Конспект логопедического занятия по теме «Гласные звуки и буквы»


ДЕТСТВО-ГИД

Конспект логопедического занятия по теме «Гласные звуки» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Харитонова Ольга Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ № 14, г. Ярцево Смоленской обл.

Задачи: — формировать умение слышать и выделять гласные первого ряда; — развивать длительный непрерывный ротовой выдох; — развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения; — воспитывать бережное отношение друг к другу.

Оборудование: зеркала; предметные картинки; «волшебные» башмачки (вязаные пинетки); пластмассовые гласные буквы; звуковой домик; карточки с рядом букв (гласных и согласных).

Артикуляционная гимнастика Сказка о веселом язычке Учитель-логопед: Жил-был язычок в своем домике. Двери в домике то открывались, то закрывались. (Дети открывают и закрывают рот). Однажды вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом налево (выполняют упражнение «Часики»), потом потянулся вверх к солнышку и лег на крылечко (упражнение «Лопаточка»). Вдруг подул ветерок, язычок поежился (упражнение «Стрелочка»), спрятался в домик и закрыл в домик и закрыл за собой дверь. Дома язычок напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: тик-так (упражнение «Часики»). Котенок потянулся и лег спать. А на дворе солнышко спряталось за тучки, стало прохладно, послышалось сердитое «з-з-з». Как вы думаете, кто это был? Дети: Комар. Учитель-логопед: Большой комар пел: з-з-з, а маленький ему подпевал: з΄ — з΄ — з΄.

Гимнастика для рук (су-джок) Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю. «Здравствуй, мой любимый мячик!» — Скажет утром каждый пальчик. Крепко мячик обнимает, Никуда не выпускает. Только брату отдает: Брат у брата мяч берет. Два козленка мяч бодали И другим козлятам дали. По столу (руке) круги катаю, Из-под рук не выпускаю. Взад-вперед его качу, Вправо-влево – как хочу. Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец. Мячик пальцем разминаю, Вдоль по пальцам мяч гоняю. Мячик мой не отдыхает – Между пальцами гуляет. Поиграю я в футбол И забью в ладошку гол. Сверху левой, снизу правой – Я его катаю браво. Поверну, а ты проверь – Сверху правая теперь!

Дети садятся в кружок на ковре, им раздают «волшебные башмачки», в которых лежат пластмассовые гласные буквы. Учитель-логопед: Закройте глаза и пощупайте башмачок. Что спряталось в нем? Дети: Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. Учитель-логопед: Как вы думаете, как будет называться тема нашего занятия? Дети: Гласные звуки и буквы.

Игра «Лети, бабочка!» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. Ход игры: Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. — Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. — Смотри, полетели! Как живые! Теперь вы попробуйте подуть. Какая бабочка улетит дальше? Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова

Игра «Угадай звук» Учитель-логопед показывает артикуляцию гласных звуков, а дети их хором называют.

Логоритмика Дети встают полукругом и пропевают гласные, сопровождая движением: [а] – руки плавно разводят в стороны; [о] – руки поднимают вверх в виде овала; [у] – руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок; указательный вытягивают вперед; [и] – прямые руки поднимают вверх, пальцы сжимают в кулачок, указательный вытягивают вперед; [ы] – пальцы сжимают в кулачок, руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу».

Игра «Самый внимательный и быстрый» Дети получают карточки. Учитель-логопед: Внимательно рассмотрите буквы. Вычеркните только гласные: АВЩБЭУКЩСЫФТПЭКОТИЭНУАМ. Дети выполняют. Учитель-логопед: Посмотрите на вычеркнутые буквы. Какая из них лишняя? Почему? Дети: Гласная и, потому что она из второго ряда.


Игра «Рассели картинки» По комнате разложены «домики» с гласными буквами а, о, у, ы. Дети их находят и называют. Затем вытягивают себе по четыре карточки с картинками (дом, стол, мак, жук, рак, дым, кот…). Учитель-логопед: Нужно выделить гласный звук из названия картинки и «поселить» ее в свой домик. Дети выполняют, проверяя правильность расселения картинок. А теперь припомните и назовите картинки, которые вы раскладывали. Дети выполняют.

Игра «Угадай, что напишу» (прием дермолексии) Дети встают в кружок. Учитель-логопед: Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.) А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и встаньте на нее. Дети выполняют. Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши. Итог занятия Учитель-логопед: Дети, что вы научились делать? Что вам понравилось? Дети отвечают.
В отпуск с буквами Звуки Т — Д Путешествие песчинки. Звуки [П-П’]. Буква П Волшебные звуки шарманки >

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»

Разработала учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 119»

Кузина Анна Викторовна

г. Нижний Новгород 2019-2020 уч. г..

Цель занятия – сформировать у детей полный артикуляционно-акустический образ гласных звуков [а, у, и, ы, о], установить связь звуков и соответствующих букв.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

— формировать у детей умение различать гласные звуки.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей звуко-слоговой анализ слов (формировать навык фонематического анализа и синтеза)
  • формировать умение определять позиции звуков в словах
  • развивать фонематические процессы

— закреплять понятие «гласный звук».

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей работать в коллективе, слушать и слушать друг друга.

Оборудование: опорные символы и схемы, наборы для составления схем, разрезная азбука, пособие «Звуковой поезд», зеркала на каждого ребенка, тетради, карандаши.

Вид занятия: фронтальное или подгрупповое

Использованная литература: Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2021. – 104 с.

Ход занятия (план)

I. Организационный момент.

II. Основная часть:

  1. Объявление темы занятия;
  2. Развитие артикуляционной моторики (упражнения для губ: изобразить губами произношение гласных звуков [а, у, и, ы, о]);
  3. Акустико-артикуляционный образ звуков [а, у, и, ы, о];
  4. Развитие фонематического слуха (определение последнего и первого звука в словах калина, котлы, весло, утка, ива);
  5. Пальчиковая гимнастика;
  6. Связь звуков и букв (поиск букв в разрезной азбуке);
  7. Чтение слогов с буквами А, О, У, И, Ы, К (ак, ок, ук, ик, ык, ка, ко, ку, кы, ки);
  8. Определение позиции звуков в словах иголка, утюг, окно, шарик, дым, деление слов на слоги (составление слоговой схемы), знакомство с правилом «Сколько в слове гласных, столько и слогов»);
  9. Физкультминутка (изображений гласных букв с помощью движений, поз);
  10. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: тик-ток-так-тук-тык, чтение слов;

III. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед приветствует детей и просит отгадать гласные звуки по беззвучной артикуляции.

Дети отгадывают звуки и присаживаются на места.

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия.

Логопед: «Ребята, мы с вами уже познакомились с гласными звуками [а, у, и, ы, о]. Сегодня они все вместе пришли к нам в гости».

Логопед выставляет на доске символы: «Губы» — обозначающий понятие «Звук», «Мальчика, поющего в микрофон» — символ понятия «Гласный звук», и геометрические символы гласных звуков (по Т.А. Ткаченко) (см. Приложение)).

2. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед раздает детям зеркала для индивидуальной работы «Попробуйте изобразить губами произношение гласных звуков».

3. Акустико-артикуляционный образ звуков [а, у, и, ы, о].

Логопед: «Почему эти звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?».

Ответы детей.

4. Развитие фонематического слуха.

Логопед выставляет на магнитной доске картинки калина, коты, весло и просит определить последний звук в словах, в картинках утка, ива – первый звук в словах.

5. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: «А теперь, гимнастика для пальчиков. Давайте изобразим с помощью пальчиков буквы, соответствующие гласным звукам».

6. Связь звуков и букв.

Логопед: «Я называю звук, а вы найдите соответствующую букву. Давайте повторим разницу между звуком и буквой. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем».

Логопед называет звуки, а дети ищут соответствующие буквы в разрезной азбуке, закрепляют разницу между звуком и буквой в опоре на схему (см. Приложение).

7. Чтение слогов с буквами А, О,У, И, Ы, К.

Логопед: «К каждой букве А, О, У, И, Ы присоедините букву К, прочитайте слоги (АК, ОК и т.д.). Теперь поменяйте буквы местами и прочитайте слоги (КА, КО и т.д.)».

Дети выполняют задание.

8. Определение позиции звуков в словах иголка, утюг, окно, шарик, дым, деление слов на слоги (составление слоговой схемы), знакомство с правилом «Сколько в слове гласных, столько и слогов»).

Логопед: «Ребята, посмотрите на картинки. Назовите картинку и скажите, какой именно из заданных звуков присутствует в их названии. Где находится этот звук?».

Дети называют картинку, определяют позицию гласного звука в слове и с помощью дидактического пособия «Звуковой поезд» ставят фишку красного цвета на 1, 2, или 3 вагон в зависимости от позиции звука (см. Приложение).

Логопед вывешивает на доске схему для слогового анализа и дает опорный символ, обозначающий «Слог» — яблоко и часть яблока: «Ребята, теперь определите, сколько в этих словах слогов и нарисуйте в своих тетрадях слоговую схему» (см. Приложение).

Логопед знакомит детей с правилом: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

9. Физкультминутка.

Логопед: «Давайте немного отдохнем. Изобразите гласные буквы с помощью движений и поз».

Дети выполняют задание.

10. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: тик-ток-так-тук-тык, чтение слов.

Логопед: «А сейчас из букв составим слова и прочитаем их».

III. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Логопед: «Ребята, с какой темой мы с вами сегодня познакомились? Какое задание вам запомнилось больше всего? Назовите гласные звуки и дайте им характеристику. Спасибо за работу!».

Логопед отмечает ответы детей и хвалит их за проведенное занятие.

Приложение

Звук Гласный звук Слово и слог

Схема для различения буквы и звука —

Звуковой поезд (формирование позиционного звукового анализа)

Слоговая схема

Следующая >

Как произносить гласные звуки, чтобы речь звучала чётко

В русской фонетике 43 звука — 37 согласных и всего 6 гласных. Согласные звуки отвечают за информацию — если мы скажем “спс” или “пжлст”, каждый поймёт, что это “спасибо” и “пожалуйста”. Если мы скажем “аио” или “оауйа”, то это будет непонятный набор звуков, смысл которых непонятен даже в контексте. Если звуков в языке мало и они не имеют никакой информационной нагрузки, значит они не так важны? Вовсе нет, гласные звуки иногда важнее согласных:

  • благодаря гласным звукам в устной речи есть интонация
  • с помощью гласных мы можем разделить речь на слоги
  • гласные звуки помогают выделить ударения в словах и сделать речь динамичной
  • без гласных звуков невозможно существование логического ударения
  • по особенностям произношения гласных, мы определяем, откуда человек родом
  • именно гласные звуки делают устную речь чёткой и разборчивой

Согласные звуки не реализуются в речи самостоятельно. Губы всегда принимают форму гласных ещё до того, как мы начнём произносить любой согласный звук. Интересно то, что для людей, которые по разным причинам лишились голосовых связок или мышц, разработано большое количество методик и приспособлений для формирования гласных звуков. Даже в тексте отсутствие гласных букв затрудняет понимание смысла.

«во свет рабства тьму претвори» — на десять согласных три гласных, а на российском языке толико же можно писать сладостно, как и на италианском… Радищев А. Н., Путешествие из Петербурга в Москву, 1790

Среди логопедов существует правило “Чтобы добиться хорошей дикции и правильного произношения согласных звуков, уделяйте внимание гласным”. Поэтому, как практикующий логопед с опытом работы, хочу поделиться с вами несколькими приёмами, которые я использую в своей работе. Они помогут вам сделать речь понятной и лёгкой:

  1. Всегда проговаривайте все гласные в слове, особенно ударные — это придаст вашей речи выразительности и чёткости.
  2. Отрабатывайте правильное произношение согласных звуков вместе с гласными — это быстрее поможет добиться правильного эффекта.
  3. Самые сильные гласные звуки, которые помогают добиться чёткой дикции — звук Ы и звук Э. Мы невольно добавляем их, когда в слове подряд следуют несколько согласных, например “Ярославль”. А звук Э мы добавляем в речь тогда, когда хотим показать, что ищем подходящее слово для своего высказывания.
  4. Слово “гласный” в русском языке используется не только для обозначения группы звуков. Гласной называют такую информацию, которая доступна для общества без ограничений. В дореволюционной России “галасными” депутатов называли — Гласный городской думы.

Упражнения

Прочитайте вслух сочетания звуков и слов, выделяйте голосом ударение. аоуы — ты аоуы — мы аоуы — вы// аоуы — дым аоуы — бык аоуы — сыр// аоуы — увы́ аоуы — был аоуы — сын//

Как можно быстрее назовите то, что изображено на картинках. Помните о том, что основной акцент нужно делать на гласных звуках.

ЗО́Я В ПО́ЗЕ АЛМА́ЗА — ЗИ́НА В ПО́ЗЕ ЗМЕИ

Логопедические упражнения на гласные звуки

Логопедическое упражнение произнесения звука «А» 1) Артикуляционная гимнастика

Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Повторяйте звукоподражания

Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).

4) Ладушки

Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:

Ой, ладушки, ладушки Испекли оладушки, На окно поставили (поверните руки ладонями вверх), Остывать заставили (подуйте на ладони).

Логопедическое упражнение произнесения звука «У»

1) Артикуляционная гимнастика

Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.

2) Звукоподражания

Му — му (корова), ду – ду (дудочка), уа – уа (малыш плачет), ку – ка – ре – ку (петушок поет).

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Игра «поезд»

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

Едет, едет паровоз – ТУ – ТУ – У – У! Он вагончики повез – ТУ – ТУ – У – У!

5)Игра «Эхо»

Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».

Логопедическое упражнение произнесения звука «И»

1) Артикуляционная гимнастика

Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Звукоподражания

и – и – и – го — го (лошадка), пи – пи (мышка).

4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и разучите с ним такую потешку:

Игра «Шофер»

В машине, в машине шофер сидит. Машина, машина идет, гудит: «БИ — БИ»!

Логопедическое упражнение произнесения звука «О»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».

В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Звукоподражания

ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).

5) Кошкин дом

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

Бом – бом, бом – бом! Загорелся кошкин дом. Бежит курица с ведром, Заливает кошкин дом.

Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Вот моя семья

Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:

Загибаем большой палец Загибаем указательный палец Загибаем средний палец Загибаем безымянный палец Загибаем мизинец Сложили кулачок— Этот пальчик дедушка, — Этот пальчик бабушка, — Этот пальчик папочка, — Этот пальчик мамочка, — Этот пальчик я, — Вот моя семья!

Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»

1) Артикуляционная гимнастика

Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Моем руки

Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:

Мыли, мыли руки с мылом, Мыли теплою водой. Мыли, мыли, мыли, мыли — Бело — набело отмыли!

4) Игра

Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]