Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»
Наталья Козлякова
Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»
Мастер — класс
РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ
в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на слух и по артикуляции.
Формировать умение выделять ударный гласный из слов.
Определять место звука в слове (первый, последний, в середине)
и обозначать его на схеме слова, используя условное обозначение – красный круг.
Дифференцировать гласные звуки [А, О, У, Ы, Э] через нахождение и различение слов с этими звуками.
Упражнять в подборе глаголов-действий к одному существительному.
Закреплять умение составлять предложение по сюжетной картинке из
3-х слов, произносить его с разной интонацией (весело, грустно, сердито)
.
Формировать пространственную ориентацию, развивать мелкую моторику руки.
Продолжать работу по развитию внимания, памяти, восприятия и мышления.
Материал: картинки, кубики Зайцева Н. А., молоточек, звуковая линейка.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок – нахождение в них заданного звука;
Составление предложений по сюжетным картинкам;
Домашнее задание: подбор слов на заданный звук, игра «Фотографы»
;
Чтение художественной литературы: сказка «Приключения Буратино»
Игры с кубиками Зайцева.
Литература,используемая при составлении конспекта:
1. Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу»
; ЛИНКА – ПРЕСС, Москва, 2007г.
2. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве»
;
«Ювента»
, Москва, 2003г.
3. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом»
; Москва, Мозаика-синтез,2006г.
Ход.
1. Организационный момент.
В. — Вчера вечером ко мне залетел шарик и рассказал,что он видел:
Мама Анечку качает: «А-а-а-а»
Мама тихо напевает: «А-а-а-а…
Баю – баю, спать пора…»
Анечка зевает: «А…»
.
В. — Ребята, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении?
Д. – Звук А.
В. – Какой это звук? (гласный)
.
Какие звуки называются гласными? (звуки, которые можно петь и при этом воздух в ротике не встречает никаких преград – это гласные звуки).
Какие гласные звуки вы уже знаете? (А, О, У, Ы, Э)
.
2.Дидактическое упражнение: «Потянем звук, как ниточку»
.
Соединить пальцы обеих рук. Будем произносить звук и раздвигать руки в стороны, как будто тянем ниточку. Кто дольше протянет звук, у того ниточка будет длиннее.
Дети произносят звуки по очереди.
3.Дидактическое упражнение: «Поймай хлопками гласный звук»
.
В. – Я сейчас буду произносить звуки, а вы хлопками поймаете только гласный звук.Начинаем: В,Р,О,Ы,С,Л,Г,Э,П,М,З,Д,У,Р,Н,А.
4. Игра «Догадайтесь»
.
В. – Я буду произносить звуки не вслух, а про себя. А вы по моим губам отгадайте, какой звук я хочу произнести.
Воспитатель беззвучно артикулирует звуки, а дети отвечают какой звук и как догадались.
Усложнение: А теперь я скажу сразу два звука про себя: [А, У]. Какие звуки я хотела сказать? Какой первый звук? (второй?
— Сядет тот, чье имя начинается с гласного звука.
— В чьем имени звук А находится в середине слова.
— Чье имя заканчивается на гласный звук А.
5. Выделение гласных звуков из слов. Игра «Картинки»
.
В. – Посмотрите на картинки и назовите только ту картинку, название которой начинается с гласного звука.
– В названиях каких картинок живет звук У? Ы? О? Э?
Усложнение: В названиях каких картинок спрятались два звука А, О? У, А?
– Определите, пожалуйста, где в названии этой картинки (РАК)
спрятался
звук А
6. Игра «Путешествие»
найти слова со
звуком О, У, А.
7. Выделение ударных гласных из слов.
Послушайте сказку:
«В некотором царстве жил был волшебник. У него был волшебный молоточек, которым он ударял не по гвоздям, а по гласным звукам. Увидит какое-нибудь слово, ударит по нему, и гласный звук в этом слове звучит сильнее, громче других звуков, станет ударным.Например:ударит молоточек по слову УТРО и оно зазвучит так: УУУТРО.»
В. – Какой звук при этом звучит сильнее, громче других? (У)
В. – Ребята, а вы догадались, что это за молоточек такой, как он называется?
(ударение)
.
В. –Волшебник вам прислал слова, для того чтобы поставить в них ударение, но они распались. Соберите их и скажите, какой ударный звук?
РОЗА, ЛИСА, МЫЛО, КАША, МЫШИ, КОЗА, МУХА, РЫБА, ШУКА.
8. Игра «Цепочка»
— подбор слов-действий к составленным словам.
РОЗА – пахнет, цветет, растет, колется, вянет, радует…
ЛИСА – бегает, хитрит, ворует, ловит, кусается…
МЫЛО – пенится, моет, чистит, стирает, убивает, очищает…
9. Работа по составлению предложений.
В. – Ребята,посмотрите на мольберт: кто изображен на картинке? (ежик)
.
В. – Что он делает? (несет яблоко)
.
В. – А теперь, повторите предложение полностью. (Ежик несет яблоко.)
В. – Скажите это предложение весело; грустно (от лица Буратино, Пьеро, Карабаса – Барабаса)
. Игра
«Живое предложение»
.
10. Штриховка «Яблоко»
— подарим их ежику.
11. Итог. Со всеми моими заданиями вы справились и показали отличные знания гласных звуков, поэтому я дарю вам еще одну интересную игру, чтобы вы продолжали учиться дальше.
Игры и упражнения с гласными звуками очень важны для отработки сильного, плавного и длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением, они являются фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов, просодики.
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох.
Пропевание гласных звуков с движениями
Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.
- «Цветок распускается» — [а]. Исходное положение –стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх –вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а – выдох.
- «Рубим дрова» – [у]. Исходное положение–стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх– вдох. Наклон–поем: «У-у-у».
- « Пускаем облачко» – [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед – выдох.
- «Держим большой мяч» – [э]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э-э-э».
- «Маятник» – [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
- « Поймай лучик» [и]. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и».
Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания
Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») – уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Дети соизмеряют силу голоса и пропевают заданный звук тише, или громче ровным голосом с опорой на наглядный материал.
Угадывание и проговаривание гласных звуков по соответствующим движениям
Звук [а] – хлопок в ладоши перед грудью, звук [и] над головой, звук [о] – по коленям, звук [у] – удар кулаком об кулак (горизонтально), звук [э] – тыльными сторонами кисти друг о друга, звук [ы] – удар кулаком об кулак (вертикально). Предлагается для угадывания серии, соответствующие 3-4 звукам (3-4) серии.
Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов
Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Взрослый предлагает пропеть заданный звук, одновременно прокатывая мяч по полу или шарик по столу. Ребенок делает вдох и плавно катит мяч взрослому: А-а-а.
Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»
Взрослый предлагает ребенку, когда он услышит звук [а], стукнуть мячом об пол. Поймав мяч, ребенок повторяет звук. А-У-О-У-А-А-О-У.
Литература:
- Крупечук, О.И. Исправляем звукопроизношение : комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств/ О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева – СПб.: Идательский дом «Литера», 2010.
- Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушением развития / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая – Спб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2012.
- Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. – М.: АСТ, 2010.
- Картинный материал – интернет ресурсы www.myshared.ru