Конспект фронтального занятия «Звуки С и Сь»
Конспект фронтального занятия
2 подготовительная группа
Тема: Дифференциация звуков [с] и [c’]
Цель: обучение действовать по словесной инструкции
Задачи:
О:
— учить составлять предложение с заданным словом и анализировать его
— упражнять в дифференциации звуков [с] и [с’] c опорой на наглядность
— упражнять в определении места звука [с] и [с’] в слове
К\р:
— развивать связную речь посредством пересказа рассказа «Случай на границе»
— развивать фонематический слух
В:
— воспитывать чувство самостоятельности и самоконтроля
Х0од занятия:
1. Орг. Момент.
— Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто верно ответит на мой вопрос. Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой будет завтра?
2. Основная часть.
— Сегодня на занятии мы вспомним звуки с и с’, попробуем составить предложение и схему к нему, вместе познакомимся с рассказом «Случай на границе» и даже попробуем сами его рассказать.
— С какими звуками вы познакомились на прошлом занятии? (с и сь)
— Звук С какой? (согласный, глухой, твердый) А его брат, звук Сь? (согл, глух, мягкий)
— Звуки с и сь очень любят путешествовать. И в этот раз они отправляются в большое путешествие в волшебную страну на 2х паровозах. В первом паровозе только те слова, в которых есть звук С. А во втором паровозе те слова, в которых есть звук сь. Первые вагоны занимают те, картинки в названии которых звук стоит на первом месте, вторые вагоны – где звук в середине слова, ну и в последнем вагоне те картинки, в названии которых звук стоит на последнем месте. Давайте попробуем загрузить пассажиров.
(Предлагаются картинки и слова, ребенок должен определить паровоз и место в нем.)
Лось, письмо, сено, гусь, сапоги, стул, нос, лиса, миска, автобус, апельсин.
2. Молодцы! Вот мы на паровозе домчались до станции и дальше нам необходимо сменить транспорт, на чем мы будем передвигаться дальше, вы догадаетесь сами.
— Кто мне скажет, что за птица В небесах, как ветер, мчится, Белый чертит за собой След в лазури голубой? А ведёт её пилот! – Что же это? – … (Самолёт)
— Чтобы взлететь, нам необходимо составить предложение про самолет. Предложите мне узнать про самолет. Расскажите о нем.
— напр. Самолет летит высоко.
— Сколько слов в предложении? (3) Есть ли предлоги? (нет) Давайте составим схему предложения.
— какое слово первое? (самолет), второе ?(летит) , третье?(высоко) и в конце ставим точку.
— молодцы! Теперь мы можем продолжить наше путешествие на самолете.
3. Физминутка.
— Если услышите в слове звук С прыгайте, а если звук Сь – приседайте.
4. «Случай на заставе»
— Мы прилетели в сказочный город и старый гном предлагает нам послушать увлекательный рассказ «Случай на границе».
— О чем рассказ? (по вопросам)
— Посмотрите, у каждого из вас иллюстрация к рассказу. Давайте с вами составим фильм.
(указываю отрывок из рассказа)
— У кого подходящая картина, выходи ставь на доску. Все согласны?
— А сейчас, давайте по иллюстрациям расскажем рассказ сами. (Сначала, что было потом, чем все закончилось)
5. Итог занятия.
— Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось! Вы сегодня молодцы, но стоит ещё немножко постараться, чтобы в следующий раз было ещё лучше.
Дифференциация звуков С — Сь, З — Зь
Тема
: Дифференциация звуков С — С׳, 3 — 3′ в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цель:
Развитие фонематических представлений в ходе коррекция акустической с элементами оптической дисграфии.
Задачи:
закреплять знания детей о звуках 3 — 3′, С — С׳; учить дифференцировать звуки в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать навыки слогового анализа и синтеза, согласования различных частей речи в словосочетаниях и предложениях; работать над предупреждением устного аграмматизма; развивать оптические представления; закреплять знания о правописании собственных имен существительных; закреплять умения работать с деформированным текстом, дифференцировать предлоги СО — С, ЗА — ИЗ-ЗА; упражнять в написании различных форм слова; воспитывать умение согласованно работать в паре, в группе, давать адекватную оценку работе одногруппников.
Оборудование:
буквы С — 3 (запись на доске); символы для обозначения звуков С — С, 3 — 3′; «звуковые» мячики; демонстрационные картинки с изображением Незнайки и Сиропчика, контуры сказочных героев; «звуковые домики»; карточки для взаимопроверки, напечатанные слова для игры «Живые слова».
Ход занятия
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сядет тот из вас, кто правильно ответит на мой вопрос. Примерные вопросы: Какой звук третий по счёту в твоём имени? Какой звук находится между… и…звуком в твоей фамилии? С какого звука начинается название нашего города? Придумай слово на звук …! Припомни 3 предмета одежды (обуви, мебели и т.д.), Какой день недели наступит послезавтра? Какое время года наступает после зимы?
II.Актуализация пройденного материала.
1. Определение темы урока
Логопед: Сегодня мы с вами встретимся с героями известной вам сказки. Жители этой сказки коротышки, живущие в Цветочном городе. Догадались что это за сказка и кто наши герои? Назовите этих героев. (Д. Незнайка и Сиропчик.) Какой звук первый в имени Сиропчика? (Д. Звук С) Какой звук является парой звуку С? (Д. Звук З) Где находится звук З в имени Незнайки? (Д. В середине слова или между звуками Э и Н, или третий по счёту)
Логопед: Сегодня мы с вами вспомним характеристику этих звуков и сравним их между собой, а также поможем нашим героям и вместе выполним несколько интересных заданий.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
Звуки С — С׳, 3 — 3′
3.Сравнение звучания звуков занятия.
Логопед предлагает детям произнести звуки занятия по порядку и дать характеристику каждому звуку и подобрать подходящую схему и звуковой мячик.
4.Запись сравнительной характеристики звуков З — З׳— С — С׳на доске (работа со схемами).