Учимся говорить! 10 игр для развития речи, которые понравятся детям

Многие детки, которым даже еще не исполнилось двух лет, уже умеют хорошо разговаривать. И наоборот, иногда двухгодовалые карапузы овладевают навыками общения намного медленнее, чем малыши помладше. Поэтому нужно и важно заниматься со своим ребенком — в помощь специальные игры для развития речи.


Источник: instagram @davaipoigraem_kazan

Не забывайте о важных правилах, которые следует соблюдать во время занятий на развитие речи.

РЕЧЕВАЯ ИГРА С МАЛЫШАМИ 8. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ПО СТИХОТВОРЕНИЮ.

Стихотворение можно использовать для пальчиковой гимнастики с малышами. Например, делать такие движения:

Первый вариант игры с пальчиками для малышей.

Кастрюля-хитрюля Нам кашу варила. (Одна ладошка согнута в виде чашечки, пальчиком другой руки делать круговые движения — как-будто мешаем).

Нам кашу сварила, Платочком накрыла. Раз-два, раз-два. (Накрыть «кастрюльку» ладонью, переворачивая ладонью вниз/вверх под счет) Платочком накрыла И Ваню зовет. Иди-Иди. (подзывающее движение) Ванюша идет, Свою ложку несет Воооот такую! (развести руки ребенка широко-широко)

Автор этой пальчиковой гимнастики – мама — участница курса Алена М.

Второй вариант пальчиковой игры для малышей

А Елена С. Придумала другой вариант движений под слова стихотворения:

— первая и вторая строчки — кистью правой руки совершаем вращательные движения по часовой стрелке, а левой рукой будто держим кастрюлю,

— третья строчка — кистью левой руки совершаем вращательные движения,

— четвертая и пятая строчки — обеими руками будто накрываем кастрюлю (два раза),

— шестая строчка – принимаем позу «Что призадумалась, девица красная» – правая рука на локте подпирает щеку,

— седьмая строчка — меняем руки

— восьмая строчка — показываем на правой руке указательный .палец, а левую отводим в сторону, будто спрашивая.

РЕЧЕВАЯ ИГРА С МАЛЫШАМИ 5. УЧИМСЯ СТРОИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Автор идеи – Нина, мама маленького Андрея.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ РЕЧЕВОЙ ИГРЫ. ДИАЛОГ С ВОПРОСОМ «КОМУ»: ОСВАИВАЕМ ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Посадим в кружок куклу, зверей. Берем кастрюльку, мешаем ложкой и приговариваем стихотворение и спрашиваем кастрюлю:

Кастрюля — кастрюля, ты кому кашу сварила? Андрюше сварила? — Андрюше сварила Маме сварила? – да,маме сварила Кошке сварила? –да, кошке сварила Вот какая молодец!

Ребенок может отвечать за кастрюлю. При высоком уровне речевого развития может придумывать, кому кастрюля варила кашу и задавать вопросы: «А белке сварила?», Дети ближе к трем годам очень любят в этой игре задавать «неправильные» вопросы: «А столу сварила?» Не ругайте их! Наоборот, радуйтесь! Это первые проявления их творчества в речевом диалоге!

Кастрюля-кастрюля, ты кашу накрыла крышкой? Нет??? Ну накрой скорее – попросить малыша помочь. И ждет нас — пождет, кто же первым придет. Спросить у малыша, кто первый кашку будет кушать? Мишка? На, мишка, кашу. Ляля? На, ляля, кашу. Потом предлагаем малышу самому «поварить» кашу и при этом комментируем его действия и повторяем текст стихотворения.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ РЕЧЕВОЙ ИГРЫ. ИГРА В ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ.

Для игры понадобится платочек, игрушечная или настоящая кастрюлька и разные предметы или муляжи (овощи, фрукты, предметы).

Например: Берем кастрюльку, кладем туда картошку, накрываем платочком и приговариваем. Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Мама платочком накрыла и ждет, что же к нам придет? Что это? (заглядываем в кастрюлю, чуть приподнимая край платочка – нужно догадаться, что в кастрюле). Да это же картошку нам волшебная кастрюля сварила.

Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Мама платочком накрыла и ждет, что же к нам придет? Ох, кастрюля что нам сварила? (приоткрываем крышку) Грибы сварила, вот здорово!

Можно слова переделать, если ребенок будет прятать в кастрюлю предметы. Тогда текст будет звучать так: «Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Сыночек (дочка) платочком накрыл и ждет, что же к нам придет?» И так с поиграть с разными фруктами и овощами.

Можно использовать в этой речевой игре с малышом задание «отгадай на ощупь» — что кладет мама в кастрюлю? (морковь, картофель, капуста, лук – используем натуральные фрукты и овощи)

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ РЕЧЕВОЙ ИГРЫ. ЗНАКОМИМ РЕБЕНКА СО СЛОВАМИ –НАЗВАНИЯМИ БЛЮД.

Можно играть с малышами в речевую игру с накрыванием кастрюли платочком, только перечислять в ней не предметы, овощи, фрукты, а название блюд: «Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Андрей платочком накрыл и ждет, что же к нам придет? Борщ – а из чего борщ варится? Давай положим овощи, которые мама в борщ кладет: воду, помидоры, картошку, капусту, перец, масло, лук. Плов – а что нам нужно для плова? Мясо, рис, морковка, лук, масло.

Так мы знакомим детей с окружающим миром и простыми трудовыми процессами (приготовлением пищи в данном случае).

РЕЧЕВАЯ ИГРА С МАЛЫШАМИ 11. НАЗВАНИЯ ДЕТЕНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ

С помощью этого стихотворения можно познакомить ребенка с названиями детенышей животных, активизировать эти слова в речи. Тогда окончание стихотворения будет звучать так: «И ждёт, кто же первым придёт? Лошадка с жеребенком или корова с … ? (малыш договаривает: с теленком). Кошка с котенком или курица с… ? (малыш договаривает: с цыпленком). Ежиха с ежонком или белка с… ? С кем? (малыш говорит: с бельчонком). Индюшка с индюшонком или уточка с .. ? С кем? Малыш говорит ответ: «С утенком».

Лучше всего сделать эту игру — инсценировку с помощью картинок зверюшек и их детенышей, которые приходят за кашей. Если малыш правильно отгадал, то мы открываем и показываем ему соответствующую картинку (прибежал цыпленок, идет утенок)

РЕЧЕВАЯ ИГРА С МАЛЫШАМИ 4. ПОКАЗ СЦЕНКИ. ИГРА В КАФЕ.

Автор идеи — Татьяна, мама маленького Глеба.

Речевая игра для самых маленьких. Татьяна превратила потешку в песенку. После каждой строчки напевается простое для подражания ребенком слово – звукоподражательное слово буль- буль. Даже если малыш только начинает говорить, он уже сможет подпевать Вам это слово. И предлагает показать ребенку сценку с использованием строчек из стиха: берем кастрюльку, кладем в нее крупу, мешаем ложкой, накрываем полотенцем или платочком и зовем на завтрак наши игрушки – зверушки. Ложкой перекладываем крупу из кастрюли в их мисочки и кормим всех гостей нашей кашей.

Ребенка можно привлечь к процессу перекладывания крупы в кастрюлю большой ложкой или маленьким стаканчиком, перемешиванию воды и крупы (развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации).

Речевая игра для детей постарше. Когда ребенок подрастет и начнет более свободно говорить, то можно превратить эту сценку в речевую игру в кафе.

Подготовка к игре: Нужно придумать наше домашнее кафе с названием, нарисовать с ребенком меню (или вырезать и наклеить картинки из рекламных буклетов с изображением продуктов).

Ребенок будет повар, а мама – помощником повара. Повар готовит кашу и созывает всех на обед. Читает стихотворение Нины Пикулевой, угощает кашей, расспрашивает всех, понравилось ли им, придут ли гости еще раз в кафе, просит оставить отзыв об угощении – своей каше (надо «похвалить кашу» — то есть подобрать образные выразительные слова: какая каша? Рассыпчатая, мягкая, сладкая, вкусная, пушистая, ароматная, душистая. По завершении – убираем стол и моем посуду (игровые действия).

Почему введено было Татьяной в игру в кафе мытье и уборка? Потому что Глеб очень любит в них участвовать. И в этом тоже индивидуальный подход к ребенку – введены те действия, которые значимы для конкретного малыша и которые он предпочитает. Это очень важно для взаимодействия с любым малышом!

РЕЧЕВАЯ ИГРА С МАЛЫШАМИ 7. ПОЧЕМУ КАСТРЮЛЯ – ХИТРЮЛЯ? СОЧИНЯЕМ ИСТОРИЮ, РАЗВИВАЕМ СЛОВОТВОРЧЕСТВО

Это идея Анастасии, мамы маленькой Ариночки. Эта речевая затея подходит для детей второго полугодия третьего года жизни, которые уже хорошо говорят.

Можно рассказать ребенку стихотворение и спросить: «А как ты думаешь, почему кастрюля-хитрюля?». Ребенок: «Потому что она хитрая». Мама: «А в чем хитрость? Где кастрюля схитрила?». Пусть ребенок подумает и предложит свою версию, почему кастрюля хитрая.

Спросить какая еще может быть кастрюля. Например, если она с утра проснулась сердитой, то она какая? Ребенок: «Сердитая». Мама: «А кто ее рассердил?». Предложить ребенку придумать, почему кастрюля рассердилась. Мама: «Вот хитрую кастрюлю называют кастрюля-хитрюля, а сердитую как назовут?». Пусть ребенок предложит свой вариант имени такой кастрюли (развиваем словотворчество).

РЕЧЕВАЯ ИГРА С МАЛЫШАМИ 6. ГИМНАСТИКА. ПОДБИРАЕМ РИФМЫ.

Первый вариант игры. Автор идеи – Елена, мама маленького Йонатана.

Превращаем стихотворение в веселую гимнастику с жестами: например так —

Кастрюля-хитрюля! (Можно погрозить пальчиком) Нам каши сварила! (Гладим по животику) Платочком накрыла! (Ручки на головку) И ждет, кто же первым придет? (Ручки в бока)

А еще Елена сочинила новый — свой вариант стиха. В нем малыш договаривает конец фразы в рифму. После игры – гимнастики сочиняем новый стих вместе с малышом так:

В нашем доме есть кастрюля, Всем известная …. ? (пауза чтобы малыш ответил в рифму)Малыш ищет подходящие по рифме слова: хитрюля, грязнуля, чистюля…далее по смыслу развиваем стих..) Вот вчера что сотворила, Полно (каши, супа, борща)… (пауза для ответа ребенка) наварила! Наварила,

Стоит-ждет — ..? (пождет) Кто же в гости к ней … ? (пауза для ответа ребенка) Ребенок договаривает: Придет!

Можно развить тему каши в диалоге с малышом: какие каши он любит, умеет ли их готовить, как мама готовит кашу, какая самая большая кастрюля и самая маленькая кастрюля есть в доме? И в конце можно предложить сварить вместе настоящую кашу!

Второй вариант игры. А Ирина Н. придумала для своего малыша другой вариант гимнастики по этому стихотворению: Кастрюля-хитрюля (разводить руки в стороны, покачиваться) Нам каши сварила. (топать) Нам каши сварила, (топать) Платочком накрыла. (накрыть голову рукой) Платочком накрыла (присесть и спрятаться, как будто под платочком) И ждет нас — пождет. (радостно, выглядывать из-за ладошек) И ждет, Кто же первым придет? (удивленно) Я! (радостно подпрыгивать вверх!)

Последняя строчка может меняться (могут первыми приходить мама, папа …)

РЕЧЕВАЯ ИГРА С МАЛЫШАМИ 10. УГАДАЙ НА ОЩУПЬ, НА ВКУС, ПО ЗАПАХУ

Игра придумана Ириной Н. для своего малыша.

Знакомим малыша с предметами (овощами, фруктами). Вам заранее до игры нужно будет приготовить для малыша несколько натуральный овощей и фруктов (хорошенько вымойте их). И эти же овощи и фрукты в нарезанном на кусочки виде.

Как играть в эту речевую игру:

Кастрюля-хитрюля. Нам каши сварила. Из чего? (задумчиво) (радостно) Из морковки сочной! Где морковка? Малыш среди 2-3 объектов ищет морковку, находит ее и подает маме. Даем ему попробовать кусочек морковки на вкус, на запах.

Кастрюля-хитрюля. Нам каши сварила. Из чего? (с хитринкой) (удивленно) Из петрушки душистой? Где петрушка? Ах, как пахнет! (Малыш находит среди подготовленных к игре предметов и подает петрушку, и мама нюхает и дает понюхать малышу)

Из чего же еще? (смотреть удивленно на малыша, пусть подскажет) Из чего ты хочешь кашку (супчик..), из грибочка или яблочка? (ласково) Из грибов или яблок? (серьезно) Например, ребенок хочет добавить в кастрюльку яблоки.

Давай сварим компот из яблок.

Кастрюля – хитрюля.

Нам компот сварила.

Из чего? Из яблок! Где у нас яблоко? Найди яблоко (ребенок находит среди предметов яблоко) Вот яблоко! Оно большое или маленькое? Зеленое как огурчик или желтое как цыпленок?

РЕЧЕВАЯ ИГРА С МАЛЫШАМИ 10. КАКИЕ БЫВАЮТ КАСТРЮЛИ.

Идея речевой игры – Анастасия Ш.

Рассмотрите разные кастрюли – большие и маленькие, настоящие и игрушечные. Какие они?

Используйте разные характеристики кастрюль при чтении стихотворения. Например, если нарисовать на игрушечной кастрюле хитрые подмигивающие глаза и улыбающийся ротик – то это кастрюля – хитрюля. Может быть кастрюля – малышка (самая маленькая кастрюлька в Вашем доме). И когда Вы играете с ней, то меняете слова так: «Кастрюля – малышка нам кашку сварила…». Может быть добрая кастрюля – как ее назвать? Кастрюля – добрюля! Малыш может сам выбирать, какая кастрюля будет ему варить кашку и называть ее характеристики.

Читая стихотворение во время игры, можно заменить и блюдо — кашу можно заменить на супчик, компотик, гречку, омлетик. («Большая кастрюля омлетик сварила», «Малышка – кастрюля пюре нам сварила» и так далее по конкретной ситуации, в которой сейчас находится малыш).

Ну и конечно же накрываем кастрюльку во время «варки» платочком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]