Дифференциация звуков в речи детей на логопедических занятиях

Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков

  • Предварительно потренируйтесь произносить тот дефектный звук, который раньше был у ребенка. Вы произносите слова так, как ребенок произносил их раньше (то есть, дефектно выговаривая поставленный звук), затем — правильно (иногда — наоборот). Ребенок «угадывает», когда вы произнесли слово правильно.
  • Ребенок должен произносить слова сначала правильно, затем — так, как произносил раньше (иногда — наоборот). Вы «угадываете», когда он произнес правильно, а когда — нет. Время от времени вы будете «допускать ошибки» (путать правильно и неправильно произнесенные слова), а ребенок должен эти ваши ошибки обнаруживать и исправлять.
  • Вы произносите слово так, как прежде произносил его ребенок. Он должен «исправить» ваше произношение — произнести слово правильно.
  • Вы произносите какое-нибудь слово правильно, а ребенок должен повторить его за вами так, как он произносил его раньше (дефектно), а затем «исправить» свое произношение.
  • Ребенок должен произнести слово сначала правильно, потом так, как он произносил его раньше (дефектно), затем — опять правильно.

Разграничение произношения звуков при замене звуков

Работа по разграничению звуков будет описываться на примере звуков [с] и [ш]. Предполагаемая ситуация: вместо звука [ш] ребенок произносил звук [с]. Предварительно познакомьте ребенка с соответствующими буквами. Можно использовать и другие символы: например, звук [с] (старое произношение) может обозначаться черным кружком, а звук [ш] (новое произношение) — красным.

Дифференциация звуков в изолированном положении. Когда вы показываете ребенку буквы [с] или [ш] (или заменяющие их символы) — он должен произносить соответствующие звуки.

Дифференциация звуков в слогах. Вы очень медленно произносите слоги, среди которых встречаются слоги со звуками [с] и [ш], [ра], [ши], [ло], [су], [рэ], [ша] и т. п. Богда ребенок слышит один из дифференцируемых звуков, он должен показывать вам картинку с соответствующей буквой и называть тот звук, который услышал.

Дифференциация звуков в словах.

  • Вы медленно произносите слова, где звуки [с] или [ш] стоят в начале слова (сад, сын, шуба, сон, шаг и т. п.), ребенок должен назвать тот звук, с которого начинается слово. Следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с одним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный материал, а начнет просто поднимать руку через слово.
  • Вы произносите простые слова, где звуки [с] или [ш] находятся в середине слова: каша, коса, усы, душа, уши, лиса и т. п. Задание для ребенка — такое же, как и в предыдущем случае.
  • Вы произносите простые слова, где звуки [с] и [ш] стоят в конце слова: лес, ковш, лис, мышь, душ, мыс и т. п. Задание такое же, как в предыдущих случаях. Обязательно следите за тем, чтобы среди слов не попадалось таких, в которых одновременно присутствуют оба дифференцируемых звука.
  • Ребенок должен придумывать слова, которые начинаются на звук [с] или [ш].
  • Вы называете пары слов, отличающихся друг от друга только одним звуком ([с] или [ш]), например: миска — мишка, коска — кошка, каска — кашка, мыс — мышь, и т. п. Назвав пару таких слов (например, коска — кошка), вы задаете ребенку вопросы, например: «Что может быть заплетено у девочки на голове?», «Кто говорит мяу?». Ребенок должен ответить на ваш вопрос, употребив правильное слово.
  • Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть сразу оба дифференцируемых звука: шоссе, суша, самшит, шест и т. п.
  • Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть оба дифференцируемых звука (как в предыдущем упражнении) и слова, в которых один и тот же звук встречается дважды (например: шашлык, соска, шашки и т. п.). В последнем случае ребенок часто заменяет повторяющийся звук на другой (например: шашлык — сашлык или шаслык, соска — сошка или шоска и т. п.).

Дифференциация звуков в предложениях. Ребенок должен повторять за вами предложения, в которых в большом количестве, в том числе и в одном слове, встречаются дифференцируемые звуки: Саша шагает по шоссе. Кошка съела мышку. В саду растет самшит.

Дифференциация звуков по картинкам

  • Ребёнок должен разложить картинки, в названиях которых есть звуки звуки [c] [ш] на две кучки: в одну — со звуком [с], в другую — со звуком [ш].
  • Ребенок должен выбрать из кучки картинок те, в названии которых есть звук [с] (среди картинок должны быть и картинки, в названиях которых есть звук [ш]). Затем из этой же кучки нужно выбрать те картинки, в названии которых есть звук [ш].

Примерные слова для дифференциации звуков

Слова для дифференциации звуков [с — ш]: Саша, шоссе, суша, сушка, шесть, шест, шерсть, шустрость, дюшес, фашист, шествие, костяшка, шелест, самшит, штангист, пустошь, ушастик, шанс, пастушка, машинист, шершень, шашлык, шашка, шишка, соска, сосиска, суслик, самса, свинопас, космос. Слова для дифференциации звуков [з — ж]: жезл, зажигалка, желтизна, жизнь, зажим, зажигание, железо, заживление, визажист, жижа, жужелица, ажиотаж, заноза, зазор, зазноба, зазнайка, зразы. Слова для дифференциации звуков [ц — с]: цистерна, цитрус, царство, лестница, пустынница, гостиница, станция, специалист, солнце, станица, абсцесс, устрица, процесс, самец, цаца, муха цеце, концепция, Цицерон, царица, стансы, Стае, соска, иконостас. Слова для дифференциации звуков [л — р]: рулон, орлы, горло, лорнет, Лара, оверлок, Карл, Клара, сверло, каравелла, коралл, берлога, мармелад, карнавал, Фрол, флора, формула, ларчик, шарлатан, капрал, аврал, рапира, рессора, рокировка, Аврора, курорт, колокол, балалайка, металлолом, головоломка. Слова для дифференциации звуков [л — и]: лайка, лай, яблоко, Ялта, балалайка, оладьи, одеяло, юла, ёлка, слайд, слойка, далай-лама, Ямайка, яйцо, колокол, головоломка. Слова для дифференциации звуков [л’ — и]: линейка, лейка, ель, лилия, улей, клей, шлейф, аллея, ясли, ваятель, Юля, кальян, Лия, ялик, литий, альянс, флейта, колея, Ямайка, яйцо, Лиля, ляля. Слова для дифференциации звуков [р — и]: рай, рой, Рая, яркость, ярмарка, ярмо, район, край, покрой, тройка, Ермак, мойра, сайра, юрта, фейерверк, Бейрут. Слова для дифференциации звуков [р’ — й]: прерия, рейка, корейка, Юрий, гурия, ария, Мария, боярин, мэрия, Австрия, фурия, ремейк, Фридрих, рефрен, референт, передряга, секретарь, перекресток. Слова для дифференциации звуков [р’ — л’]: солярий, малярия, кавалерист, апрель, клирик, перелесок, пилигрим, гриль, прелесть, лирика, прель, прилив, лекарь, переплет, перепелка. Слова для дифференциации звуков [т’ — ч]: учитель, птичка, течь, печать, мечеть, картечь, аптечка, чтение, четверть, птенчик, почтение, тенечек, тетя, тетива, тетерев, точечка, чучело, почемучка, черчение, чечетка.

Давайте вместе научим детей говорить чётко и правильно, легко и красиво!

Содержится в разделах:

  • Буквы. Знакомимся с буквами и звуками 2733
  • Логопедические занятия 9440
  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги 9026

Включает в себя разделы:

  • Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры 385
  • Звуки [Л] — [Р]. Дифференциация звуков 158
  • Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков 708
  • Звуки [С] — [Ш]. Дифференциация звуков 443

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа

Показаны публикации 1-10 из 4048. Все разделы | Дифференциация и автоматизация звуков

Новое

Фото

Лучшее

Конспект коррекционно-логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [с]-[ш]» КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ С-Ш»

Выполнила учитель-логопед Фаррахова Инна Валерьевна ЦЕЛЬ:
дифференциация звуков с-ш в слогах, словах, фразах. ЗАДАЧИ: коррекционно-обучающие: совершенствоватьумение дифференцировать звуки с-ш в…
Конспект коррекционно-логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [з]-[ж]» КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ З-Ж»

Выполнила учитель — логопед Фаррахова Инна Валерьевна Цель занятия:
дифференциация звуков [з] – [ж] в слогах, словах, фразах. Задачи: • коррекционно-обучающие: совершенствовать умение…

Правила дифференциации звуков

  • Если у ребенка не было замены звуков (например, он произносил звук [ш] как неясный шипящий звук или звук [р] — одноударно), очень желательно разграничить его старое произношение от нового. Это позволит ребенку быстрее «отделался» от прежнего дефектного произношения.
  • Если ребенок никак не выговаривал каких-то звуков (пропускал их в речи), необходимость дифференциации этих звуков отпадает сама собой (разграничивать оказывается нечего).
  • Если ребенок заменял звук на какой-нибудь другой звук (например, [ш] произносил как [с], или [р] — как [л]), эти звуки обязательно нужно разграничить, чтобы предотвратить возникновение у ребенка нарушений чтения и письма.
  • Начинать дифференцировать звуки можно после того, как ребенок свободно произносит их в слогах вслед за вами по подражанию.

Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении.

В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.

Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки

1. «Где звук?» (пример сравнения звуков С—Ш разными способами).

Ребёнок может:

а) показать картинки, игрушки или предметы: сумка, шапка;

б) ответить словами: сад, шуба;

в) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз;

г) имитировать движения молча или в сопровождении звуков (насос, паровоз);

д) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета:

свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш;

е) использовать жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх).

2. «Запомни и повтори».

Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрываются экраном или переворачиваются.

3. «Найди, что надо». На столе десять и более картинок. Ребёнок выбирает из них только те, в названии которых есть один из родственных звуков.

4. «Раздели на два».

Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции.

5. «Раздели на два и на три».

Ребёнок должен разложить все картинки на две стопки, затем каждую из них — ещё на три части в соответствии с позицией изучаемого звука в слове.

6. «Телеграф». Дети запоминают четыре слова с оппозиционными звуками, четверо ребят по очереди называют их по одному, пятый опять начинает с первого слова. Например: душ— тук— дуб— тушь— душ…

7. «Что такое, повтори!»

Повторить слова, различающиеся одним звуком, и объяснить, чем они различаются (по звуковому составу и по смыслу: бочки — почки; в первом слове мы слышим звук Б, а во втором — П; бочки — это посуда, в них можно солить капусту, а почки распускаются весной на деревьях).

8. «Начни с конца». Ребёнок должен повторить сначала второе, а затем первое слово: почки — бочки.

9. «Замени звук». Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3).

10. «Что раньше?» Обучающий произносит два или одно слово с парными звуками. Ребёнку предлагается определить, какой из них слышится раньше. Например: Р—Л, красный лак— Р, километр — Л.

11. «Что потом?» Какой из парных звуков слышится позже? Том — дом — Д.

12. «Назови по порядку». Например: сладкий сахар — Л, Р; рыболов— Р, Л.

13. «Начни с конца».

Ребёнок называет второй, а затем первый из нужных звуков. Например: цок — сок — С, Ц.

14. «Закончи слово» (демонстрируются картинки). Ш—Ж: у-ши, лу-жа, лы-жи, ме-шок.

15. «Слушай соседа».

Детям раздают по две картинки с парными звуками. Обучающий, начиная игру, произносит слово с одним из них и показывает на ребёнка, который должен назвать слово с другим звуком, следующий вызванный ребёнок опять меняет звук. Названные рисунки переворачиваются обратной стороной. Получается цепочка слов с оппозиционными звуками, например К—Г: лук, нога, кот, гусь, рак, вагон и т. д.

16. «Закончи предложение». Игра проводится с картинками и без них: Для ногтей нужен… лак. В реке живёт… рак.

17. «Кто больше?» Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой…

18. «Вспомни слово».

Слова с заданными звуками дети придумывают уже без картинок.

Таким образом, воспитание фонематического слуха и дифференцированного произношения всех звуков направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать акустически и артикуляционно близкие звуки в самостоятельной речи — без этих знаний невозможна подготовка детей к овладению грамотой.

Ход игры: разместить пассажиров по вагонам.

«Магазин»

Материал: большая карта, разделенная на 3 полоски (полки в магазине)

. Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды, деньги – символы
звуков.
Ход игры: каждому ребенку дают по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой. На свои деньги можно купить те предметы, в названии которых есть этот звук. Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги.

Второй вариант. Деньги-буквы лежат на столе изображениями вниз, каждый играющий берет себе одну и покупает соответствующий товар.

«Построй домик»

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках)

– на
дифференцируемые звуки, на большом треугольнике (крыше)
– карман для букв
(символов звуков)
.

Ход игры: построить домик для героев, например, для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [Л], и для робота Ромы – со звуком [Р].

«Собери цветочек»

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и буквы (символы звуков)

на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочки, выбирая лепестки с картинками на заданные звуки.

«Украсим комнату флажками»

Материал: две натянутые веревочки, предметные картинки (с дифференцируемыми звуками, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданные звуки – на одну веревочку со звуком [С], на другую – со звуком [З].

«Украсим елочку»

Материал: силуэты двух ёлочек (с кармашками для символов звуков, на которых с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – «ёлочные шары»

, на которые приклеены предметные картинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку украсить елочки шарами, на которых нарисованы картинки с дифференцируемыми звуками, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке.

«Солнышко»

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи)

и символы
дифференцируемых звуков на желтых кругах (2 солнца)
.

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук.

«Собери яблочки»

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями для символов звуков.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. Например, в корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком [З], а в корзину собачки – яблочки с картинками со звуком [С]. Подобно этой проводятся игры «Собери морковь»

,
«Собери груши»
и т. д.

«Сложи пирамидку»

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить две пирамидки из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком, например, одна пирамидка – со звуком [Ц], другая – [Ч]. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения.Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

«Напои куклу чаем»

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклами Женей и Зиной, рассказывая, что они очень капризные – любят пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с их любимыми звуками [Ж] и [З]. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

«Аквариум»

Материал: два нарисованных аквариума с кармашками (для символов звуков, разноцветные аквариумные рыбки из бумаги с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]