НОД по развитию речи. Тема «Мебель» Цель: Создание условий для развития речи детей по теме «мебель»
Транскрипт
1 НОД по развитию речи. Тема «Мебель» Цель: Создание условий для развития речи детей по теме «мебель» Программная задача: 1. Учить детей описывать мебель, которая находится на кухне, а прихожей, в гостиной, в детской, в спальной. 2. Обогащать словарь глаголами, существительными, прилагательными. 3. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов в согласовании существительных с местоимением «мой», в роде и числе. 4. Закрепить употребление в речи предлогов. 5. Развивать умения составлять описательный рассказ по схеме — опоры, рассказы из личного опыта, творческие рассказы. 6. Расширять знания детей о видах мебели и ее назначение, материалах. 7. Воспитывать любознательность, интерес к истории возникновения различных предметов. Оборудование: демонстрационный материал с изображением мебели. Предварительная работа: рассматривание тематического альбома «Мебель», работа с дидактическим пособием «Лексические домашние задания для детей с ОНР», познавательная беседа, чтение страничек энциклопедий по теме «Мебель». Ход НОД. Организационный момент. Ребенок: — Ребята отгадайте загадку (загадывает ребенок): «Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки». — А сейчас ребята отгадайте мою загадку: «Я с ножками, а не хожу; со спинкою, а не лежу; садитесь вы я не сижу». — А сейчас доскажите словечко: «По ночам во мне Ванятка, до чего задремлет сладко, что не хочется вставать, что за штука я (кровать)»
2 — Итак, стол, стул, кровать как можно назвать одним словом? Что это? (мебель). — А для чего нужна мебель? — А знаете ли вы, где делают мебель (на мебельной фабрике, в столярной мастерской)? А как называется профессия, изготавливающего мебель? — А из каких материалов изготавливают мебель (из дерева, стекла, пластика, поролона, мягкой обивки, кожи)? — А сейчас ребята я прочитаю вам отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Откуда стол»: Берете книгу и тетрадь, Садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, Откуда стол пришел? Недаром пахнет он сосной, Пришел он из глуши лесной. Ваш этот стол сосновый стол К вам из лесу пришел. Он много лет в лесу провел, Ветвями шевеля Он был в чешуйчатой коре, А меж его корней Барсук храпел в своей норе До первых вешних дней Он на ветвях качал галчат И слышал, как они кричат Проснувшись поутру.
3 Но вот горячая пила глубоко в ствол его вошла, Вздохнул — он и упал И в лесопилке над рекой Он стал бревном Он стал доской Потом в столярной мастерской Четвероногим стал Он вышел из рабочих рук, Устойчив и широк, Где был на нем рогатый сук Виднеется глазок. Домашним жителем он стал Стоит он у стены, Теперь барсук бы не узнал Родной своей сосны — Вот ребята, оказывается, откуда пришел стол. А как вы думаете, какую историю о себе рассказал бы сам стол (дети составляют рассказ)? А как вы думаете, история стула будет похожа на историю стола или нет? Ребята, а где ставят мебель (в квартире)?» — А сейчас представьте, что вас в гости пригласил Петя. Мы открыли дверь и оказались в прихожей. Петя, расскажи, какая мебель стоит у тебя в прихожей и для чего она нужна (шкаф для одежды, вешалка, тумба для обуви). — А сейчас пройдем в гостиную. Давайте ка побываем в гостиной у (называет имя ребенка). Какая мебель стоит у тебя в гостиной? Для чего она нужна?
4 — Из гостиной переходим в спальную комнату или в спальню. Какая мебель стоит в ней и для чего она нужна? — Идем в вашу любимую комнату детскую (дети рассказывают о мебели в своей комнате, воспитатель задает наводящие вопросы, где хранятся твои вещи, где лежат твои игрушки и т.д.). — Отправляемся на кухню. Как называется мебель, которая стоит на кухне (кухонная мебель или кухонный гарнитур). Физминутка — Дети встаньте в кружок на ковре, я буду бросать вам мяч, а вы будете придумывать слова, отвечающие на мой вопрос (слова — признаки). — Стол какой; кровать какая; кресло какое. — А сейчас для вас ребята будут индивидуальные задания. — Давид подойди к маленькому кожаному дивану и сядь на него. Скажи, что ты сделал? — Кирилл, поставь мягкую игрушку под маленький деревянный стул. Скажи, что ты сделал? — Макар, достань мягкую игрушку из-под маленького деревянного стула. — Соня, положи мягкую игрушку в шкаф и скажи, что ты сделала? — А сейчас скажите, что я делаю (вы выдвинули стул, вы обошли вокруг стола, вы заглянули под стол). — А сейчас я предлагаю отправиться в страну Лилипутию. Что это за страна! — Да, эта страна, у которой люди и предметы очень маленькие. У нас стол у них столик (игра с мячом ), у нас стул у них стулик (диван, кровать, шкаф)
5 — А сейчас ребят садитесь на места, посмотрите на мебель, подумайте и назовите о чем можно сказать «Мой, моя, моё, мои» — Ребята, художник для меня нарисовал последовательность изображения стула, но я, к сожалению, рисунки перепутала, помогите восстановить последовательность (дети выходят и рассказывают). Ну что ж молодцы, вот вечером мы с вами и нарисуем стул, теперь мы знаем, как его рисовать правильно. — Ребята, наше занятие подходит к концу, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Мне очень понравилось, как вы занимались и что бы понять, как вы усвоили материал, я прошу вас самим придумать загадки о мебели и загадать их для наших гостей» Использованная литература: 1. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2. Теремкова Т.М. «Лексические домашние задания для детей с ОНР» 3. Маршак С.Я. «Откуда стол»