Главная — О логопедии — Логопедический массаж
Киселева Елена Анатольевна логопед высшей категории опыт более 20 лет Подробнее о специалисте |
Почему возникла необходимость логопедического массажа в работе с речевыми нарушениями, особенно такими как: ЗРР (Задержка речевого развития), моторная алалия, дизартрия, нарушения произношения отдельных звуков. Для этого мы вспомним этапы формирования речи у детей и когда мы можем говорить о возникновении того или иного нарушения.
Цели логопедического массажа языка
Подобная процедура выполняет следующие задачи.
- ✪ Стимуляция речи в случае задержки интеллектуального развития ребенка.
- ✪ Уменьшение повышенного отделения слюны.
- ✪ Снижение повышенного тонуса мышц, которые участвуют в артикуляции.
- ✪ Активизация мышечной ткани, которая имеет недостаточную сократительную способность.
- ✪ Улучшение кинестетических ощущений.
- ✪ Создание подходящих условий для развития произвольных движений аппарата артикуляции.
- ✪ Улучшение эластичности волокон мышц.
Логопедический массаж языка для детей эффективен даже при тяжелых нарушениях речи. С помощью него можно скорректировать произношение звуков, улучшить четкость звучания, нормализовать тонус мышц, отвечающих за речевой аппарат. Даже если у пациента ярко выражены неврологические симптомы, применение грамотного массажа может дать хороший результат.
Как происходит коррекция речи при помощи логопедического массажа
Мышцы рта, губ, щек, языка, челюсти и мимические мышцы лица, мышцы шеи, плеч и дыхательные мышцы образуют единую мышечную систему, участвующие в создании речевой функции ребенка — все это образует единую мышечную систему. Многочисленные исследования показали, что эластичность мышечных волокон, их объем, сила и сократительная функция, работоспособность значительно увеличиваются с помощью массажа.
Не случайно услугами массажистов пользуются все профессиональные спортсмены. Кроме того, массаж позволяет снизить тонус спастических мышц и повысить тонус мышц вялых. Поэтому целенаправленное исследование состояние речевых мышц и прицельное массажное воздействие позволяет увеличить эффект от речевой терапии, усиленной логопедическим массажем. При этом сокращается время, необходимое для лечения.
Логопедический массаж является максимально щадящим терапевтическим методом. Например, в случае лечения заикания, вызванного спазмами в мышцах речевого аппарата, специалист по логопедическому массажу начнет работу с наиболее удаленных от спазмированных мышц, чтобы вызвать рефлекторное постепенное снижение спастичности мышц целевой группы. Работая через тщательно выстроенную цепочку мышц, используя специальные техники массажа, специалист приступит к работе над основными мышцами, связанные с патологией, только тогда, когда они будут наиболее восприимчивы к воздействию, а ребенок не будет испытывать неприятных ощущений.
Условия для проведения логопедического массажа языка
Во врачебном кабинете должно быть достаточно тепло и комфортно. Руки специалиста обязательно должны быть теплыми и безукоризненно чистыми, а ногти – коротко остриженными. Оптимальное время для проведения массажа – через два часа после приема пищи. Перед проведением процедуры полость рта ребенка необходимо тщательно очистить.
Примерное количество сеансов – 20. Точное число устанавливает логопед, в зависимости от степени выраженности дефекта речи. Для достижения максимального эффекта процедура проводится каждый день. Продолжительность сеанса варьируется от 5 до 25 минут, в зависимости от тяжести нарушения.
Перед тем как начать сеанс, пациенту важно занять правильное и максимально комфортное положение. Вот наиболее оптимальные позиции для проведения процедуры.
- ✪ Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается специальный валик или небольшая подушка. При этом голова должна быть зафиксирована и слегка откинута назад.
- ✪ Есть и другой вариант – ребенок просто садится в кресло, которое имеет высокий подголовник (это отличный способ для тех детей, которые испытывают волнение при предложении лечь на кушетку).
- ✪ Маленькие дети в процессе логопедического массажа могут находиться в коляске в положении полусидя, при этом их голова также должна быть немного откинута.
- ✪ Если ребенок сильно боится различных врачебных процедур, можно усадить его на колени к родителю.
В ходе проведения массажа пациент должен находиться в спокойном состоянии, болезненные ощущения и дискомфорт не допускаются. Если маленький пациент не настроен на процедуру, в первый сеанс можно ограничиться легкими массирующими движениями в области лицевой части. Допустимо проводить сеансы в присутствии родителей, если ребенок чувствует себя более спокойно, когда рядом находятся близкие.
Сразу после процедуры рекомендуется обеспечить ребенку полный покой на протяжении 15-20 минут, после чего он может отправляться домой и заниматься повседневными делами. Стоит отметить, что даже с помощью самого профессионального массажа нельзя добиться мгновенного эффекта: первые результаты можно заметить только спустя несколько недель.
Массаж внутренней поверхности щеки
Массаж жевательных, щечных и скуловых, а особенно крыловидных мышц может проводиться при положении пальцев логопеда внутри полости рта ребенка. При массаже левой щеки логопед помещает большой палец правой руки в рот, остальные пальцы остаются снаружи. Массажные движения осуществляются большим пальцем по внутренней, а остальными пальцами — по наружной поверхности щеки. При массаже правой щеки в ротовую полость вводятся указательный и средний пальцы, большой палец находится на наружной поверхности щеки, осуществляя основные массажные движения. Массаж внутренней поверхности щеки может проводиться при различном положении рта: открытом и широко открытом — и при сомкнутых челюстях. В качестве основных приемов используются растирание и разминание.
- Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот.
- Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по кругу.
- Разминание круговыми движениями и перетирание в области жевательной мышцы.
- Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта. Все пальцы при этом, кроме большого, располагаются у края скуловой кости. Большой палец — с внутренней стороны щеки.
- Растирающие спиралевидные движения. Все пальцы, кроме большого, располагаются в области козелка и мочки уха, постепенно направляясь к углу рта.
- Спиралевидное растирание области височно-нижнечелюстного (скулового) сустава. В положении открытого рта найти «ямку» у мочки уха. Массировать область «ямки» указательным и средним пальцами. Большой палец служит в качестве опоры с внутренней стороны щеки.
Действия при повышенном и пониженном мышечном тонусе
Логопедический массаж при пониженном тонусе мышц начинается с легких массирующих движений плечевого пояса. После этого специалист затрагивает те артикуляционные области, которые у ребенка наименее активны. К примеру, нарушение движения может возникать при недостаточной развитости жевательных мышц или мышц скулы. В этом случае на эту область нужно воздействовать особенно активно.
Сила давления должна увеличиваться постепенно, с каждым сеансом, при этом давление, несмотря на его интенсивность, не должно вызывать болезненных ощущений у пациента.
При гипертонусе назначается массаж с расслабляющим эффектом. Все движения делаются в направлении от периферии к центральной части, при этом сила давления должна быть небольшой, в противном случае состояние артикуляционного аппарата может ухудшиться. Движения должны быть скользящими и слегка прижимающими. Каждое движение следует повторить примерно по 8 раз. Темп массажа – медленный (именно небольшой темп снижает степень возбудимости тканей). Одновременно с воздействием на мышечные ткани специалист просит ребенка выполнять пассивные движения головой. Это означает, что пациент должен медленно поворачивать голову по часовой стрелке, а затем – против нее. Благодаря этому приему удается расслабить мышцы шеи, что способствует уменьшению повышенного тонуса языка.
В ходе различных приемов выполняется не только массаж мышц языка. Врач совершает поглаживающие движения (продольные и поперечные) в области лба и переносицы, надавливает на зону роста волос, совершает постукивающие движения в области мышц губ для их полноценного расслабления.
Обратите внимание: у некоторых детей диагностируется повышенный и пониженный тонус различных мышц. В этом случае проводят дифференцированный массаж: на одни части специалист воздействует более активно, другие массирует расслабляющими движениями. Такой подход требует высокой квалификации и большой практики.
Этапы формирования речи
Первый этап – подготовительный (до 1 года).
Первый месяц у ребенка реакция на голос и интонация;
2-3 месяца гуление;
3-6 месяцев лепетная речь.
После 6 мес. Появляются отдельные слоги (по подражанию). Перенимает тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Связывает определенные звукосочетания с предметом. Одновременно реагирует на ситуацию, интонацию, слова и тем самым запоминая слова и реакцию на них.
7-9 мес. Расширяется спектр слов, повторяемых за взрослыми.
10-11 мес. Появляется реакция на слова, независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь (правильная речь окружающих, спокойная, доброжелательная атмосфера).
К концу 1 года появляются первые слова.
Второй этап (1 -3 года).
Употребляются либо слоги, либо слова простой слоговой структуры. Одним словом может обозначить все: предмет, просьбу, чувство. Речь носит ситуативный характер. В этот период ребенок активно использует жесты, мимику. Они заменяют ему недостаток слов. К концу второго года происходит формирование фразовой речи.
И на протяжении 2-3 года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности (понимает больше, чем может сказать).
Если в это время вы замечаете какие либо отклонения, несоответствия норме, можно говорить о задержке речевого развития.
Подробнее о ЗРР, и как определить, что у ребенка задержка речевого развития
Третий этап (3-7лет).
На протяжении этого периода все больше развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умением исправлять его в некоторых возможных случаях. Активно продолжает увеличиваться словарный запас. Именно в этот период активно формируется звуковая сторона речи. Полностью звукопроизношение формируется к 6 годам. Если звуки к данному сроку не сформированы или произношение сформировалось неправильно, можно говорить о таких диагнозах как: моторная алалия, дизартрия, нарушение произношения отдельных звуков.
Противопоказания к логопедическому массажу
Есть некоторые ограничения к проведению такой процедуры. Так, массаж не назначается при следующих состояниях:
- ✪ ОРВИ и другие вирусные инфекции;
- ✪ герпетические высыпания на лице и губах;
- ✪ заболевания глаз воспалительного характера;
- ✪ воспалительные процессы в области ротовой полости;
- ✪ повышенная температура тела (в этом случае процедура откладывается до полного выздоровления).
С осторожностью массаж назначается детям, которые страдают судорожным синдромом. Если ребенок ведет себя во время процедуры неспокойно, проявляет страх и агрессию, массаж следует прекратить и постараться успокоить пациента. При сильном волнении могут быть назначены легкие успокаивающие препараты.
Противопоказания для логомассажа:
- острые воспалительные процессы;
- инфекционные, грибковые заболевания кожи;
- грибковые или аллергические болезни кожи;
- поражения слизистых ротовой полости;
- высыпания герпеса на губах;
- фурункулез;
- конъюнктивит;
- заболевания ротовой полости: гингивит, стоматит;
- кровотечения из носа;
- разные формы аллергических реакций: диатезы, крапивница и другие;
- отек Квинке;
- увеличение лимфоузлов;
- эпилепсия;
- онкология.
Надеюсь, статья оказалась полезной.
Массаж рта при нарушении сосания и глотания у новорожденных
Неправильный захват груди младенцем при грудном вскармливании и нарушения глотания у грудничков могут приводить к отказам малыша от еды, застою пищи в глотке, постоянным срыгиваниям, плохому набору веса. Логопед, используя приемы логопедического орофациального массажа (массаж рта, губ, щек), может помочь в этом случае.
Исследуя полость рта грудничка с помощью пальца в перчатке, специалист может оценить функции сосания, втягивания, положение языка, позиционирование гортани во время кормления. Корректирующие логопедического сеанса массажа для грудничков проводятся до кормления, чтобы ребенок не устал и длятся всего 2-5 минут. Массаж может сочетаться с процедурой «пальцевого кормления», когда грудное молоко поступает из бутылочки по трубочке к пальцу, который сосет малыш.
Какие методы и приемы логопедического массажа существуют
Для логопедического массажа используются следующие основные приемы:
- Прикосновения: включают в себя разминания и поглаживания лица и шеи пальцами рук и предметами различной текстуры и температуры (кисти, мягкие игрушки, ткани, влажные бумажные полотенца, холодные губки).
- Давление: включает в себя применение различных уровней давления (от «легкого» до «ощутимого») на ротовые структуры и лицо пальцами рук в стерильных перчатках.
- Вибрация: включает использование различных вибрационных массажеров с различными насадками на наружных и внутренних оральных структурах: специальные вибраторы Five Vibe для гипочувствительных детей, Z-Vibe – для стимуляции оральных структур (например, десен). Также для стимуляции оральных структур используют вибрирующие зубные щетки. При отсутствии специальных вибраторов, приемы вибрации выполняются пальцами в перчатках.
- Для самостоятельной стимуляции ротовых структур детям предлагаются специальные инструменты для жевания Grabber или Y-Chew.
- Для работы с детьми младшего возраста используются зонды Preefer, Animal Tips которые могут обмакиваться в любимые детьми лакомства, чтобы малыш заинтересовался и сам активно включался в лечебный процесс.
Стимуляция внутренних оральных структур при сенсорном массаже помогает ребенку, который слишком чувствителен к прикосновению, стать более спокойным и расслабленным. Обучение обратной связи о движениях и функциях речевой системы помогает ребенку улучшить осознание орально-моторных функций и «разбудить» свой ротик, увеличивая мышечную реакцию губ, языка и челюсти.
Стимуляция с помощью вибрации оральных структур и костей черепа позволяет ребенку лучше чувствовать положение и роль всех элементов речевой системы, активирует его вестибулярную систему, помогает уменьшить боли из-за спазмов и снизить оральную чувствительность.