Конспект логопедического занятия по теме «Слова-предметы»


Обучение грамоте. 1 класс. Предмет и слово

Конспект урока в 1 классе. Предмет и слово.
Цель: создать условия для развития у учащихся умения различать предмет и слово, обозначающее этот предмет, ознакомления со звуковыми схемами слов. Планируемые результаты: Предметные: учащиеся научатся различать предмет и слово, работать со звуковыми схемами слов. Личностные: позитивно участвуют в коллективной и парной работе, умеют входить в коммуникацию с учителем и друг с другом, соблюдать нормы речевого этикета. УУД: Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, структурируют знания (слово в виде звуковой схемы), соотносят предмет со звуковой схемой слова. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. 1. Организация начала урока. Долгожданный дан звонок – начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре. – Смело, чётко говорим И тихонечно сидим. 2. Артикуляционная гимнастика. 1) Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза. 2) Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то клеевому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз. 3) После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх. 4) Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик. Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт. — Чистоговорка «Аист» Аист азбуку учил, И пятёрку получил. И сегодня без подсказки Сам себе читает сказки. 3. Повторение изученного — Что людям помогает общаться? (речь) — На какие группы можно разделить речь? (устная и письменная) -Что вы знаете об устной и письменной речи? Приведите примеры. — Из чего состоит речь? (из предложений) -Рассмотрите схемы. Что в них общего? Чем отличаются? (предложения состоят из слов, в конце предложения разные знаки, разное количество слов) 4. Усвоение новых знаний — Откройте Букварь на 14 странице. Рассмотрите рисунок. Найдите нарисованные на нём предметы. Что за листочки прикреплены к каждому предмету? (названия) — Кто дал всем предметам названия? (люди) — У всех ли предметов есть названия? Проверьте в паре. Алина, прочитай задание «вишенки». — Ксюша, прочитай стихотворение. — Что раньше появилось – предмет или слово? (сначала появляется какой-то новый предмет, а потом люди придумывают ему название) — Когда ваши бабушки были маленькие, они не знали таких слов как компьютер, навигатор. Почему? (этих предметов ещё не было) 5. Разведение понятий «предмет» и «слово» — Сейчас я прошу выйти к доске двух учеников. Маше я предмет – карандаш, а Артёму – слово, название этого предмета. — Что можно сделать с предметом? (положить, сломать, уронить, подточить) — А что можно сделать с другим карандашом, со словом? (прочитать, зачеркнуть, обвести) 6. Введение понятия «звуковая схема слова» (электронный учебник) — Пока мы не умеем записывать все слова грамотно, поэтому будем использовать схемы. Произнесём вслух названия предметов, изображённых на картинках. ЛЛЛУУУУККК СССЛЛЛООООНННН КРРРОООТ — Как записать звуковую схему слова? (по количеству звуков) — Скажите, что является важным в схеме? (фигура или количество звуков?) -Учёные договорились записывать схему с помощью квадратов. Сколько звуков в слове, столько и квадратов. 7. Определение количества звуков в слове. — Рассмотрите картинки, какие предметы изображены на них. Назовите те названия предметов, которые соответствуют 1, 2, 3 схеме. мяч, сыр, лев слон, роза, гриб, коза груша, слива, лимон 8. Работа в тетради. Закрепление Стр. 7 №1 — У какого предмета самое длинное название? А самое короткое? Обратите внимание, что слова могут быть разной длины. Величина слова не зависит от величины предмета. №2 сам-но -Какие бывают трубы? (водопроводные, подзорные, печные на крыше домов, музыкальные) -Кран? (строительный, водопроводный) №3 -Сделайте по выбору. Начертите схему любого слова. Чтобы вам было легче чертить, на верхней полосе сделаны засечки. Начинайте чертить с первой клетки. 9. Рефлексия -Что нового узнали? -Какие трудности были? — Оцените свою работу на уроке. Выберите для себя картинку: солнышко — всё понял, было легко; солнышко с облачком — понял, но есть вопросы; тучка — ничего не понимаю

Рекомендуем посмотреть:

Занимательный русский язык Контрольная работа по русскому языку, 1 класс Конспект урока русского языка в послебукварный период, 1 класс Конспект урока русского языка в 1 классе по ФГОС

Похожие статьи:

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]