Конспект индивидуального логопедического занятия по теме ‘Звуки [Л] и [Л`]’


Варианты патологии

Искаженное произношение Ль называется ламбдацизмом. Причиной этого нарушения является неправильное положение органов артикуляции во время произношения звука. Кроме того, могут быть замены одной фонемы на другую − параламбдацизмы. Чаще всего ребенок выбирает звук с более простой артикуляцией. Также Л в речи может просто отсутствовать − малыш не искажает и не заменяет на другую фонему.

Виды ламбдацизмов:

  • двугубный − в речи слышится Ю вместо Ль из-за того, что язык не поднят и ребенок произносит звук при помощи губ;
  • носовой − во время артикуляции язык задевает мягкое небо, поэтому часть воздушной струи проходит через нос, это добавляет Ль назального звучания;
  • межзубный − кончик языка проходит между зубами.

Виды параламбдацизмов:

  • замена на йотированные гласные (Ё, Е, Ю, И);
  • на Вь.

Чаще всего встречаются замены Л на Ль, потому что артикуляция последнего проще. Но иногда происходит нарушение произношения мягкого звука. Правильно подобранные упражнения помогают исправить этот дефект.

Этиология нарушений

Неправильное произношение может быть признаком как дислалии (простого речевого нарушения), так и более серьезных речевых расстройств. Возникновение ламбдацизмов и параламбдацизмов обусловлено следующими причинами:

  • нарушением мышечного тонуса языка;
  • несформированностью органов артикуляции;
  • нарушением фонематического слуха;
  • неправильной речевой средой, в которой растет ребенок.

Причину логопед определяет во время диагностики, которую он проводит перед началом занятий. И уже исходя из результатов специалист выбирает комплекс подходящих коррекционных упражнений.

Логопедическая диагностика

Прежде чем начинать заниматься с дошкольником логопед проводит диагностику, чтобы определить речевое расстройство и механизмы нарушения. Он проверяет состояние моторной сферы. Особое внимание уделяет артикуляционному аппарату: его анатомическим особенностям и моторике. Ребенку предлагают выполнить статические и динамические упражнения.

Также специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи. Диагностика включает в себя проверку:

  • произношения всех фонем;
  • темпо-ритмической составляющей;
  • слоговой структуры.

Проверять звуки логопед начинает с изолированного произношения, затем в слогах и словах. Также специалист обращает внимание на то, как малыш произносит фонемы в обычной речи. Затем логопед смотрит на сформированность фонетико-фонематических процессов. Проверка этого блока включает в себя:

  • оценку фонематического слуха (узнавание и различение звука в речевом потоке);
  • сформированность звуко-буквенного анализа;
  • работу со словами-паронимами.

Логопед обязательно проверяет импрессивный и экспрессивный словарь − понимание речи, словарный запас и как он использует его в своей речи. Затем сформированность грамматического строя и связную речь.

Логопед подбирает речевой материал для диагностики в соответствии с возрастом ребенка. Также родителям не стоит сильно переживать, если малыш в возрасте 3-х лет не выговаривает звук Ль. Сонорная группа формируется ближе к 4-5 годам, но стоит обратить особое внимание на подъем языка.

Своевременная логопедическая диагностика позволит выявить возможные проблемы, из-за которых может появиться искажение звукопроизношения. Логопед подберет упражнения, подготавливающие органы артикуляции к произношению звука Ль.

Упражнения

Дифференциация [л], [ль] будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками). Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.

Загадки

Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: “Желтый, кислый, овальный…” (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.

Что пропало

Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок). Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.

Комплекс артикуляционных упражнений

Перед постановкой Ль необходимо провести подготовительный этап. Он включает в себя подготовку органов артикуляции, нормализацию их мышечного тонуса и формирование психологической базы речи. В гимнастике для органов артикуляции основной упор делается на формирование подъема языка.

  • Базовое упражнение «Улыбочка». Дошкольника просят улыбнуться и зафиксировать губы в такой позиции.
  • Учат делать язык узким. Воспитанник улыбается, делает язык узким и пытается вытянуть как можно дальше. Это упражнение относится к статическим.
  • Также нужно воспитать умение делать язык широким. Нужно улыбнуться, язык поместить на нижнюю губу, делая его широким. Данное задание является также статическим.
  • Базовое задание для формирования подъема языка – «Качели». Губы в улыбке, язык узкий нужно поднимать−опускать.
  • В этот перечень стоит включить базовое упражнение для шипящих – «Чашечку». Рот открыт, язык − широкий. Его поднимают так, чтобы по форме он был похож на чашечку.
  • Чтобы сформировать умение поднимать заднюю спинку языка, произносят Ы как можно дольше, держа рот открытым.
  • Еще одно задание на выработку подъема языка – «Индюшка». Рот нужно приоткрыть, широкий язык помещают на верхнюю губу. Не отрывая его от губы, нужно выполнять движения вперед−назад. Сначала медленно, потом ускоряя темп, добавить голос. Должно получиться БЛ-БЛ (лопотание индюшки).
  • Самое известное упражнение – «Лошадь». С добавлением голосовых связок, затем малышу можно предложить поцокать беззвучно.

При правильном произнесении Ль воздушная струя должна проходить через боковые края. При носовом ламбдацизме нужно сформировать правильный выдох. Губы зафиксированы в улыбке, рот чуть приоткрыт. Кончик языка чуть прикусить передними резцами и подуть. Воздушная струя должна проходить не по центру, а по боковым краям.

Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции логопед назначает специальный массаж (при сложных речевых нарушениях) или малыш может делать самомассаж (похлопывание и покусывание языка). Подготовительный этап занимает несколько занятий, чтобы сформировать нужный артикуляционный уклад.

Конспект логопеда — Дифференциация звуков Л — Ль

Тема: «Дифференциация звуков Л — Ль»

Цель: — научить, дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Задачи:

  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • учить, внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции;
  • продолжать учить составлять предложения с заданным словом;
  • учить выделять из текста слова с заданными звуками;
  • закрепить умение подбирать родственные слова;
  • закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.

Оборудование: раздаточный материал, картинки, игра «Поезд», «солнышко».

Ход занятия

1. Огр. момент.

Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

Игра «Ответь на вопросы».

Брат сестру зовет домой. Кто дома? (брат). Лена слушала Мишу. Кто говорил? (Миша). Ваня шел впереди Пети. Кто шел последним?(Петя). Лес позади дома. Что впереди? (Дом). Автобус едет впереди грузовика. Что позади? (Грузовик) Кошка больше собаки. Кто меньше? (собака) Мальчик выше девочки. Кто ниже? (Девочка) Дедушка старше бабушки. Кто моложе? (Бабушка) Дуб выше березы. Что ниже? (береза)

Игра «Поезд»

Определить количество слогов в слове. В первом вагоне картинки, в названии которых один слог. Во втором вагоне картинки, в названии которых два слога. В третьем вагоне картинки, в названии которых три слога. (аист, скворец, цапля, журавль, лилия, подснежник, василек, дуб, клен, ель). Например: Моя картинка поедет в первом вагоне потому, что в слове ель один слог. Как можно назвать одним словом «пассажиров» в первом вагоне? Что это? (деревья). Как можно назвать одним словом «пассажиров» во втором вагоне? Кто это? (птицы). Какие это птицы? (перелетные) Как можно назвать одним словом «пассажиров» в третьем вагоне? Что это? (цветы). На деревьях появляются молодые зеленые листочки. Прилетают перелетные птицы из теплых стран. Распускаются первые цветы. В какое время года это происходит? (весной) Вспомнить и назвать родственные слова к слову весна – весеннее, веснушки, веснянка,….

2. Введение в тему.

Появляется солнышко без лучиков. Какой третий звук слышится в слове — солнышко (Л) Сегодня вспомним звуки Л и Ль. Напомнить артикуляцию звука Л:

  • губы в легкой улыбке;
  • зубки видны, сближены;
  • узкий кончик языка поднят за верхние зубки, прижат;
  • горлышко «работает».

(произносим)

Что мешает воздушной струе выходить из ротика? (язык, зубки) Характеристика звука. (согласный, твердый, звонкий). (дает ребенок) Символ звук. Обозначение. Артикуляция звука Ль:

  • губы в легкой улыбке;
  • зубки видны, сближены;
  • кончик языка поднят за верхние зубки, прижат к бугоркам;
  • горлышко «работает».

(произносим)

Что мешает воздушной струе выходить из ротика? (язык, зубки) Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий). Символ звук. Обозначение.



3. Игра «Наоборот»

Ла – ля Ло – ле Лу – лю Лы – лиал – аль ол – оль ул – уль ил – ильлук – люк угол – уголь юла — Юля ел — ельгалка — галька полка — полька

4. Игра «Поймай звук».

(одна команда «ловит» звук л, другая – звук ль) Ла, ля, ло, ле, ели, слу, шла, шли, лом, лед, калина, калитка, колос, полено,холод, полоса….

5. Игра «Закончи слово» (л или ль)

Сто…, сту…, по…, уго…, пена…, бо…, со…, мо…, ро….

6. Игра «Угадай-ка».

ла- пи, ка- пол, ла- шко, дыш- лан, ло- мо-ток, па- ло- та, ла- кук, ка- лож, ка- бел, ба- клум, точ- лас- ка, шад- ка-ло.

7. Досказать словечко и выложить схему этого слова..

Динь- дон, динь-дон В переулке ходит (слон)
Часто к озеру напиться Ходит рыжая (лисица)
Елка, елка, елочка – Колкая (иголочка)
Пусть крыша течет, и сломалась калитка Свой дом ни за что не покинет (улитка).

Придумать предложение с одним из слов (улитка, слон, лисица). Сколько слов в предложении. Есть ли предлог.

8. Физкультминутка.

(вспомнить, где право, где лево) Дотронуться правой рукой до левого уха. Дотронуться левой рукой до левого колена. Подпрыгнуть на правой ножке три раза. Подпрыгнуть на левой ножке два раза.

Игра «Про что можно сказать» (белый, белая, белое, зеленый, зеленая, зеленое.)

9. Выделение звуков (Л, Ль) из рассказа.

«Лиса и гусята» Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусенка. Лиса унесла гусенка своим голодным лисятам.

Сосчитать сколько предложений в рассказе.(8)

10. Солнышко продолжает улыбаться, но чего не хватает солнышку. (лучиков)

Придумать слова звуком л (длинные лучики), со звуком ль (короткие лучики).

11. Итог занятия.

Какие звуки мы сравнивали? Дать характеристику звука л (ль). Что понравилось на занятии?

Автор материала: Медведкова Надежда Геннадьевна

Также по теме:

Групповое занятие для детей, имеющих фонематическое недоразвитие речи

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]