Дифференциация звуков Ж-Ш для дошкольников. Речевой материал

После этапа постановки звука переходят к его закреплению в связной речи. Это один из самых сложных этапов, потому что нужно научить ребенка навыкам самоконтроля за речью. Чем дольше закреплялось неправильное произношение, тем сложнее будет сформировать правильный артикуляционный уклад. Автоматизация звуков Ш и Ж и других фонем, имеющих схожие признаки, проводится по отдельности. Это делается для того, чтобы не происходило их смешение.

К этапу автоматизации стоит переходить только после того, как у ребенка получилось произнести нужный звук правильно изолированно. После постановки произношения переходят к его отработке в слогах. Вся работа по закреплению звука в связной речи основывается на принципе постепенного усложнения речевого материала.

Работа со звуком в слогах

Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:

  • прямых (ША, ЖА и др.);
  • обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
  • между гласными (АША, АЖА и др.);
  • со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).

Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.

К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.

Примеры заданий

Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.

Примеры слоговых дорожек:

  • ША-ШО-ШУ-ШИ;
  • ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
  • ША-АШ-ШУ-ИШ;
  • АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.

На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.

Примеры чистоговорок:

  • ША-ША-ША – мы купаем малыША;
  • ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
  • ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.

При автоматизации определенной фонемы, особенно на данном этапе, старайтесь не использовать слова, в которых есть звук со схожими признаками. После того как ребенок правильно произносит Ш и Ж в слогах, речевой материал усложняется и начинается этап закрепления в словах.

Конспект по дифференциации на письме звуков [Ш] — [Ж]

Тема: Дифференциация на письме парных звонких и глухих согласных звуков [ш]-[ж] букв на письме

Лексическая тема Зимние виды спорта, Олимпийские игры в Сочи-2014; 2 класс НЧП (ФФН) смешенная дисграфия

Тип занятия: Коррекционно-развивающее занятие. Цель занятия – формирование умения различать звуки [ш]-[ж] в словах, словосочетаниях, предложениях и буквы на письме.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять знания детей о согласных звуках и буквах Ш-Ж;
  • познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [Ш] [Ж], нормами их артикуляции;
  • учить выделять звуки [ж], [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами;
  • обеспечить и регулировать общий энергетический фон, на котором развиваются все психические функции.

Образовательные:

  • развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (су-ждок);
  • формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
  • способствовать актуализации и обогащению словаря с буквами ш, ж в экспрессивной речи по лексической теме: «Зимние виды спорта», «Олимпийские зимние игры в Сочи»;
  • совершенствовать навыки чтения и грамотного письма слов с буквами ш, ж, и умения работать с текстами;
  • развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
  • формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;
  • расширить представления школьников о XXII Олимпийских зимних играх

Воспитательные:

  • развивать навыка самоконтроля;
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину;
  • совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
  • воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;
  • обеспечить интерес к лого педическим занятиям и культуры здорового образа жизни;
  • воспитывать вежливое отношение к товарищу.

Оборудование: профили звуков и букв ш,ж, индивидуальные карточки с заданиями, мягкая игрушка Белый Мишка, светофоры, символика Олимпийских игр, ручки, фломастеры, сердечки для рефлексии (красные, синие, чёрные),витамины, наглядно-дидактическое пособие «Зимние виды спорта», весёлый язычок.

1 Организационное начало урока

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

1.1 Приветствие гостей

Мы приветствуем гостей Дорогих учителей всех знакомых незнакомых Добрых и весёлых

1.2 Правило речи

Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре, Верно, чётко говорим, Никуда мы не спешим.

1.3 Психологический настрой

На занятии наши глазки смотрят и всё видят ушки внимательно слушают и всё слышат, Голова хорошо думает, и поэтому у нас всё получится.

1.4 Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики.

«Улыбка» « Трубочка», «В кусное варенье», «Чашечка», «Качели», «Лошадка»

1.5 Звуковая гимнастика.

А,О,У, М, Пф,

1.5 Игра чтение-повтор

Карточки напечатаны на красной бумаге. Это задание прислали спортсмены из Америки. Прочитать строчку, повторяя после каждого следующего слова все предыдущие слова. Например, груша, груша – кружил, груша – кружил- шампиньон, и.т.д. Все предыдущие слова читать максимально быстро, но при этом понимать их значения. Так же проделать с другими строчками.

груша кружил шампиньон живописный ширина
шутка спешил жаворонок широкий вышивка
штаны сажал шиповник живучий машина
стужа слушал ножницы смешной жилище
шуба лежал кувшинка пожарная пружина
жизнь ожидал штанишки шустрая шипучка
ружьё решил жемчужина прохожий ожидание


Молодцы! Разминка закончилась.

2.0 Основная часть

2.1 Постановка проблемы.

Формулирование темы занятия. Повторение изученного. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш],[ж] Работа с профилями звуков. Сегодня мы с вами закрепляем произношения звуков [ж], [ш] в словах, фразах предложениях.

Логопед: О каком спортивном событии в мире говорили на прошлом уроке? Дети: Олимпийские игры – самое яркое спортивное событие в мире. Л: Кто из вас знает, когда прошли зимние олимпийские игры? Дети: в 2014 году. Логопед: в какой стране они проходили? Дети: в России. Логопед: В каком городе? Дети: в городе Сочи. Логопед: 7 февраля 2014года, прошла XXII зимняя Олимпиада Логопед: Что изображено на Олимпийском флаге? Дети: на Олимпийском флаге изображены пять переплетенных колец. Они символизируют пять континентов. Зеленое кольцо символизирует Австралию, синее — Европу, красное — Америку, желтое — Азию, а черное — Африку; или Пять колец, украшающих олимпийский флаг, служат символом пяти обитаемых континентов земного шара. А это значит, что в играх могут участвовать спортсмены всех стран. Логопед: Кто помнит девиз олимпийских игр? Логопед: Какие сформулировали три ценности Олимпийского движения? — Логопед. Кто знает, какой талисман Олимпиады у олимпийских игр? Д: 3 талисмана — Снежный барс, Белый мишка, Зайка

Актуализация опорных знаний.

Люблю я плавать и плескаться, Где холодная вода. В снежных кучах кувыркаться, Где зима всегда-всегда. Белый мех и жира слой Выручат в беде любой. (Белый мишка)

И сегодня на занятие к нам пришел гость — символ Сочи 2014 года (Белый Мишка) Белый мишка — черный нос, Любит зиму и мороз

2.2 Знакомство с зимними видами спорта.

Наглядно-дидактическое пособие «Зимние виды спорта»

2.4 Работа по карточкам.

Следующее задание надо выполнить по карточке зеленого цвета. Из какой страны пришло нам задание? (Австралия). Найдите и прочитайте в каждой строке два слова — названия зимних видов спорта.

Б р л р п д в л ы ж н ы е д л д п г о н к и з д См п ф к ц к о н ь к о б е ж н ы йл в с п о р т Д л ш г о р н о л ы ж н ы й п к ц й с п о р т в к Ж ш р н п р ы ж к и д л н в т р а м п л и н д ж

2.5 Развитие мелкой моторики. Су-джок

2.6 Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.

Работа по карточкам синего цвета согласуй правильно существительные и прилагательные. Спортсмены из Европы передали задания для нашего урока.

Шерстяной дорожка Неуклюжий снежинка Горнолыжный тренажёр Заснеженная шарф Спортивный склон Конькобежный спорт Волшебная медвежонок

Ответ: шерстяной шарф, неуклюжий медвежонок, горнолыжный склон заснеженная дорожка, спортивный тренажёр, конькобежный спорт волшебная снежинка.

Физкультминутка

Логопед: Чтобы крепким и здоровым быть, Надо спорт вам полюбить. Заниматься, не лениться, И с зарядкой подружиться.

Песня В. Высоцкого «Утренняя гимнастика»

2.7 Работа с текстом.

Белый медвежонок вам принес текст, но некоторые буквы потерялись. Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж.Карточки жёлтого цвета. Какой континент передал нам задание?

Белый мишка

Белый мишк а живет в Арктической зоне. Его считают самым крупным хищником в мире. Он питается рыбой, морскими птицами, тюленями и даже маленькими моржатами.

Большую часть года проводят на льду. Лёд для медведей дорога жизни, так они добывают еду. Благодаря большим, похожим на вёсла лапам они хорошо плавают, имеют железные мышцы. Но в основном отдыхают лёжа на льду.

От холода мишку спасает толстый слой жира и шкура с густой тёплой шерстью. Даже подошвы лап защищены мехом.

Белый медведь занесен в Международную Красную книгу.

— Назовите слова со звуком Ш, а теперь со звуком Ж. — Букву Ж обведите кружком, букву Ш зачеркните. — Прочитайте получившийся рассказ. — Ответы на вопросы. — А теперь попробуйте пересказать его по плану.

2.8 Развитие речи. Пересказ рассказа. План (на доске)

1. Где живут белые медведи? 2. Чем питается белый медведь? 3. Что спасает медведя от холода ?

Итог урока.

— Внимательно слушайте вопросы, если согласны поднимите св етофор чёрного цвета со знаком «+», не согласны со знаком « — ».

  1. Звук[ш] всегда мягкий?
  2. Звук [ж] всегда твердый?
  3. Сочетание Жи – Ши пишем с буквой И?
  4. Зимние виды спорта: фигурное катание, хоккей, футбол, конькобежный спорт?
  5. Девиз Олимпийских игр «Быстрее. Выше. Лучше»?
  6. В словосочетании волшебная снежинка есть звук (ш) и звук (ж)?
  7. В гостях у нас был Снежный барс?
  8. Чтобы быть сильным, ловким, умелым нужно заниматься спортом.

— Ребята, какую отметку вы бы поставили за свою работу. Почему? Поднимите сердечки (красные, зелёные, чёрные)

Рефлексия

С витаминами мы дружим и здоровыми растём Никогда не унываем, очень весело живём. (Раздаю витамины)

Автор материала: Плохих Галина Владимировна

Также по теме:

Дифференциация парных звонких-глухих согласных

Работа в словах

Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:

  • звук находится в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.

Примеры упражнений

Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.

На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.

На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:

  • Повторение слов:

ША: шар, шапка, шайба.

ШУ: шум, шуба, шутка.

ЖА: жаба, жара, жало.

И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.

  • Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
  • Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
  • Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
  • Повторение словосочетаний: На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
  • На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
  • Составить словосочетание. Перед ребенком раскладывают карточки и предлагают составить словосочетание самостоятельно.
  • Назови ласково. Например: штаны – штанишки. Это упражнение не только закрепляет правильное произношение шипящих, но и формирует навык словообразования с использованием суффикса.
  • Игра «Кто назовет больше слов со звуком Ш или Ж».
  • «Посчитай, сколько здесь предметов». Это упражнение помогает дополнительно отработать навык счета.
  • Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]