Коррекция нарушений темпа и ритма речи у детей с различными речевыми нарушениями.


Статья:

Темп речи – это признак речевой функции, который облегчает восприятие услышанной информации окружающими людьми. К изменениям темпа речи относят замедление, учащение темпа и заикание. Неправильный речевой темп способен затруднять развитие и обучение детей, снижать качество жизни, ухудшать социальную адаптацию человека. Пациентам с ускоренной, замедленной речью или с заиканием требуется обязательная коррекция речевых дефектов. Детям терапию назначают как можно раньше, чтобы предупредить задержку развития.

Характеристики речевого темпа, разновидности нарушений скорости речевой функции

Темп речи является характерным свойством речи, который отражает скорость воспроизведения звуков во время разговора. Речевой темп может нарушаться в виде ускорения или замедления, а также заикания. Он зависит от скорости произношения звуковых единиц, которые следуют друг за другом, а также от количества и продолжительности пауз между словами или предложениями. Оптимальный темп речи у здорового ребенка или взрослого составляет 9-14 звуковых единиц за 1 секунду. Если здоровый пациент повышает скорость речи, частота произнесения звуковых единиц возрастает до 15-20. При этом речь остается разборчивой.

Виды изменений:

  • Тахилалия.
  • Брадилалия.
  • Заикание.

У дошкольников имеется тенденция к ускорению речи, что можно объяснить несформированностью тормозных механизмов головного мозга, сниженным контролем над речью. Причиной повышения темпа речи может стать торопливость речи у членов семьи. В этом случае ребенок привыкает говорить быстро. В пубертатном периоде скорость воспроизведения звуков может еще увеличиться. У больных с неврозами и другими психиатрическими болезнями быстрая речь часто провоцирует заикание.

Увеличение скорости воспроизведения звуков у ребенка тормозит развитие речевой функции. Это приводит к неправильному звукопроизношению, снижению внятности в словах. Если вовремя не оказать помощь, пациент всю жизнь будет говорить неправильно и быстро.

Понятие тахилалии, клинические проявления патологии, этиология

Тахилалия – это ускорение речи с частотой 20-30 звуковых единиц. Болезнь развивается по причине изменений в работе экстрапирамидной системы. По мнению ученого D. Weiss ускоренная речь провоцирует заикание. Тахилалия может передаваться по наследству.

М. Е. Хватцев связывает возникновение быстрой речи с патологией артикуляционного аппарата, неправильной речью родственников, несвоевременной коррекцией речевой функции ребенка, дефицитом внимания. А. Либманн считал причиной тахилалии недостаточность моторики и слухового восприятия.

Пациент с тахилалией разговаривает очень быстро, что затрудняет концентрацию внимания. Во время разговора у ребенка появляются запинки, повторения уже сказанного, проглатывания звуков, замена слогов местами, неясное построение фраз и предложений. Но, если обратить внимание ребенка на неправильность речи, все ошибки исчезают. Симптоматика может усиливаться при волнении, во время разговора с незнакомыми людьми, при споре, во время публичных выступлений.

У больного отмечаются изменения в письме, чтении. Дети с ускоренной речью переставляют слоги, буквы во время письма, заменяют слова, похожими по звучанию и написанию. Движения больных с тахилалией быстрые и резкие. Во время сна пациент может метаться по постели. У многих больных наблюдаются тики, синдром гиперактивности, дефицит памяти, внимания.

Ребенок с тахилалией возбудим, вспыльчив. При возбуждении у больного отмечается покраснение кожного покрова на лице, потливость, похолодание конечностей. Пациент часто неуправляемый, недисциплинированный. У такого ребенка снижена способность к обучению в школе.

Увеличение темпа речи сопровождается изменениями в моторной сфере, вегетатике, психических процессах. Также у больного может наблюдаться недостаточность воли, нарушение эмоциональной сферы.

Понятие брадилалии, клинические проявления

Брадилалия – это патология речевой функции, при которой пациент разговаривает в замедленном темпе (за 1 секунду менее 9-14 звуковых единиц). Между словами и предложениями большие паузы, слова сильно растянуты во время их воспроизведения. Заболевание может возникать само по себе или быть симптомом основной болезни: патологии нервной системы, травмы головы, новообразования мозга. Когда замедленная речь является симптомом другой болезни, у пациента отмечается торможение двигательной функции, астения, заторможенность, слабость. Самостоятельно брадилалия встречается у медлительных и флегматичных детей, пациентов, проживающих в северных широтах.

К речевым признакам брадилалии относят медленную речь, неторопливое чтение и письмо. Ребенок читает монотонно с большими интервалами между словами и предложениями, слова растянуты. Пациент с брадилалией иногда произносит звуки с носовым оттенком. Окружающим очень трудно воспринимать разговор пациента, так как снижается внимание, возникает утомление и напряжение из-за слишком медленного произношения.

Неречевые признаки сниженного темпа речи характеризуются снижением моторной функции (мелкой моторики, общих движений, мимики лица). Движения пациента медленные, плохо координированные, неполные, неловкие. Мимики на лице у больного практически нет. У пациентов нарушено восприятие речи, снижено внимание, память, страдает мышление.

Больные плохо ориентируются в пространстве, затрудняются выполнить какую-либо инструкцию или задание с первого раза. Дети с замедленной речью плохо переключаются с одного предмета на другой.

Понятие заикания, клинические симптомы

Заикание в логопедии – это речевая патология, при которой изменен ритм, темп, плавность речи по причине судорожной сократительной активности мышечного аппарата, осуществляющего артикуляцию. Патология проявляется в детском возрасте и пубертатном периоде. Чаще болезнь начинает проявляться в 2-5 лет.

Заикание провоцируют судороги мышечного аппарата. Они могут быть тонические или клонические. Тонические судороги мешают перейти от одного звука к другому. Клонические судороги провоцируют повторение слов, слогов и звуковых единиц.

Причинами заикания являются:

  • Несформированность нервной системы.
  • Травмы внутриутробно, во время рождения малыша.
  • Психические травмы.
  • Двуязычие в семье.
  • Усиленное развитие речевой функции, которое не соответствует возрасту пациента.
  • Наличие заикающегося человека в окружении ребенка.

Заикание имеет несколько периодов формирования. Начальный этап развития болезни характеризуется очень редким нарушением плавности разговора. Заикание при этом возникает только при сильном возбуждении, переживании, волнении. Ребенок на раннем этапе не осознает наличия дефекта речевой функции.

На втором этапе формирования болезни отмечается хронизация процесса. Пациент осознает наличие заикания, но не боится разговаривать. На третьем этапе развития патологии плавность разговора заметно нарушается. Больному трудно воспроизводить звуки, но желание разговаривать есть, страха при разговоре у пациента не появляется.

Четвертый этап формирования заикания считается самым тяжелым. Больной старается меньше разговаривать, так как чувствует себя очень некомфортно во время речи. Страх речи присутствует, что отражается на психологии ребенка. У пациентов страдает коммуникация. Такие больные с трудом учатся и работают.

Причины возникновения тахилалии

Причины патологии различные. В основе может лежать генетическая предрасположенность, если тахилалией страдал кто-то из близких родственников, то риск ее развития возрастает. Другие причины и предрасполагающие факторы:

  1. Может иметь место неправильное формирование речи ребенка
    , дети могут пытаться таким образом подражать взрослым.
  2. Неврологические патологии
    – опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы, последствия нейроинфекции и хирургического лечения головного мозга. Причиной тахилалии могут стать инсульт, эпилепсия, хорея.
  3. Психические нарушения
    – органические патологии, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз.

В зоне риска находятся дети с повышенной двигательной активностью, с синдромом гиперактивности и недостатком внимания.

Диагностические мероприятия

Диагностика нарушения темпа речевой функции (тахилалии, брадилалии, заикания) включает выявление причины заболевания. Ребенка направляют к неврологу. Невролог проводит осмотр, собирает анамнестические данные (речевая функция родственников, патологии беременности и родов), назначает обследование (электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сосудов и другие методики). При наличии психических травм, способствовавших возникновению заикания, пациента направляют к психологу. По окончании обследования узкими специалистами с ребенком работает логопед.

Логопед также собирает анамнестические данные по характеристике речи родственников, смотрит результаты обследования, проводит логопедическое исследование. Специалист выясняет состояние моторной деятельности ребенка (общей, речевой), оценивает речевую функцию (качество произношения звуков), темп речи: быстрая, медленная, заикание. Логопеду также важно знать состояние артикуляционного аппарата, мимических мышц. Если ребенок умеет писать и читать, специалист оценивает состояние письма и чтения (скорость, правильность слов, наличие пауз в предложениях, наличие заикания, запинок во время чтения, скорость и правильность написания слов и предложений). По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение.

Тембр голоса человека

Высокий тембр голоса

неодобрительно называют визгливым, а его обладателям приписывают всяческие недостатки. Если вспомнить подростков, у которых голос регулярно “дает петуха”, становится очевидным, что это признак плохого самообладания. Ситуативно голос, срывающийся на фальцет, свидетельствует о сильном волнении, возбуждении или страхе.

Низкий тембр голоса

воспринимается людьми как символ надежности, силы и достоинства. В действительности его обладатели отличаются уверенностью в себе. Они знают себе цену, основательны и несуетливы. Обычно низкий тембр голоса располагает к доверительному общению, однако искусственно заниженный кажется неискренним.


Каким бывает тембр голоса

Лечебные мероприятия

Лечебные мероприятия включают устранение причин нарушения речевой функции, а также коррекционную работу. Если у ребенка имеется патология, вызвавшая изменение речи, ему назначают сначала курс лечения. По окончании терапии основного заболевания пациента направляют к логопеду. Логопед составляет план логопедических занятий. Коррекция проводится как на дому, так и в развивающих детских учреждениях. Количество занятий определяется выраженностью речевых нарушений.

При брадилалии логопедические занятия направлены на выработку более быстрого темпа разговора, тренировку артикуляционного и двигательного аппарата. Логопед учит ребенка более быстрому письму, чтению, четкому произношению фраз и предложений. На занятиях тренируется память, внимание. Активно применяются подвижные игры, сценки, диалоги, которые способствуют ускорению темпа речевой функции. Хороший эффект от коррекции можно ожидать уже через 4 недели. На фоне месячного курса терапии скорость речи становится выше, произношение четче.

Детям с медленной речью нужно проводить самостоятельные занятия на дому, вести контроль над своим разговором.

При лечении тахилалии логопед проводит занятия, которые включают тренировку дыхания (медленное, ровное), чтения, упорядоченной спокойной речи. Специалист приучает ребенка работать с коллективом, организовывая выступления перед группой людей или детей. На занятиях обязательно развивают общее, слуховое внимание, тренируют дикцию. Курс лечения для дошкольников и школьников начальных классов составляет 6-12 месяцев.

Коррекцию тахилалии лучше проводить как можно раньше (до 5-летнего возраста), так как в пубертатном периоде терапия менее эффективна.

Коррекция заикания проводится дома и в кабинете логопеда. Членам семьи нужно отказаться от конфликтов, говорить медленно и четко. Во время лечения лучше воздержаться от посещения детского сада на 2 месяца, мероприятий, праздников, чтобы не возбуждать пациента. В курс коррекции включают физические нагрузки (бег, плавание, езда на велосипеде). Во время занятий нужно тренировать счет (считать прищепки, прикрепляя их к бумаге, вырезанной в форме круга), использовать игры-молчанки. Для коррекции применяют скороговорки, гимнастику для аппарата артикуляции, дыхательные упражнения.

Коррекция и лечение

Коррекция тахилалии может занимать от 3 месяцев до 1 года. При тяжелых органических патологиях возможен вариант, при котором полное восстановление невозможно. Для коррекции привлекаются неврологи, психотерапевты, психиатры.

Лекарственные препараты принимаются только по назначению врача. Сами назначения зависят от основной патологии. При неврологических заболеваниях используются ноотропы (Цераксон, Кавинтон, Альфахолин, Церебролизин, Церепро), витамины группы В, миорелаксанты (Баклофен). При эпилепсии подбираются схемы из различных групп антиконвульсантов (Ламотриджин, Депакин, Карбамазепин, Зептол).

При психических патологиях подбирают схему лечения, которая может состоять из антидепрессантов, противотревожных и антипсихотических средств. Важны сеансы психотерапии, которые позволяют адаптироваться к общественной жизни.

Пациентам назначают лечебную физкультуру, физиотерапию, бальнеотерапию. Также проводится нейроседативный массаж, который приводит к глубокой релаксации организма. Процедура успокаивает больных, положительно влияет на самочувствие в случае депрессивных состояний.

Логопед обучает пациента специальным упражнениям. При тахилалии специалисты назначают речевую гимнастику, включают больным записи с нормальным темпом речи. Пациенты должны при этом имитировать и повторять слова и предложения. Могут применяться коллективные сеансы терапии. Хороший эффект показывают упражнения логопедической ритмики.

У детей развивают мышление, заставляя их пересказывать тексты по плану, при этом соблюдая нормальный темп речи. Логопед может начинать фразу или предложение, а пациент должен их закончить. За детьми наблюдают в течение года, поскольку тахилалия способна возобновляться.

Манера говорения

  • Мягко и тихо обычно говорят люди, которые готовы жертвовать собственными интересами ради того, чтобы заслужить привязанность окружающих людей.
  • Громко и жестко, резко и пронзительно говорит человек излишне самоуверенный. Он переоценивает себя и собственные способности, поэтому то, что он говорит, часто расходится с реальностью.
  • Отчетливо, напористо, с оказанием давления, иногда рубленными словами говорят люди тщеславные. Они высокомерны и эгоистичны, требуют признания и уважения со стороны окружающих людей.
  • Быстро, неотчетливо, торопливо, несобранно говорит человек, который предпочитает жить в мире собственных фантазий, где он успешен и значим. Он всегда остается ребенком, который верит, что однажды все станет иначе и его мечты сбудутся.
  • Громкая и отчетливая речь свойственна энергичным людям.
  • Громко и быстро произносимые слова обычно воспринимаются как прямая угроза.
  • Мягко и быстро человек начинает говорить в состоянии воодушевления.
  • Мягкая и отчетливая манера говорить свидетельствует об осторожности и рассудительности человека.
  • Мягко и медленно говорит человек, который испытывает потребность в защищенности.
  • Тихо и неотчетливо говорит человек, которому свойственна боязнь неудач.


Манера разговора
На основе всего этого о человеке можно сделать определенные выводы. О его характере, манере поведения и надежности. Поэтому так важно уделять особое внимание постановке своей речи.

Необходимо отметить, что все перечисленные выше характеристики речи поддаются сознательной регулировке, а значит могут быть использованы в качестве орудия манипуляции.

Мы можем более успешно добиваться своих целей, научившись управлять собственной речью. Но и не стоит забывать о том, что окружающие нас люди тоже могут этим пользоваться. Поэтому поспешные выводы, сделанные на основе ограниченного количества информации, могут оказаться ошибочными. Только длительное и внимательное наблюдение может дать нам возможность правильно определить, с кем мы имеем дело.

Громкость речи человека

Эта характеристика речи очень противоречива. Так, например, громкий голос может свидетельствовать об уверенности в себе, открытости и общительности, если он всегда свойственен человеку, а может – о волнении, возбужденном состоянии, страхе и неуверенности в себе, если проявляется ситуативно.

Тихий голос обычно является признаком мягкого характера, выдержанности, иногда – некоторой безэмоциональности и заторможенности. Однако, нужно иметь ввиду, что есть люди, которые переходят почти на шепот в состоянии бешенства. Поэтому необходимо отслеживать, какая громкость голоса свойственна человеку обычно.

Человек, всегда говорящий приблизительно на одной громкости, вероятнее всего, склонен скрывать собственные эмоции и переживания, сдержан и уравновешен.


Громкость речи

Четкость произношения

Четкость произношения является показателем внутренней дисциплины и стремления ясно представить свою позицию.

  • Нечеткое произношение (бурчание, бормотание и т. д.) – проявление неуважительного отношения к собеседнику – человек не заботится о том, чтобы другим было легко его расслышать. Таких людей отличает склонность подавлять свои эмоциональные реакции.
  • Неясное и расплывчатое произношение говорит о мягкости, уступчивости и слабоволии.
  • Ясное, четкое произношение слов свидетельствует о спокойствии и рационализме собеседника.
  • Если наш собеседник практически не выдает открытых звуков, говорит с полуприкрытым ртом – скорее всего мы имеем дело с человеком, для которого очень важно держать свои эмоции под постоянным контролем. Важно не перепутать этот вариант с другим – если человек в процессе разговора пожимает губы, а лицо его принимает надменное выражение, то это говорит о его высокомерности и неуважительном отношении к людям.


Четкость произношения слов

Профилактика

При соблюдении рекомендаций наблюдающих специалистов и адекватной работе родителей в домашних условиях расстройство можно значительно купировать. Исход терапии во многом зависит от формы тахилалии, наличия сопутствующих неврологических заболеваний, условий окружения ребенка и других индивидуальных факторов.
Способов предупреждения речевых нарушений, стопроцентно гарантирующих защиту, не существует.

К мерам профилактики тахилалии можно отнести:

  • предупреждение внутриутробных инфекций, родовых травм, ушибов и повреждений головного мозга;
  • обязательная вакцинация от заболеваний, способных привести к нейроинфекции;
  • адекватное речевое воспитание;
  • своевременное лечение нервно-психических нарушений.

Узнать более подробно, что такое тахилалия у детей, и записать ребенка на диагностику в Москве можно в клинике «СМ-Доктор».

Классификация

В логопедии различают три основных варианта тахилалии:

  • простая форма, когда ребенок говорит очень быстро, но не допуская грамматических, лексических или иных ошибок в устном и письменном повествовании;
  • баттаризм (парафазия), при которой дети словно «захлебываются» речью и не могут договорить начатое предложение до конца, нередко допуская при этом ошибки в построении лексики;
  • полтерн или спотыкание, когда малыш с трудом выражает свои мысли, запинаясь, делая неестественные паузы, быстро перебирая слова, повторяя уже сказанные ранее слова и слоги по несколько раз.

Полтерн в свою очередь может быть обусловлен разными механизмами, и в зависимости от характеристик расстройства выделяют следующие виды спотыкания:

  • с моторными нарушениями, что связано с ошибками в работе артикуляционного аппарата;
  • с сенсорными нарушениями, которые обусловлены проблемами слухового и зрительного внимания;
  • с затрудненным подбором нужных словесных форм;
  • с трудностями в переносе мысленных образов в словесную форму.

В основе формирования каждого типа расстройства лежит преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в головном мозге.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]