Стадии развития речи ребенка
Траектории речевого развития индивидуальны для каждого ребенка, в связи с чем психологи и другие специалисты в области раннего развития не устанавливают четких нормативов развития речи у детей. Важно отметить, что показателем речевого развития является не только количество звуков и слов, который ребенок использует для общения, но и его пассивный словарь, то есть те слова, которые ребенок понимает. Речевые навыки, характерные для условной нормы в раннем и младшем дошкольном возрасте, представлены в таблице.
Возраст | Развитие речи |
1-3 месяца | Крик. |
3-6 месяцев | Гуление – протяжные звуки («а-гу», «а-гы», «бу-у» и т.п.). |
4-5 месяцев | Визг, смех. Гуление в различных интонациях. |
6 месяцев | Лепет (слоги «ма», «ба»). |
7-8 месяцев | Увеличение количества произносимых звуков, звукоподражание («гав-гав», «пи-пи»), понимание простых слов и просьб. |
9-11 месяцев | Простые слова («мама», «баба», «дай», «на»). |
1–1,5 года | Простые фразы из двух слов («дай ням-ням», «там киса»). |
2-3 года | Фразы из 2-3 слов, появление вопросительных слов. Называние известных цветов, предметов, частей тела. Разучивание простых стихов, рассказывание коротких историй. |
3 – 4 года | Фразы из 4 и более слов. Речь ребенка способен понять посторонний человек. |
При сильном расхождении уровня развития речи ребенка с возрастными нормами желательно обратиться за консультацией к специалисту (неврологу, логопеду, психологу), чтобы исключить задержку психоречевого развития. Не стоит откладывать это на потом.
Статья:
В настоящее время наблюдается стремительный рост числа неговорящих детей и детей с теми или иными речевыми нарушениями. Распространенность речевых нарушений, многообразие их причин, необходимость организации адекватной помощи детям делают этот вопрос особенно актуальным.
Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза в становлении всех органов и систем. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% – имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (минимальная мозговая дисфункция, перинатальная энцефалопатия, синдромы двигательных нарушений, гипервозбудимость и др.), у которых в дальнейшем наблюдается отставание в психофизическом и речевом развитии. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на развитие речи и в возрасте 4-5 лет у него наблюдаются различные речевые нарушения: ОНР, ФФН, стертые дизартрии –минимальные дизартрические расстройства и другие. [1] Симптомы этих нарушений были с рождения, однако отсутствие правильного научно обоснованного подхода к оценке психического развития ребенка на доречевом уровне приводит к поздней диагностике патологий у детей раннего возраста и несвоевременности оказания не только медицинской, но и психолого-педагогической и логопедической помощи.
По мнению педагогов-психологов период раннего детства имеет некоторые психофизиологические особенности, отличающие его от последующих возрастных периодов: наиболее быстрый темп развития; неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков; большая физическая и психическая ранимость детей, лабильность их состояния; взаимозависимость и единство физического и психического развития; высокая пластичность и легкая обучаемость; высокий потенциал развития; скачкообразность и неравномерность процесса развития; зависимость реакций детей от характера их эмоционального состояния; потребность в получении сенсорных раздражений и активного движения; потребность в общении со взрослыми (родителями, педагогами), а также со сверстниками. [2]
Существуют возрастные нормы развития речи. Они неоднократно и подробно описаны в соответствующей литературе. Именно нормы речевого развития являются основополагающими в диагностике. Но поскольку каждый ребенок имеет индивидуальные особенности речевого развития, желательно получить консультацию невролога, сурдолога, логопеда, который работает с детьми раннего возраста, детского психолога.
Дети отличаются друг от друга по срокам развития как фонематического восприятия, так и формирования моторики речевого аппарата. Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития. Специфичность речевой диагностики заключается в том, что расстройства речи чаще всего не носят характера самостоятельного заболевания, а являются лишь одним из симптомов основного заболевания.
Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в речевом развитии с первых лет или даже месяцев жизни ребенка, позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии. В связи с этим создаются и внедряются в практику новые диагностические технологии раннего выявления и коррекции отклонений в речевом развитии детей. Необходимо сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных, причем качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей.
Начало диагностики возможных нарушений предречевого этапа развития необходимо начинать на этапе родильного дома и отделений патологии новорожденных, т.е. в неонатальном периоде. Задержка в речевом развитии определяется с первых недель и месяцев жизни. У новорожденных в этом возрасте может отмечаться целый ряд разного рода патологических изменений: в двигательной сфере (нарушения зрительно-моторной координации, общего мышечного тонуса и манипулятивной деятельности); в строении и функционировании артикуляционного аппарата (неправильная форма твёрдого нёба, недоразвитие нижней челюсти, массивный язык, укороченная подъязычная связка, нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры и мышц языка, губ); голоса (голос монотонный, истощаемый, лишённый интонационной выразительности);дыхания (неглубокое, аритмичное); в эмоциональная сфере (затруднение в установлении эмоционального контакта, позднее появление положительных эмоций, отсутствие интереса к окружающему и потребностей в общении с взрослыми людьми). [3]
Основное звенодиагностической деятельности – определение речевого статуса обследуемого ребёнка, определение наличия речевой патологии, её структуры и степени выраженности. Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка.
При обследовании необходимо обратить особое внимание на закономерности развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, используя данные анамнеза. В ходе проведения индивидуального обследования важно выяснить особенности поведения и те основные отклонения или нарушения речи, которые позволят обосновать логопедическое заключение. [4, с. 3]
В настоящее время существует много вариантов логопедического обследования детей раннего возраста (начиная с рождения) с различными нарушениями речевого развития, в том числе безречевых детей. Каждый специалист обычно вырабатывает свою методику на основании классических. В зависимости от цели и направленности обследования, а также квалификации педагога, в диагностику включается разное количество показателей речевого и общего развития ребенка. Ждать, пока ребенок сам заговорит, перестанет лениться, заговорит в результате посещения садика и т. д. не имеет смысла, потому что можно пропустить благоприятный период для развития речи. Часто за консультацией обращаются родители с «молчащими» детьми, которым уже четыре, пять и более лет. В таких случаях коррекционная работа длительная, трудная и, к сожалению, не всегда приводит к желаемому результату. Ранний возраст дает большие возможности коррекции речевых нарушений за счет пластичности детской психики, чувствительности к различного рода психолого-педагогическим воздействиям.
Важно выявить не только задержку формирования речевых функций, но и дифференциацию – является ли эта задержка доброкачественной (темповой) или патологической, требующей неотложной логопедической и медикаментозной коррекции. Существуют различные варианты классификаций данной патологии, получившие широкое распространение, но ни один из них не отвечает требованиям экспертной практики по нескольким причинам: либо не учитывается такой важный параметр, как степень тяжести нарушений, либо не соблюдается принцип нозологической однородности классифицируемых групп. [5]
В процессе проведения обследования детей с патологией речи необходимо уметь дифференцировать алалии и другие нарушения речевого развития (недоразвитие речи при олигофрении; нарушения речи при раннем детском аутизме, глухоте или тугоухости; афазии; дизартрии; временные темповые задержки речевого развития функционального характера) для того, чтобы правильно оценить значимость (стойкость и выраженность) нарушений языковых и речевых функций и определить комплекс необходимых реабилитационных мероприятий.
Благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую локализацию, учеными определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Интегративная работа всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, но в обеспечении отдельных ее видов приоритетны разные отделы мозга. [6] При недостаточном активирующем влиянии лобных долей формируются задержки психоречевого развития: при незначительных нарушениях – темповые (которые в последующем, как правило, преодолеваются), при выраженных – вплоть до интеллектуального дефекта. Темповая задержка речевого развития (ЗРР) по своим проявлениям бывает сходной с замедленным психическим развитием. У детей только с темповой ЗРР, как правило, в отличие от детей с замедленным психическим развитием, все неречевые функции развиты в соответствии с возрастными нормами и недостаточность непосредственно проявляется только в экспрессивной речи. Понимание при темповой задержке речевого развития, как правило, сохранно.
Главным моментом является понимание того, что похожие состояния речи у разных детей-ровесников вызвано разными причинами. В итоге один из детей заговорит сам, потому что у него была темповая задержка речевого развития; другому помогут занятия со специальным психологом и учителем-логопедом; третий не заговорит никогда, потому что его вовремя не покажут специалисту и не проведут необходимое лечение; четвертый перестал говорить в результате острого стрессового расстройства. Один ребенок не говорит, потому что имеет сильное органическое поражение головного мозга и нуждается в специально организованных комплексных занятиях для стимуляции речевого развития, у другого не было необходимости говорить, вследствие педагогической запущенности ребенка, тогда необходима работа с родителями прежде всего.
Таким образом, причинами речевых нарушений могут быть общее отставание в психическом развитии ребенка, патология течения беременности и родов, последствия перинатальной энцефалопатии, дисфункции сенсорной интеграции, наличие повреждений артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение неправильные условия воспитания), различные соматические и психоневрологические заболевания ребенка, различного рода психологические травмы, перестимуляция зрительной информацией из-за обилия телепередач, мультфильмов и развивающих программ для детей [7] Трудности в освоении речи встречаются у детей с отставанием в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, получающих неполноценное питание. Также задержка развития речи может быть связана с наличием у ребенка аутизма .
Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста группы риска следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства: раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс. Речевое развитие детей раннего возраста очень пластично, поэтому необходимо правильно разработать и подобрать программу коррекционно-развивающего обучения для повышения уровня общего речевого развития детей и предотвращения возможных нарушений речевого развития в дальнейшем.
Литература
Чиркина Г. В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. — 2012. — № 1. — С. 3–9.
Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста / М. Г. Борисенко, О. Е. Камышникова, Т. Ф. Кирьянова, Н. Н. Рачковская. – СПб.: Паритет, 2008. – 64 с.
Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста: Метод. рекомендации / сост.Л. В. Венедиктова и др. СПб.: Детство – Пресс, 2010
Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
Владимирова И.А., Колядо В.Б., Лобанов Ю.Ф., Гончаренко А.Г., Самарин Б.А., Акимов Е.И. и др. Медико-социальная экспертиза при патологии речи у детей. Методическое пособие. Барнаул – 2007
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М. – 2005.
Ефимов О. И., Ефимова В.Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. — «Издательство «Диля», 2013. — 224 с.
Как проявляется задержка речевого развития?
Задержка речевого развития (ЗРР) – это патология, для которой характерно нарушение сроков появления речи, уменьшенный словарный запас, дефекты звукопроизношения и грамматического строя речи. Симптомами задержки речевого или психического развития ребенка могут являться следующие признаки:
- Проблемы с пережевыванием и проглатыванием пищи;
- Постоянно открытый рот, обильное слюновыделение;
- Отказ от общения;
- Отсутствие контакта глаз;
- Невнятность речи, «каша во рту»;
- Трудности в понимании речи (не реагирует на просьбы);
- Неадекватность поведения.
Специалисты различают три степени ЗРР:
- Легкая степень ЗРР – отсутствие патологий нервной системы. Возможны нарушения эмоционально-волевой сферы.
- Средняя степень ЗРР – отставание в развитии речи сочетается с поражениями нервной системы. У таких детей могут наблюдаться тремор, параличи органов артикуляции, тики, а также различные нарушения работы психических процессов.
- Тяжелая степень ЗРР – характерна для малышей с поражениями речевых зон мозга. В данном случае наблюдаются серьезные трудности с овладением речью в комплексе с нарушениями памяти, внимания, мышления, произвольной регуляции (самоконтроля).
Своевременное обращение к специалистам позволяет как можно раньше выявить причину замедленного речевого развития ребенка и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.
В зависимости от степени ЗРР определяется индивидуальный маршрут коррекционной работы. Малышам с тяжелыми нарушениями развития речи требуется длительное сопровождение различных специалистов.
Международный журнал
У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются недостатки речевого развития. Специфических особенностей, которые определяют каждый тип нарушенного развития, значительно меньше, чем тех, которые служат критериями дифференциальной диагностики [1].
В первую очередь это связано и с закономерностями развития детей с нарушением интеллекта, и с тем, что специальной психологии на современном этапе недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление научных разработок в данной области позволило бы существенно расширить возможности диагностики речевого развития у детей с умственной отсталостью [2].
Анализ особенностей речевого и психического развития детей с нарушением интеллекта показывает, что правильная оценка психического развития и отграничение умственно отсталых детей, особенно с атипичными формами (сочетание нарушения интеллекта с различными формами алалии) от детей с задержкой речевого развития представляет собой сложную диагностическую задачу, особенно в дошкольном возрасте.
Наибольшая сложность в постановке речевого диагноза наблюдается у детей с анамнезом церебральный паралич: так установленный диагноз «алалия» нередко опровергается и диагностируется другой тип речевого нарушения, в частности спастико-ригидная форма дизартрии, сочетающей как пирамидную, так и экстрапирамидную симптоматику.
В связи с этим особенно остро стоит вопрос о роли эффективности методов диагностики речевого развития детей с нарушением интеллекта. Диагностическое исследование ребенка с явлениями речевых нарушений, а также с другими видами отклонений в психофизическом состоянии должно начинаться с установления точного диагноза, полученного из результатов дифференциальной психолого—педагогической диагностики.
Для диагностики речевого развития важное значение имеют психолого-педагогические характеристики, индивидуально-психологические особенности ребенка, которые выявляются воспитателями, родителями, логопедами, психологами и другими педагогами.
Установление речевого диагноза подчиняется общим правилам, но при этом имеет свою специфику.
Так, например, трудность в различении фонематической дислалии и моторной алалии возникает на поздних этапах развития алалии. Это происходит в то время, когда в речи детей особенно ярко проявляются только фонематические нарушения, а нарушения других подсистем языка при этом либо полностью отсутствуют, либо ослаблены [3].
Решающим значением для дифференциального диагноза в таких случаях является анамнез и сравнительный анализ изучения параметров неречевой системы ребёнка.
В анамнезе уточняются особенности раннего развития ребенка, начиная с внутриутробного периода, характера родов и раннего постнатального развития. Особое внимание при этом следует обратить на протекание беременности у матери, наличия травм, полученных во время родов, асфиксии. Также важен характер заболеваний, которые перенес ребёнок в раннем детстве. Важно уточнить у родителей, каким образом протекали любые детские заболевания, не сопровождались ли они бессознательными состояниями, припадками или судорогами. Так, например, протекание обычных детских заболеваний (корь коклюш, воспаление легких, грипп и др.) может осложниться поражением нервной системы (менингоэнцефалиты). В специфику речевого анамнеза входит уточнение этапов раннего развития речи (характер гуления и лепета ребёнка, его интонации, состояния слуха, сроки появления первых слов и т.п.) [4]. Таким образом, иногда уже на этапе сбора анамнеза могут быть получены некоторые сведения, которые позволяют предполагать перенесение в раннем детстве мозгового заболевания.
Следующим этапом в диагностике речевого нарушения является неврологическое, логопедическое и психолого-педагогическое исследования.
Диагностика речевого развития обычно осуществляется логопедом при помощи различных нестандартизированных методик, тестовых заданий, к которым не предъявляются требования оценки по валидности, надежности и репрезентативности.
Примерный перечень стимульного материала [5], который используется в логопедическом исследовании речевого развития ребёнка, приводится ниже:
Для исследования фонетической стороны речи используются предметные картинки, которые содержат звук в разном положении в слове (например, начале, конце, середине) и речевой материал (словосочетания, предложения и тексты, которые содержат различные звуки).
Для исследования лексики и грамматического строя речи применяются предметные картинки с изображением действий и разного количества предметов.
Материалом для исследования связной речи выступают сюжетные картинки или серии сюжетных картинок для разных возрастных групп.
Психолог в исследовании, напротив, использует только такие методики, которые соответствуют всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, и прошли адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами.
На разных этапах педагогического исследования используют различные методы изучения деятельности и особенностей речевого развития ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей.
Выбор методов диагностики речевого развития зависит от коммуникативности ребенка, трудности адаптации в новых условиях, тревожности, сензитивности и других индивидуальных особенностей, а также от целей и задач каждого этапа обследования.
Специфичность речевой диагностики заключается в том, что нарушения речи чаще не носят характер самостоятельного заболевания, а являются лишь одним из симптомов основного заболевания.
Для психологов и логопедов представляет определенную сложность диагностика детей преддошкольного возраста, которые относятся по своим медицинским показателям к группе риска. Темповая задержка речевого развития по своим проявлениям аналогична задержке психического развития.
Диагностика нарушений речи у детей в возрасте двух-трех лет также осложняется рядом трудностей, которые обусловлены возрастом и отсутствием стандартизированных методик.
Основными методами диагностики нарушения речевого развития в обследовании детей являются изучение анамнеза и определение интеллектуального развития [6].
Так, например, многочисленные исследования, которые касаются моторных алалий, наглядно свидетельствуют о том, что у детей с моторной алалией имеется задержка психического развития. Разными учёными природа этой задержки трактуется по-разному.
У детей с олигофренией, также как и у детей с моторной алалией во многом схожи речевые проявления нарушений. Принципиальное отличие алалий от нарушения развития речи, обусловленного нарушением интеллекта, состоит в том, что алалия является результатом неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности неязыковых психических процессов, тогда как при олигофрении – это результат нарушения познавательной деятельности.
При оценке мышления алалики значительно отличаются от умственно отсталых детей. Логические задачи на классификацию и сходство дети с моторной алалией решают значительно лучше, чем олигофрены.
В экспрессивной речи дети с алалией доступными им языковыми средствами пытаются передавать причинно-следственные связи. Дети с нарушением интеллекта не выражают в речи причинно-следственные связи, либо выражают на элементарном уровне.
У детей с алалией наблюдается довольно обширный номинативный словарь, который они не могут актуализировать в своей речи. У детей же нарушением интеллекта запас этих знаний предельно ограничен.
С учётом вышесказанного для дифференциальной психолого—педагогической диагностики речевого развития детей с нарушением интеллекта необходимо, во-первых, выявить уровень фактического интеллектуального развития ребенка, во-вторых, определить структуры выявленного отклонения [7].
На практике диагностика речевого развития весьма проблематична, особенно в дошкольном возрасте, и нередко строится исключительно на профессиональной интуиции.
Причины и диагностика задержки речевого развития
Если Вы подозреваете у крохи задержку развития речи, необходимо обязательно обратиться за специализированной помощью. Наиболее точно определить причины ЗРР помогут следующие специалисты:
- Педиатр (оценка общего развития ребенка);
- Невролог (исследование состояния головного мозга, крупной и мелкой моторики);
- Отоларинголог (проверка слуха);
- Психолог (оценка уровня психического развития);
- Логопед (обследование органов артикуляции, диагностика уровня понимания речи, изучение словарного запаса, звукопроизношения, грамматического строя речи, фразовой речи).
- В ряде случаев может потребоваться дополнительное обследование у дефектолога, сурдолога, ортодонта, психиатра.
Причины задержки речевого развития могут быть следующими:
- Биологические причины: родовые травмы, недоношенность, минимальная мозговая дисфункция, воспалительные заболевания (энцефалит, менингит), повышенное внутричерепное давление, заболевания органов слуха, наследственность.
- Психологические причины: недостаток общения, гиперопека, необогащенная окружающая среда и так далее.
Коррекция ЗРР у малышей
Способы коррекции и лечения задержки речевого развития зависят от причины, по которой произошло нарушение, и устанавливаются специалистами после диагностических обследований. В некоторых случаях врачами назначается медикаментозное лечение, массажи. Мы же в общих чертах расскажем Вам о том, как помочь ребенку научиться говорить в домашних условиях. Эти занятия станут хорошим дополнением к работе со специалистами.
- Речевое общение с близкими людьми. Общение ведет за собой развитие. Совместные игры со взрослыми, эмоциональная близость – это то, без чего невозможно гармоничное развитие крохи. Старайтесь чаще задавать малышу вопросы, подталкивать к диалогу и совместному исследованию мира.
- Изучение окружающего мира. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у ребенка целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты.
- Развитие слухового восприятия. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку. Примером упражнения из данной категории является игра «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
В развитии речи важна регулярность и последовательность. Занимаясь с малышом дома, начинайте с отработки простых навыков и, только когда они будут доступны крохе, затем переходите к более сложным упражнениям.
- Дыхательные упражнения. Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов. Подробнее о дыхательных упражнениях Вы можете почитать в одной из наших предыдущих статей.
- Артикуляционная гимнастика. Речевая, или артикуляционная гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться произносить звуки правильно.
- Пальчиковые игры – это уникальный способ развития крохи. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.
- Развитие мелкой моторики: игры с водой и сыпучими материалами, лепка, аппликация, рисование, шнуровки и многое другое. Подбирайте игры, которые нравятся именно Вашему ребенку, ведь удовольствие от процесса также играет немаловажную роль в развитии крохи.
Проблема профилактики и ранней диагностики речевых нарушений
Татьяна Борисова
Проблема профилактики и ранней диагностики речевых нарушений
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Для оказания эффективной логопедической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения. Своевременное и правильное выявление речевых недостатков детей поможет логопеду определить, в какой помощи они нуждаются и как ее эффективнее оказать. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет намного быстрее компенсировать нарушения в речевом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения. При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии часть детей, несмотря на сложность дефекта, к 3-5 годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.
Проблема. В последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на нарушения звукопроизношения, бедность экспрессивной речи, и в некоторых случаях на задержку речевого развития детей в возрасте от 2-х до 3х лет. Из этой категории впоследствии выделяются дети, речевое развитие которых позволяет их отнести к «группе риска по общему недоразвитию речи»
. Основными признаками данных
речевых отклонений являются выраженная дефицитарность словаря ребенка и позднее появление фразы, предпосылки к дефектному звукопроизношению Ранний возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей. По данным статистики до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми; перинатальные нарушения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы, непосредственно способствуя возникновению общего недоразвития речи у детей.
Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности ее получения, несмотря на то, что патологию речевогоразвития можно выявить в первые годы жизни ребенка:
• современные коррекционные программы ориентированны прежде всего на работу с детьми с 4,5-5 лет с общим недоразвитием речи;
• коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение, выявление и своевременное логопедическое воздействие в возрасте 2-3-х лет;
• отсутствие программы для детей раннего возраста не дает возможности реализовать потенциал «сензитивного периода»
в развитии речи детей и избежать появления общего недоразвития речи в дальнейшем;
• не разработаны программы помощи семьям детей раннего возраста «группы риска»
;
• существует проблема профессиональной подготовки логопедов для работы с контингентом детей раннего возраста.
• существование дефицита мест в специальных группах (для детей 2-х-3-х лет, как следствие — упущенное время для предупреждения задержки речи и неуменьшающееся число воспитанников — логопатов в детском саду с отклонениями в речевом развитии.
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.
С каждым годом все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. В работах Л. С. Выготского, Н. Г. Морозовой, Р. Е. Левиной, М. С. Певзнер, Н. С. Жуковой, Ю. Ф. Гаркуши указывается необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннеговозраста освящены такими авторами: Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печорой, Э. Л. Фрухт, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, В. П. Балобановой, Е. В. Кирилловой, О. Е. Громовой, Н. Н. Матвеевой, Е. А. Стребелевой, и др. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка. Именно использование сензитивного периода развития является успехом в коррекции нарушений речи. Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста. Возраст от 2-х до 3-х лет,в жизни детей имеет особое значение: обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности.
В этом возрастном промежутке наблюдаются два (первый – 1-2 года жизни и второй – 3 года)
из трех критических периодов в развитии
речевой функции. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этих периодах, могут отразиться на развитии речи ребенка. Поэтому уже в этом «благоприятном»
возрасте важно оказывать логопедическую помощь по устранению
речевых нарушений.
Если выявить вероятность возникновения речевого недоразвития и начать логопедическую работу в сензитивный период формирования высшей психической функции, это даст возможность использовать все преимущества сензитивности и, следовательно, предупредить или смягчить речевое нарушение, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Так же научные эксперименты показали, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития.
Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего вмешательства сыграло переосмысление на современном уровне положений выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского о социальности развития младенцев и их отношений со взрослыми, а также об использовании благоприятных ранних периодов для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Дети раннего возраста с речевыми нарушениями имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи.
Таким образом, чем раньше начата работа,тем скорее удается обучить ребенка речи: это объясняется, прежде всего, тем, что чем младше ребенок, тем меньше замечает он свой дефект, и тем меньше стесняется своей речи. Кроме того, кругозор маленького ребенка уже, мысли его проще, речь, в которой он нуждается, должна быть элементарнее по построению и беднее по словарю, нежели речь старшего дошкольника. Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий срок. Без специальной коррекционной работы обучение детей с тяжелыми нарушениями речи в массовой школе становится невозможным. Кроме того, даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи оставляет тяжелый след на развитие ребенка, тормозит формирование интеллекта, искривляет характер.
В структуре отечественной системы здравоохранения, воспитания и обучения существуют специализированные учреждения для детей с речевой патологией, но не все дети раннего возраста охвачены своевременной не только профилактической, но даже и коррекционно-развивающей работой. Большинство из них посещают общеобразовательные дошкольные учреждения, где отсутствует ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям. Традиционные технологии не учитывают особенностей детей с задержками речевого развития, что снижает эффективность развивающих мероприятий. В связи с этим возникает необходимость искать новые формы логопедической работы с детьми раннего возраста.
Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. Наибольшие трудности у детей раннего возраста наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Прежде всего — это активная речь и сенсомоторное развитие,поскольку с 2-х до 3-х лет именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных биологических факторов:
• ухудшение экологической обстановки;
• дефицит йода и фтора;
• патологии беременности;
• родовые травмы;
• ослабленное здоровье детей;
• недоразвитие органов артикуляционного аппарата.
В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций,выявляются:
• неблагоприятное речевое воспитание ребенка;
• снижение речевой культуры общества в целом.
Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.
Характер нарушений произносительной стороны речи детей, поступающих в ДОУ свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах развития: часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д], смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам, что свидетельствует о недоразвитии и фонематического слуха.
Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности.
Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое»
обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс.
Выводы
Развитие речи – это сложный процесс, у каждого ребенка он протекает по-разному. Если малыш здоров, речевое развитие происходит само собой, когда вы общаетесь с ним и рассказываете о мире вокруг. Ваш ребенок наблюдает за вами и старается скопировать вашу речь, поэтому важно следить за правильностью собственной речи. Необходимо создать для ребенка благоприятную среду, в которой он сможет реализовывать потребности, характерные для своего возраста. Можно предложить ребенку игры на развитие мелкой моторики, а также познакомить с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Если вы чувствуете, что малыш испытывает трудности и развитие его речи сильно отстает от условных границ нормы, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистами, чтобы исключить проблемы со здоровьем и задержку речевого развития.