будет легко закрепить «д» и повторять чистоговорки уже с этим звуком.

Чистоговорки на звук «к»

Чистоговорки для детей могут использовать не только логопеды, но и родители. Обычно к 5 годам звук «к» сформирован. Но бывает, что нарушения заднеязычной группы сохраняются к старшему дошкольному возрасту.

Про зиму:

  • КИ-КИ-КИ – поиграем мы в снежки;
  • КИ-КИ-КИ – у меня коньки;
  • ОК-ОК-ОК – пойдем мы на каток;
  • ОК-ОК-ОК – на улице снежок;
  • ИК-ИК-ИК – во дворе есть снеговик.

Про весну:

  • КА-КА-КА – весной бежит река;
  • КА-КА-КА – плывут по небу облака;
  • КО-КО-КО – весной солнце высоко.

Про овощи и фрукты:

  • УК-УК-УК – мама режет лук;
  • ОК-ОК-ОК – собираем мы чеснок;
  • ОК-ОК-ОК – у нас вырос кабачок;
  • ОВКА-ОВКА-ОВКА – вкусная морковка.

Про одежду:

  • КИ-КИ-КИ – купили мальчику носки;
  • АПКА-АПКА-АПКА – вязаная шапка;
  • ОК-ОК-ОК – ищем дружно мы носок;
  • ОЛКА-ОЛКА-ОЛКА – яркая футболка.

Про транспорт:

  • ИК-ИК-ИК – проехал грузовик;
  • КО-КО-КО – самолеты высоко.

Чистоговорки на звук «к» помогают закрепить правильную базовую артикуляцию заднеязычной группы.

Чистоговорки на звук «ч»

Звук «Ч» относится к шипящей группе. Его постановкой занимаются после коррекции произношения «ш» и «ж». Слов со звуком «ч» не так много, поэтому чистоговорки поделены по слогам.

Прямые слогиОбратные слогиДругие слоги
ЧА:
  • Паша хочет калача;
  • Соня вызвала врача;
  • Горит красивая свеча.
АЧ:
  • Тетя Таня врач;
  • Мы играли в мяч;
  • Прилетел черный грач.
АЧКА:
  • К нам бежит собачка;
  • У Вовы есть жвачка
  • ЧО-ЧО-ЧО — Ой, как горячо!
  • ЧО-ЧО-ЧО – У папы сильное плечо.
ОЧ-ОЧ-ОЧ — Наступила ночь.ОЧКА:
  • Мы покатим бочку;
  • У папы есть дочка.
ЧУ:
  • Я погулять хочу;
  • На скакалке поскачу;
  • На вертолете полечу;
  • Молотком я стучу.
УЧ:
  • Оля ищет ключ;
  • На небе много туч;
  • Появился луч.
УЧКА:
  • Красивая ручка;
  • Появилась тучка.
ЧИ:
  • Мы купили калачи;
  • У солнца есть лучи;
  • Мы собрали кирпичи.
ИЧ:
  • Купим мы кирпич;
  • Очень вкусный кулич.
ИЧКА:
  • Чистая водичка;
  • Прилетела птичка.

Чистоговорки на звук «ч» помогает закрепить правильную артикуляцию шипящих. Дети должны четко проговаривать все звуки, что положительно влияет на дикцию. Для ребенка 5 лет подойдет материал со сложными словами, соответствующими уровню его словарного запаса.

Чистоговорки на звук «л»

Звук «л» появляется раньше, чем «р», но его постановкой и автоматизацией не занимаются до 4,5 лет. Поэтому предложенные чистоговорки подходят для дошкольников старшей и подготовительной групп.

СлогиЧистоговорки
ЛА
  • Осень в гости к нам пришла;
  • В декабре зима пришла;
  • Кошка воду попила;
  • Соберем травку для козла;
  • На цветке сидит пчела;
  • Мама с улицы пришла.
ЛО
  • В сентябре у нас тепло;
  • Все дороги замело.
УЛ
  • Теплый ветерок подул;
  • Папа чинит стул.
ЕЛА
  • Листва по воздуху летела;
  • Бабочка на цветочек села.
АЛИ
  • Под дождь осенний мы попали;
  • В снежки зимой играли;
  • Картошку все копали.
АЛ
  • Ветер громко завывал;
  • Щенок за кошкой побежал;
  • Ехал самосвал.
ОЛ
  • Утром сильный снег пошел;
  • На луг пришел осел;
  • Зеленый богомол.
ЕЛЬ
  • На улице метет метель;
  • В лесу стоит большая ель.
ЕЛ
  • Самолет прилетел;
  • Папа вкусный ужин съел.
ЫЛПароход приплыл
ИЛЬСтоит автомобиль
УЛ
  • Стоит пчелиный гул;
  • Папа чинит стул.
УЛЯ
  • Милая бабуля;
  • Добрый наш дедуля.
ЛЮ
  • Я свою семью люблю;
  • Я снеговика леплю;
  • Фруктов много я куплю.
ЛИ
  • Мы рисуем корабли;
  • В гости к бабушке пришли;
  • На самолет билет купили;
  • Папе пуговку пришили;
  • Фруктов дедушке купили.

В чистоговорках на начальных этапах автоматизации звуков не рекомендуют использовать слова с другими фонемами. Поэтому «л» не стоит автоматизировать одновременно со звуком «р». Такой звуковой материал подойдет для этапа дифференциации.

Проект «Странички-чистоговорки»

  • 15 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий развития детей.

Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.

Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания исследовательско-творческого проекта «Старнички-чистоговорки».

Цель проекта: Развивать речь и формировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, их родители и педагоги дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  • Создание психолого-педагогических условий для комплексной коррекции всех сторон речи у детей с ФФН при работе с чистоговорками.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование эмоционального контакта родителей с детьми.

Всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам, что позволяет успешно проводить коррекционную работу в заданном направлении.

На логопедические занятия к дошкольникам часто приходит в гости игрушечный попугай Кеша. Он очень любит проговаривать скороговорки, чистоговорки (зарифмованные фразы, в которых часто повторяется какой-либо звук), а ещё Кеше нравится рассматривать картинки к ним, но они встречаются редко.

Поэтому детям предлагается дома вместе с родителями придумать свою чистоговорку, записать её на альбомном листе и сделать к ней иллюстрацию. Готовые Старнички — чистоговорки – подарить Кеше на празднике, посвящённом его Дню рождения.

Для успешной реализации данного проекта необходимо организовать:

  • информирование родителей и воспитателей о ходе реализации проекта через папки передвижки «Всё о чистоговорках»;
  • занятия в Логопедической школе для родителей с целью коррекции речевых нарушений на материале чистоговорок;
  • приёмы работы с чистоговорками (с презентацией) .
  • упражнения в сочинении чистоговорок детьми в группе с воспитателем;
  • придумывание чистоговорок родителей с детьми;
  • совместную деятельность родителей и детей по изготовлению «Страничек –чистоговорок»;
  • подготовку к проведению праздника «День рождения попугая»;
  • совместный праздник родителей с детьми «День рождения попугая»:
  • проведение логопедических занятий по формированию правильного произношения на материале « Страничек-чистоговорок».

Средства оценки результатов реализации проекта:

  • диагностика обследования звукопроизношения детей с ФФН, ФН;
  • беседы с родителями и детьми о ходе реализации проекта;
  • выставки «Страничек-чистоговорок».

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

  • формирование фонетической стороны речи;
  • активизация воображения и словотворчества;
  • психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
  • развитие педагогической компетентности родителей;
  • использование данных страничек на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.

Развитие проекта: создание детьми книг «Мои Чистоговорки».

Список литературы:

1. Кильмяшкина Т. Азбука скороговорок./Журнал «Обруч»№5 ,2008

2. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. — М.,2008

3. Чуковский К. От двух до пяти. — М.,1990

Автор: Шкурат Валентина Викторовна – учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ детский сад комбинированного вида «Солнышко», поселок Каменск, Кабанский район, республика Бурятия. Ее педагогический стаж 15 лет.

Валентина Викторовна увлекается комнатными растениями, любит детей и свою работу, читать, петь, заниматься самообразованием. В 2008 году стала лауреатом Всероссийского конкурса «Необычная буква» (газета «Дошкольное образование»), в номинации «Методические находки в обучении грамоте». Фото автора Valia

Приложение 1: Сценарий праздника «День рождения попугая».

Приложение 2: Презентация «Приемы работы с чистоговорками».

Скороговорки на разные звуки (Автоматизация и Дифференциация

Мы (логопеды) используем скороговорки как обычные фразы с определенным набором звуков для отработки этих звуков в речи детей. Есть скороговорки с каким-либо одним звуком (разумеется, в словах любой фразы множество разных звуков, просто, если нужный нам звук достаточно «далёкий» по отношению к остальным, мы считаем ее скороговоркой на данный звук. Например: «Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага» — для отрабатываем звук Г). А есть скороговорки, специально созданные для различения пар близких звуков, именно к ним относится знаменитая Саша, которая шла по шоссе и при этом сосала сушку. Но мы никогда не ставим целью произношение этих фраз (скороговорок) в быстром темпе – для чего и предназначены скороговорки. Мы с детьми произносим их медленно и правильно. То есть по-настоящему скороговорки могут использовать только взрослые люди или, по крайней мере, школьники с уже сложившимся и устоявшимся произношением.

Поэтому, дорогие родители, не давайте непосильные задания своим маленьким детям: «Повтори быстро-быстро». Лучше возьмите скороговорку с нужным вам набором звуком и предложите ребенку не спеша, правильно ее повторить. Кстати, некоторые русские

народные скороговорки содержат слова уже не понятные современному человеку, поэтому, возможно, сначала нужно будет объяснить ребенку значение непонятного слова. Понимание смысла слов облегчит ребенку произношение всей фразы.

Правила произношения скороговорок (именно в качестве скороговорок):

· Произнести правильно

· Произнести быстро

· Произнести несколько раз подряд (3-5 раз)

Страничка «Скороговорки для взрослых» сделана отдельно специально. Это скороговорки сложные и по смыслу, и в произношении, не столько из-за звуков, сколько из-за сложности слоговой структуры слов (много слогов, большое количество предударных и заударных слогов: «выфильтикультябнуться»).

Общие правила автоматизации звуков.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Скороговорки для автоматизации гласных звуков (А, И, О, У)

Скороговорки для автоматизации твёрдых свистящих звуков (З, С, Ц)

Скороговорки для автоматизации твёрдых согласных звуков (Б, В, Г, Д, К, П, Т, Ф, Х)

Скороговорки для автоматизации твёрдых сонорных звуков (Л, М, Н, Р)

Скороговорки для автоматизации шипящих звуков (Ж, Ч, Ш, Щ)

Скороговорки для автоматизации мягких согласных звуков (Бь, Зь, Й, Ль, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть).

Скороговорки для дифференциации (различения) (В – Б), (В-Ф), (Б — П), (Т – Ть), (Д – Дь), (Д –Т), (К – Т), (П – К), (Г – К), (К—Г—X)

Скороговорки для дифференциации (различения) (З – С – Ш ), (С – Ш – Ч ), (З – Ш – Ж ), (Ш – Ж – С ), (Ш – Ц – С ), (С – Щ – Ч – Ш), (С — Ш – З – Ж), (С—3—Ц—Ш — Ж—Ч – Щ)

Скороговорки для дифференциации (различения) (Ль – Й), (Рь – Ль), (Л – Ль), (Р – Рь), (Р – Рь – Л – Ль)

Скороговорки для дифференциации (различения) (Р – Л)

Скороговорки для дифференциации (различения) (С – Сь), (С – З), (С – Ц), (С – Ш)

Скороговорки для дифференциации (различения) (Ш – Ж), (З – Ж), (Ч – Ть), (С – Ч), (Щ – Ч), (Ш – Ч), (Ш – Щ), (С – Щ), (Ч – Ж), (З – Ш ), (Ж – Ц), (Ц – Ш), (Ч – Ц – С), (С—3— Ц)

Скороговорки для взрослых

Автоматизация (отработка) звуков. Правила, последовательность.

Автоматизация звука в слогах

Слова на разные звуки (Автоматизация)

Словосочетания и фразы. (Автоматизация)

Стихи и чистоговорки на разные звуки (Автоматизация)

Тексты и рассказы на разные звуки (Автоматизация)

Скороговорки на разные звуки (Автоматизация и Дифференциация)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]