Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями


Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»

Наталья Козлякова

Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»

Мастер — класс

РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на слух и по артикуляции.

Формировать умение выделять ударный гласный из слов.

Определять место звука в слове (первый, последний, в середине)

и обозначать его на схеме слова, используя условное обозначение – красный круг.

Дифференцировать гласные звуки [А, О, У, Ы, Э] через нахождение и различение слов с этими звуками.

Упражнять в подборе глаголов-действий к одному существительному.

Закреплять умение составлять предложение по сюжетной картинке из

3-х слов, произносить его с разной интонацией (весело, грустно, сердито)

.

Формировать пространственную ориентацию, развивать мелкую моторику руки.

Продолжать работу по развитию внимания, памяти, восприятия и мышления.

Материал: картинки, кубики Зайцева Н. А., молоточек, звуковая линейка.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок – нахождение в них заданного звука;

Составление предложений по сюжетным картинкам;

Домашнее задание: подбор слов на заданный звук, игра «Фотографы»

;

Чтение художественной литературы: сказка «Приключения Буратино»

Игры с кубиками Зайцева.

Литература,используемая при составлении конспекта:

1. Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу»

; ЛИНКА – ПРЕСС, Москва, 2007г.

2. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве»

;
«Ювента»
, Москва, 2003г.

3. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом»

; Москва, Мозаика-синтез,2006г.

Ход.

1. Организационный момент.

В. — Вчера вечером ко мне залетел шарик и рассказал,что он видел:

Мама Анечку качает: «А-а-а-а»

Мама тихо напевает: «А-а-а-а…

Баю – баю, спать пора…»

Анечка зевает: «А…»

.

В. — Ребята, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении?

Д. – Звук А.

В. – Какой это звук? (гласный)

.

Какие звуки называются гласными? (звуки, которые можно петь и при этом воздух в ротике не встречает никаких преград – это гласные звуки).

Какие гласные звуки вы уже знаете? (А, О, У, Ы, Э)

.

2.Дидактическое упражнение: «Потянем звук, как ниточку»

.

Соединить пальцы обеих рук. Будем произносить звук и раздвигать руки в стороны, как будто тянем ниточку. Кто дольше протянет звук, у того ниточка будет длиннее.

Дети произносят звуки по очереди.

3.Дидактическое упражнение: «Поймай хлопками гласный звук»

.

В. – Я сейчас буду произносить звуки, а вы хлопками поймаете только гласный звук.Начинаем: В,Р,О,Ы,С,Л,Г,Э,П,М,З,Д,У,Р,Н,А.

4. Игра «Догадайтесь»

.

В. – Я буду произносить звуки не вслух, а про себя. А вы по моим губам отгадайте, какой звук я хочу произнести.

Воспитатель беззвучно артикулирует звуки, а дети отвечают какой звук и как догадались.

Усложнение: А теперь я скажу сразу два звука про себя: [А, У]. Какие звуки я хотела сказать? Какой первый звук? (второй?

— Сядет тот, чье имя начинается с гласного звука.

— В чьем имени звук А находится в середине слова.

— Чье имя заканчивается на гласный звук А.

5. Выделение гласных звуков из слов. Игра «Картинки»

.

В. – Посмотрите на картинки и назовите только ту картинку, название которой начинается с гласного звука.

– В названиях каких картинок живет звук У? Ы? О? Э?

Усложнение: В названиях каких картинок спрятались два звука А, О? У, А?

– Определите, пожалуйста, где в названии этой картинки (РАК)

спрятался
звук А
6. Игра «Путешествие»

найти слова со
звуком О, У, А.
7. Выделение ударных гласных из слов.

Послушайте сказку:

«В некотором царстве жил был волшебник. У него был волшебный молоточек, которым он ударял не по гвоздям, а по гласным звукам. Увидит какое-нибудь слово, ударит по нему, и гласный звук в этом слове звучит сильнее, громче других звуков, станет ударным.Например:ударит молоточек по слову УТРО и оно зазвучит так: УУУТРО.»

В. – Какой звук при этом звучит сильнее, громче других? (У)

В. – Ребята, а вы догадались, что это за молоточек такой, как он называется?

(ударение)

.

В. –Волшебник вам прислал слова, для того чтобы поставить в них ударение, но они распались. Соберите их и скажите, какой ударный звук?

РОЗА, ЛИСА, МЫЛО, КАША, МЫШИ, КОЗА, МУХА, РЫБА, ШУКА.

8. Игра «Цепочка»

— подбор слов-действий к составленным словам.

РОЗА – пахнет, цветет, растет, колется, вянет, радует…

ЛИСА – бегает, хитрит, ворует, ловит, кусается…

МЫЛО – пенится, моет, чистит, стирает, убивает, очищает…

9. Работа по составлению предложений.

В. – Ребята,посмотрите на мольберт: кто изображен на картинке? (ежик)

.

В. – Что он делает? (несет яблоко)

.

В. – А теперь, повторите предложение полностью. (Ежик несет яблоко.)

В. – Скажите это предложение весело; грустно (от лица Буратино, Пьеро, Карабаса – Барабаса)

. Игра
«Живое предложение»
.

10. Штриховка «Яблоко»

— подарим их ежику.

11. Итог. Со всеми моими заданиями вы справились и показали отличные знания гласных звуков, поэтому я дарю вам еще одну интересную игру, чтобы вы продолжали учиться дальше.

Игры и упражнения с гласными звуками очень важны для отработки сильного, плавного и длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением, они являются фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов, просодики.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох.

Пропевание гласных звуков с движениями

Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.

  1. «Цветок распускается» — [а]. Исходное положение –стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх –вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а – выдох.
  1. «Рубим дрова» – [у]. Исходное положение–стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх– вдох. Наклон–поем: «У-у-у».
  1. « Пускаем облачко» – [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед – выдох.
  1. «Держим большой мяч» – [э]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э-э-э».
  1. «Маятник» – [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
  1. « Поймай лучик» [и]. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и».

Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания

Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») – уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Дети соизмеряют силу голоса и пропевают заданный звук тише, или громче ровным голосом с опорой на наглядный материал.

Угадывание и проговаривание гласных звуков по соответствующим движениям

Звук [а] – хлопок в ладоши перед грудью, звук [и] над головой, звук [о] – по коленям, звук [у] – удар кулаком об кулак (горизонтально), звук [э] – тыльными сторонами кисти друг о друга, звук [ы] – удар кулаком об кулак (вертикально). Предлагается для угадывания серии, соответствующие 3-4 звукам (3-4) серии.

Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Взрослый предлагает пропеть заданный звук, одновременно прокатывая мяч по полу или шарик по столу. Ребенок делает вдох и плавно катит мяч взрослому: А-а-а.

Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»

Взрослый предлагает ребенку, когда он услышит звук [а], стукнуть мячом об пол. Поймав мяч, ребенок повторяет звук. А-У-О-У-А-А-О-У.

Литература:

  1. Крупечук, О.И. Исправляем звукопроизношение : комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств/ О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева – СПб.: Идательский дом «Литера», 2010.
  2. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушением развития / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая – Спб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2012.
  3. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. – М.: АСТ, 2010.
  4. Картинный материал – интернет ресурсы www.myshared.ru
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]