Развитие речи детей 4-7 лет: занятия по сюжетным картинкам


Учим детей рассказывать по сюжетным картинкам.

Дорогие друзья! Если Вы решили заниматься с малышом по рекомендациям сайта «Родная тропинка», значит, Вы хотите, чтобы он вырос здоровым, крепким, самостоятельным, жизнерадостным, умным. Я с радостью помогу Вам в этом и поделюсь своим опытом обучения дошкольников родному языку. Занятия по картинкам из этой статьи научат ребенка говорить точно и выразительно, сочинять веселые и поучительные истории и загадки, рассуждать, сравнивать, устанавливать причину и следствие событий, делать выводы, различать звуки родного языка.

В эту статью вошел мой собственный авторский опыт проведения игр и занятий с малышами по моей же книжке «Аппчхи, будь здоров!», выпущенной издательством «Карапуз». Я постаралась в этой статье рассказать о том, как сделать занятия по книжке более интересными и занимательными для детишек, дополнила и уточнила рекомендации по их проведению. То, что Вы найдете ниже – это вариант игр и занятий, апробированный с десятками малышей от 4 до 6 лет. Это вариант занятий специально отобран мной из многих других как самый результативный и самый интересный для детей и взрослых, радостный и веселый!

Развитие связной речи ребенка — скачать задания

Развитие связной речи – главный, передовой момент в становлении коммуникативных способностей и взросления. Посредством речевого аппарата ребенок учится общаться. Запас слов и умение передать чувства, мысли становятся залогом комфортного обучения и восприятия мира. Низкое развитие связной речи у дошкольников нередко становится причиной истерик и причиняет беспокойство родителям.
Н сайте childdevelop представлены упражнения для развития связной речи, разработанные опытными педагогами, психологами и логопедами. Авторские методики и наглядные упражнения для развития связной речи окажут пользу и станут полезными.

Как заниматься с ребенком развитием речи: полезные советы из моего опыта игр и занятий по книжке.

Игры и упражнения по развитию речи детей с сюжетными картинками.

В статье и в книге Вы найдете шесть серий сюжетных картинок

. Заранее прочитайте текст заданий и подготовьте необходимый материал.

Для выполнения некоторых заданий Вам будет нужно вырезать из картона прямоугольники по размеру картинок, чтобы закрыть изображения. Это делается для того, чтобы ребенок попробовал сам догадаться, что случится дальше или, наоборот, выявить причину событий. Так Ваш малыш будет учиться устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения. Очень важно, чтобы ребенок сам пытался найти ответы на вопросы, делал предположения. Не спешите дать «правильный» ответ. Малышу необходимо самому сделать маленькое открытие, испытать от этого радость.

Если ребенок в ответах на вопросы допускает
ошибки
, например, говорит «красивше» или «ярчее», то не ругайте его, не смейтесь над ошибкой, а тактично поправьте: «Подумай, как сказать правильно.…Да, ты догадался. Надо говорить «ярче».

Сочинение сказок по картинкам

поможет детям научиться рассказывать в определенной последовательности, в соответствии со структурой повествования (начало, середина, конец), использовать образные выразительные средства языка, будет способствовать развитию воображения и творчества ребенка.

Если ребенку сложно самостоятельно сочинить сказку, то помогите ему. Скажите начала фраз, а малыш их продолжит сам. Посмотрите, как это сделано в заданиях к картинкам «Медвежонок-сладкоежка». Можно помочь ребенку, дав ему план. Если при рассказывании возникла длительная пауза, помогите ребенку вопросами: «Что случилось с поросенком дальше?» или «Куда пошел щенок? Кого он встретил?».

Игра «Отгадай, какое слово заблудилось

?» предназначена для детей пяти лет и старше. Это веселое упражнение в занимательной форме научит малыша слышать и выделять из потока речи звуки родного языка, то есть будет способствовать развитию фонематического слуха. Если ребенку будет трудно подобрать нужное слово, то выделите неправильное слово голосом в двустишии и предложите его заменить При подборе рифм поощряйте самостоятельность малыша, не спешите говорить правильный ответ . Помогите ему подсказкой, например, «Мука-…Что это? (покажите на руку ребенка)». «Рука!»,- догадается малыш. Порадуйтесь его открытию и повторите с ним эту пару слов. Если звук в задании надо выделить голосом, то он обозначен в тексте несколькими буквами («эссскимо», «градусссник»).

При обсуждении с детьми пословиц

очень важно помочь ребенку понять их смысл на конкретных примерах из его жизненного опыта, сказок, рассказов. Вспомните аналогичные ситуации, в которых участвовал Ваш ребенок или которые он наблюдал, и побеседуйте о них.

Неследует за один раз рассматривать с ребенком несколько серий картинок.

Это приводит к переутомлению детей, снижению их интереса к занятиям и их эффективности. Достаточно побеседовать по одной серии и сделать дополнительные задания к ней, данные ниже. Для выполнения дополнительных заданий Вам понадобятся игрушки, карандаши или краски, бумага для рисования. Приготовьте их заранее.

После рассматривания всех серий картинок

спросите ребенка, почему так говорят: «Здоровье дороже золота», «Береги здоровье смолоду». Предложите ему рассказать, как он заботится о своем здоровье, и напишите об этом письмо Айболиту. Ребенок будет диктовать, а вы запишете его рассказ. Подсказывайте малышу начала фраз, а он их будет продолжать. Попросите малыша нарисовать картинки к его рассказу для Айболита.

Дополнительно Вы можете провести с ребенком игры и упражнения с предметными картинками по теме «Здоровье».

Назовите вместе с ребенком или найдите на картинках:

а) предметы, необходимые врачу и медсестре для работы;

б) предметы, которые помогают нам всегда быть чистыми, опрятными;

в) полезные для здоровья продукты питания.

Спросите ребенка, какие из этих предметов есть у него дома, зачем они нужны. Поиграйте в игру «Отгадай предмет

».

Вариант 1. Вы описываете предмет, а ребенок его отгадывает. Например: «Этот предмет нужен врачу Он стеклянный, длинный, Он помогает узнать, заболел ли человек, какая у него температура». После нескольких загадываний предложите малышу самому загадать вам подобную загадку.

Вариант 2. Ребенок загадывает один предмет. Вы пытаетесь отгадать, что это, задавая вопросы. Например: «Этот предмет-продукт?». (Нет). «Этот предмет нужен врачу, чтобы лечить людей?». (Да). «Он нужен, чтобы делать уколы?». (Да). «Это шприц». (Да). Через некоторое время предложите ребенку поменяться ролями.

Предложите ребенку собрать свой чемоданчик доктора. Для этого нужно нарисовать все предметы, которые понадобятся ему для работы, и объяснить, для чего они ему нужны.

Желаю Вам радости общения с малышом и интересных занятий и игр с ним!

Ссылку для скачивания картинок Вы найдете в конце статьи.

Серия картинок для рассказывания 1. Медвежонок-сладкоежка.

Кто нарисован на картинке? Назови медвежонка ласково (мишка, мишенька, мишутка, медвежоночек

). Что делает мишка? Какой он? (
Косолапый, довольный, смешной, забавный, веселый, мохнатый, радостный
).

Посмотри на вторую картинку. Что случилось с мишкой? Как ты догадался? Почему у мишки разболелись зубы? Рассмотри третью картинку. К кому пришел мишка? Что делает Айболит? Зачем нужно чистить зубы каждый день?

Давай вместе расскажем сказку об этом медвежонке: «Жил-был…Он очень любил есть…Однажды Мишутка…Мед был очень…Медвежонок…На следующий день у него…Мишка побрел к…Айболит научил его…Теперь Мишутка…». Как можно назвать нашу сказку? Из названия должно быть понятно, о чем в ней говорится.

Мед сладкий. Что еще может быть сладким? Отгадай мою загадку: «Сладкое, красивое — это пирожное или конфета?», «Сладкий, душистый, вкусный – это мед или варенье?», Сладкая, шоколадная – это конфета или торт?». Как называют человека, который ест много сладкого? (Лакомка, сладкоежка

).

Какое слово заблудилось?

Много меда мишка съел. Дуб у мишки заболел. (Дуб-зуб

). Скажи эти строчки правильно.

А теперь поиграем в рифмы. Замени в словах первый звук звуком з и ты отгадаешь рифму. Например, дуб – зуб. Попробуй. Это весело и интересно. Майка — …(зайка)

, дверь — …(
зверь
), дал — …(
зал
), вагон — …(
загон
), набор — …(
забор
).

Закончи предложения. « Нам нужны зубы, чтобы… Если есть много сладкого, то… У Мишутки заболели зубы, потому что…Я чищу зубы каждый день, чтобы…».

Дополнительное задание. Что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми и не болели? (Не есть много сладкого, каждый день чистить зубы зубной пастой, вовремя лечить зубы у врача, есть полезные продукты: фрукты, овощи, творог…).

Придумай знаки, которые помогут тебе запомнить советы доктора Айболита и нарисуй их. Нарисуйте запрещающий знак (например, перечеркнутый сахар и конфеты) и разрешающий знак (например, зубная щетка и часы или календарь).

Серия картинок для рассказывания 2. Как поросенок Хрюша учился быть опрятным.

Закройте первую картинку и начните рассматривать вторую иллюстрацию. Как себя чувствует поросенок? Как ты это узнал? Поросенок плачет. Как можно сказать по-другому? Он…(рыдает, слезы льет, ревет

). Как ты думаешь, что с ним случилось? Почему он плачет? Давай посмотрим, отгадали мы или нет (открыть первую картинку). Что делает Хрюша? Какой поросенок? (
Неумытый, неаккуратный, грязный, неопрятный
). Где он сидит? Ты уже догадался, почему он заболел?

Посмотри на следующую картинку ( третью). К кому пришел Хрюша? Что делает Айболит? Для чего он взял мыло, щетку и таз с водой? Зачем ему нужно полотенце? Сейчас ты будешь Айболитом. Расскажи Хрюше, что надо делать, чтобы с ним больше не случалось таких неприятностей.

Придумай сказку о том, как Айболит научил Хрюшу быть опрятным.

Отгадай, какое слово заблудилось.

Поросенок грязным был. Доктор с мылом его рыл. (Мыл-рыл

). Скажи эти строчки правильно.

Настало время для игры в рифмы. Замени в словах первый звук звуком р и ты отгадаешь рифму. Мыл — …(рыл

), лак — …(
рак
), мама — …(
рама
), соль — …(
роль
), кот — …(
рот
), мука — …(
рука
), хобот — …(робот).

Дополнительное задание: Почему нельзя есть грязными руками? Можно ли есть и одновременно играть с песком, с корабликами в луже, с домашними животными? Почему? Когда нужно мыть руки? (После туалета, прогулки, до еды

…). Зачем мы моем руки с мылом?

Что еще нужно делать, чтобы быть чистым и опрятным? Почему так говорят: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»? Как вода помогает нам быть здоровыми? (Мы моем руки, умываемся, моемся, плаваем, стираем одежду, протираем влажной тряпочкой пыль, закаляемся

…).

Что бы случилось, если бы вода исчезла? А как ты следишь за чистотой? Нарисуй картинку о воде-помощнице. Как свежий воздух и солнце помогают нам быть здоровыми? Почему полезно гулять в лесу или парке? Зачем нужно проветривать комнату?

Серия картинок для рассказывания 3. Как щенок учился знакомиться.

Посмотри на первую картинку. Что случилась на лужайке? Какое настроение у курицы? Как ты догадался? Щенок хотел познакомиться с цыпленком, а курица рассердилась на него. Как ты думаешь, почему? Что щенок сделал неправильно?

Рассмотри вторую картинку. Что случилось со щенком? Почему у него заболел нос? Для чего доктор смазывает ранку йодом? Скажи на одном выдохе: «Ой-ой-ой, ой-ой-ой, разболелся носик мой!» (развитие речевого дыхания). Что нужно запомнить щенку, чтобы в следующий раз такого с ним не случилось?

Похож ли цыпленок на свою маму? Чем они похожи? Чем отличаются? Я начну, а ты закончи. У курицы большой клюв, а у цыпленка маленький…(клювик

). У мамы большие крылья, а у птенца маленькие…(
крылышки
). У курочки длинные перья, а у цыпленочка коротенькие…(
перышки
). У курицы большая голова, а у цыпленка маленькая…(
головка)
. У курицы большой хвост, а у цыпленка…(
хвостик
).

Придумай сказку о том, как щенок хотел познакомиться с цыпленком и что из этого вышло. Как ты ее назовешь? Из названия должно быть понятно, о чем говорится в твоей сказке.

Найди, какое слово заблудилось:

Грач помазал йодом нос, чтоб здоровым бегал пес. (Грач-врач

).

Повтори эти строчки правильно.

Дополнительное задание: А ты умеешь знакомиться? Какие слова ты говоришь? (Здравствуй. Давай познакомимся. Меня зовут… А как тебя зовут? Сколько тебе лет? Что ты любишь делать? Давай играть вместе

…). Разыграй с игрушками сценку-знакомство

Серия картинок для рассказывания 4. Зайчик-попрыгайчик.

Закройте вторую картинку. Рассмотрите первую иллюстрацию. Кто нарисован на картинке? Назови зайчонка ласково. (Заинька, заюшка, зайчоночек, зайчишка, зайка

). Какой зайчик? (
Веселый, пушистый, шустрый, ловкий, проворный
). У заиньки длинные уши. Как про него можно сказать? Он …(
длинноухий
). У него короткий хвост. Зайка…(
короткохвостый
). У заюшки большие глаза. Он…(
большеглазый
).

Рассмотрите третью картинку (вторая по-прежнему закрыта). Что случилось с зайчонком? Как ты догадался об этом? Зачем Айболит забинтовывает ему лапу? Придумай, что случилось с зайчонком, как он повредил свою лапку.

Посмотрим, угадал ли ты (откройте вторую картинку). Что произошло с зайчонком? Почему с ним это случилось?

Давай придумаем загадку о зайчонке. « Он серый как …(мышка

). Он пушистый как …(
вата
). Он шустрый как…(
воробей
). Кто это?». Загадай эту загадку своим друзьям.

Чему нас учат пословицы «Погляди, прежде чем прыгнуть», «Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть ноги не расшибешь»?

Какое слово заблудилось?

Зайка весело скакал. Жаль, что шапку поломал. (Шапку-лапку). Скажи правильно.

Поиграем в рифмы. Замени первый звук в словах звуком л, и ты найдешь рифму. Кошка -…(ложка

), жук -…(
лук
), дама — …(
лама
), мак -…(
рак
), каска — …(
маска
). Какой звук спрятался от тебя в словах лллапа, скакалллка, сллломаллл, прыгаллл, забиноваллл? Придумай другие слова со звуком л.

Дополнительное задание: Зайчик очень любит прыгать. А какие подвижные игры и упражнения любишь ты? Полезны ли они для здоровья? Знаешь ли ты, зачем нужно делать зарядку по утрам? (Она прогоняет сон, дает бодрость, радость, укрепляет здоровье, учит двигаться правильно и красиво

).

Какие спортивные игры ты знаешь? Как называют спортсмена, занимающегося футболом? (Футболист

). Хоккеем?
(Хоккеист
). Волейболом? (
Волейболист
). Баскетболом?
(Баскетболист
). Теннисом? (
Теннисист
). Плаванием? (
Пловец
). Лыжами? (
Лыжник).
Прыжками? (
Прыгун
).

Серия картинок для рассказывания 5. О сладком мороженом и горьком лекарстве.

Рассмотрите с ребенком первую картинку (вторая и третья должны быть закрыты). Что делает белочка? Сколько порций мороженого она уже съела? Как ты узнал? Какое настроение у белочки? (Веселое, радостное, бодрое

). Почему она такая довольная? Что может случиться с белочкой дальше? Почему ты так думаешь?

Придумай сказку о том, что случилось с белочкой.

А теперь давай откроем вторую картинку. Как себя чувствует белочка? Какое у нее настроение? Зачем она завязала шарф на горло? Зачем она держит градусник? Как ты думаешь, что понадобится Айболиту, чтобы ее вылечить? Какие советы он ей даст?

Давай откроем третью картинку. Что делает Айболит? Белка выпила ложку микстуры и сморщилась. Какой была микстура? Что еще может быть горьким? Когда белка ела мороженое, она улыбалась. Какое было мороженое? Что полезнее для здоровья – мороженое или яблоко? Конфета или морковка? Сок или «Фанта»? Почему?

Какое слово заблудилось?

Заболела белка-крошка. Пьет она микстуры кошку. (Кошку-ложку). Повтори эти строчки правильно.

Отгадай, какой звук встречается во всех произнесенных мной словах. Сссъела, эссскимо, градусссник. (Звук с). Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук с. Микссстура, таблетка, лекарссство, ссстакан, шарф, ложка, хвоссст, горло, сссумка.

Дополнительные задания. Поговорите с ребенком о полезных для здоровья продуктах. Предложите поиграть в магазин полезных продуктов. Пусть ребенок нарисует витрину этого магазина. Спросите малыша, почему он нарисовал именно эти продукты, чем они полезны. Поинтересуйтесь, какие из них он купит в магазине. Придумайте вместе с ребенком, какие блюда можно приготовить из его продуктов. Создайте свою книгу любимых и полезных для здоровья блюд. Малыш нарисует картинки в ней, а вы сделаете подписи к ним.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]