В статье подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи: на развитие и усвоение навыков словоизменения и словообразования (существительных, прилагательных и глаголов), которые позволяют практически усвоить грамматические категории языка, расширить пассивный и активный словарь ребенка. В таблице подобраны игры к грамматическим категориям.
В литературе по дошкольной логопедии накоплен значительный материал по формирование морфологического строя речи. Опираясь на методические рекомендации Т.А. Ткаченко, в работе учитывались следующие подходы:
— четкое деление функций между воспитателем и логопедом (логопед знакомит детей с грамматической категорией, воспитатель проводит занятия по особой системе лексических тем); — при планировании и проведении логопедических занятий акцент делается на изучаемую грамматическую категорию; — при подготовке занятий не ставится задача уложить весь грамматический материал в одну лексическую тему;
На занятиях не указывается словарная тема, не ограничивая тем самым активные и пассивные словари, на базе которой формируется та или иная грамматическая конструкция. Это позволяло сосредоточить внимание детей на изучаемой морфологической форме (окончание существительных, способы словообразования и т.д.).
Формировались навыки словоизменения, словообразования и согласование слов, привлекая внимание детей к морфологическому составу слова. На занятиях фиксировалось внимание ребенка в виде произносительного акцента на определенно изучаемую морфему (приставку, суффикс), являющуюся основой словообразования; окончание слов, выражающего различные грамматические значения (падежа, числа, рода, лица), являющегося основой словоизменения.
Чтобы каждое занятие способствовало заметному продвижению в коррекции морфологического строя речи, с этой целью создавалась высокая умственная нагрузку. Умственная нагрузка возрастает за счет упражнений на развитие словесно-логического мышления, в рамках изучаемой темы, что обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.
На начальном этапе важно приучить детей вслушиваться в обращенную речь, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи. Уточняя произношение и восприятие звуков, улучшая воспроизведение структуры слова, у детей подготавливалась основа для развития понимания речи, грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. В свою очередь развитие фонематического восприятия создает необходимую основу для формирования морфологического строя речи.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личных черт, интеллекта. Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждают, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов обучения.
Грамматическая категория | Дидактические игры и упражнения |
Тема: Уменьшительно-ласкательное значение имени существительных | Игры: «Большой – маленький», «Ежи ежик», «Назови ласково» |
Тема: Именительный падеж имени существительного | Игры: «Один – много», «Что растет в лесу?», «У кого похожая картинка?», «Измени слово» |
Тема: 3 лицо единственного и множественного числа глагола настоящего времени | Игры: «Догадайся, что делает девочка и что отвечает?», «Угадай и сделай так же», «Измени слово», «Закончи предложение» |
Тема: Винительный падеж имени существительного единственного числа | Игры: «Кто самый наблюдательный?», «Исправь и скажи» |
Тема: Родительный падеж единственного числа имени существительного | Игры: «С какого дерева упал листок?», «Эрудит» Сказка «Колобок» |
Тема: Дательный падеж единственного и множественного числа имени существительного | Игры: «Кому, что нужно для работы?», «Гости» |
Тема: Творительный падеж единственного и множественного числа имени существительного | Игра: Кто, чем защищается?», «Чем делают?», «Когда это бывает?», «Кто за кем?» |
Тема: Предложно-падежные конструкции | Игры: «Забота», «Помоги животным найти свой домик», «Страшный зверь», «День рождения пуха» |
Тема: Приставочные глаголы | Игры: «Подскажи действия», «Игра с водой», «Скажи наоборот» |
Тема: Родительный падеж множественного числа имени существительного | Игры: «Подбираем рифму», «Заготовки на зиму», Угадай, чего не стало?» |
Тема: Относительные прилагательные | Игры: «Заготовки на зиму», «Из чего сделано», «Какой лист?» |
Тема: Притяжательные прилагательные | Игра «Чьи, чья, чье?» |
Тема: Сравнительная степень прилагательных | Игра «Договори предложения» |
Тема: Образование сложных слов Игра «Эхо» |
Дидактические игры и упражнения на формирования морфологического строя речи
Дидактические игры и упражнения по формированию именительного падежа множественного числа.
1. Игра «Один – много».
Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.
Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.
Речевой материал:
— У меня красный шар. — А у меня красные шары (ребенок).
2. Игра «Что растет в лесу».
Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.
Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).
Речевой материал:
— В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); — В лесу растет одна сосна? — В лесу растет один гриб?
3. Игра «У кого похожая картинка?».
Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во множественном числе, экспериментатор поднимал свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая.
— На моей картинке нарисован стул. У кого есть такая же?
4. Игра «Измени слово».
Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Оборудование: мяч.
Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.
Дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами.
1. Игра «С какого дерева упал листок?».
Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».
2. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы.
Речевой материал:
— У кого большой хобот? — У кого пушистый хвост? — У кого нос пяточком? — У кого длинные уши? — У кого есть копыта?
3. Играем в сказку «Колобок».
Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.
Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».
Ход игры: детям читалась сказка «Колобок», затем сказка прочитывалась по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).
Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа множественного числа.
1. Дидактическая игра «Подбираем рифму».
Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:
Даю вам честное слово, Вчера в половине шестого Я видел двух свинок Без шляп и ботинок.
— Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).
Речевой материал:
Даем честное слово: Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без … (ботинок) и … (носков), И щенков без … (тапочек), И синичек без … (рукавичек).
2. Игровое упражнение «Заготовки на зиму».
Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.
3. Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»
Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивалось по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убирались, и у детей спрашивали: «Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.
Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа единственного и множественного числа.
1. Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы»
Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе.
Наглядный материал: предметные картинки.
а) Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Затем каждый ребенок должен встать, показать свою картинку и сказать: «У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.
б) Ход игры: на доску вывешивались картинки с девочками, мишками, собачками т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать кому он, что даст.
Речевой материал:
— Я дам конфету девочкам; — Я дам книгу мишкам.
2. Игра «Гости».
Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.
Ход игры: дети рассаживались вокруг стола, у каждого ребенка по игрушки, у экспериментатора зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагалось выбрать по картинки, для своего животного:
— Орехи я дам белке; — Мед я дам медведю.
Дидактические игры на формирование винительного падежа.
1. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.
Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
— Я вижу стол, окно, стул … — Я вижу столы, окна, стулья…
2. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно».
Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.
Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов поставленных в начальную форму, ребенок должен был дать ответ в правильном варианте.
Речевой материал:
— Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка); — Цени что? (труд, забота, дружба); — Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц); — Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).
Дидактические игры для уточнения формы творительного падежа.
1. Дидактическая игра «Кто, чем защищается».
Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: дети рассматривали картинки с изображением животных, и отвечали на вопросы: кто чем защищается?
Речевой материал:
— Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).
2. Игра «Что чем делают?».
Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т.д., дети должны были составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».
3. Игры «Когда это бывает?», «Кто за кем?».
Цель: закрепить форму творительного падежа.
а) Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доске вразнобой вывешивались картинки с временами года, и детям задавался вопрос «Что за чем идет?».
б) Ход игры: дети делились на две команды. Водящие стояли впереди команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит. Правильный ответ поощряется фишкой.
Игры для уточнения формы предложного падежа.
1. Игровое упражнение «Забота».
Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задавался вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».
2. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой домик».
Цель: закрепления знаний о жилище животных, уточнение предложного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались картинки с жилищем животных, а картинки с животными вывешивались под жилищем в перепутанном виде. Детям предлагалось помощь животным найти свой дом. Ответ дается полным предложением.
Дидактическая игра на словообразование «Маленькие волшебники»
«Маленькие волшебники»
Эта игра поможет дошкольникам познакомиться со способом образования уменьшительно-ласкательных существительных с помощью «маленьких волшебников», а школьникам – сформировать умение выделять суффиксы в уменьшительно-ласкательных существительных с помощью игровых образов.
Игра для детей подготовительной к школе группе и для начальных классов.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление навыков словообразования уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов.
Формирование умения выделять суффикс в слове.
Коррекционно-развивающие:
Развитие познавательного интереса к слову.
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Развитие аналитико-синтетической деятельности, умения анализировать, сравнивать, синтезировать.
Воспитательная задача:
Воспитание интереса к слову, словотворчеству.
Воспитание аккуратности во время действий с игровым оборудованием.
Воспитание умения действовать в соответствии с правилами игры.
«Маленькие волшебники» — суффиксы превращают большие предметы в маленькие.
1 вариант. Ознакомительный
Детям предлагаются картинки, которые принес «маленький волшебник» ИК. Игра «Большой – маленький» Предлагаются существительные мужского рода.
Слова: лес – лесок, глаз – глазок, остров – островок, колос – колосок, зуб – зубок, город – городок
-Какие два звука мы слышим в конце слова?
Количество играющих от 1 и более
2 вариант. «Подарки для маленьких волшебников»
Дети подбирают картинки для одного или двух «маленьких волшебников»
Количество играющих от 1 и более
лес – лесок, глаз – глазок, остров – островок, колос – колосок, зуб – зубок, город – городок, дуб – дубок, голубь – голубок, гриб – грибок, мел – мелок, сыр — сырок
кофе-кофеёк, кисель – киселёк, чай – чаёк, окунь – окунёк, пень – пенёк, ручей – ручеёк, тополь – тополёк, якорь -якорёк
стул – стульчик, кувшин – кувшинчик, колокол – колокольчик, бутон – бутончик, мотор – моторчик, заяц – зайчик, палец – пальчик.
куб – кубик, дождь – дождик, гном – гномик, зуб – зубик, кот – котик, ромб – ромбик, магнит – магнитик, нос – носик, журавль – журавлик, нос – носик- стол – столик, дом – домик, шарф – шарфик, сад – садик, гвоздь — гвоздик
а
белка – белочка, кнопка – кнопочка, банка – баночка, булавка – булавочка, иголка- иголочка, нитка – ниточка, ветка – веточка, роза – розочка, звезда – звездочка, лодка – лодочка, утка – уточка, елка – елочка, вилка – вилочка, булка – булочка,
а
ложка – ложечка, кукушка – кукушечка, линейка – линеечка, майка – маечка, печка – печечка, подушка – подушечка, скамейка – скамеечка, шишка – шишечка
а
вода – водичка, коса – косичка, лиса – лисичка, птица – птичка, синица – синичка
а
зима – зимушка, ива – ивушка, лебедь – лебёдушка, трава – травушка, сова – совушка, рябина – рябинушка, дед — дедушка
3 вариант. «В гостях у маленьких волшебников»
Оборудование:
игровой кубик (с точками или цифрами), набор картинок, игровое поле
Правила:
Раздаются карточки с картинками по количеству детей. Дети по очереди кидают кубик. Количество точек соответствует номеру суффикса на игровом поле. Ребенок подбирает слово (картинку) с заданным суффиксом и кладет карточку слева от «маленького волшебника». Побеждает тот, у кого закончатся все картинки.
Количество играющих от 1 и более человек
Интернет ресурс: картинка леса
Занятия на формирование изменение глаголов по лицам.
Игровое упражнение «Догадайся, что делает девочка, и что отвечает».
Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям показывались сюжетные картинки с конкретным изображением действия, и ответить на вопросы «Что делает девочка?» и ответ девочки в 1 лице настоящего времени.
2. Игровое упражнение «Угадай и сделай так же».
Цель: научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов.
Ход игры: один из детей совершал действие без предмета, другой должен угадать совершаемое действие, назвать его и сделать точно так же.
Речевой материал:
Вова идет. – Я иду. Катя спит. – Я сплю. Таня пьет. – Я пью. Алина рисует. – Я рисую. Артем бежит. – Я бегу. Оля читает. – Я читаю.
3. Цель: научить детей одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного лица.
Ход задания: экспериментатор называл действие в единственном числе, а дети должны ответить во множественном числе.
Речевой материал:
Я иду. – Мы идем. Я пою. – Мы поем. Я мою руки. – Мы моем руки. Я гуляю. – Мы гуляем. Я играю. – Мы играем. Я сплю. – Мы спим.
4. Игровое упражнение «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры: экспериментатор начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице.
Речевой материал:
Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет); Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит); Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять); Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом); Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).
Игровые упражнения и задания на формирование имени прилагательного и имени существительного с уменьшительно-ласкательным значением.
1. Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались круги – большой и маленький, а детям раздались картинки с изображением предметов. Каждый ребенок по очереди выходил к доске, называл сначала большой предмет под большим кругом, а затем маленький под маленьким.
2. Игровое упражнение «Еж и ежик».
Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образование, уменьшительно-ласкательный суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика большой и маленький.
Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ежика, и объяснялось детям, что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи ежам, и рассказывали, что кому они дадут.
Речевой материал:
— Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.), а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).
3. Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.
Ход игры: детям предлагалось назвать признак предмета ласково.
Игровые упражнения и задания на формирование навыков образование относительные прилагательные от имени существительного.
1. Игра «Заготовки на зиму».
Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать относительные прилагательные от названия овощей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением овощей, и экспериментатор объяснял, что из овощей и фруктов можно приготовить на зиму заготовки, это может быть варенье, сок, компот, салат.Экспериментатор задал вопросы, и дети отвечали по своим картинкам.
Речевой материал:
— Какой сок можно приготовить из яблок (мандаринов, черники, ананаса, малины, персиков, абрикосов); — Какое варенье можно приготовить из вишни (брусники, яблок, смородины, груш, слив); — Какой салат можно приготовить из капусты (моркови, огурцов, помидоров, свеклы, картофеля, гороха).
Аналогичные игры проводились по теме «Деревья» и «Материал».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов.
1. Игровое упражнение «Подскажи действия».
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.
Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие.
Речевой материал:
— Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); — Машина по дороге…(ПОехала); — Машина к мосту…(ПОДъехала); — Машина на мост…(Въехала); — Машина с моста…(Съехала); — Машина дерево…(ОБъехала).
Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
2. Игровое упражнение «Игра с водой».
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ
Наглядный материал: стаканы с водой, лейка и цветы.
Ход игры: экспериментатор демонстрировал действия и комментировал их. Далее повторял эти действия и комментируя их не правильно, а дети должны были исправлять ошибки.
3. Игровое упражнение «Скажи наоборот».
Цель: научить детей называть действия с противоположным значением.
Наглядный материал: мяч.
Ход игры: дети встают в круг. Экспериментатор бросал мяч и называл действие, а ребенок поймавший мяч, называл действие с противоположным значением.
Речевой материал:
— НАливает – ВЫливает; — Входит – ВЫходит; — ЗАкрывает – ОТкрывает; — ПРИплывает – ОТплывает; — СОбирает – РАЗбирает; — ПОДъезжает – ОТъезжает.
Игровые упражнения на формирование навыков образование детенышей животных.
1. Игровое упражнение «Страшный зверь».
Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: экспериментатор читал рассказ и делал паузы, показывая картинки, дети должны вставлять подходящие по смыслу слова.
Речевой материал:
«У девочки Вари были кошки с …(котятами), собака с… (щенятами), утка с… (утятами), курица с… (цыплятами), коза с… (козлятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к… (кошке), щенята к… (собаке), утята к… (утке), цыплята к… (курице), козлята к… (козе).
2. Игровое упражнение «День рождения Пуха».
Цель: формировать умения соотносить названия животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: игрушки и предметные картинки.
Ход игры: дети встали вокруг стола, на столе раскладывались картинки со взрослыми животными. Экспериментатор рассказывал детям про котенка Пуха и его день рождения, как к нему пришли гости и они играли в прятки, и сопровождая свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляли подходящие по смыслу слова и отвечали на вопросы.
Игровые упражнения на формирование навыков образовывать притяжательные прилагательные.
1. Игровое упражнение «Чей, чья, чье?»
Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.
Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.
Ход игры: 1 вариант. На доску вывешивались картинки с изображением животных, а детям раздавались картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по очереди выходили к доске, и называли какого животного у них часть.
2 вариант. Экспериментатор показывал детям игрушку и задавал вопросы: чей?, чья?, чьи?
Игровое упражнение на формирование навыков образовывать сравнительную степень прилагательных.
1. Игра «Договори предложения».
Цель: научить детей образовывать от прилагательных сравнительную степень.
Ход игры: Экспериментатор зачитывал предложения, а дети должны были его закончить.
Речевой материал:
— Вова сильный, а его брат еще… (сильнее); — Машина едет быстро, а самолет летит еще… (быстрее); — Весной погода теплая, а летом еще… (теплее); — У Лены фарш длинный, а у Кати еще… (длинее); — Вечер темный, а ночь еще… (темнее); — Мороженое вкусное, а конфета еще… (вкуснее).
Задания на образование двухсоставных слов.
Игра: «Эхо»
Цель: научить детей образовывать и понимать сложные слова.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям вначале читалось стихотворение, выделялась интонацией каждая значимая часть слова:
Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. Землю копает землекоп. Пешком ходит пешеход. Лед колет ледокол. Листья падают – наступает листопад. Лес рубит лесоруб. Трубы чистит трубочист. По дороге едет вездеход. Пыль сосет пылесос.
После детям заново читалось стихотворение, но дети сами его заканчивали.
Эти упражнения и игры давались детям, как закрепляющий материал к основным занятиям логопеда детского сада по лексико-грамматическим темам. Так же нами были разработаны конспекты занятий по следующим темам, которые не предусматривались в годовом плане (см. Приложение):
1. Тема «Профессии».
Цель: закрепить понятия и названия профессий, научить детей образовывать названия профессий от действий и предметов.
2. Тема «Посуда»
Цель: закрепить названия кухонных принадлежностей, научить образовывать сложные слова от названий посуды.
3. Тема «Пренебрежительно-увеличительные суффиксы имени существительного».
Цель: научить детей употреблять и образовывать существительные с пренебрежительно-увеличительными суффиксами.
4. Тема: «Согласование имени прилагательного и имени существительного в роде, числе и падеже».
Многим родителям известна такая беда, как безграмотное письмо, поразившая современную отечественную школу. Ставят ребёнку тройку за русский язык по принципу «три пишем два на ум пошло». Самая, пожалуй, распространённая ошибка безграмотного письма – неумение подобрать проверочное слово.
Причинами могут быть:
- Бедный словарный запас и непонимание смысла слов.
Плохо, например, у современных ребят развит глагольный словарь. Чаще всего идут замены одних слов другими, более употребительными и близкими по действию, словами. К примеру, практически всегда, глядя на картинку с вяжущей что-то бабушкой, малыш уверенно констатирует: она шьёт.
Иногда, понимая, что бабушка всё же не шьёт, ребёнок придумывает своё слово: бабушка «спицывает».
- Отсутствие навыков словообразования.
Самое полезное для профилактики безграмотного письма – научить ребёнка словообразованию. Невозможно знать все слова родного языка. А вот навыку осознанного образования слов научиться нетрудно. И сделать это надо ещё в дошкольном возрасте.
Полезно играть в следующие словесные игры на словообразование. Требование одно – сперва работаем с опорой на наглядность.
Схемы и рисунки помогают ребёнку задействовать и правое, и левое полушарие мозга и наладить между ними связь. Это самый эффективный вариант запоминания и понимания слов и выражений русского языка.
Словесные игры на словообразование глаголов
Словесные игры с использованием динамических (отражающих движение) схематических изображений
Вариант для нечитающих детей
Нарисуем рассказ.
Это Вася. Это дом, где он живёт.
- Вася вышел из дома.
- Пошёл по тротуару.
- Перешёл через улицу.
- Дошёл до остановки.
- Сошёл с автобуса.
- Зашёл за другом.
- Подошёл к школе.
- Вошёл в школу.
Каждый овал со значком показывает действие из рассказа.
Рис.2. Словообразование по Ш. Амонашвили
Дети достаточно быстро (упражнений через 10-15) понимают общий способ изменения глагола: «Ага! Надо к слову ШЁЛ впереди добавить короткие частички вы-, по- , пере- и другие»
И как только поймут, подавай как можно больше глаголов для тренировок.
Вариант для читающих детей
Если ребёнок умеет читать, то задача упрощается. К глаголу «лететь» (самолёт взлетел…) шестилетняя София придумала рассказ и нарисовала вот такую схему уже к 9 занятию.
Рассказ Софии на словообразование
На аэродроме жил маленький самолёт. Он долго стоял, но очень хотел полететь высоко-высоко. Однажды он взлетел в небо. Полетел над лесом. Пролетел над деревней. Перелетел через речку. Залетел за тучку. И улетел далеко-далеко.
Схема к рассказу на словообразование
Рис. 3. Словообразование: схемы для читающих
Словесные игры на словообразование с использованием статических схем
Примером может быть приведённая на рисунке 1 схема. Вместо глагола «ходить» можно поставить любой другой глагол. С этой схемой полезно работать ежедневно.
Словесные игры на словообразование без использования схем (на слух)
Инструкция. Берёте два любых глагола. Один будет изменять взрослый, второй – ребёнок по его примеру. Взрослый последовательно добавляет к глаголу приставки, называя получившееся слово. Ребёнок добавляет к своему слову такую приставку и проговаривает слово.
Ехать | Бежать |
Въехать Съехать Наехать Переехать Заехать Отъехать Объехать Проехать | Взбежать (на горку) Сбежать Набежать (волна на берег) Перебежать Забежать Отбежать Обежать Пробежать |
Таким образом, появляются целые семейки (гнёзда) однокоренных слов, из которых нетрудно выбрать проверочное.
Словесные игры на словообразование самый простой и быстрый способ набора глагольного словаря. Овладеть словообразованием способен уже дошкольник. Важно только, чтобы он понимал смысловое значение слов. Этому эффективно способствует придумывание словосочетаний с глаголами и показ в движении.
Обратите внимание, что в таких упражнениях ребёнок не просто учится образовывать новые слова. Он усваивает общую закономерность словообразования, и может применить её в новой ситуации, не требуя помощи взрослого. Практически развивается языковая интуиция.
И последний нюанс: не все из образованных с помощью приставок глаголов могут быть применены в современной речи. На это тоже надо обратить внимание ребёнка.
0
Конспекты занятий
Тема: Профессии.
Цели: сформировать понятия и названия профессий, научить образовывать названия профессий от действий и предметов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Экспериментатор демонстрирует игрушечные инструменты, и предлагает сесть тем детям, которые назовут, что делают этими предметами.
II. Основная часть.
1. Детям читаются пословицы:
Без труда не вынешь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья. После прочтения пословиц, экспериментатор вместе с детьми обсуждают каждую пословицу.
2. Детям читают стихотворения.
Библиотекарь
Это дом для разных книжек, Ждут тебя они давно. Подойди скорей поближе, В гости к книжкам загляни. Здесь порядок, как в аптеке, Полки выстроились в ряд. Возле них библиотекарь, Он всегда нас видеть рад.
Врач
Если щеки запылали Вдруг сильнее кумача, Если кашель – вызывают Всем немедленно врача.
Писатель
С книжками мы все дружны, Любой из нас – читатель. И конечно, знать должны, Что пишет их писатель.
Продавец
В магазине, на базаре И в буфете, наконец, Всюду, где мы ни бывали, Нас встречает продавец.
Сапожник
Молоточком тук-тук-тук! Целый день под этот стук Всех сапожник удивляет Мастерством умелых рук.
После каждого прочитанного стихотворения, экспериментатор объясняет детям про каждую профессию.
На доску вывешиваются картинки с изображением людей и их действий, экспериментатор сначала объясняет значения профессий, потом спрашивает каждого ребенка « Кто что делает?» не только по картинкам.
4. Динамическая пауза.
Мы топаем ногами Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем Мы руки опускаем Мы кружимся потом.
5. Игра «Исправь ошибку»
Детям читается неправильное действие к профессиям, которые они долдны исправить:
Строитель управляет самолетом, Пожарный лечит людей, Швея красит дом, Парикмахер стирает белье, Почтальон разносит почту, Дворник варит обед.
III. Итог.
1. Тестовое задание, каждый ребенок должен выбрать правильный ответ.
Кто следит за порядком в библиотеке? (милиционер, строитель, библиотекарь), Кого мы вызываем, когда заболеваем? (врача, учителя, пожарных), Кто пишет книги? (музыкант, писатель, сапожник), Где находится повар во время работы? (у телевизора, у плиты, на диване), Чем занимается портной? (учит детей, лечит людей, шьет одежду), Чем занимается на работе продавец? (спит, шьет, продает), Что ремонтирует сапожник? (мебель, обувь, одежду), Чем занимается строитель? (строит, летает, учит), Что делает учитель? (лечит, учит, играет), Где учит детей учитель? (в музее, в зоопарке, в школе).
2. Экспериментатор перечисляет названия профессий и просит детей назвать одним словом — «Профессии».
Тема: Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
Цели: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать существительные к прилагательному в соответствии с родовой и числовой принадлежностью; по заданному обобщению находить и исправлять ошибки в согласовании.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Экспериментатор демонстрирует предмет и предлагает сесть тем детям, которые назовут признаки данного предмета.
II. Основная часть.
1. Игра «Собери картинку» (с использованием конструктивной деятельности)
Детям предлагаются разрезные картинки. Необходимо их собрать и назвать, что у них получилось, выделяя окончания слов. Например, У меня красные помидоры (желтые платья, синие чашки и т.д.). Далее экспериментатор спрашивает каждого ребенка, как бы он сказал, если у него был один предмет. Что изменилось в словах?
2. Игра «Магазин»
У экспериментатора, который в данной игре является продавцом, «на прилавке магазина» различные предметы и вещи. Дети в роли покупателей. Для того чтобы приобрести предмет или вещь, необходимо ее описать. Например, дайте мне, пожалуйста, красное платье с синими бантиками; зеленые блюдца с желтыми цветами и т.д. Экспериментатор акцентирует внимание детей на произносимые ими окончания.
3. Динамическая пауза. Игра «Какой это предмет?» (с мячом)
Дети встают полукругом. Экспериментатор называет признак и бросает мяч каждому из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч. Например, длинная – веревка, юбка, нитка; длинный – поезд, день, нож и т.д.
4. Игра «Полевые цветы» (с использованием изодеятельности).
Детям раздаются цветные карандаши, контурное изображение цветов. Экспериментатор: «Рано утром дети вышли в поле. Смотрят — поле словно ковром покрыто. А ковер-то живой! И каких только цветов там нет: и белые, и синие, и красные, и желтые! (Дети рассматривают цветы, называют их.) Художник нарисовал цветы, которые цвели на том поле, да вот беда: раскрасить забыл! Давайте сами раскрасим их. Как называется этот цветок? (Показывает колокольчик.) Какой возьмешь карандаш, чтобы его раскрасить? Почему? И т.д.
После разбора, дети обводят и раскрашивают цветы, а затем, рассматривая свои рисунки, отвечают на вопросы: Каким карандашом они раскрашивали цветы? Почему? Экспериментатор акцентирует внимание детей на произносимые ими окончания.
5. Игра «Найди ошибку»
Детям предлагается прослушать предложения, найти ошибку, исправить ее, повторить предложение правильно.
На столе лежит большой книга. Маша прочитала маленькая рассказ. Воспитательница рассказала интересный сказка. На небе светит желтая солнце. Аня надела красная платье. На тарелки лежат красное яблоки. Маша раскрасила листья зеленым карандаш. И т.д.
6. Игра «Чего не стало?»
У экспериментатора на столе 6 предметов: синий кубик, зеленый мяч, красная лента, серая кошка, желтое ведерко, белое блюдце. Экспериментатор сначала просит назвать все предметы. Затем дети закрывают глаза, а экспериментатор убирает один или два предмета. Далее дети открывают глаза и отвечают на вопрос: Чего не стало на столе?
III. Итог
Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
Тема: Посуда.
Цель: закрепить названия кухонных принадлежностей; научить образовывать сложные слова наименований посуды.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Экспериментатор демонстрирует предмет посуды, и предлагает сесть тем детям, которые назовут его признак.
II. Основная часть.
1. На доску вывешиваются предметные картинки с изображением посуды, экспериментатор рассказывает о каждом предмете, для чего нужен, что из него едят и пьют, что едят. Потом каждый предмет произносится вместе с детьми.
2. Игра «Накрой на стол».
На столе раскладывается игрушечный набор посуды, игрушечные и настоящие продукты. Экспериментатор вместе с детьми раскладывает продукты в посуду и комментируя свои действия, выделяя голосом словообразовательные аффиксы.
3. Динамическая пауза.
Моем чашку, моем кружку – круговые движения, поочередно левой и правой руки. Ставим высоко на сушку – тянемся вверх. Ой! Упала кружка с полки – наклоны головой вправо-влево. Будем собирать осколки – сметаем осколки в совок.
4. Игровое упражнение «Магазин посуды».
На столе стоит посуда, а у каждого ребенка по картинке с изображением продукта. Экспериментатор объясняет детям, что каждый продукт должен храниться в определенной посуде, и поэтому надо подобрать посуду в магазине, но если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Каждый ребенок должен подобрать к своему продукту предмет посуды с комментарием: «У меня сахар, и я куплю сахарницу» и т.д.
5. Игровое упражнение «Ослик в гостях у медвежонка».
Детям рассказывается, что медвежонок пригласил в гости ослика, но не знает как правильно разложить продукты и ему надо помочь. Дети должны правильно разложить продукты и объяснить свой выбор: «Сахар надо положить в сахарницу, конфеты в конфетницу» и т.д.
III. Итог.
Подводится итог занятия. Оценивается деятельность детей.
Ольга Наумова «Читаем с радостью»
Авторские рассказы и сказки с заданиями для чтения и пересказа.
Замечательная красочная книга с добрыми рассказами и сказками. Некоторые слова в текстах заменены маленькими рисунками. К каждому тексту даны развивающие задания.
Что может быть приятнее, чем интересное и близкое общение с ребёнком? Совместное чтение — как раз один из инструментов, дарующий волшебные минуты радостного времяпровождения.
С текстами можно работать по~разному. Если малыш пока не умеет читать, то читайте ему слова, останавливаясь каждый раз на картинке, которую он с удовольствием озвучит вам. Это очень эффективный прием в обучающем процессе. Ребенок слышит и усваивает правильную интонацию, произношение, ударение.
Читающие дети могут прочесть самостоятельно. Присутствующие картинки снимут напряжение, которые обычно испытывают начинающие читатели, а также облегчат процесс понимания прочитанного. Все тексты очень удобны для пересказа.
Рассказы и сказки сопровождаются заданиями. Все они направлены на развитие способностей ребенка:
- внимания;
- речи;
- мышления;
- памяти;
- расширения кругозора;
- мелкой моторики руки и т.д.
Книга будет интересна дошкольникам и ученикам 1 класса. Тексты разного уровня сложности.
Страничка из книги.
Обязательно найдите время для расширения речевого опыта вашего ребёнка. Некоторые из предложенных упражнений можно выполнять даже во время прогулки. Тексты с картинками не просто облегчают чтение, развивают речь, но и вызывают интерес ребенка к книге.
Предлагаю вам также обратить внимание на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления малыша, которое также формируется в дошкольном возрасте.
Логомаг
Обследование навыка словоизменения. 1. Изменение имен существительных по падежам. Цель: выявить умение детей употреблять имена существительные в различных падежах. Материал: картинки с изображением людей, животных и предметов; на каждый падеж отдельная серия картинок. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: И.п. Кто это? Что это? Р.п. Без чего (стол, машина)? Д.п. Девочка дает корм кому? В.п. Мальчик нарисовал кого? Т.п. Мальчик работает чем? П.п. Девочка мечтает о чем?
2. Изменение имен прилагательных по родам. Цель: исследовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными разного рода. Материал: картинки с изображением синей сумки, синего автобуса, синего полотенца. Инструкция: «Ответь на вопрос «Что здесь синее? Что здесь синяя? Что здесь синий?»
3. Множественное число существительных в родительном падеже. Цель: выявить умения детей образовывать форму родительного падежа множественного числа. Материал: 3 картинки, на которых изображены парты, ведра, блюдца. Инструкция: закрыть рукой одну из картинок и спросить «Нет чего?»
4. Назвать количество предметов. Цель: определить умение детей согласовывать существительные с числительными. Материал: на столе лежит семь карандашей и картинка с изображением семи яблок. Инструкция: «Я начну считать, а ты продолжи: одно яблоко, два яблока …»
5. Единственное и множественное число имен существительных. Цель: выяснить уровень овладения соотносительной формой единственного и множественного числа имен существительных. Материал: набор парных картинок с изображением одного и нескольких предметов; пять пар картинок. Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано». ИГРЫ Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога.
«Кого испугался трусишка Коля?» Оборудование : картинка с изображением мальчика и картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, крот, жук, воробей, гусеница, червяк и т.п.). Содержание. Учитель логопед выкладывает картинки, показывает картинку с изображением мальчика. И говорит: «Это Коля. Посмотри, кого испугался трусишка Коля?» Ребенок отвечает: «Коля испугался пчелы (воробья, крота и т.д.)».
«Чего нет на столе?» Оборудование: пять предметов: кубик, пирамидка, лента, банка, мяч. Содержание. У логопеда на столе пять предметов: кубик, пирамидка, лента, банка, мяч. Он просит назвать все предметы. Затем учитель логопед убирает со стола какой-либо из предметов (например, кубик), и спрашивает: « Чего нет на столе?» Ребенок отвечает: «На столе нет кубика». И т.д.
Дательный падеж существительных в единственном числе.
«Кому дали корм?» Оборудование: набор игрушек: корова, баран, коза, свинья, лошадь ( серия «Домашние животные»). Содержание. Учитель логопед показывает ребенку игрушки и просит их назвать. Затем спрашивает: «Кому дали корм?» Ребенок отвечает: «Корм дали корове (барану, козе и т.д.)».
«Кому нужны эти предметы» Оборудование. Картинки, на которых изображены люди разных профессий и занятий ( учитель, продавец, доктор, художник, медсестра, охотник, рыболов, парикмахер); и предметные картинки (указка, весы, термометр, кисть, шприц, ружье, удочка, ножницы). Содержание. На столе у логопеда разложены картинки. Слева – те, на которых изображены люди разных профессий и занятий; на этих картинках не хватает каких-то определенных предметов. Справа – картинки с недостающими предметами. Логопед показывает ребенку картинку с предметом — указка и предлагает назвать, кому он нужен, и положить изображение этого предмета к соответствующей картинке. Ребенок отвечает: это указка она нужна учителю и подставляет картинку на определенное место. Указка – учителю; весы – продавцу; термометр – доктору … «Чему обрадовался Петя?» Оборудование: красивая коробка, игрушки: машина, робот, конструктор, заяц и медведь. Содержание. Учитель логопед рассказывает, что у одного мальчика – Пети – был недавно день рождения. Петя получил много подарков и всем им очень обрадовался. Из коробки логопед достает игрушки и просит их назвать. Затем просит ответить на вопрос: «Чему обрадовался Петя?» Ребенок отвечает: «Петя обрадовался машине (роботу, конструктору и т.д.)».
Винительный падеж существительных в единственном числе.
«Кого увидел в зоопарке?» Оборудование: картинки, с изображением животных жарких стран ( жираф, зебра, лев, тигр, кенгуру, слон). Содержание. На столе у учителя логопеда лежат картинки с изображением животных. Логопед просит их назвать. Затем просит ответить на вопрос: «Кого увидел в зоопарке?» Ребенок отвечает: «В зоопарке увидел жирафа ( зебру, льва и т.д.)».
«Юный художник» Оборудование .Картинка, на которой изображен мальчик; рисунки животных (формат А5) – медведь, лиса, белка, волк, заяц. Содержание. Учитель логопед: «Посмотри, кого нарисовал мальчик?» Ребенок: «Мальчик нарисовал медведя, лису, … Творительный падеж существительных в единственном числе без предлога.
«Кто чем?» Оборудование: сюжетные картинки: мальчик ест вилкой, девочка ест ложкой, мальчик ловит рыбу, девочка рисует картину, девочка причесывается. Содержание. Учитель логопед выкладывает перед ребенком по одной картинке и спрашивает: «Чем Вова ест котлету?» (… вилкой) «Чем Маша ест бульон?» (… ложкой) «Чем Коля ловит рыбу?» (…удочкой) «Чем Таня рисует картину?» «Чем Лена причесывается?
Предложный падеж существительных в единственном числе с предлогом «О».
«Ферма». Оборудование. Картинки с изображением домашних животных (лошадь, корова, коза, баран, свинья). Содержание. Учитель логопед раскладывает картинки, просит назвать тех, кто на них изображен. Затем спрашивает: «О ком заботятся люди?» Ребенок отвечает: «Люди заботятся о лошади (о корове, о козе и т.д.).
«День рождение» или «О чем мечтает Маша?» Оборудование. Предметные картинки, изображающие куклу, платье, компьютер, телефон, собаку; картинка с изображением девочки. Содержание. Учитель логопед просит назвать, то, что изображено на картинках. Затем показывает картинку с девочкой и говорит: «Это Маша», после этого предъявляет ребенку по одной картинке и спрашивает: «О чем мечтает Маша?» Ребенок отвечает: «Маша мечтает о кукле (платье, компьютере и т.д.)». Изменение имен прилагательных по родам.
«Назови правильно» Оборудование. Предлагается три предмета одного цвета (на картинках): синяя чашка, синий шар, синее платье; красная лента, красный помидор, красное платье; желтая ваза, желтый лимон, желтое полотенце; Содержание. Учитель логопед предъявляет ребенку картинку и предлагает назвать то, что на ней изображено, обращая внимание на окончание. Ребенок отвечает: «Синяя чашка, синий шар, синее платье и т.д.».
Множественное число существительных в родительном падеже.
«Один – много» Оборудование. Набор парных картинок, с изображением одного и нескольких предметов (стол — несколько столов; дом — … домов; дерево — … деревьев; цыпленок — … цыплят; стул — … стульев). Содержание. Учитель логопед предъявляет ребенку одну пару картинок и говорит: «Один стол, а много …» Ребенок: …столов. Далее ребенок говорит сам: «Один дом – много домов и т.д.».
«Чего нет?» Оборудование. Картинки, на которых изображены стулья, ведра, дома, ключи, шишки. Содержание. Учитель логопед показывает картинки, просит назвать, то, что на них изображено. Затем закрывает одну из картинок и спрашивает: «Чего нет?» Ребенок отвечает: «Нет стульев (ведер, домов и т.д.)».
Согласование существительных с числительными.
«Посчитай» Оборудование. Карточки с изображением пяти предметов * * * * *
Пять карточек: первая – с изображением огурцов; вторая – с изображением яблок; третья — с изображением карандашей; четвертая – с изображением бабочек; пятая – с изображением птиц. Содержание. Учитель логопед показывает карточку, предлагает ее рассмотреть и посчитать, то, что на ней изображено. Ребенок: «Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов» и т.д.
«Назови количество предметов» Оборудование .Карточки с изображением цифр: 1; 2; 3; 7. Картинки, на которых – тетрадь, карандаш, яйцо (можно использовать предметы). Содержание. Учитель логопед выкладывает перед ребенком цифры и тетрадь: «Посмотри, девочка пришла в магазин и сказала: мне нужна одна тетрадь (показывает на цифру один и на тетрадь). А теперь, что нужно девочке (показывает на цифру два и тетрадь)? Ребенок отвечает: «Две тетради и т.д.»
Единственное и множественное число имен существительных.
«Назови, что видишь» Оборудование. Карточки, на которых изображены: стол – столы; пень – пни; стул – стулья; дерево – деревья; цыпленок – цыплята. * **** Содержание. Учитель логопед показывает ребенку карточку и спрашивает: «Что это, а что это?». Ребенок отвечает: «Это стол, а это столы» и т.д.
Глаголы мужского и женского рода прошедшего времени.
«Про кого я сейчас сказала?» Оборудование. Картинки с изображением мальчика и девочки. Содержание. Учитель логопед рассказывает, что в одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша, и просит догадаться, про кого – мальчика или девочку – он сейчас скажет: Ходила – ходил. Бегал – бегала. Играла – играл. Прыгала – прыгал. Плавала – плавал. Ел – ела. Рисовал – рисовала. Ребенок отвечает: «Девочка Саша прыгала. Мальчик Саша прыгал» и т.д.
Согласование глагола с существительным в единственном или множественном числе
«Что умеем делать?» Оборудование. Парные картинки (бабочка-бабочки; цветок- цветы; девочка – девочки; мальчик – мальчики; рыба – рыбы). Содержание. Учитель логопед: «Посмотри, кто это? Бабочка спрашивает тебя, что она умеет делать? А бабочки, что умеют? И т.д.» Ребенок отвечает.
2. Как обследовать словообразование дошкольников? В процессе обследования выясняется также умение детей пользоваться способами словообразования, как известно, по словообразующей функции суффиксы делятся на две группы: суффиксы первой группы образуют от имени существительных не новые слова, а слова с добавочным значением – уменьшительным, ласкательно-пренебрежительным, увеличительным. Суффиксы второй группы образуют от глаголов имен существительных и прилагательных новые слова, которые обозначают профессии людей, вещи, качества и т.д. Для выявления умения пользоваться суффиксами первой группы можно использовать задания образовать уменьшительную форму имени существительного от данного слова. Образование имен существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами. Цель: выявить умения детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Материал: картинки с изображением двух одинаковых предметов разного размера. Пять картинок. Инструкция: «Я буду называть большой предмет, а ты называй маленький предмет ласково».
Умение детей пользоваться суффиксами второй группы выявляется путем образования от имен существительных новых слов (обследующий демонстрирует этот прием на примере): а) обозначающих профессии. Материал для обследования – слова, записанные на карточках. Примерный перечень их: сапог, работа, чертеж, печь, стекло, газета; б) обозначающих названия животных и их детенышей (волк –волчица- волчата; медведь – медведица – медвежонок – медвежата). Другие аналогичные задания: — преобразовать имена существительные, обозначающие материал (дерево, стекло, железо), в имена прилагательные с помощью суффиксов. В этих случаях задача облегчается постановкой вопроса: «Если предмет сделан из дерева, то какой он?» В случае затруднения ребенку подсказывают ответ: «Стол деревянный, а крыша?…;
— преобразовать глаголы в имена существительные, обозначающие названия профессий. Материал обследования – слова, записанные на карточках (летать, переводить, возить, рассказывать). Инструкция аналогична предыдущей. Образование имен прилагательных от существительных. Цель: выявление умения преобразовывать имена существительные в прилагательные. Материал: стакан, карандаш, кубик, кораблик из бумаги. Инструкция: «Этот стакан сделан из стекла, значит он какой?» и т.д.
В ходе обследования грамматического строя языка выявляется также умение детей образовывать слова с помощью приставок. Одним из наиболее простых приемов, выявляющих эти способности детей, является образование производных глаголов.
Образование производных глаголов. Цель: выявление умения образования глаголов от глагольных основ при помощи приставок. Материал: картинки с изображением мальчика, который: выходит из дома, входит в дом, подходит к дому, обходит дом, переходит через улицу. Инструкция: «Назови, что делает мальчик?» По следам выполнения заданий обследующий фиксирует, какие именно суффиксы первой и второй групп использует ребенок. Анализируется и характер допущенных ошибок, т.е. выявляется, смешивает ребенок однозначные или различные по значению суффиксы. Если ребенок совсем не справляется с приведенными заданиями, это свидетельствует об очень низком уровне развития грамматических средств языка. Употребление суффиксов только первой группы также свидетельствует об этом. Попытки же (даже ошибочные) образовать слова с суффиксами обоих групп указывают уже на более высокую ступень овладения способами образования слов. Аналогичная картина обнаруживается при рассмотрении результатов выполнения детьми заданий на образование новых слов с помощью приставок. 3. Какие приемы используются при обследовании умений употреблять в речи предлоги?
В процессе обследования выясняется умение ребенка пользоваться предложным управлением с помощью следующих заданий: составить словосочетания из глагола и имени существительного с предлогом или предложение по сюжетной картинке, выполненным действиям. Материал для обследования – сюжетные картинки. Например: Собака спит в конуре. Мяч перелетает через забор. Дорожка идет от калитки до крыльца. Из-за угла выбежала собака. И т.д. Полезно использовать и такие сюжеты картинок: ворона летит к дереву, ворона сидит на дереве, ворона летит от дерева, т.е. один и тот же субъект выполняет разные действия. Другим приемом является подстановка недостающего предлога в данный текст. Нужный предлог может отсутствовать, или ребенку приходится находить его среди других предлогов. Например, предлог под — среди предлогов под, на, около. Материал для обследования – карточки с записью предложений, в которых пропущены предлоги, например: Лампа висит … столом. Более сложный вариант – подстановка пропущенного предлога и изменение окончания управляемого слова. Обследующий, приступая к анализу той или иной группы ошибок, должен учитывать частоту употребления ребенком рассматриваемой формы. Особое внимание следует уделить анализу ошибок, допущенных детьми при употреблении имен существительных в косвенных падежах с различными предлогами. Эти ошибки рассматриваются в двух взаимосвязанных аспектах: 1) правильность употребления предлогов, т.е. выяснения того, какие отношения и с помощью каких предлогов выражают дети; 2) соответствуют ли падежные окончания составленных детьми словосочетаний и предложений используемым предлогам, т.е. выполняют ли предлоги свою синтаксическую функцию. Составить представление об умении детей пользоваться предложным управлением, можно лишь рассматривая эти ошибки в совокупности, учитывая характер и частоту их проявлений. В ходе обследования в протоколе чаще других фиксируют следующие варианты ошибок, выявляющих несформированность предложного управления: — отсутствие предлога, ограниченное количество предлогов ( в, на и др.), используемых только для выражения наглядных отношений, при неумении правильно передать падежные окончания в словосочетании с предлогом (лежит в столу); — введение (вставка) предлогов в синтаксические конструкции, не требующие использования их; — замены и смешение предлогов, выражающих разновидности отношений при недостаточной их дифференциации. Правильная организация обследования предусматривает наличие заранее заготовленного материала. Он может быть либо сосредоточен в альбоме, либо представлен на карточках (в виде раздаточного материала). Каждый прием должен иметь свой порядковый номер, что значительно облегчает ведение протокольных записей. Результаты выполнения каждой пробы обязательно фиксируются в протоколе. Форма протокола и варианты записи:
Фамилия… Имя… Возраст… Дата…
№ предъявленной Пробы (задания) Вопросы и указания обследования Результаты выполнения задания Наблюдения за реакцией ребенка (примечания)
Литература
1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.- М.: Владос, 2003. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – С – П.: Союз, 2004. 3. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Под общей редакцией профессора Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2003. 4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – С — П.: Союз, 2004. 5. Ткаченко Т.А. Формирование лексико–грамматических представлений. – М.: Гном и Д, 2003. 6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: Гном и Д, 2005.