Коррекция звука [л] в домашних условиях
Нарушения речи возникают по разным причинам. В случае, когда ребенок не говорит только один-два звука, родители могут попробовать исправить дефект самостоятельно.
Занятия с логопедом позволят исправить любые проблемы с речью
Как научить ребенка говорить букву Л твердую
При дислалии у детей наблюдаются проблемы только со звукопроизношением. Нарушения возникают из-за особенностей строения артикуляционного аппарата или недостаточной подготовке мышц.
Для звука [л] важен верхний подъем кончика языка. При короткой подъязычной уздечке это сложно сделать. Поэтому предварительно ее нужно подрезать у стоматолога. Только операция решит эту проблему.
Проверить связку легко: нужно попросить ребенка дотронуться кончиком языка до верхних зубов. Соноры ([л], [р] и их мягкие пары) появляются к пяти годам и до этого времени беспокоится не о чем. В три года артикуляционный аппарат ребенка еще только формируется.
Важно! Не стоит торопиться и требовать, чтобы дети с раннего возраста выговаривали все звуки. Иначе можно спровоцировать развитие дефекта.
В домашних условиях можно попробовать самостоятельно исправить неправильное произношение звука [л]. Такое допускается только в случае дислалии. Иногда эту проблему можно спутать с дизартрией, которая требует работы с логопедом.
При дизартрии нарушается подвижность мышц артикуляционного аппарата. Подобная проблема выражается в гипертонусе или гипотонусе. Часто язык такого ребенка собран во рту или слишком расслаблен. Малышу будет сложно выполнять тонкие движения и переключаться с одной позы на другую.
На исправление неправильного произношения может уйти до одного года. С ребенком нужно заниматься каждый день — это позволит ускорить процесс. Необходимо соблюдать последовательность этапов и не торопиться.
Постановка звука
Механический способ в логопедии используют часто. Для него нужен специальный зонд в виде проволочной рамки или шпатель. Ребенок широко открывает рот, протяжно произносит «ЫЫЫЫЫЫ» и в это время взрослый поднимает его язык инструментом.
Легче учить ребенка произносить звук от межзубной позиции. Для этого дошкольника просят прикусить кончик язычка и произносить звук [ы] (ЫЫЫЫЫЫ), после чего постепенно убирать язык за верхние зубы.
Проговаривать [л] в межзубной позиции можно сразу со слогами. Постепенно происходит уход от этого положения. Автоматизацию начинают только с прямых слогов: ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛЕ.
Важно! Нельзя торопиться с переходом к словам, иначе закрепится дефектное произношение.
Автоматизация звука C
Автоматизация звука
После того как правильное произношение отработано в прямых и обратных слогах переходят на слова. Для облегчения восприятия используют наглядный материал в виде картинок и специальных игр. Например, ребенка просят показать предметы со звуком [л].
Слоги можно проговорить с помощью зонда
Приучить дошкольника к самоконтролю сложно. Поэтому нужно постоянно с ним заниматься. Достаточно уделять меньше получаса для работы и эффект не заставит себя ждать.
Родителям стоит понимать, что нет способа, который даст быстрый результат. Только постоянные тренировки помогут закрепить правильное произношение.
Песенки и стишки
Для облегчения процесса автоматизации используют разный лексический материал. Чистоговорки и стихотворные формы проще запомнить и ребенку нравится их воспроизводить.
С дошкольником можно разговаривать на разные темы. Так ему будет легче привыкнуть к правильному произношению.
Пример стихов для автоматизации звука [л]
Главное условие эффективных занятий — это заинтересованность ученика. Поэтому все проводят в игровой форме. Чем разнообразнее материал, тем лучше для малыша.
Скороговорки
Сложнее всего ввести звук в самостоятельную речь. Для облегчения процесса используют скороговорки на звук [Л]. В них подобраны слова, которые позволяют отрабатывать произношение звука в разной позиции.
Например, «У елки иголки колки», «Воля в поле», «Подошел к лотку Лука, лук Лука купил с лотка» и т. д. Постепенно ребенка просят произносить быстрее каждую скороговорку. Большое внимание уделяют правильному произношению.
Упражнения на артикуляцию
Учить правильно произносить звук начинают с артикуляционной гимнастики. Логопедические упражнения для быстрой постановки звука [л]:
- Широкий язык лежит за нижними зубами, ребенок протяжно произносит протяженно «ЫЫЫЫЫЫЫЫ».
- Облизывать кончиком языка верхнюю губу.
- Цокать языком.
- Широко открыть рот и языком провести по внутренней стороне зубов.
- Кончиком языка проводить по небу.
Комплекс выполняют каждый день. Чтобы ребенок научился правильно произносить звук он должен все упражнения делать правильно. При этом важно следить за неподвижностью челюсти.
Артикуляционная гимнастика выполняется строго перед зеркалом
После того, как все движения будут легко выполняться, переходят к следующему этапу — к постановке твердого звука [л]. Для этого используют разные приемы. Нельзя заранее сказать какой из них подойдет конкретному ребенку.
Рекомендации для родителей
Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:
- Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже. Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
- Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
- Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
- Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
- Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.
Придерживаясь этих несложных рекомендаций, ваш ребенок быстро научится проговаривать букву Л в домашних условиях.
Целесообразность логопедических занятий
Некоторые родители не задумываются над тем, как научить ребенка говорить букву Л. Они не считают дефект чем-то серьезным, но во взрослой жизни он станет основой комплексов и переживаний.
Важно! Нарушения речи лучше исправлять в дошкольном возрасте, тогда на процесс уйдет немного времени.
Игры для детей 5 лет для развития речи и советы родителям
Если родители не знают, как правильно научить ребенка выговаривать букву Л и Р, то им стоит обратиться к специалисту. Логопед сможет исправить эту проблему и выработать нужное произношение.
Сколько надо занятий на постановку звука [л]
Нельзя однозначно сказать, сколько потребуется уроков для устранения дефекта. Иногда постановка звука занимает одно занятие, в другой ситуации потребуется больше 30-40 встреч.
Все зависит от особенностей ребенка, его мотивации и заинтересованности родителей. Научиться произносить звук [л] не так легко, так как дошкольник привыкает к определенному стереотипу. В силу возраста малышам еще сложно воспринимать учебную деятельность.
Как проходит индивидуальное занятие по постановке звука [л]
Постановку звука логопед проводит только после того, как ученик хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Комплекс выполняют строго перед зеркалом. После занимаются дыхательной гимнастикой и выполнением заданий на речевой слух.
Как проходит индивидуальное занятие автоматизация звука [л]
Логопед проводит индивидуальные занятия по автоматизации звука [л] только после вызова изолированного произношения. На таких уроках специалист развивает лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух.
Для этого используют разные игры и тренажеры. Современные логопеды применяют компьютерные игры. Родители обязательно участвуют в процессе и дома выполняют задания специалиста.
Важно! Длительность урока для дошкольного возраста — примерно 25 минут. Обязательно проводятся физические минутки для переключения деятельности.
Осторожно: физиологическая дислалия
Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».
Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.
Виды нарушений произношения
Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».
- Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
- «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» – «уожка»; «Лариса» – «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
- Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» – «мойоток»
- Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».
Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.
Стихи про букву Л
Алфавит продолжит наш Буква Л — лесной шалаш.
ΛΛΛΛΛ
На стремянку Л похожа И на крышу дома тоже. Лесом Лёгкий Лист ЛетеЛ, Приземляться не хотеЛ.
С. Иванов
ΛΛΛΛΛ
К нам в гости буква Л пришла, Её Лариса нам нашла, Подарила Лене, Алле, А вы её узнали?
ΛΛΛΛΛ
Буква Л такая соня, Да известная фасоня, Всем знакомо слово «лень», Ходит, бродит, словно тень, На людей сон напускает, Да глаза всем закрывает.
ΛΛΛΛΛ
Лекарь лягушка известна в лесу, луком лягушка лечила лису, лапу заклеила ей лоскутом. Лося лечила лилейным листом.
Р. Горенбургова
Сказка про букву Л
Лисенок и лягушонок
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
— Зеленее всех зеленок — лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
— Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось… — Ничего! — сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
(Г. Юдин)
Улучшение речевого слуха
Правильная постановка Л невозможна без комплексного развития. Для улучшения речевого слуха рекомендованы упражнения:
- Произнесение слов с разной громкостью — от тихого к громкому и обратно. Можно показывать при этом игрушки, объясняя, что маленькая говорит тихо, а большая громко, потом наоборот;
- Чтение сказок по ролям с озвучкой героев разным голосом — громким и тихим, низким и высоким;
- Показ картинок и намеренные ошибки в названии слов. Ребенок должен «подловить» вас и определить неправильно обозначенные слова;
- Работа с картинками, на которых изображены несколько похожих по произношению слов. Малыш должен правильно их назвать. Например, «лук-люк-луг».
Проводите тренировки регулярно, дополняя их играми под музыку. Важный элемент успеха — дисциплина. Приучайте ребенка не пропускать занятия, настойчиво трудиться. Продумайте мотивацию — расскажите о радостях общения при правильной речи. Будьте терпеливы и тактичны, не критикуйте за промахи и неудачи. Все получится!
Дыхательная гимнастика
Упражнения для постановки Л сочетают с дыхательными техниками для усиления эффекта:
- Быстрый вдох и плавный медленный выдох;
- Дуем на вертушку как можно дольше;
- Останавливаем бегущую лошадку: делаем вдох, расслабляем губы, выдыхаем воздух, чтобы получился звук «прр»;
- Надуваем «мячик»: лежа на спине на вдохе сильно выпячиваем живот, на выдохе «сдуваем».
Можно поиграть в «угадайку» — попросить малыша с закрытыми глазами угадать фрукты или другие предметы по запаху. Для правильной постановки все задания выполняют на вдохе
Причины нарушений
Возможных провоцирующих факторов много:
- Нарушение дыхания в процессе речи, например, при такой патологии, как уменьшение объема легких или слабости дыхательных мышц;
- Проблемы с речевым слухом (ребенок плохо воспринимает речь);
- Слабость мимики и языковых мышц;
- Неправильное строение уздечки под языком.
Нередко родовые травмы, задержка психического и моторного развития в младенческом и дошкольном возрасте приводят к проблемам в артикуляции. Важно своевременно обратиться к логопеду, чтобы исправить ситуацию.
Этапы постановки звука Л — это подготовка, непосредственно коррекция и закрепление. Важно все делать поэтапно, отрабатывая каждый шаг.
Правильная артикуляция звука Л
- Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
- Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
- Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
- Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.
В таком порядке надо проводить занятия
Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.
Артикуляционная гимнастика
Комплекс упражнений для постановки включает задания, похожие на те, что были в подготовительном этапе, но они несколько усложнены:
- «Окошко». Рот широко распахнут, зубы слегка приоткрыты, а язык лежит на дне рта. Челюсти неподвижны и немного напряжены. Положение удерживается до 5 – 10 секунд;
- «Ковш». Язык высовывается наружу, а его кончик загибается подобно ковшу. Средняя часть языка не задевает верхние зубы. Положение фиксируется на несколько секунд, затем язык расслабляется и убирается в рот. Нужно сделать несколько повторов;
- «Метелка». Загнутым и напряженным кончиком языка нужно водить по небу в разном темпе, постепенно подключая голос. Челюсть не двигается, зубы видны;
- «Чашка». Язык делаем «метелкой», как в предыдущем упражнении, достаем небо загнутым кончиком у альвеол. Губы принимают овальную форму;
- «Гармошка». Язык прикладывается к небу, после чего рот нужно открывать и закрывать, хорошо растягивая связки.
Упражнения направлены на увеличение двигательной активности языка, отработки нужного положения, повышения тонуса и улучшение эластичности подъязычной связки.