Возможность работать с детьми, в тихом и уютном кабинете, со стабильной, пусть и небольшой, зарплатой — зачастую в профессию логопед приходят именно с этими целями. Но идеализация на старте карьеры может обернуться разочарованием в будущем. Выбирать эту профессию стоит не всем, уверена учитель-логопед Вита Билуха. Только по призванию и только людям, у кого желание помогать другим преобладает над всеми остальными.
О каких особенностях профессии узнают молодые специалисты, выходя на первую работу? Каковы плюсы и минусы? Сколько можно зарабатывать в бюджетной и частной сферах? И где учиться на логопеда после 9 и 11 класса? Отвечаем на эти вопросы в материале ФАН.
фото из личного архива Виты Билухи /
Чем занимается логопед
Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.
У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического. Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических. Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.
«Логопед помогает развивать грамотную речь, — уточняет учитель-логопед Вита Билуха, — это образование и изменение слов, создание грамматических конструкций. Помогает развитию связной речи: умению грамотно высказывать свои мысли, составлять рассказы по картинкам, пересказывать тексты. Специалист работает над мелкой моторикой подопечного, выполняя для этого пальчиковый массаж или предлагая ребенку поиграть в пальчиковые игры. Обучает чтению и грамоте, дикции и интонации, мелодике и темпу говорения. Помогает развить слух и восприятие речи».
Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.
Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.
Простым языком о логопедии
Портрет современного логопеда
Современный логопед в своей работе использует методы и приёмы из других смежных направлений. Результат такого миксования в разы выше и быстрее, чем при классической работе.
Так чем же пользуется и на что опирается в своей работе логопед, идущий в ногу со временем?
✔ Тейпирование. Тейпы — это специальные «дышащие» эластичные ленты. Улучшают работу мышц речевого аппарата, не ограничивая их движений.
✔ Кинезиотерапия — эффективная система воздействия на нарушение психомоторных и сенсорных функций человека специальными двигательными упражнениями в сочетании с музыкой и словом. Сюда относятся логопедическая ритмика, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
✔ Различные виды массажа: самомассаж, зондовый, точечный.
✔ Дыхательные практики: дыхательная гимнастика Стрельниковой, тренажёр Фролова и т. п.
✔ Интерактивные и мультимедийные средства, компьютерные программы, обучающие и развивающие платформы.
✔ Нейропсихологические техники — комплекс специальных методик, направленных на переструктурирование нарушенных функций мозга и развитие межполушарных связей.
✔ Ароматерапия — душистый способ сохранить и улучшить своё здоровье.
✔ Эрготерапия — специальная лечебная гимнастика, направленная на тренировку мелкой моторики и координации при помощи различных тренажёров и игровых заданий.
✔ Методы имаготерапии (разновидность психотерапии). Вот наиболее популярные её направления:
• театротерапия;
• куклотерапия;
• сказкотерапия;
• песочная терапия.
✔ Су-джок — эффективный метод профилактики и восстановления определённых функций организма путём воздействия на рефлекторные точки кистей рук и стоп.
✔ Хромотерапия — воздействие цветового спектра на психоэмоциональное состояние человека.
✔ Остеопат, психолог, нейропсихолог — специалисты из смежных наук. Умный логопед с ними обязательно сотрудничает.
✔ Ортодонт, окулист, невролог, отоларинголог — врачи, диагнозы которых хороший логопед учитывает.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Первые логопеды появились ещё в XVII веке в Европе. Их работа заключалась в помощи детям со слабым слухом правильно произносить звуки и складывать их в слова. В те времена ошибочно полагали, что дефекты речи необходимо лечить медикаментозными препаратами, а не с помощью упражнений. Во второй половине XIX века логопедия стала самостоятельной наукой и появились официальные специалисты по речи — логопеды.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Специальность «учитель-логопед»
В школах с детьми, у которых не все хорошо с речью, работают учителя-логопеды. Их задача не меняется, но становится более важной. Если ребенок неправильно воспринимает звуки, у него, как правило, возникают проблемы с грамотностью и письмом. Ему сложнее учиться, запоминать материал, сосредоточиваться на словах учителя. Без коррекционного сопровождения школьная программа становится для него непреодолимой преградой, поэтому исправлять нарушения с помощью специалиста нужно обязательно.
«Задачи учителя-логопеда в школе — своевременно выявлять и корректировать нарушения речи у учащихся, — уточняет Вита Билуха. — Это помогает преодолевать трудности, которые могут возникать у ребенка в процессе обучения».
pixabay.com /
Специальность «дефектолог-логопед»
Среди логопедов есть отдельная группа профессионалов, которые работают с «особенными» детьми: малышами и школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. Таких специалистов называют дефектологами: их квалификация позволяет корректировать дефекты речи, письма, навыков общения у детей с отклонениями физического и психического развития.
К таким специалистам обращаются родители малышей, у которых есть проблемы со слухом и зрением, задержка развития, нарушения памяти и внимания, аутизм и ДЦП, умственная отсталость. Дефектолог, безусловно, не способен избавить ребенка от причины заболевания, однако благодаря коррекционной помощи можно улучшить навыки говорения и произношения у «особых» детей, помочь им общаться с близкими и сверстниками.
В работе специалист дефектолог тесно взаимодействует с врачами, которые «ведут» ребенка: педиатром, психоневрологом. В специализированных учреждениях с детьми одновременно работают дефектолог, психолог, социальный педагог. Задачи специалистов различаются, но цель они преследуют одну — улучшить качество жизни подопечного.
Занятия с логопедом. Материалы и конспекты.
Содержится в разделах:
- Работа логопеда. Логопедия 8270
Включает в себя разделы:
- Дифференциация и автоматизация звуков 4048
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 9440. Все разделы | Логопедические занятия
Новое
Фото
Лучшее
Конспект логопедического занятия в младшей группе «Игрушки» Занятие 1 Тема: «Игрушки (знакомство)
» Цели: 1. Уточнить и расширить словарь по теме. 2. Формировать обобщающее понятие
«игрушки»
. 3. Учить строить фразу из 2 слов. 4. Развивать внимание, память. 5. Воспитывать умения слушать слова
логопеда, выполнять простые инструкции, бережно…
Конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе «Здравствуй, осень, здравствуй, лес, полный сказок и чудес» Конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе. Тема: «Здравствуй, осень, здравствуй , лес, полный сказок и чудес!»
Цели: 1. Развитие пространственных ориентировок. 2. Развитие координации речи с движением. 3. Развитие и активизация внимания. 4. Развитие…
Особенности, плюсы и минусы профессии логопеда
«В своей работе специалисту нужно проявлять огромное терпение и выдержку, — отмечает учитель-логопед Вита Билуха. — Важно обладать доброжелательностью, коммуникабельностью, интуицией. Необходимы наблюдательность и настойчивость, гибкость ума. Ведь нередко подачу материала приходится перестраивать прямо на ходу: ожидаешь одного, а работать приходится с другим».
Одна из главных сложностей профессии — необходимость работать с «трудными» детьми. Без искреннего желания помочь, пройти долгий путь коррекции шаг за шагом, терпения — справиться с психологической нагрузкой очень сложно. Другой существенный минус — огромное количество документов, которые должен вести специалист, работая в бюджетном учреждении. К этому или привыкают, или уходят в частную практику, где объем отчетности специалист определяет для себя сам.
Сколько часов работает логопед
Норма работы на ставку в бюджетном учреждении — 20 часов в неделю, то есть в день логопед работает 4 часа. Это один из плюсов профессии: такой график позволяет не уставать и не перегружаться. Всегда остается время на личные дела, а при желании в свободное время можно заниматься и частной практикой.
Сколько длится отпуск у логопеда
Длинный отпуск — еще один плюс профессии. Его продолжительность составляет 56 дней. А так как специалисты трудятся в школах или детских садах, где учебный процесс продолжается с сентября по май, то и отпуск всегда выпадает лишь на летние месяцы, что тоже удобно.
pixabay.com /
Сколько зарабатывает логопед
Уровень заработной платы не отличается от обычного в бюджетной сфере. В зависимости от региона и места работы специалист может рассчитывать на 17–20 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата логопеда в школе обычно выше, чем в детском саду.
«Как такового карьерного роста у логопеда нет, — уточняет Вита Билуха. — Но сейчас все больше специалистов уходят в частную практику. Кто обладает самодисциплиной и организаторским характером, может добиться хороших результатов. В этом случае специалист сам устанавливает почасовую оплату».
По словам эксперта, успешно реализовать себя в профессии сможет только тот, кому нравится ощущать полезность своего труда, кто хочет помогать людям становиться более здоровыми и счастливыми. И лишь на втором месте по значимости должны идти короткий рабочий день и продолжительный отпуск. В этом случае человек будет получать удовольствие от работы.
Задачи индивидуального занятия
Образовательные задачи | Формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по лексической теме (это может быть «Игрушки», «Осень», «Обувь» и т.д.) |
Коррекционные задачи | Развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ |
Воспитательные задачи | Коррекция личности ребёнка в целом. |
Ниже, хочу Вам, уважаемые коллеги, представить структуру индивидуального занятия.
Структура индивидуального занятия на этапе постановки звуков
- Организационный момент
- Артикуляционная зарядка: общие артикуляционные упражнения, специальные артикуляционные упражнения, упражнения на развитие силы голоса и выдоха.
- Объявление темы занятия ребёнку.
- Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
- Анализ артикуляции по плану: положение губ, положение зубов, положение языка (кончика, спинки, корня), участие голосовых складок, характер выдыхаемой струи.
- Закрепление изолированного звука: проговаривание, игры на звукоподражание.
- Развитие фонематического слуха: опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённым по артикуляционным и акустическим характеристикам, в слогах с учётом выше указанных рекомендаций, в словах, в предложениях, в тексте.
- Закрепление произнесения звука в словах.
- Домашнее задание.
- Итог занятия: повторение какой звук отрабатывался на занятии, анализ основных положений артикуляции изучаемого звука,заключительное проговаривание.
- Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.
И в заключении, хотелось бы отметить, что при подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка нужно поддерживать стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.