Дефекты речи. Исправление дефектов речи у взрослых — ДИКТОРЫ.com


Специальные упражнения для чёткости дикции.

Выполняйте упражнения ежедневно и по нескольку раз. В помещении должно быть комфортно, никаких посторонних лиц, даже животных. Лучше всего заниматься комплексно, то есть, сегодня одно упражнение, а завтра – другое, а сразу все поочерёдно.

«Хобот слона». Вытяните губы трубочкой как можно дальше. Теперь нужно вращать получившимся «хоботком» по нескольку раз вправо-влево, по часовой стрелке и против неё.

«Улыбка». Растянув губы как можно шире, зафиксируйте их в таком положении на 7-10 секунд. Затем верните губам нормальное положение и несколько раз повторите упражнение.

Чередование двух предыдущих упражнений. Не спешите, выдерживайте время и фиксируйте губы в напряжённом и расслабленном положениях.

«Перекрёсток». Здесь требуется, открыв рот, улыбнуться, затем кончиком языка коснуться уголков рта сначала у нижних, затем – у верхних зубов.

«Лопатка и иголка». Приоткройте слегка рот и пошире улыбнитесь. Положив язык на нижнюю губу, постарайтесь его максимально расслабить. После нескольких секунд такого положения напрягите язык и используйте его, образно говоря, в качестве иголки: сделайте им 5-7 «колющих» движений.

ВИДЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ

Существует несколько видов нарушения речи. Некоторые из них встречаются чаще, а некоторые — в единичных случаях, поэтому работа над ними будет сложнее и продолжительнее.

Дислалия

Одна из самых распространенных проблем с речью. Человек с таким дефектом характеризуется большим словарным запасом, способностью строить и согласовывать даже сложные длинные предложения, но при этом может ошибаться в произношении отдельных звуков.

Дефект относится к фонетической группе (нарушено произношение). У людей с подобным недугом проблем со слухом не наблюдается.

Дизартрия

Болезнь характеризуется ошибками в произношении практически всех звуковых групп. Причина данной проблемы кроется в нарушении работы нервов, связывающих речевой аппарат и нервную системы. При данном диагнозе работа таких нервов недостаточна.

Дизартрия характеризуется следующими особенностями речи человека:

  • неправильная интонация, ритм и темп речи;
  • невнятная речь;
  • проблемы с голосообразованием.

Ринолалия

Проблема проявляется в нарушении тембра голоса человека. Вспомните, как в детстве все пытались пародировать слона (говорить «в нос»). Так вот у людей с ринолалией это происходит непроизвольно.

Носовое звучание возникает вследствие анатомических нарушений речевого аппарата.

Заикание

Характеризуется нарушением ритма, плавности и темпа речи. Заикание происходит из-за судорог мышц лица, обычно возникает с двухлетнего возраста. Болезнь имеет следующие особенности:

  • резкая остановка во время разговора;
  • повторение слогов или отдельных звуков;
  • добавление в слова ненужных звуков.

Поскольку проблема заикания возникает все чаще, важно знать о правилах профилактики этого недуга. Причем соблюдать рекомендации нужно постоянно, а не только в то время, когда малыш начнет говорить. То есть уже в то время, когда ребенку исполнится полгода, необходимо четко следить за собственной речью и манерой говорения. Все, кто окружает ребенка, должны говорить четко, внятно и понятно, спешить, глотая звуки и слова, ни в коем случае нельзя. Также следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Избегать по возможности контактов с людьми, которые заикаются.
  2. При ребенке не стоит скандалить и разговаривать на повышенных тонах, а уж тем более кричать.
  3. Избегать травм, особенно головы. Важно следить, чтобы ребенок не получал и психологические травмы.
  4. Не перегружать ребенка большим количеством информации и эмоций, даже положительных.
  5. Не стараться сделать из малыша вундеркинда, не перегружать его занятиями.
  6. Избегать того, что может напугать ребенка (фильмы или страшные истории).
  7. Не бить ребенка и не выбирать в качестве наказания нахождение одному в темной комнате.

Алалия

Под алалией понимают отсутствие речи у детей от 3 до 5 лет. Отсутствие бывает частичное и полное. Недуг вызван повреждением либо недоразвитием области левого полушария, отвечающей за развитие. Нарушение развития или повреждение может произойти еще в утробе матери либо в первые месяцы после рождения.

Существует два вида алалии. При моторной алалии ребенок все понимает, но самостоятельно сказать ничего не может. А при сенсорной наблюдается непонимание речи другого. Зачастую при таком диагнозе ребенок хаотично повторяет звуки или целые слова взрослого. Исправление дефекта сложное и занимает много времени.

Мутизм

Этот недуг чаще всего развивается вследствие получения сильной травмы психологического характера. У детей с таким диагнозом останавливается речевое развитие, они полностью перестают говорить.

Есть общий мутизм, при котором ребенок полностью перестает разговаривать, и избирательный, проявляющийся в виде протеста на определенные обстоятельства или действия окружающих.

Детский аутизм

Заболевание характеризуется не только прекращением речи ребенка, но и его погружением в переживания, отстранением от всего происходящего вокруг и окружающих людей.

При аутизме наблюдается также отсутствие бытовых навыков. Особенностями недуга являются:

  • повышенная возбудимость (в некоторых случаях даже проявление агрессии);
  • зацикленность на чем-то одном (малыш кушает, пьет и играет только с чем-то одним, причем критерием выбора является чаще всего внешний вид предмета);
  • нежелание контактировать со сверстниками и взрослыми, даже родителями;
  • сильно развито чувство страха (причем темноты ребенок может не бояться, а вот звук будильника, к примеру, приводит его в ужас).

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Обычно такой диагноз ставится в том случае, когда какую-то конкретную проблему диагностировать нет возможности. Под общим недоразвитием речи специалисты подразумевают речевые расстройства, которые качаются грамматики, фонетики и лексики.

ОНР характеризуется малым словарным запасом ребенка, его неспособностью выстраивать предложения согласно возрастным нормам, а также нарушением произношения.

Также ОНР диагностируют, если малыш начинает поздно говорить (в возрасте от 3 до 5 лет), не может склонять слова и различать звуки.

Упражнения для исправления картавости.

Существует распространённое мнение, что этот дефект достаточно сложно, а порой и вовсе невозможно исправить, особенно, если человек уже взрослый. На самом деле это не так. В чём же причина картавости? В недостаточной или откровенно слабой подвижности языка. В связи с этим целесообразно вместе с основными упражнениями по исправлению картавости развивать и двигательную активность языка.

«Цоканье». Представьте, что вы слышите цокот лошадиных копыт, и постарайтесь ему подражать. Темп выполнения упражнения должен быть разным, при этом не допускайте заворачивания вниз кончика языка.

«Машина». Подложите под язык ручку от ложки или зубной щётки так, чтобы с её помощью создавались лёгкие вибрации. При этом в течение минуты произносите звук «Д», который, если всё сделано правильно, должен слышаться как «ДР». Через 10-15 дней попробуйте обойтись без ручки: довольно скоро вы, вполне возможно, с удивлением заметите, что звук будет звучать как «Р».

«Трактор». Произносите несколько раз это слово, делая акцент на звуке «Р» в первом слоге. Делайте упражнение, которое кажется простеньким, при каждом удобном случае. Оно весьма эффективно.

ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТОВ

Любое нарушение речи имеют свои причины. В зависимости от возраста выделяют несколько групп причин.

Причины нарушения у взрослых:

  • сильный стресс;
  • повреждение речевого аппарата;
  • травма психологического или физического характера;
  • контузии;
  • хирургическое вмешательство;
  • инфекционные болезни;
  • глухота.

У детей дефект речи возникает по следующим причинам:

  • сильный испуг либо стресс;
  • травма;
  • неврологические расстройства;
  • нарушение функционирования ЦНС или ДЦП;
  • болезни инфекционного характера;
  • неправильное формирование либо повреждение речевого аппарата ;
  • наследственность;
  • глухота.

Условно все причины делятся на две группы: физиологические (связаны с повреждением артикуляционного аппарата) и неврологические (характеризуются повреждением участков мозга, которые отвечают за речь, и расстройством нервной системы).

Для чёткости произношения звуков как свистящих, так и шипящих.

— В целях устранения явления, которое по-научному называется сигматизмом, необходимо «научить» язык находиться впереди, в межзубном промежутке. При произнесении свистящих и шипящих заводите кончик языка по возможности за нижние резцы. И пусть вас не смущает, что звук, не исключено, будет даже более шепелявым, чем обычно: когда язык начнёт правильно направлять воздух, звук начнёт становиться более похожим на «С».

— Почаще произносите слоги «ся», «се», «со», «су» и подобные, первая буква в которых – «С», вторая же – должна быть и мягкой, и твёрдой гласной. Закрепив навык верного произношения звука «С», аналогичным образом прорабатывайте «З» и «Ц».

РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ У ВЗРОСЛЫХ

У взрослых проблемы с речью возникают по двум причинам:

  • физиологические (перенесенная болезнь, травма или контузия);
  • психологические (испуг, сильное волнение или стресс).

Если причины физиологические, то обращаться нужно за медицинской помощью (понадобится хирургическое вмешательство или услуги отоларинголога).

При психологических проблемах обратиться нужно к психиатру или психотерапевту. Однако не стоит забывать о консультации у логопеда или дефектолога.

Лечение

Режим

Если запинки в речи ребенка имеют физиологический характер, необходимо организовать оптимальный общий и речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поступление новой информации, свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение массовых мероприятий. В речевом общении нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • не акцентировать внимание ребенка на запинках, не просить его повторить слово заново;
  • разговаривать с ребенком спокойно, негромко, чуть медленнее, чем обычно;
  • использовать короткие фразы, простые слова;
  • заниматься пением, разучивать стихи, соответствующие возрасту, с отстукиванием ритма или маршировкой.

Психологическая коррекция

Показана пациентам с эмоциональными запинками в речи, заиканием, тахилалией, полтерном. Данное направление коррекционной работы способствует снижению фиксации на речевом дефекте, устранению логофобии, овладению новыми механизмами саморегуляции, расширению коммуникативных возможностей. Основными методами психокоррекционной работы являются сеансы психотерапии и гипноза, тренинги общения, аутогенные тренировки.

Логопедическая коррекция

С учетом причин, лежащих в основе речевых запинок, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахилалии и т. д. Логотерапия направлена на выработку нового речевого стереотипа, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:

  • Артикуляционная гимнастика.
    Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять излишнее напряжение мускулатуры при фонации, сделать артикуляционные движения более точными, сформировать необходимые кинестезии. Используются упражнения для мышц языка, губ, неба, мимических мышц. Голосовая гимнастика способствует развитию силы голоса, просодических компонентов.
  • Дыхательная гимнастика.
    Правильное речевое дыхание – залог свободной, плавной речи. В ходе занятий осуществляется постановка диафрагмального нижнереберного дыхания. Овладение техникой речевого дыхания позволяет без запинок и пауз произносить фразы различной длины.
  • Логопедическая ритмика.
    Логоритмические упражнения способствуют нормализации темпа и ритма речи, синхронизации дыхания и артикуляции, развитию общей моторики. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используется маршировка, хлопки, прыжки.
  • Занятия с помощью ИКТ.
    В комплексной работе по преодолению заикания широко применяются компьютерные технологии. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и повысить эмоциональную окраску речи, устранить запинки.

Оздоровительные мероприятия

Организуются на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель – нормализация регуляторной функции ЦНС, повышение адаптационных механизмов. Пациентам с патологическими запинками в речи назначаются:

  • курсы медикаментозной терапии (седативные препараты, витамины группы В, ноотропы, противосудорожные ЛС):
  • физиотерапевтические процедуры (электрофорез со спазмолитиками, электросон);
  • водные процедуры (хвойные, углекислотные, кислородные ванны, оздоровительное плавание);
  • массаж (общий медицинский, нейроседативный, ШВЗ);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечебная физкультура.

Диагностика

Появление речевых запинок служит поводом немедленно обратиться за консультацией логопеда. Чем раньше будет установлена их причина и характер, тем эффективнее будет лечебно-коррекционное воздействие. Диагностика состоит из трех блоков:

  • Логопедическое обследование.
    Включает исследование устной речи, ее темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации. Определяется вид запинок, условия их возникновения. Оцениваются характеристики голоса, дыхания. Задача логопедической диагностики – дифференциация несудорожных запинок от заикания.
  • Неврологическое обследование.
    Консультация врача-невролога предполагает изучение анамнеза, выявление нервно-психических расстройств и факторов, послуживших появлению запинок в речи пациента. С целью исключения патологии головного мозга назначаются инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, церебральная МРТ.
  • Психологическое обследование.
    Проводится анализ ВПФ: внимания, памяти, мышления. На данном этапе диагностики уделяется внимание состоянию общей и ручной моторики, различных видов праксиса, гнозиса. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие страха речи.

РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ У ДЕТЕЙ

Считается, что пик активности речевого развития ребенка приходится на 2,5-5 лет. Нормально развитый ребенок в возрасте трех лет уже должен выражаться связными предложениями. В год малыш должен говорить как минимум 5-10 слов, в 4 года словарный запас должен быть на уровне 1000 слов.

До 3 лет картавость и шепелявость не считаются дефектом речи и объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата (язык чаще всего при разговоре находится между зубов). Чтобы эти явления устранить, родителям рекомендуется аккуратно, ненавязчиво исправлять ошибки в произношении, регулярно проговаривать слова с ошибками или работать над отдельными звуками. Если до трех лет так и не заговорил, его стоит срочно показать специалисту. Причем, скорее всего, понадобится помощь не только дефектолога, но и невролога.

Мы уже говорили, что для правильного развития речи взрослые должны говорить с ребенком четко и внятно. Каверканье слов не стоит поощрять, поскольку со временем такое неправильное произношение войдет в привычку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]