Ход занятия по автоматизации звуков [К] и [Г]
Занятие обязательно проходит с применением зеркала. Начинать необходимо с анализа артикуляции фонемы. Используют разнообразные наглядности: картинный план, логопедический профиль, ручную модель, муляжи. Ребенок рассматривает позицию участвующих органов речевого аппарата, определяет характер воздушного потока. После анализа артикуляции нужно охарактеризовать фонему по следующему плану: гласный/согласный (есть ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой/звонкий (задействован ли голос), твердый/мягкий (выполняется ли добавочный подъем средней части язычной спинки).
Далее отрабатывается произношение звука. Взрывные [К] и [Г] прорабатываются на быстром выдохе. Для закрепления используют игры с элементами звукоподражания (на что похоже звучание). Затем нужно познакомить ребенка с буквой, обозначающей фонему [К] или [Г]. Каждый раз ребенок приходит к заключению о том, что звук слышится и произносится, а букву можно увидеть, прочитать, написать. Находит предметы окружающей действительности, похожие внешне на букву. Если необходимо, отрабатывается правильное ее написание. Применяются неграфические и графические упражнения, нацеленные на отработку навыка правильного изображения буквы.
После знакомства с буквой приступают к совершенствованию фонематических процессов. Ребенок учится вычленять звук из ряда фонем, похожих по акустико-артикуляционным характеристикам, из потока слогов, из перечня слов (педагогом составляется набор слов на соответствующую тему), определяет наличие и положение автоматизируемого звука в слове. При недостаточном уровне развития речи предлагаются далекие по акустико-артикуляционным характеристикам фонемы.
Далее фонема закрепляется в слогах. Ребенок повторяет за взрослым, проговаривает параллельно с ним и сам перечисляет слоги с закрепляемой фонемой. По такому принципу закрепляются прямые, обратные слоги, а также со стечением согласных. Звонкая фонема [Г] на материале обратных слогов не закрепляется из-за ее оглушения.
Когда фонема безошибочно воспроизводится отдельно, можно переходить к отработке в словах. Важно проводить только после изолированного закрепления. Слова подбираются логопедом с учетом лексической темы каждого занятия. Ребенок проговаривает слово, указывает место фонемы в нем. Старшие дошкольники делают звуко-слоговой разбор с графической схемой одного слова по плану: выделяется первый и последний звук, подсчитывается количество гласных и согласных, все звуки называются поочередно. Под каждую букву кладется цветная фишка, обозначающая звук.
Автоматизация звука [Г] в словах, заканчивающихся на [Г], не проводится из-за оглушения.
Затем занимаются отработкой правильного звучания во фразе. Ребенок с изученными словами строит предложения. Старшие дошкольники анализируют предложение: объясняют определение; озвучивают основные правила написания, устанавливают порядок слов, подсчитывают их количество. Выполняется звуко-слоговой разбор каждого слова по отдельности. При отработке фонем во фразе используются чистоговорки и скороговорки, подобранные по лексической теме. Скороговорки отлично подходят для наиболее успешного закрепления фонем. Помимо этого, при помощи скороговорок можно заниматься тренировкой ясной, четкой дикции.
На завершающем этапе автоматизации любой фонемы следует приступать к ее закреплению в связной речи. Текст подбирается соответствующий возрасту ребенка, учитывая лексическую тему. Ребенку предлагается текст из 5-6 предложений, насыщенных словами с изучаемым звуком. Целесообразно использовать отрывки из сказок, рассказов, детские стихи. Логопед или ребенок читает текст, затем выделяют из состава слова с автоматизируемым звуком.
В структуру каждого занятия по автоматизации входят одна или две динамические паузы. Их время и место определяются с учетом состояния ребенка, степени его утомляемости. В конце каждого занятия ребенок получает домашнее задание. После автоматизации звука [К] в тексте проводится автоматизация [Г] в аналогичном порядке. Автоматизация звука [Кь] и [Гь] проходит аналогично. Завершающим этапом работы над данными фонемами является их дифференциация.
Дидактические упражнения для автоматизации звуков [К] и [Г]
Автоматизировать фонемы следует в игровой деятельности с применением разнообразных наглядностей. На каждое положение звука в слове следует подобрать около тридцати изображений. Для полной успешной автоматизации показывают ребенку картотеку примерно из ста картинок.
Эффективного результата можно добиться только в случае эмоционально положительной окраски занятий. Ребенок должен не просто рассматривать и называть изображенные на картинках предметы, а играть.
Обязательно нужно учитывать слова, редко использующиеся в обиходе. Значение новых слов нужно объяснять простым и понятным ребенку языком, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.
Примерные упражнения:
- Совместно со взрослым и самостоятельно назвать, что изображено на рисунке.
- Послушать, сколько раз взрослый повторил звук, и произнести на один больше. Аналогично можно проговаривать слоги и слова.
- Запомнить, что нарисовано, и воспроизвести по памяти. Постепенно число изображений увеличивается.
- Поделить слова на слоги.
- Определить ударный слог.
- Отобрать изображения с требуемым числом звуков, назвать их.
- Определить, какое место занимает автоматизируемая фонема в словах, отобрать изображения со звуком, занимающим определенное положение в слове.
- Сделать звуко-слоговой разбор слов.
- Изменять существительные по падежам.
- Считать предметы с автоматизируемой фонемой в прямом и обратном порядке.
- Подбирать существительные к местоимениям мой, моя, мое, мои, проговаривать получившиеся словосочетания.
- Подбирать прилагательные к существительным, проговаривать словосочетания.
- Закончить начатую взрослым фразу на изучаемый звук.
- Подбирать глаголы к существительному, проговаривать получившиеся фразы.
- Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Образовывать относительные прилагательные.
- Составлять рассказы по сюжетным картинам по наводящим вопросам, опорным словам, по заданному началу или концовке.
- Придумывать вопросы к изображениям, текстам, отвечать на них.
Игры для автоматизации звуков [К] и [Г]
Четвертый лишний. Ребенок рассматривает четыре картинки. На трех из них изображены предметы с автоматизируемой фонемой, на одной она отсутствует. Малыш называет изображения, четко артикулирует закрепляемую фонему, называет предмет, в котором отсутствует заданный звук. Можно искать изображения, в которых отличается местоположение фонемы.
Подходит — не подходит. Рассмотреть изображение холодильника, уточнить его назначение, перечислить, что можно в нем хранить. Рассматривая предметные картинки с закрепляемой фонемой, решить, можно или нельзя хранить данный предмет в холодильнике.
Шкатулочка. Показать ребенку куклу, рассказать, что кукла любит разглядывать картинки и складывать их в шкатулку. Попросить вместе с куклой посмотреть ее картинки и назвать их, четко артикулируя нужный звук. Волшебные краски. На листе плотной бумаги нарисовать открытую коробку красок. На краски положить стопками цветные кружки с картинками на оборотной стороне. Объяснить, что это волшебные краски, в которых спрятались картинки. Задача ребенка − найти и назвать их.
Обед для гномика. Рассмотреть изображение толстенького гномика. Порассуждать, почему он толстенький. Предложить придумать, что он любит есть. Слова должны быть с автоматизируемым звуком. Можно нарисовать худого гномика и предложить накормить его.