Материалы по автоматизации звуков речи (звук «Ль»)картотека по логопедии (средняя группа) на тему


Автоматизация звука Ль

Автоматизация звука Ль: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука Ль, начинается с самых легких заданий.

  1. Спой «песенку колокольчиков». Произнеси звук Ль дли­тельно на одном выдохе: ль-ль-ль…

  1. Повтори прямые слоги со звуком Ль.

ли — ле — лё — лю — ля

  1. Повтори обратные слоги со звуком Ль.

аль — оль — уль — ыль — иль — ель — ёль — юль — яль

  1. Повтори слоги, где звук Ль находится между гласными.

али — але — алё — алю — аля оли — оле — олё — олю — оля ули — уле — улё — улю — уля ыли — ыле — ылё — ылю — ыля . или — ыле — илё — илю — иля

  1. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли — кле — клё — клю — кля хли — хле — хлё — хлю — хля гли — гле — глё — глю — гля дли — дле — длё — длю — для фли — фле — флё — флю — фля ели — еле — слё — слю — сля

  1. Повтори слова, где звук Ль находится в начале слова.

Ли: липа, Лида, лить, линия, лимон, ливень; линейка, лист­венница, Лиза, лист, лиса, лицо, листва, листопад, лифт. Ле: Лена, лебедь, лето, лепить, ледоход; лев, лес, леска, лента, лейка, леденец, лезвие, лепестки, лепёшка, ле­сенка, лещ, лесник, лечить, лежать. Лё: лён, Лёня, лёд, Лёва; лёгкий, лётный, лётчик, лётчи­ца, Лёша. Лю: люк, люди, Люба, Люда, лютик, люпин; любимец. Ля: лямка; лягушка.

  1. Повтори слова, где звук Ль находится в середине слова.

Ли: малина, калина, Полина, Алина, Галина, великан, пеликан, Виталик, долина; калитка, улитка, павлин, оливки, блины, глина, плита, кегли, вафли, зяблик, Василиса. Иль: килька, павильон, Илья, сильный. Ле: олень, тюлень, балет, билет, полено, колено, поле, полевой, Олег, телега, телефон; улей, маленький, ва­ленки, Валентин, клей, клеить, клетка. Ель: дельфин, пельмени, сельди, бельчонок. Лё: мотылёк, телёнок, полёт, пелёнка, уголёк; клён, плёнка, далёкий, василёк, самолёт, зелёный, колёса, селёдка, клёст, слёт, шлёпать, шлёпанцы. Лю: пилю; малютка, хлюпать, блюдо, клюв, наблюдать, салют, солю, колючий, колючка, полюс, шлюпка, ключ, клюшка, плюшка, клюква. Юль: тюльпан, Юлька. Ля: поляна, Емеля, неделя, поля, Оля, Валя, Юля, Коля, воля, пилят, мелят, белят, Уля, туфля, капля, фляга, глядеть; коляска, цапля, сабля, солянка. Аль: пальма, пальто, батальон, медальон, альбом, Валь­ка, Альпы, Альбина, килька, стальной, мальчик, дальше, пальчик, почтальон, альпинист. Оль: Ольга, только, больно, полька, долька. Уль: булькать, кульки, бульон, бульдог, Ульяна, пульт, сосулька. Ыль: пыльный, мыльце, пыльца.

  1. Повтори слова, где звук Ль находится в конце слова.

Аль: эмаль, даль, медаль, педаль, деталь; сталь, шаль, фестиваль. Оль: соль, моль, ноль. Уль: куль. Иль: фитиль. Ыль: ковыль, бутыль, мотыль, пыль, быль. Ель: мель, ель, метель, табель, китель, капель, пудель, мебель; хмель, туннель, цель, щель, шинель, щавель, шницель, кисель, шмель, стебель, постель. Юль: тюль, июль; вестибюль.

  1. Повтори слова с двумя звуками Ль.

Лилипут, лилия, Лиля; люлька, мультфильм.

  1. Повтори словосочетания.

Липовая аллея, сильный ливень, зелёная лягушка, летний ливень, лимонная долька, льняная шляпка, кленовый лист, ленивый тюлень, сливочное масло, солёная килька, весенняя капель, лесные обитатели, тёмный туннель, большое поле, клейкие листочки, лёгкое пальто, лебяжий пух, маленькие валенки, сливовое желе, большой налим, тополиный пух, больной мельник, сильный мальчик, большой шмель, осенний листопад, железный ключ.

  1. Повтори предложения.

Три слова. Летом листья зелёные. Мы купили лимоны. Вдали летят лебеди.

Четыре слова. У Лиды болит ухо. В осеннем лесу листо­пад. В поле синие васильки. Люди заходили в лифт. Толя гулял в ельнике. У леса синеет лён. На тополе клейкие листочки. Маленькие цыплята клевали пше­но. Маленькой Вале купили валенки.

Пять слов. Лена и Юля купили леденцы. Леня лепил сли­ву из глины. Лена и Лида ходили гулять. Мы ловили налима на мели. Люпины цвели на лесной поляне. Бельчата сидели в дупле липы. Осенью лебеди улетают на юг. Шмели летали над цветочной поляной. Ленивый тюлень лежит на льдине. Улитки ползали по веткам клена. Люба поливала лилии из лейки. Лиля лепила из пластилина апельсин.

Шесть слов. Лебеди с лебедятами летят над лесом. Ма­ленького телёнка пасли на зелёной поляне. Тюлени с тюленятами лежат на льдинах. Валя и Лена едят ма­линовое суфле. У Люси на блюде лежит малина. Лёня увидел летящих над лесом лебедей. Маленькие бельча­та сидели в большом дупле.

Семь слов. Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами. Оленя с олененком увидели на лесной по­ляне. Клим и Глеб поливали тюльпаны из леек. Илья и Лёва попали под сильный ливень. Юля и Галя любят кататься на льду.

Восемь слов. Лёва и Люба катали маленькую Лену на сан­ках. У Толи папа лётчик, он сегодня в полёте.

  1. Повтори пословицы и поговорки.

Готовь сани летом, а телегу зимой. Ленивому всё некогда. Кто ленивый, тот и сонливый. Бездельник сколько ни спит, всё спать хочет. Живи для людей, поживут люди и для тебя. Любишь кататься, люби и саночки возить. Солнце садится -лентяй веселится. Гостю щей не жалей, а погуще налей. Ле­нивому и лениться лень. Мёд есть — в улей лезть. Один в поле не воин. Много снега — много хлеба. Где снег, там и след.

( по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Ль)

Постановка звуков [Л] и [Ль]

1. Постановка [л] механическим способом. Механический способ постановки – это распространенный метод, используемый в логопедической практике;

Используя в качестве базового звука мягкий [ль] попросить ребенка несколько раз повторить слог [ля], затем с помощью зонда нажать на среднюю часть спинки языка вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание [ля]. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].

2. При замене звука [л] на [л’] рекомендуется постановка [л] от [ы], т.к. в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней его части, а не в задней;

В случаях неуспеха можно использовать следующие приемы: механическая помощь – двумя пальцами указательным и безымянным провести легкий нажим на шею так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти. Предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Важно обратить внимание на возникающие кинестетические ощущения от подъема корня языка.

3. При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним зубам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поджимать;

Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

4. При замене [л] на [у] прежде всего нужно довести до ребенка, что губы не должны двигаться;

Для этого предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога [ла]. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание на ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден – он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед!» Ребенок легко выполняет знакомое ему движение. «А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затруднит ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты им сказал, что они должны делать». Упражнение повторяется несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык» (Логопед поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает, губы все время находятся в положении улыбки). «Сделай и ты так».

5. При замене [л] на [в] необходимо затормозить движения нижней губы;

Для этого ребенка учат сначала опускать её, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от З до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяются несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь, то опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.

6. При замене [л] на [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов; Ребенку показывают в чем ошибка его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Логопед говорит: «скажи ла, ла, ла (ребенок произносит «га, га, га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи [ы], но не опускай язык, а подержи за зубами вот так».

7. При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ;

Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем во втором случае.

8. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка.

Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н…). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.

В процессе работы логопед может использовать логопедические зонды или другие подручные материалы (зондозаменители), подходящие для этих целей. Но важно следить за стерильностью этих предметов.

Упражнения

Дифференциация [л], [ль] будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками). Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.

Загадки

Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: “Желтый, кислый, овальный…” (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.

Что пропало

Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок). Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.

Упражнения

Начнем с классических упражнений, которые рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проводить занятия по этому списку игр может профессиональный логопед и родитель в домашних условиях.

Слоги

Это чтение или повторение слоговых таблиц. Делать задание нужно по 2-3 минуты несколько раз в течение дня.

В прямых слогах:

ЛЯ-ЛЯ-ЛАЛЁ-ЛЁ-ЛОЛЮ-ЛЮ-ЛУЛИ-ЛИ-ЛЫ
ЛА-ЛА-ЛЯЛО-ЛО-ЛЁЛУ-ЛУ-ЛЮЛЫ-ЛЫ-ЛИ
ЛА-ЛЯ-ЛАЛО-ЛЁ-ЛОЛУ-ЛЮ-ЛЁЛЫ-ЛИ-ЛЫ
ЛЯ-ЛА-ЛЯЛЁ-ЛО-ЛЁЛЮ-ЛУ-ЛЮЛИ-ЛЫ-ЛИ

В обратных слогах:

АЛЬ-АЛЬ-АЛОЛЬ-ОЛЬ-ОЛУЛЬ-УЛЬ-УЛЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ
АЛ-АЛ-АЛЬОЛ-ОЛ-ОЛЬУЛ-УЛ-УЛЬЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ
АЛ-АЛЬ-АЛОЛ-ОЛЬ-ОЛУЛ-УЛЬ-УЛЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ
АЛЬ-АЛ-АЛЬОЛЬ-ОЛ-ОЛЬУЛЬ-УЛ-УЛЬЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ

Следующий шаг — включение в слог еще одной согласной или гласной:

ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛАПЛЁ-ПЛЁ-ПЛОПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ
ПЛА-ПЛА-ПЛЯПЛО-ПЛО-ПЛЁПЛУ-ПЛУ-ПЛЮПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ
ПЛА-ПЛЯ-ПЛАПЛО-ПЛЁ-ПЛОПЛУ-ПЛЮ-ПЛУПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ
ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯПЛЁ-ПЛО-ПЛЁПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ
АЛЯ-АЛЯ-АЛАОЛЁ-ОЛЁ-ОЛОУЛУ-УЛУ-УЛЮЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ
АЛА-АЛА-АЛЯОЛО-ОЛО-ОЛЁУЛЮ-УЛЮ-УЛУЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ
АЛА-АЛЯ-АЛАОЛО-ОЛЁ-ОЛОУЛУ-УЛЮ-УЛУЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ
АЛЯ-АЛА-АЛЯОЛЁ-ОЛО-ОЛЁУЛЮ-УЛУ-УЛЮЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ

Важно не торопиться при чтении слогов, а следить за четкостью произношения звука, его мягкостью и твердостью.

Слова

Используйте открытые и закрытые слоги в словах для составления логопедических карточек. Примеры формируйте в ряды по 3-4 штуки в каждом:

Пыл – пыль – пуля – пели.

Ляля – Лолла – Лика – Лена.

Слог – слон – клон – полон.

Лак – флаг – кулак – лавка.

Мыл – намыл – помыл – подмел.

Для ряда слов важно подбирать близкие по звучанию примеры, чтобы у ребенка развивался фонематический слух.

Словосочетания

Дошкольник медленно повторяет за педагогом словосочетания, сложность примеров повышайте на каждом уроке, но постепенно. Если малыш не справляется, не повторяет слова четко, возвращайтесь на прежний уровень и отрабатывайте уже пройденный материал до автоматизма.

Школьный бал; Зеленый луг; Любимая морковка; Туалетной мыло; Холодный пол; Ледяная лужа; Теплое лето; Поймали моль; Съел лимон; Лесной ландыш; Золотое кольцо.

Предложения

Для детей дошкольного возраста достаточно включать в предложения для повторения 3-4 слова.

Наша Юля егоза. У Коли флажок. На поляне лебеда. Летят самолеты далеко. Колол Коля колья. В кулачке колос. Лолла и Лика делят все пополам. В поле стоит олень.

На заметку! Предложите ребенку складывать предложения самостоятельно по картинкам, а потом повторять их. Например, положите на стол такой набор карточек: лимон, слон, и написанный глагол любит. Получится, слон (не) любит лимон.

Загадки

Интересные загадки нужно не только отгадывать, но и заучивать наизусть.

Я землю копала, Совсем не устала. Устал тот, Кто мной копал. (Лопата)

Белый на белом, Натоптал, где бегал. Рыженький пройдет, И следы прочтет. (Лис и заяц)

Вот булавки и иголки, Выползают из-под койки. На меня глаза глядят, Молока спросить хотят. (Ежик)

Стихотворения

Стихотворные тексты являются эффективным методом устранения речевых нарушений у детей разного возраста. Малышам дошкольного возраста предлагайте выучить 1-2 четверостишья и большие рифмованные зарисовки не реже одного раза в неделю.

Ливень льет! Пляшут капли в луже! Плот плывет! Никому не нужен! Лягушонок влез на плот! И вопит: “Ура! Вперед!”.

Люблю голубику, Люблю землянику, Люблю и калину, Люблю и клубнику.

Было небо голубое, Было солнце золотое, На крылечке пес лежал, Парень деревце сажал. Было тихо и тепло. Время медленно текло.

Не забывайте объяснять детям смысл незнакомых слов в стихах, текстах, других упражнениях.

Пословицы

Небольшие пословицы нужно читать или повторять за взрослым:

  • Даже маленькая ложь за собой большую ведет.
  • Капля за каплей камень долбят.
  • Не нужно хвалиться началом, хвались концом.
  • Пальчик слаб, а кулак силен.
  • Кончил дело, гуляй смело.
  • Отольются волчишке, овечкины слезки.
  • Не все золото, что блестит.
  • Поскользнулся — это еще не упал.

После чтения пословиц беседуйте с детьми о смысле фразы, выбирайте поучительные и интересные примеры по возрасту воспитанников.

Скороговорки

Чистоговорки лучше записывать в тетрадь и заучивать наизусть. Посоветуйте родителям проговаривать такие предложения вместе с ребенком на прогулке, перед сном, хором всей семьей, чтобы не превращать игру в строгий урок.

  • Мал соловей, а голос силен.
  • Еле-еле Лена ела, от лени видно есть не хотела.
  • И там я был, ту быль слыхал.
  • Галя на проталинке намочила валенки. Валенки у Галеньки сохнут на завалинке.
  • Быть хозяйкой не легко, убежало молоко.
  • У липы липовой листок, целебен липовый листок и липок липовый листок.
  • На самой мели мы налима большого нашли.

Рассказы

Задание предполагает пересказ близко к тесту. Для дошкольников выбирайте небольшие тексты русских народных сказок, поучительных историй.

Маша

Маленькая была Маша, но хотела быстрее вырасти. Решила помогать маме по дому, чтобы быстрее стать большой. Ходила в маминых туфельках, надевала ее платьице, но ничего не помогало.

Однажды решила Маша пол подмести и помыть. Все обрадовались, удивились. Маша хорошо все сделала, а мама спросила: “Маша, неужели ты такая большая стала, что можешь пол помыть и подмести?”. А папа сказал: “Да, а мы и не заметили, что наша Маша так выросла! Теперь будем ее большой называть!”.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]