Игра на автоматизацию звуков Г-К-Х – исправляем дефекты речи


Почему детские язычки «не любят» простые звуки?

У малышей преимущественно 3 лет бывают трудности со звуками Г (гаммацизм), К (каппацизм) и Х (хитизм). Детки либо заменяют эти звуки, например, К на Т, Г на Д, Х на Т, либо вообще не произносят их, пропускают. Происходит это явление из-за особенностей строения неба, недостаточно активного корня языка (гипотонус) или просто малыш лениться сделать усилие и правильно выговорить звук.

Чрезвычайно важно осознать и побороть недостатки дикции на раннем этапе, когда артикуляционный аппарат еще формируется. В детском саду этой проблемой занимаются специалисты-логопеды, но и родителям нужно помочь ребенку перешагнуть через дефект речи. Для этого существуют прекрасные, а главное – результативные упражнения, игры, гимнастика, разработанные практикующими докторами «по речи».

Что я нашла по этому вопросу в «УчМаге»:

  • «Самые нужные игры. Звуки Г, Г’, К, К’. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3-5 лет» – идеальный материал для исправления дефектов речи в игровой форме;
  • «Фольклорный материал для дифференциации и автоматизации звуков» – отличная подборка лучших образцов народного словесного творчества, которые помогут малышам побороть косноязычие;
  • «В мире слов, букв и звуков. Речевые игры на автоматизацию звуков» – здесь представлены дидактический материал для занятий с детками старшей группы;
  • «Логопедические пазлы. Прогрессивные технологии обучения детей» – материал в виде программы для установки на компьютер;
  • «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка (Т-Т’, Д-Д’, К-К’, Г-Г’, Х-Х’)» – хороший, интересный материал для занятий с детками.

История «гэканья»

Вне всяких сомнений фрикативное южнорусское «г» является приобретенным звуком. Это становится очевидным благодаря достижениям такой научной дисциплины, как сравнительно-историческое языкознание.

Ближайшими языковыми родственниками всех славян (образно говоря, двоюродными братьями) являются представители балтской языковой семьи. Будучи когда-то очень распространенной, в историческое время эта общность сжалась до двух народов – литовского и латвийского. В их языках, ровно как и, например, в языке более далеких родственников – немцев, фрикативного «г» нет. Это означает, что звук проник в славянские языки уже позже их окончательного разделения с балтами.

Помимо этого примечательно, что «гэканье» не сумело распространиться на все говоры славян, а является характерным для изолированных групп: русских с юга, украинцев, чехов, но никогда не используется северянами.

Отчасти это можно списать на то, что центр почти всегда невольно навязывает свою речевую норму периферии. И, фактически, язык столицы – равно литературной норме. Примерно таким образом московская форма «аканья», появившаяся по филологическим меркам почти вчера – в позднем Средневековье, сумела вытеснить из языка восточных славян традиционное «оканье». Вообще пример «оканья» интересен тем, что позволяет осознать, какие регионы в старину находились на периферии московского мира и где культурная роль центра ослабевала. Старинное «окающее» произношение сохранилось по медвежьим углам Русского Царства, пропадает в южных и центральных регионах страны, но по-прежнему безраздельно царит в языках западных славян.

Возможно, если бы Русь объединила не Москва, а, например, Брянск, то мы бы считали нормой «гэканье», а твердо этот звук произносили бы только где-то в далеких селах Архангельской области.

Однако, такое объяснение неудовлетворительно по отношению к появлению «гэканья», так как это явление распространено среди народов, которые никогда не входили в пределы одной державы, поэтому культурного влияния какого-то одного центра быть не могло. Это указывает на глубочайшую древность южнорусского фрикативного «г». И ответ на вопрос его происхождения надо искать в дисциплинах, смежных с археологией.

Для этого надо сопоставить следующие данные: очертить круг древних культур, с которыми соседствовали ранние славяне, и, отследив развитие их языков, определить, кто бы из них мог заронить этот звук в русскую речь.

В хрестоматийном труде советского историка В.В. Седова «Происхождение и ранняя история славян» было высказано предположение, что «гэканье» могло зародиться в северном Причерноморье в первые века нашей эры среди носителей так называемой Черняховской археологической культуры.

Покоряем звуки вместе с ребенком!

Значит, этапы формирования правильного произношения звуков Г, К, Х и их мягких вариантов происходит постепенно, от простого к более сложному. Для начала нужно поставить произношение, этот этап так и называется – постановка, только затем можно приступать к автоматизации. И здесь строго по этапам: слог, слово, фраза. Если малыш подменяет один звук другим, то обязательно прорабатываем дифференциацию звуков.

Этот процесс может растянуться на целый учебный год, а деткам, как известно, быстро надоедает однообразная деятельность, поэтому нужно подбирать разные игры на автоматизацию и различение звуков.

Этап постановки заключается в формировании правильного положения органов речи при произношении звука. Для этого есть упражнения, гимнастика, которую дети осваивают вместе с логопедом. Чтобы правильно выполнять упражнения, нужно понимать, как звук зарождается, какое положение языка необходимо принять. Я не буду пока на данном вопросе зацикливаться. Приведу пример упражнений для постановки звука [K].

«Кто сильнее?» Взрослый и ребенок сидят на стульях друг напротив друга. Ребенок в улыбке высунул язык, а взрослый указательным пальцем пытается задвинуть язычок обратно в ротик. Язык ребенка сопротивляется, выгибается горкой, что и нужно для правильного произношения [K].

«Сдуй шарик» Взрослый пальцем или шпателем устанавливает положение языка ребенка так, как нужно для произношения [K]: язык горкой, кончик у зубов, задняя часть язычка упирается в мягкое небо. В этом положении ребенок толчкообразно «выстреливает» воздух, пытаясь сдуть с ладони ватный шарик. При этом должен получится [K].

Еще мы дышим с открытым ртом только носом, проверьте: язык стоит так, как необходимо при произношении [K].

Потренировались, затем упражняемся в изолированном произношении этого звука. Пока не добьемся правильного произношения его отдельно от других звуков, дальше двигаться нельзя. Потом автоматизируем в слогах, словах, фразах. Это касается работы с любыми звуками, алгоритм одинаков для всего алфавита.

Чтобы у малыша не пропало желание заниматься, просто бесконечно произнося «к-к-к, ку-ку-ку, ха-ха-ха, га-га-га», нужно добавить атрибуты и простые игровые ситуации.

Черняховская археологическая культура

Черняховскую археологическую культуру (приблизительно I – IV век нашей эры) следует относить к одной из самых древних достоверно славянских. Реалии жизни в те далекие времена были таковы, что представители разных племен и народов могли долгое время сосуществовать чересполосно: поэтому недалеко от славянских могил можно найти поселения скифов, готские курганы и следы жизни других древних племен.

Это этническое многоголосье угасло в IV веке нашей эры из-за опустошительного нашествия гуннов. Народы, которых приютило гостеприимное побережье Черного моря, были вынуждены в спешке разбредаться кто куда. Славяне Черняховской причерноморской культуры пережили сильный удар, но сумели выстоять, впоследствии регулярно объединяясь и контактируя с другими древними группами своих сородичей (в частности, с пшеворскими славянами).

Среди прочего, насиженные места у берегов теплого моря были вынуждены покинуть потомки иранских кочевников, скифы. Они долго блуждали по миру в поисках новой отчизны и в конце-концов нашли новый дом в Кавказских горах. Осев там, они со временем превратились в народ, который сегодня известен нам как осетины. В наше время осетины являются последними прямыми потомками грозных хозяев степей древности – скифов и сарматов. И в их языке, который является естественным развитием речи древних иранских скотоводов, есть очень много характерных фрикативных звуков.

Опираясь на наличие фрикативного «г» у современных осетин, достоверное проживание их предков и славян в пределах одного региона, можно утверждать, что южнорусское фрикативное «г» — результат древнейшего славяно-иранского контакта, случившегося на заре нашей эры.

Нескучные занятия

На этапе автоматизации изолированного звука и слога хорошо бы предложить ребятам такие дидактические игры:

  • Самое простая развивающая игра – «Лесенка». Сделать ее легко из конструктора. Суть такова: на следующую ступеньку можно подняться только в том случае, если удалось правильно произнести звук (любой К, Г, Х или дальше по этапу слоги, слова). Можно «шагать» пальчиками, что полезно для сенсорного развития.

  • Тактильна звуковая дорожка: дидактическая игра, предполагающая прохождение пальцами или фишками нарисованных лабиринтов, полей-бродилок, произнося на каждом повороте изолированный звук или слог. Сделал шаг – произнес звук, слог. Дальше можно усложнить – произносить нужно уже слово. Существует большое количество вариантов этой забавы, смотрите в магазинах.
  • «Накорми птицу, рыбку, животное»: используется картинка, игрушка, самодельный атрибут, изображающий любое существо, и вот его нужно накормить. Но прежде чем дать петушку, например, зернышко, нужно четко произнести звук, слог, слово: к-к-к, ко-ко-ко, кушай. Точно также на другие звуки.

Можно усложнить: из ряда предметов или изображений выбирать лишь те в качестве корма, в названии которых есть заданный звук: в начале, середине, конце.

  • «Нагрузи грузовик»: принцип тот же, что и с «кормлением». Нужно класть в кузов груз, но вначале произнести звук, слог, слово.
  • Широко используются игры с карточками: на картинках изображены предметы или живые существа, необходимо выбрать те, в названии которых есть определенный звук. Или находим на рисунке с множеством предметов необходимое изображение. Также соединяем графическое изображение звука с изображением предмета на этот звук.

Еще хорошо тренирует мозг задание на поиск и вычеркивание лишних изображений, в названии которых нет нужного звука или слога. Отлично воспринимается детьми задача дорисовать деталь рисунка, которая начинается на определенный звук: птичке – клюв, лошадке – копыто. Это уже под силу для детей 5-6 лет.

  • «Рыбалка»: удочка с металлическим грузиком, к которому хорошо прилипают магнитные карточки с изображениями, позволит разнообразить логопедические занятия. Задача: поймать на удочку необходимые карточки.

В качестве методических рекомендаций…

Чтобы игры были эффективными, важно правильно, поэтапно использовать лексический материал. Обязательно соблюдать правило: не переходить к следующему этапу, если не пройден успешно предыдущий.

Занимаясь автоматизацией звуков Г, К, Х и их мягких вариантов, используем изолированные звуки, прямые слоги, обратные слоги. Научившись произносить отдельный звук, ребенок тренируется произносить слоги: ка, ко, ку, кы, мягкие: ки, ке, кю, кя и т.д.

Сначала многократным повторением одинаковых слогов, затем – комбинации: ка-ко-ку-кы. От прямых слогов перейдем к простым словам: кабан, конь, кум.

Далее усложняем задания, давая обратные слоги для произношения: ак-ок-ук-ык и слова с ними – ак-мак, ок-ток, ук-тук, ык-бык. Пройдя этот этап, пора тренироваться в произношении слогов и слов со стечением согласных звуков: ква-кво-кву-квы, банк, никто, кнут.

Далее ищем в словах повторяющиеся звуки: какао, какаду, кубик, копейка. Пора переходить к фразам: сначала учимся согласовывать числительное с существительным из уже пройденного материала: одна копейка, две копейки, одну копейку и т.д. Изучаем прямой и обратный счет с этими словами: девять коней, восемь какаду.

Более сложный уровень: производные от единственного числа именительного падежа: множественное число (кони-коней), один-много (один камень – много камней), уменьшительно-ласкательные (ключ-ключик), моя-моя-мое-мои (мой кулон, моя конфета).

Затем учимся делить слова на слоги, выделяем ударный и безударный слог, определяем место звука в слове. Потом в ход идут чистоговорки, скороговорки, договаривание предложений, преобразование неправильной формы слова в предложении.

В общем, смысл работы над коррекцией произношения звуков я передала. Дальше будет еще материал на эту тему. Надеюсь, вам мои рекомендации пригодятся. Если так – делитесь информацией с товарищами по соцсетям и подписывайтесь на мою страничку.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]