Развитие речи детей 2-3 лет
В речи ребёнка третьего года жизни должны появляться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т], ну и, конечно, все гласные. Хотя произношение многих звуков ещё очень далеко от идеала, это связанно с подвижность мышц языка и губ, которые ещё недостаточно развиты. Большинство трудных звуков ребёнок заменяет более лёгкими для произношения. Так, малыш шипящие звуки заменяет свистящими: «цяй» (чай), «зюк» (жук).
Словарный запас ребёнка быстро пополняется, к двум годам и достигает примерно 300 слов, а к трём годам — до 1000 слов. К третьему году жизни малыш с удовольствием слушает несложные сказки, рассказы, с лёгкостью выполняет простые словесные поручения. К 2,5 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь, фразы зачастую состоят из двух слов «мама дай», «мама пи». Но не стоит бить тревогу, если ваш ребёнок не начал говорить в два года, это все очень индивидуально и зачастую дети начинают фразовую речь к трём годам. Возраст два-три года считается самым критическим и показаться специалисту будет не лишним при отсутствии фразовой речи.
Могут ли звуки встать сами?
Про звуки раннего онтогенеза читаем пост «Речь (для информации)» -эти звуки, как правило,действительно, встают сами.
«Что мешает развитию речи»( про отложенный старт речи малышей) Небольшое отступление: в последние лет пять-семь наблюдаю более частое, чем раньше, отсутствие в речи у малышей от 3-х лет звуков Т/Д или К/Г, точнее, замену одной пары звуков на другою: «Гусь=Дусь, Дом=Гом, утка=уКка» или наоборот, «Кот=Тот,Тапки=Капки, уТКа= уТТа». При том,что мягкие производные данных звуков (ть/дь; кь/гь) произносим чистенько, например:«ДеТи, Киса». Вообще, замягчение всех согласных на раннем этапе — это норма.
Твёрдые Д/т Г/к специалистами ставятся относительно быстро и легко!
Возвращаемся к основной теме поста))
Речь пойдёт о речи , не отягощённость неврологией (например, при дизартрии без хорошего логопеда не обойтись)
Новые «нормы», по которым, например, звук Р и Рь можно подождать до 7 лет оставим нормативщикам, методистам и теоретикам. Я — практик и, не вступая с ними (и с их адептами)) в полемику, не настаиваю , а делюсь исключительно своим видением , исходя из собственного опыта)) Итак:
Могут ли звуки встать сами? Могут, и это — не редкость)) Но в ряде случаев ,и их много, надежды на время не оправдываются((
* Надежда #1 :
межзубное произношение само выйдет на норму. Ответ- нет, не выйдет. Привычка стойкая и требует коррекции, да и эстетику при говорении межзубное произношение меняет, а это немаловажно! Представьте, что всегда писали правой рукой , с чего ,вдруг, вы запишете левой?
* Надежда #2. Искаженные шипящие, (например, щёчное произнесение) поправятся сами. Ответ- нет, без коррекции не поправится. Смотри #1.
Если шипящие не искажены, а их совсем нет до 4,5, скорее всего, они заменяются Ш=с, Ж=з могут встать сами только в случае, если «наладите» язык.
* Надежда#3. Сонорные Лль. Можем ли ждать до 6 лет? Можем, если хотим и надеемся, но надо ли? Часто при анатомической норме звук Ль в речи появляется сам (Лев,уЛитка,соЛь)-Ура!)) При раскладе , когда Л-есть, а ль-нету, я бы сказала, подождите, возможно, встанет сам, но обратила бы внимание на тонус! языка.
В обратном случае, когда Ль-на месте, а звука Л — нет (Лодка= Йодка/УОдка/ Водка, взяЛ-взяЙ/взяУ/взяВ/взя..), если ребёнок готов к занятиям, как таковым, можно ставить и в 4г- тем самым снИмите возможные проблемы при узнавании букв, в противном случае, буква Л будет звучать так же , как В или У( зависит от варианта дефекта), а при написании слов в 5-6 лет ,вообще,будет пропадать из слов( воЛк= во.к) ,т.к. мы пишем так, как слышим слово внутри себя, а не так , как нам диктуют.
Надежда#4. самая распространённая- ждём, когда сам заРРычит. Бывает и довольно часто!)), если подъязычная уздечка не укорочена и язык « настроен» на подъем и удержание.
Но чаще дети в 4,5-6 лет, если им правильно не поставили Р/Рь, начинают сами искать вибрацию и находят ! ее … не там, где надо, а в горле (( И мы получаем увулярный (гортанный звук), от которого избавится сложнее и дольше, чем от отсутствия или замены звука (Ракета= Лакета/Якета) . Поэтому , если не уверены , что звук будет чистым , желая вызвать его, не просите просто поРРРычать, можно навредить.
Если есть твёрдый, чистый Р (Робот, коРаблик, мухомоР) , но нет мягкого (Речка=Ечка, двеРь= двеЙ) , то можно вытащить его, опираясь на имеющийся, но с Вашей или логопеда помощью.
Довольно частый вопрос: «Как часто нужны занятия с логопедом?» Ответ: Это во многом будет зависеть от речевого!! диагноза( наличия или отсутствия неврологических проблем), от числа дефектных звуков, от опыта специалиста.
Готов ли ребёнок к логопедическим занятиям, к приему информации и к новым навыкам, в каком возрасте начинать звуковую коррекцию, ставить или не ставить звуки, ждать или не ждать, быть или не быть)) — решать только Вам!
Вообще-то, надежда — хорошее чувство, особенно, если оно опирается на действие!
Действуйте и Будьте здоровы!
РS: « Умеет, но не говорит…»
«Выход из лепета»:
«Нарушение слоговой структуры слова»:
« ФФНР или что делать?»
Развитие речи детей 3-4 лет
Дети этого возраста постоянно задают взрослым вопросы, которые нежелательно оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «зачем?», «почему?» и «как?». Дети четвёртого года жизни правильно произносят свистящие звуки. В этом возрасте они ещё не всегда правильно могут произносить шипящие звуки, часто заменяют их свистящими: «каса» (каша). Сонорные звуки малыши могут заменять мягким звуком [л’] или [й]: «лека» (река), «йобот» (робот). Этому возрасту свойственны пропуски или перестановка звуков в речи, а также слогов, к примеру, сказочный герой колобок может в детской речи звучать как «коболок», собака — «кабака». Словарный запас к четырём годам увеличивается в два раза. Детям допустимы неверные употребления приставок, окончаний, суффиксов, согласований слов в предложении (например, «Я пристигаю ремень»).
Развитие речи детей 4-5 лет
У детей пяти лет связная речь становится более разнообразной и красочной.
В этом возрасте дети более чисто и чётко произносят шипящие звуки [ш], [ж], большинство детей начинают верно произносить звук [л] и более сложные [р], [р’]. Дети пятого года жизни способны узнавать звук в слове, также могут подобрать несколько слов с заданным звуком. Способны различать слова, отличающиеся одной фонемой: почка-бочка.
Словарный запас увеличивается к пяти годам до 3000 слов. В этом возрасте ребёнок способен связно рассказать о каких либо событиях, составить рассказ по серии сюжетных картинок. Пересказать короткий текст, хорошо ему знакомый.
Речевое развитие детей 5-6 лет
Этот возраст является важным моментом в подготовке детей к школе. Ребёнок должен уметь связно и в правильной последовательности излагать свои мысли. После пяти лет словарный запас стремительно растёт. Подсчитать количество употребляемых слов уже невозможно. Сформирован навык звукового анализа. При подготовке к школе дети должны уметь правильно определять позицию звука в слове: начало, середина, конец слова, точное место звука в слове, также называть все звуки по порядку в слове. У детей могут наблюдаться ошибки в употреблении форм множественного числа существительных, в именительном и родительном падежах: мяч — нет мячов, одно ухо — много ухов.
В норме дети этого возраста должны чётко произносить все звуки на уровне слов и предложений. К сожалению, это происходит не всегда. У большинства детей наблюдаются недостатки звукопроизношения, связанные с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата или с недоразвитием фонематического слуха.
В этих случаях родители срочно должны обратиться к логопеду, чтобы специалист установил причину неправильного звукопроизношения и провёл коррекционную работу. Чем позже родители обратятся за помощью, тем дольше они будут ждать результата. Чем старше становится ребёнок, тем сильнее в его речи закрепляется неправильное звукопроизношение, тем дольше будет проходить период автоматизации поставленного звука в речь.
Консультация для родителей «Нормы появления звуков речи у ребенка»
Наталья Путилова
Консультация для родителей «Нормы появления звуков речи у ребенка»
С двух месяцев ребенок начинает произносить так называемые «псевдоречевые»
звуки: «агу»
,
«ага»
,
«уги»
. Это — гуление. Длится данный период примерно до 5 месяцев.
В норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект)
— па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т. д. Длится лепет до 10-12 месяцев.
К 2 годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и]и согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
Появляются в речи слова.
Если происходит ЗРР – задержка речевого развития следует своевременно обратиться к логопеду, чтобы в дальнейшем избежать глубокого системного недоразвития речи.
К 3 годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’] и владеет фразовой речью (строит предложения из 3-5 слов)
.
До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка»
вместо
«шапка»
,
«дём»
вместо
«дом»
и т. д.).
В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём»
и произносит четко –
«дом»
). Малыш осваивает йотированные
звуки (например, в словах «юбка»
,
«юг»
,
«ямка»
).
К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] (между передних зубов язычок не должен находиться)
и хорошо различает их в свободной
речи.
После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает)
между собой уже все свистящие
звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц])
. В этом возрасте еще возможно нарушение произношения
звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].Ребенок в нормелегко определяет и называет ударный гласный в начале слов:например, в словах «утка»
,
«аист»
,
«облако»
; может определить и назвать очередность
звуков в слияниях: ау, уа, иа.
В возрасте 5 лет уже шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч])
произносятся
ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются)
им в свободной
речи. Многие дети осваивают звук [л].
Звуки [р] и [р’] появляются у детей тоже своевременно к 5,5 годам. Для этого важна работа всех мышц речевого аппарата. Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трехсложном слове, может подобрать слово на заданный звук.
К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук. Уважаемые взрослые помните, что устная речь Вашего ребёнка важна для успешного формирования письменной речи.
Устранять речевые дефекты необходимо своевременно.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Развитие речи детей 6-7 лет
Дети этого возраста готовы к систематическому обучению. К шести годам дети чётко различают на слух все звуки родного языка: глухие — звонкие, твёрдые — мягкие.
Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддаётся подсчёту, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомлённые в разных областях знаний, а есть дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой. Дети этого возраста могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, пересказать прочитанную им сказку, рассказать свои впечатления о просмотренном мультфильме.
К большому сожалению, многие родители считают, что не должны вмешиваться в процесс формирования речи. Мол, ребёнок подрастёт и у него всё само собой наладится, он сам научится правильно говорить. Родители считают, в нашем детстве не было никаких логопедов, и ничего, научились, и мой ребёнок научится. Это ошибочное мнение! Надеюсь, вы сможете правильно оценить уровень речевого развития вашего малыша. И предпринять нужные шаги к успешному речевому развитию вашего ребенка!
Что такое норма речевого развития
Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.
Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.