Рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе


Статья:

Речью ребёнок овладевает с помощью слуха, поэтому очень важно уделять внимание развитию слухового восприятия. Игры на развитие слухового восприятия способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память.
Примеры игр на развитие слухового восприятия.

Младший возраст:

-«Кто кричит?» (Взрослый изображает звуки то детёнышей домашних животных, то их мам, а ребёнок угадывает, называет или показывает картинку).

-«Колобок» (взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами «Колобок, колобок, я тебя съем!», а ребёнок угадывает).

-То же самое по сказке «Три медведя» -угадай кто говорит «Кто сидел на моём стуле?»

Для детей среднего,старшего возраста:

-Угадывать звучание музыкальных инсрументов (бубен, дудочка, барабан, колокольчик, погремушка, губная гармошка).

-Угадывание звуков при постукивании карандашом по металлической коробке, стеклянной банке, пласстмасовому стакану, деревянной шкатулке/стол.

-Футляры от киндеров с сыпучими продуктами.

-«Кто летает (плавает, бегает)произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар…дети в нужный момент хлопают в ладоши.

-«Кто к нам пришёл?»

Называется ряд сходных слов, одно из них повторяется много раз, дети отмечают его заранее обусловленным звукоподражанием. Н-р,слово гвоздь среди других: гусь, кость, куст, гроздь, рост, трость, брось; ответ детей- «тук-тук» или имитация забивание гвоздей.

— «Телефон».

Обучающий называет слово или простую скороговорку первому ребёнку из каждого ряда; по команде впереди сидящие поворачиваются назад и передают сказанное следующим детям.

Ряд, в котором слова дойдут до последнего ребёнка быстрее и без искажений, получает «переходящий приз»- флажок, звёздочку…

В описываемом ниже варианте игры принимают участие пятеро детей.

Обучающий называет четыре сходных слова,например: точка, бочка, дочка, кочка. Четверо ребят по очереди называют одно слово (точка, бочка, дочка, кочка,а пятый произносит первое слово этого ряда и т. д. (Слов должно быть на одно меньше, чем играющих.) Кто ошибается, выходит к столу для выполнения индивидуального задания.

-«Называй, не зевай!»

Дети получают по две картинки, названия которых сходны по звуковому составу. Обучающий произносит слова,а имеющий нужную картинку отвечает условной фразой: «У меня мак (лак, лук, сук)» и т. д.

-«Найди ошибку»

Жучка будку не доела: неохота, надоело.

Тает снег течёт ручей, на ветвях полно врачей.

На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок.

2. Положительно влияет на развитие речи (особенно в младшем возрасте) выполнение пальчиковой гимнастики.

-Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что стимулирует развитие речи.

-Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

— Пальчиковая гимнастика развивает внимание, память ребёнка, т. к. он учится запоминать определённые положения рук, движения.

3. Для правильного звукопроизношения необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика- упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти). Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

4. Развитию речи способствуют дыхательные упражнения, которые направлены на выработку длительного плавного выдоха. Поверхостное дыхание- воздуха хватает на одно-два слова (иногда речь прерывается даже на полуслове) может привести к заиканию. С этой целью рекомендуется дуть на плавующие в тазу игрушки, дуть в трубочку, конец которой опущен в стакан с водой, дуть на нитку, на конце которой висит что-то лёгкое и т. д. Следить- вдох через нос без напряжения, плечи не поднимаются, выдох через рот, губы вытянуты вперёд, щёки не надуваются.Обратить внимание: во избежании головокружения, вызываемого обеднением мозга кислородом, количество повторений не более 4-5 раз.

5. Для развития связной речи важное значение имеет словарная работа и совершенствование грамматического строя. В активный словарь вводятся названия предметов, их частей, деталей; цветов и их оттенков; формы, величины и материала, из которого они сделаны. Ребёнок учится отвечать на вопросы, называя как предметы, так и их признаки, действия. Словарный запас детей пополняется не только существительными, но и другими частями речи: прилагательными, глаголами, наречиями, числительными. При подборе материала для занятий учитываются ворастные особенности ребёнка.

6. Грамматические формы языка ребёнок освваивает прежде всего в общении с окружающими, в процессе обогащения и активизации словаря, формирования связной речи. Посредством дидактических игр и упражнений внимание детей обращается на те грамматические стороны, усвоение которых вызывает у них определённые трудности.К ним относятся ошибки на изменение сущ-х по падежам:нет сапогов, карандашов вместо сапог, карандашей; нет телёнков, гусёнков вместо телят, гусят.Отмечаются грубые ошибки на согласовани: моя платье, два лисёнков, на зелёной дереве и многое другое. Овладение всеми этими грамматическими формами начинается уже с детьми трёхлетнего возраста.

Вывод: правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]