Самые простые и эффективные способы постановки звука Р и Рь

Малыши в возрасте до 5-6 лет должны уметь самостоятельно произносить все существующие звуки. Если такого не происходит родителям необходимо самостоятельно тренировать произношение у ребенка дома или обратиться за помощью к специалистам в случае особо явных отклонений от нормы. Постановка и автоматизация звука «Р» и «Рь» — самая сложная задача по сравнению с остальным произношением букв русского алфавита.

Виды нарушений

В логопедии

выделяют разные типы отклонений
у детей
в произношении звука «Р»:

  1. Отсутствие фонемы. При воспроизведении буквы наблюдается неправильная постановка артикуляционного аппарата. Звук может быть полностью лишен нужных движений речевых органов и образовываться с помощью удлинения схожей гласной буквы. Либо иметь горловое
    дрожащее звучание.
  2. Параротацизм. Замена фонемы «Р» на согласные буквы.
  3. Ротацизм. Искажение звуков разделяют на подвиды:
  • Велярный
    . Ребенок не использует язык во время воспроизведения. Вибрация происходит благодаря мягкому небу. Произношение схоже
    на французскую манеру
    выговаривать «Р».
  • Увулярный
    . Вибрация по средствам маленького языка (увула).
  • Носовой.
    Звук «Р» выговаривается вместе с «Г».
  • Боковой.
    Сочетание «Р» и «Л». Звук будто «хлюпающий».
  • Щечный.
    Редкий подвид. Наблюдается колебание щек при произношении.
  • Кучерский.
    Вибрируют обе губы.
  • Двугубный.
    «Р» схожа с английской «W».
  • Одноударный.
    Вибрация отсутствует. Язык 1 раз касается альвеол.

4. Смешение звуков. В основном «Р» на «Л» и «Рь» на «Ль».

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Чтобы понять какой именно из видов неправильного произношения наблюдается у ребенка необходимо пройти тщательное исследование всех органов речевого аппарата.

Важно: для понимания и
исправления недостатковпроизношениятвердогоилимягкогозвука «Р» необходимо попросить ребенка воспроизвести фонему. Сначала отдельно, потом вслогеислове. Исходя из того, в какой форме слышится ошибка, направлять обучающую деятельность именно в то русло.

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Причины

Чтобы знать, почему у малыша не получается

выговаривать звук,
как
и
с чего начать
коррекционную работу нужно иметь представление о возможных причинах:


  1. Неправильное речевое дыхание.

    Отклонение происходит из-за заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной
    системы, аденоидов, запущенной формы ринита. Отрегулировать дыхательный ритм во время речи способен логопед.
  2. Слух. Недостаточно хороший слух оказывает прямое влияние на развитие связной речи.
    Если дефекты произношения присутствуют до 5 лет, то это свидетельствует о проблемах с фонематическим слухом. Кроха не распознает звуки, поэтому плохо их воспроизводит.
  3. Слабое развитие артикуляционного аппарата. Чтобы звук произносился правильно необходимо разрабатывать органы речи. Для этого существуют специальные упражнения (артикуляционная гимнастика
    ). Они помогают ребенку понять в
    как расположены
    органы во время произношения фонемы.
  4. При короткой уздечке. Дефект ограничивает движения и положение языка
    , когда ребенок разговаривает. Для устранения отклонения используют
    поэтапный
    комплекс упражнений или убирают проблему операционным
    методом
    .
  5. При горловом произношении. Такое воспроизведение фонемы «Р» принято называть картавостью. Дефект отличается сложным процессом постановки правильного
    воспроизведения буквы. Для
    коррекции горлового
    произношения применяют артикуляционную гимнастику и учат кроху заново выговаривать звук совершенно по другому способу.
  6. Нарушения тонуса мышц. Дефект называется дизартрия тут. Для подготовки к воспроизведению звука используют логопедический массаж
    . Упражнения проводит только специалист с помощью специальных инструментов. Чтобы не навредить ребенку сначала определяют в каком состоянии пребывают мышцы (тонус или слабая подвижность). После проводят индивидуальный курс терапии.

Совет: среди причин важную роль играет желание подражать близким. Малыш может повторять за взрослыми неправильно произнесенные звуки, слоги, слова. Поэтому важно, чтобы окружающие люди высказывались при ребенке безошибочно, тогда и он(она) начнет стараться говорить без дефектов.

Классификация

Замена (субституция) и смешение (взаимозамены) звуков речи ‒ это фонематические (сенсорные, фонологические) дефекты, как правило, обусловленные незавершенностью или нарушением развития фонематического слуха. Замены классифицируются на те же группы, что и искажения звуков, только к названию последних добавляется приставка «пара-»:
1. Парасигматизмы

(от греч. буквы «сигма») ‒ замены свистящих и шипящих:

  • губно-зубной – звонкие [З] и [Ж] заменяются на [В], глухие [С] и [Ш] – на [Ф] («сани» — «фани», «зеленый» — «веленый»);
  • призубный – замена [С] и [Ш] на [Т], а [З] и [Ж] на [Д] («слон» — «тлон», «зубы» — «дубы»);
  • шипящий ‒ вместо [С] произносится [Ш], вместо [З] ‒ [Ж] («санки» — «шанки», «зайка» — «жайка»)
  • свистящий ‒ вместо [Ш] употребляется [С], вместо [Ж] ‒ [З] («шайба» — «сайба», «живот» — «зивот»).

2. Параламбдацизмы

(от буквы греческого алфавита «ламбда») ‒ замены звука [Л] («лапа») на [У] («уапа»), [В] («вапа»), [Й] («йапа»), [Л′] («ляпа»), [Р] («рапа»), [Ы] («ыапа»), [Д] («дапа»).

3. Параротацизмы

(от греческой буквы «ро») ‒ замены звука [Р] («рука») на [Р′] («рюка»), [Л] и [Л′] («лука», «люка»), [Й] («йука»), [Г] («гука»), [Д] («дука»), [В] (вука»).

4. Парайотацизмы

(от греч. «йота») ‒ замена звука [Й] на [Л′] («майка» — «малька»).

5. Замены заднеязычных звуков

(от греч. букв «каппа», «гамма», «хи»): паракаппацизмы – [К] на [Т] («Коля» — «Толя»), парагаммацизмы – [Г] на [Д] («голова» — «долова»), парахитизмы – [Х] на [Т] («хвост» — «твост»).

Также в практической логопедии к звуковым заменам относят дефекты озвончения (замена звонких фонем парными глухими – «куси» вместо «гуси») и дефекты смягчения (замена мягких согласных их твердыми парами – «тота» вместо «тетя»). Близко к замене и смешение звуков, т. е. взаимная заменяемость, путаница фонем.

Комплекс упражнений для органов речи

Артикуляционная гимнастика здесь нужна для подготовительного этапа

перед постановкой звука. Она проводится в
игровой форме
, чтобы как можно больше заинтересовать ребенка.

Не пропустите: Что такое ЗРР (задержка речевого развития)?

Задания для улучшения подвижности губ

  • Улыбочка. Растянуть губы в улыбке, чтобы был виден верхний и нижний ряд зубов. Выдерживать положение 5 секунд.
  • Труба. Вытянуть губы вперед, сделав их колечком.
  • Двери. Широко открыть рот. При этом губы растянуть в улыбке.

Задания для подвижности языка


  • Чистим зубы. Имитируя зубную щетку очищать по очереди верхний и нижний ряд зубов.

  • Лошадка. Цокать кончиком языка по небу.
  • Пулемет. Широко открыть рот. Кончиком языка постукивать за верхними зубами. При этом вслух произносить звук «Д» постепенно ускоряя темп.

Упражнения помогают при слабом языке

, делая его более подвижным.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Здесь представлен далеко не весь комплекс заданий на подвижность речевых органов. Лучшие способы

подбирают на
индивидуальных занятияхдля дошкольников
логопеды и выдают
домашние задания
для работы в непринужденной обстановке с близкими.

Гимнастика для губ

В комплекс входит 3 упражнения:

  1. «Улыбаемся!». Малыш улыбается, обнажая все зубки. Продолжительность подхода — 5 секунд.
  2. «Трубочка». Есть 2 варианта этого упражнения. Ученик вытягивает губы, имитируя трубочку, беззвучно «воспроизводит» звук «у» или смыкает зубки и немного вытягивает губы кпереди так, чтобы образовался квадрат.
  3. «Двери открываются». Малыш медленно открывает ротик так, чтобы между зубами обеих челюстей было расстояние 10 мм.

Затем улыбается, обнажая зубы.

Способы постановки фонемы Р

Методы становления звука Р разнообразны. Можно применять один из предложенных, а можно использовать несколько одновременно. Детальный план с этапами

работы составляет специалист, учитывая потребности малыша и возможности.

Основные способы:

  1. Подражание. Выполняется с помощью зеркала. Ребенок вместе с взрослым садятся напротив зеркала. Родственник или специалист наглядно демонстрирует, каким образом располагаются речевые органы при воспроизведении звука. Кроха должен повторять, показанное, контролируя правильность смотря на свое отражение.
  2. Постановка с помощью буквы «Д». Малыш приоткрывает рот. Языком дотрагивается неба и быстро говорит букву «Ддддд». Потом повторяет тоже при сильном выдохе. Так получается вибрация необходимая для звука «Р».
  3. Постановка с помощью буквы «З». Кроху просят воспроизвести букву «З». Язык поднимают вверх и кончиком двигают по выступам на небе возле верхних зубов при этом звучит фонема. На слух выходит звук «Ср».
  4. Механический способ. Метод выполняется с использованием упражнения моторчик
    . Ребенку предлагают долго произносить звук «Д». В это время чистым указательным пальцем или специальной лопаточкой шевелят язычок под низом из стороны в сторону. Как только после занятий станет слышен звук Дрррр… необходимо закрепить результат. Учить малыша проговаривать слова с буквой «Р», скороговорки, стишки и т.д.
  5. В положении лежа. Подходит для деток с большим языком. Перед постановкой проводят специальный массаж. Логопед присаживается на краю кушетки. Малыш кладет голову ему(ей) на колени. В таком положении он должен произносить звук «За». Специалист, удерживая подбородок ребенку шевелит инструментом язык, создавая вибрацию.

Важно:
как быстропроизойдут положительные сдвиги в работе точно ответить нельзя. Все зависит от регулярного выполнения заданий и особенностей малыша. У некоторых деток получается через пару дней после тренировок. Другие малыши осваивают навык через несколько месяцев.

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Как постановить звук Л

После завершения подготовительного этапа переходят к основным упражнениям.

Постановка Л проводится:

  • по подражанию;
  • на вдохе;
  • механическими способами.

Когда ребенок начнет произносить букву правильно, необходимо закрепить этот навык и довести его до автоматизма. Вначале ребенка нужно научить мягкому звуку, затем твердому.

По подражанию

Самый распространенный метод обучения — посредством подражания взрослому. Вначале родитель или логопед показывает, как правильно расположить язык и губы.

Чтобы ребенку было понятнее, можно предварительно объяснить ему на словах:

  1. Язык нужно сделать широким.
  2. Кончик прижимается к верхним передним зубам или деснам.
  3. Середину языка прогибают книзу, а корень приподнимается.
  4. Боковые части не поднимать, чтобы между ними и щеками проходил воздух.

Для проверки правильности прикасаются к щекам, пока ребенок произносит Л. Если все сделано верно, мышцы щек слегка вибрируют.

Заниматься лучше перед зеркалом. Вначале взрослый несколько раз говорит правильно сам, потом просит повторить ребенка.


Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях.

На вдохе

Упражнения на развитие правильной артикуляции сочетают с дыхательной гимнастикой. Ставить Л желательно на вдохе.

Перед началом тренировки делают несколько дыхательных движений:

  1. Вдох быстрый — 1 секунда.
  2. Выдох плавный и медленный — до 5 секунд.

Затем можно усложнить упражнение, преподнести его в форме игры. Соотношение вдоха и выдоха при этом должно сохраняться.

Комплекс для каждого ребенка подбирается индивидуальный и может включать следующие упражнения:

  1. Подуть на вертушку и понаблюдать, как она крутится.
  2. «Остановить бегущую лошадку». Делается вдох, губы расслабляются. Воздух выдыхается так чтобы получился звук «прррр».
  3. Ребенок ложится на спину на ровную поверхность (пол или жесткая кушетка). Рука кладется на живот. Делается вдох и надувается живот. Рука должна ощущать, как на вдохе «мячик надувается», а на выдохе «сдувается».
  4. Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать по запаху фрукты или другие предметы. На вдохе нужно нюхать фрукт, втягивая воздух через нос. На выдохе произносится название предмета.

С механической помощью

Чтобы правильно поставить звук, можно воспользоваться механическими приспособлениями:

  • шпателем;
  • специальными зондами;
  • деревянной палочкой от мороженого;
  • черенком ложки и пр.

Если дома нет подходящих предметов, можно помочь ребенку пальцами рук. Основная задача такой работы — зафиксировать орган или мышцу в правильном положении.

С помощью подручных средств делают следующие упражнения:

  1. Деревянную палочку кладут поперек языка. Таким способом создается пространство между верхними коренными зубами и боковыми частями языка. Формируется правильное прохождение воздуха через ротовую полость.
  2. Постановка твердого звука от мягкого проводится с помощью большого пальца руки. Для этого подушечку пальца кладут в ямку под подбородок. Слегка нажимают на эту область, и звук рефлекторно становится твердым.
  3. Научиться произносить твердую фонему можно, если прижать к нижней части подбородка тыльную сторону кисти.
  4. Если ребенок излишне напряжен, можно немного расслабить мимические мышцы, помассировав их кончиками пальцев.
  5. Для коррекции двугубного ламбдацизма уголки губ растягиваются до положения улыбки и в таком состоянии удерживаются указательными пальцами.

Снять напряжение можно, пошлепав губами, выдохнув полным ртом через сомкнутые зубы -«уфф», пофыркав.


Слова для тренировки звука «Л».

Диагностика

При наличии в речи ребенка или взрослого звуковых замен диагностика выстраивается с учетом анамнеза и объективных данных. Логопед проводит подробное исследование речевой функции, врачи-специалисты (сурдолог, ортодонт) – состояния слухового анализатора, зубо-челюстной системы:

  • Обследование устной речи.
    Выполняется в соответствии с алгоритмами, принятыми при различных речевых патологиях (дислалии, ринолалии, дизартрии, афазии). Выясняются все заменяемые и смешиваемые звуки, определяется вид дефекта звуковой стороны речи. На данном этапе необходимо определить, следствием чего являются звуковые замены: нарушения речевого или физического слуха, артикуляционных трудностей.
  • Исследование слухового анализатора.
    Для исключения снижения слуха, как причины замены звуков, необходимо обследование слуховой функции. С целью установления степени тугоухости выполняется аудиометрия, акустическая импедансометрия, исследование слуховых ВП.
  • Ортодонтическая диагностика.
    При неправильном смыкании зубных рядов выполняется телерентгенография, снимаются диагностические слепки, производится фотографирование лица и зубов. На основе этих данных планируется последующее лечение.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л

Если ребенок пытается произнести звук Л, возможны следующие ошибки:

  1. Язык уходит в глубину ротовой полости, его кончик не соприкасается с верхними зубами или деснами. Вместо нужного звука у ребенка получается Ы («лодка» — «ыодка»).
  2. Резкий вдох в момент, когда нужно сказать нужный звук. Если в процессе участвуют мышцы щек — получается фонема Ф.
  3. Воздушный поток проходит в нос, поэтому получается Н.

Иногда ребенку сначала ставят Р, а затем Л. В такой ситуации второй звук может заменять первый («руна» вместо «луна»)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]