Роль ораторского искусства в менеджменте — Личность оратора

Оратором называется человек, обладающий искусством произношения речи. Происходит от латинского слова orare и переводится как «говорить». Речь оратора должна воздействовать на аудиторию, быть внушительной и убедительной.

Ораторским искусством занимается наука риторика. Аристотель первый расширил степень познания риторики и провел анализ между ее приемами и принципами, написав об этом книгу «Риторика». Одним из самых древних способов убеждения является разработанная им концепция. Она предполагает деление аргументов выступления на виды этос, логос, пафос. Делятся аргументы по критериям чувственного, умственного, нравственного убеждения публики.

  1. Этос;

Значение переводится как «характер», «нрав». Это наличие устойчивого морального элемента аргументации. Этос полная противоположность пафосу. Аристотель определял его как изображение черт характера человека через речевой стиль. Он считал, что речь должна быть уместной, иначе даже сильная аргументация (логос) при хорошей подготовленности не спасет перед слушателями.

  1. Логос;

Означает «слово», «смысл». Логос определяет средства слова, которые используют для написания речи. Это логически написанный текст.

  1. Пафос.

Означает «страдание», «возбуждение». Это категория риторики, определяющая стиль и манеру выражения эмоций. Пафосный оратор оперирует аргументами, эмоционально воздействующими на публику.

Ораторское искусство Древнего Рима

Древний Рим открыл миру многих теоретиков красноречия, чьи имена до сих пор известны и не сходят с учебников истории. Государственные вопросы этого периода решались исключительно на народных собраниях или суде. Образ оратора Древнего Рима приравнивался к Богу. Одним из самых известных представителей искусства этого периода считается блестящий оратор и философ Марк Фабий Квинтилиан (36–96 гг. н. э.).

Марк Квинтилиан был предшественником и поклонником работ Цицерона. Организовал школу риторики в Риме, где стал известным преподавателем ораторского искусства и участвовал в воспитании своих учеников. Марк Фабий Квинтилиан известный литературный реформатор того времени, главным трудом его жизни стали книги «О причинах упадка красноречия» и «Образование оратора». Квинтилиан внес огромный вклад в развитие и анализ красноречия и в воспитании этих навыков у детей.

Квинтилиан считал главной обязанностью выступающего обладать красивой и чистой речью, соблюдать этический и нравственный долг. Он полагал, что оратор, изощренный в красноречии это мудрец, разбирающийся в науках и речевом искусстве, который должен быть воедино с природой и непрерывно практиковаться.

Квинтилиан разработал специальную систему о воспитании. Он говорил, что для овладения ораторским искусством в совершенстве необходимо с детства развивать специальные черты характера у ребенка. Отдельную главу о воспитании оратора Квинтилиан посвятил работе учителя, предлагая специальные упражнения и список рекомендаций по чтению литературы. Философ считал правила по риторике не обязательными для оратора. Квинтилиан предлагал их менять под оратора и сложившиеся обстоятельства, отступив от давно сложившихся правил по построению слова.

Марк Фабий Квинтилиан разделял риторику на пять частей, которые должен придерживаться каждый харизматичный оратор:

  • Произнесение;
  • Память;
  • Изложение;
  • Расположение;
  • Изобретение.

Главное для оратора Квинтилиан считал отсутствие в речи высокомерия. Выступление должно быть скромным и предельно ясным.

Личностный тип общения

Контакт с аудиторией будет более успешным, если выступающий будет использовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственное контакте («живая» беседа).

Личностный тип общения предполагает что говорящий в ходе выступления четко обозначает свое авторское Я:свое отношение к предмету речи, к собеседнику.

В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка. Однако для таких языковых средств, как местоимения, частицы, вводные слова, сложно подчиненные предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы (лишь, даже, вот, же и др.), несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие втекста голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение.

Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны (знай себе, взял да и и др.).

С той же целью используются вводные слова: выражение отношения отражено в них более четкое, определенное:

«Но, так или иначе, даже на неудачных его стихах, на всем, что слетало с его уст, был налет какого-то божественного, экстатического вдохновения, как это бывало у пророчествовавших юродивых на Руси».

Данный текст буквально насыщен местоимениями: его, всем, что, его, какого-то, это. Все эти местоимения, а также вводное слово так или иначе и частица дажепридают тексту ощущение звучания авторского голоса.

Наиболее ярко выражают авторское отношение (и, соответственно, авторское сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным (я считаю, что; ясно, что и др.): «Тут, кстати, замечу, что произведениями искусства пасхальные яйца стали в те времена, когда в обряде дарения яиц на Пасху стали участвовать царские и великокняжеские семьи». Выделенная конструкция (Тут, кстати, замечу, что) может быть опущена без всякого ущерба для сообщаемой информации. Ее назначение — помочь говорящему обозначить свое Я в тексте и тем самым сделать свое выступление более личностным, т. е. обращенным к аудитории.

13 стр., 6054 слов

Курсовая Тема Развитие речи старших дошкольников через театрализованную …

… рассмотреть возможности театрализованной деятельности по развитию речи у старших дошкольников; 3) изучить методы, приемы работы по развитию речи старших дошкольников через театрализованную деятельность; 4) провести опытно-экспериментальную работу с использованием театрализованных игр по речевому развитию у детей старшего …

Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработке темы, ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.

Ораторское искусство Эпохи Возрождения

Ораторское искусство перешло на новый этап развития в период Эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения стала временем расцвета судебного ораторства и торгового красноречия. Искусство риторики периода возрождения выражалось в литературных произведениях и дополнилось живой речью, дальше уходя от использования книжной латыни.

Личность оратора в риторики Эпохи Возрождения имело принципиальное значение. Кумиром для публики был философ и блестящий оратор Цицерон.

Главными условиями выступающего человека для публики в Эпоху Возрождения была доброжелательность и благотворительность. Эти качества помогали расположить аудиторию к себе, происходило полное взаимопонимание и образование доверия публики к оратору. Для выступления использовали возвышение для оратора. Эпоха Возрождения стала новым этапом в развитии духовной жизни людей.

Типы ораторов

Ораторы различаются между собой по темпераменту и манере преподносить информацию. Различают следующие типы ораторов:

  • Эмоциональный тип;

Оратор эмоционального типа натура впечатлительная. Слова пропитаны собственными пережитыми эмоциями и чувствами. Он способен перейти на повышенный тон или крик. Монолог наполнен страстью и не содержит четкого плана, присутствует активная жестикуляция. Эмоциональный вид склонен к преувеличению, поэтому аудитория воспринимает его не серьезно. Харизматичный оратор эмоционального типа способен агитировать, но не способен воодушевить словом. Речь имеет интуитивный характер, предсказать ход развития выступления не возможно.

  • Рациональный тип.

Оратор рационального типа эмоционально сдержанный человек, держащий чувства при себе. Речь рационального оратора состоит из прописанного заранее плана, наполнена логически построенными рассуждениями и выводами. Она легко заведет собой слушателей, воздействуя на рациональное мышление и веру в произнесенные слова.

Язык и стиль публичного выступления

В научном понимании язык — это форма общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения и передачи разного рода информации, новых знаний. Чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства слушателей, оратор — носитель данного языка должен хорошо владеть им, т.е. обладать высоким уровнем речевой культуры. Совершенствованию речевой культуры, развитию связной речи (устной и письменной) способствует овладение теоретическими основами самостоятельных разделов науки о языке — стилистики и культуры речи, изучающих «языковое употребление».

7 стр., 3001 слов

Психологические особенности общения

… общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По … э — э» и другие. В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, … употребления слова, его выразительность и доходчивость, правильность произношения звуков, слов. Слова и …

Стилистика (слово «стиль» происходит от названия иглы, или стилета, которыми древние греки писали на вощеных дощечках) — это раздел науки о языке, изучающий систему стилей языка (функциональных стилей речи), закономерности их функционирования в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки и целей высказывания, сферы и условий общения.

Функциональные стили характеризуются определенной системой языковых средств, устойчивым употреблением нейтральных (т.е. общеупотребительных, не закрепленных за каким-нибудь одним стилем) и стилистически окрашенных элементов языка — лексических и грамматических. Каждый стиль требует особых средств выражения и содержит определенную систему правил употребления языковых средств.

Каждый из функциональных стилей реализуется в двух формах — устной и письменной, что, в свою очередь, зависит от формы общения — непосредственной или опосредованной (письменные документы, средства массовой информации и т.п.).

Для различных стилей в разной степени характерна та или иная форма общения. Например, для разговорного стиля более типична устная форма, а для научного и официально-делового — больше письменная.

Разговорный стиль относится к устной форме функционирования языка.К внутри стилевым особенностям разговорного стиля относятся непринужденность, конкретность, экспрессивность выражения. Таким образом, разговорный стиль, как правило, употребляется в обыденной речи. Его цель — общение, обмен мыслями, впечатлениями. Традиционная форма реализации этого стиля — диалог. В разговорном стиле отсутствует предварительный отбор языкового материала. В нем употребляются, наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства: слова и фразеологизмы, просторечные слова, эмоционально окрашенные слова, слова с переносным значением, частицы, междометия, обращения, вводные слова, слова-предложения, неполные предложения, повторы слов, ослабление синтаксических связей между словами и пр.

Что касается официально-делового стиля, то это словосочетание уже указывает на сферу его применения — в переписке физических и юридических лиц, в сообщениях государственной, общественной значимости. Его цель — информирование. Обычная форма реализации — монолог.

В этом стиле имеют место предварительный отбор языковых средств, свои жанры: кодекс, закон, указ, постановление, устав, приказ, акт, протокол, коммюнике, инструкция, объявление и т.п. В официально-деловом стиле по преимуществу используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении.

Лексические и синтаксические особенности выступления

Поскольку устная речь необратима, оратор должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза, воспринималась слушателями. Обязанности оратора— свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические и лексические особенности.

1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длинной словесной цепочки, состоящий из 5-7 слов.

2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.

8 стр., 3981 слов

Речь в психологии

… В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь … того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. …

3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования — официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на =ние, =тие, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное — это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания.

К недостаткам данного предложения, затрудняющим его восприятие, следует отнести: во-первых, значительную распространенность и усложненность предложения; во-вторых, большое количество отглагольных существительных: разрешение, восстановление, прекращение, расширение, влияние, решение.

При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружать текст терминологией и не использовать узкоспециальные термины.

Личность оратора и навыки красноречия

Русский мыслитель и ученный М.В.Ломоносов видел в ораторе человека остроумного, красноречивого, обладающего феноменальной памятью. Красноречивый оратор должен быть интеллектуально подкованным, грамотным, запоминающимся, обладать логической и образной памятью, разносторонним мышлением.

Харизматичный оратор предполагает наличие врожденных способностей к ораторскому искусству. Врожденный дар к красноречию вытекает из особенности строения нервной системы и работы головного мозга.

Для публичного выступления оратору понадобится наличие специальных навыков. Они имеют большое значение и делятся на основные и приобретенные.

  • Основные навыки оратора состоят из изучения специальной литературы, умения провести анализ выступления, написания речи, и знание такой науки, как риторика.
  • Приобретенные навыки состоят из подготовки к выступлению, ответов на вопросы аудитории, убедительности слов, установлению связи с аудиторией, анализа выступления.

Развить навыки красноречия поможет чтение литературы по ораторскому искусству, тренировка речи, анализ выступлений на сцене людей. Еще в свое время Цицерон изрек, что поэтами рождаются, ораторами становятся.

Добьется успехов в ораторском искусстве человек, сочетающий следующие качества характера и способности:

  1. Внимательность;

Поможет правильно оценить происходящие события, эмоциональный настрой аудитории, для правильного и своевременного реагирования на нее.

  1. Правильное рациональное мышление;

Поможет оратору мыслить в соответствии с законами логики, внимательно проанализировав информацию, воспроизводить монолог грамотно и последовательно, проводить анализ речи.

  1. Самостоятельность;

Оратор должен критично относиться к полученной информации, иметь собственное мнение, независимое от настроения окружающих.

  1. Приятная речь;

Речь, произнесенная скучно не заинтересует аудиторию. Она должна быть хорошего качества, слова грамотно построены, приятной на слух и волнительной.

  1. Присутствие эмоциональной нотки.

Сухой текст без «живого» слова только оттолкнет слушателя. Пламенный оратор знает, когда дополнить речь эмоциональным словом и «пустить» слезу.

Коммуникативное состояние говорящего

Работа по поддержанию контакта с аудиторией предполагает прежде всего формирование необходимого коммуникативного состояния. Под коммуникативным состоянием говорящего понимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его.

Сформировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

*запретить себе думать о посторонних вещах,

* сосредоточить свое внимание на слушателях,

*внимательно следить за их реакцией,

*убедить себя в том, что в данный момент нет ни-чего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории,

10 стр., 4680 слов

Оратор и аудитория, приёмы установления контактов

… 15 1. Оратор и аудитория., Публичное выступление — Типы ораторов С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» (М. , 1978) выявила индивидуальные речевые типы: 1) Рационально — логический. Ораторы этого типа … в лучшем значении этого слова не посещает ленивых. Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов …

* вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы,

*иметь наступательный волевой настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу аудитории,

*понимать, что публичное выступление — это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего, находят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория (пусть даже и не осознает поначалу), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной

Безусловно, коммуникативное состояние оратора вырабатывается не сразу. Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т.п.

Нередко ораторы просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное. Некоторые ораторы волнуются из-за недостатка опыта.

Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно

Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением

Причиной тревожного состояния может стать и недостаточная подготовленность оратора к выступлению.

Известный судебный деятель XIX века А. Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции». Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора.

Подготовка к выступлению — очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д.Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Внешний вид и имидж оратора

Любой слушатель еще и зритель, помнить эту психологическую особенность человека надо всегда. До начала речи аудитория внимательно рассмотрит внешний облик оратора и оценит его качества. Независимо от цели и содержания речи внешний вид требует внимательного, тщательного к себе отношения.

Одежда оратора должны быть простой и элегантной, хорошего качества, соответствовать мероприятию и оставлять приятное впечатление. Цвет выбирается спокойный, желательно темных тонов. Отсутствие запаха, пятен на одежде и нелепого вида является залогом расположения публики к оратору.

Любая мелочь в одежде должна быть продумана, составляя общий имидж оратора как успешного, целеустремленного человека. Во время выступления нельзя хаотично махать руками, раскачиваться из стороны в сторону, перебирать ногами. Жестикуляция должна быть в меру. Поза оратора обязана выглядеть естественно. Лишние движения и активная жестикуляция отвлекают публику от речи, придают несерьезный вид выступлению.

Для выступления используется специальное возвышение для оратора, чтобы зрители могли лучше слышать и видеть выступающего. Трибуна оратора понадобится и для его удобства. На нее можно положить подготовленные записи.

Помимо внешнего облика оратора внимание заслуживает его речевой имидж.

  • Наличие моральных качеств в воспитании оратора, знание наук, умение владеть словом;
  • Знание речевой стилистики, умение грамотно использовать стили по назначению;
  • Умение пользоваться интонацией.

Практические занятия

Практическая подготовка выступления начинается с выбора темы, которая должна представлять несомненный интерес для оратора и его аудитории. Название выступления должно отражать суть проблемы в сжатой форме и носить рекламный характер: Он должен привлекать внимание и затрагивать интересы аудитории.

Определившись с темой и названием, необходимо подумать о том, какие цели вы преследуете: Новизна информации, ожидаемая реакция аудитории.

Содержание речи должно раскрывать тему, а для этого используйте факты, аргументы, причины, объяснения. Для поиска иллюстративного материала можно использовать:

  • официальные документы;
  • научная, научно-популярная литература;
  • Справочные издания: энциклопедии, энциклопедические словари, статистические сборники, ежегодники по различным предметам, таблицы;
  • Интернет-страницы;
  • через средства массовой информации;
  • результаты социологических опросов.

Композиция речи — это логическое, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей речи и их соответствующая взаимосвязь, система организации материала.

Речь состоит из трех частей: Введение, средняя часть (аргументация) и заключение.

Психологи утверждают (и это доказано многочисленными экспериментами), что согласно так называемому «закону края» лучше всего усваивается то, что включено в начало и конец сообщения. Поэтому особое внимание следует уделить введению и заключению.

Функция вступления — психологически подготовить аудиторию к восприятию темы, заинтересовать и создать психологически благоприятные условия для ее обсуждения. Для этого во введении следует подчеркнуть актуальность темы, ее важность для данной аудитории, сформулировать цель, кратко изложить историю вопроса. Введение должно быть кратким.

Заключение должно быть не более 1,5-2 минут. Здесь оратор резюмирует, кратко повторяет основные идеи своей речи. Народная мудрость гласит: «Конец — это конец вещей». Поэтому убедительное и яркое заключение оставит хорошее впечатление от всей речи, неудачное — также испортит хорошее выступление.

В средней части излагается основной материал, последовательно объясняя выдвинутые положения, аргументируя и доказывая их правильность, анализируя примеры и тем самым подводя аудиторию к необходимым выводам.

Материал должен быть расположен в логическом порядке, презентация не должна быть слишком длинной и подробной. Здесь необходимо стремиться к яркости, четкости, время от времени проявлять эмоции, воздействовать на аудиторию нужным образом, вызывать реакцию, желание действовать в определенном направлении.

При работе над презентацией следует учитывать следующие рекомендации:

  • Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту своей речи, пока не объясните предыдущий.
  • Начните презентацию с самых важных положений.
  • не повторять. Повторение того, что не было сказано, производит очень неблагоприятное впечатление. Если вы считаете необходимым повторить сказанное, дайте понять, что делаете это намеренно.
  • не отвлекаться на посторонние факты, информацию, примеры и т.д., не относящиеся к сути дела.
  • следовать принципу амплификации, суть которого заключается в том, что важность и убедительность аргументов постепенно увеличивается, самые сильные аргументы используются в конце аргументации.

Виды и стили ораторской речи

Ораторская речь подразделяется на следующие виды:

  • Социально-политическая;

Речь направлена на решение социальных, экономических и политических вопросов, представляет определение задач и целей. Выступление несет для аудитории практические рекомендации к действию. Политические ораторы организовывают доклады или дипломатические речи на соответствующие темы, вступают в дискуссию с соперниками, соблюдая этические нормы и правила поведения.

  • Академическая;

Речь направлена на рассмотрение новых фактов, проводимых исследований, тестов. Выступление проходит как научный доклад или лекция.

  • Судебная;

Речь влияет на решения суда, формирует соответствующий настрой судей и публики в зале суда. Цель речи на судебном процессе представляет собой вынесение законного решения, соблюдая правила, из которых состоит этика судебного оратора. Судебная речь делится на обвинительную, адвокатскую, общественную и речь обвиняемого.

Этика судебного оратора должна соответствовать нормам морали и качества, так как слова оратора оказывают непосредственное влияние на судьбу обвиняемого, доказывают или опровергают причастность к делу. Судебный оратор несет полную ответственность за содержание выступления.

  • Бытовая;

Речь освещает собой бытовую жизнь личности в свободном стиле изложения. Выступление проводится на юбилеях, застолье, днях рождения.

  • Церковная.

Самый старый вид красноречия, с богатой историей. В церковной речи отражен интерес к духовному миру человека, происходит затрагивание темы привычек.

Ораторская речь тщательно готовится по книжным и научным источникам, которые определяют стиль речи выступления. Различают следующие стили ораторской речи:

  • Деловой ораторский стиль речи направлен на доведение до аудитории информации. Главная цель научного стиля доведение и доказательство истинности произносимой информации для публики.
  • Художественный стиль носит эстетическую направленность.
  • Разговорный стиль резко отличается от книжного. Его цель — общение.
  • В устной форме оратор раскрывает бытовые и личные темы при выступлении.

Запоминание и произношение языка

Оратор должен декламировать речь наизусть, поскольку аудитория плохо читает текст с листа бумаги. Иногда необходимо заучить текст речи, и это может быть оправдано, если вам нужно выступить с убедительной речью на собрании, с приветствием на торжественном мероприятии. Заучивание речи может быть небольшим. Если речь большая (лекция, доклад), то запоминание возможно не для всех, и тогда могут возникнуть проблемы с воспроизведением: сильное волнение, шум в зале. Спикер не всегда могут продолжить начатое. Многие опытные ораторы советуют говорить на основе текста: выделять основные смысловые части; подчеркивать главные идеи; выделять фактический материал (имена, статистику, цитаты). Такой текст будет легко использовать во время выступления, а сама речь создаст впечатление свободного владения материалом, позволяя оратору свободно общаться с аудиторией.

Оратор не всегда имеет возможность подготовить речь заранее, а затем вынужден создавать ее во время презентации. Импровизированная речь обычно хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается прямой контакт с аудиторией. Однако из-за того, что черновой вариант речи не всегда проходит гладко, оратор не всегда укладывается в отведенное время, некоторые вопросы остаются без ответа. «Выступление» перед аудиторией — это высокое искусство, результат долгой и кропотливой работы, показатель опыта и теоретической подготовки оратора.

Следует помнить, что самым эффективным инструментом оратора является его голос. Уинстон Черчилль, выдающийся политик и великолепный оратор, очень тщательно готовился к каждому своему выступлению. Он несколько раз перечитывал текст своей речи и делал пометки на полях, чтобы убедиться, что его слова окажут эффективное воздействие на слушателей. В одной рукописи он написал на полях текста: «Здесь надо возвысить голос: недостаточно аргументов!

Давайте рассмотрим этот пример и проанализируем, что нужно сделать, чтобы научиться эффективно владеть этим «оружием». Прежде всего, необходимо определить слабые и сильные стороны своего голоса, а затем научиться выразительно читать, что требует хорошей дикции, среднего темпа речи, умения делать логические ударения и паузы, способности варьировать высотный диапазон голоса и применять разнообразные интонации.

Сведем рекомендации экспертов к следующим правилам произношения:

  • Язык должен быть правильным во всех его аспектах;
  • избегайте монотонности; поддерживайте средний темп речи;
  • Говорите достаточно громко, чтобы все в аудитории хорошо слышали выступающего.

Есть типичные недостатки ораторской речи. Давайте обратим на них внимание.

Бедность словарного запаса . Небольшое количество слов, используемых говорящим, их постоянное повторение выглядит удручающе и указывает на его низкий образовательный и интеллектуальный уровень. В речи должны присутствовать синонимы, красочные фразы, сравнения.

Стилистическое несоответствие . Следует помнить, что о предметах разного духовного и морального достоинства следует говорить в разных стилях: о важных вещах не следует говорить в низком стиле, о грустных — в веселом. Чем достойнее тема речи, тем больше в ней должно быть высоких, торжественных слов. Жаргонные, разговорные слова вообще не должны использоваться в ораторской речи.

Также не стоит говорить слишком напыщенно или слащаво, это делает речь неестественной.

Длина . Слишком длинные, запутанные аргументы сокращаются, сложные предложения разбиваются на 2-3 предложения.

Излишняя краткость . Опуская какую-то информацию или недоговаривая что-то, оратор делает свою презентацию не совсем понятной. Говорите не для того, чтобы вас поняли, а для того, чтобы вас не поняли. Следует избегать использования непонятных слов, узкоспециализированных терминов и устаревших слов.

Моменты несостоятельности . Необходимо избегать многочисленных фонетических пауз-заполнителей (слов-паразитов), таких как е-е-е-е…м-м-м-м…нравится?… и т.д., а также безголосые аллитерации — повторы согласных (министр встретился с высокопоставленными представителями…).

Ораторское искусство в современном обществе

Добиться небывалых успехов в современном мире поможет овладение ораторским искусством. В настоящий момент разработано много методик и книг по ораторскому искусству. Поможет начинающему оратору в написании речи и подготовки к выступлению книга «101 совет оратору» и система Станиславского для оратора. Автор книги «101 совет оратору» Радислав Гандапас известен тренингами по ораторскому искусству. В книге содержатся практические советы начинающим авторам по проведению выступления на публике.

Главным является практика, только благодаря ей можно натренировать свои навыки и научиться правильно общаться с публикой.

В Лондоне, например, до сих пор существует Уголок ораторов. Уголок для ораторов находится на площадке Гайд-парка в Лондоне, где каждый желающий может высказаться на публику, провести анализ выступлений других или потренировать навыки.

Образовался Уголок в 1872 году во время беспорядков в Лондоне, протеста рабочих и стал символом свободы слова. Уголок ораторов посещали Карл Маркс, В. В. Ленин и другие народные деятели бывшие в Лондоне, он имеет богатую политическую историю. До сих пор в Лондоне не заканчиваются речи, их слушают туристы или местные жители.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Информационное обеспечение выступления

Выступающему необходимо уделять особое внимание иллюстративному материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение выступления

Следует заранее продумать, какие цифры вы приведете. В тексте не должно быть много цифрового материала, так как большое количество цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории.

При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны на эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника.

Если цитата действительно необходима в выступлении, то независимо от типа цитаты и ее назначения нужно, во-первых, обязательно проверить цитату. В этом случае совершенно неуместно полагаться на собственную память, а следует сверить используемую в тексте цитату с оригиналом. Во-вторых, смысл цитируемого отрывка в тексте должен совпадать со смыслом цитируемого отрывка в тексте-источнике. В-третьих, по своему объему цитата должна быть достаточна для того, чтобы ее смысл был относительно самостоятелен и устойчив. Если цитируется очень малый объем речевого материала, то не следует жалеть времени, чтобы разъяснить аудитории смысл цитируемых слов. Усеченное цитирование — один из способов манипулирования общественным мнением

Следует вести постоянную работу по подбору цитат, их систематизации и обновлению.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]