Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
3.1.
Строение артикуляционного аппарата
без особенностей
3.2.
Двигательные функции артикуляционного аппарата
стёртая форма дизартрии
3.3.
Речевое дыхание и голосообразование
нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет
4. Просодическое оформление речитемп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций
7. Дополнительная информация
7.1.Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья
7.3. Особенности речевого поведенияадекватен, речевая активность
7.4. Неврологический статус и состояниесенсорно-перцептивныхорганов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИзанятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед____________________________________________________ /_________________/
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.
Фамилия, имя ребёнкаИванов Иван Иванович
……Дата рождения
00.00.0000 г.
Родители (законные представители)____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире
значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире
Речевые карты для школьников
Речевая карта учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма
1. Формальные данные.
фамилия, имя__________________________________ школа, класс______________________
2. История речевого развития.
время проявления первых слов, фраз_______________________________________________
как протекало речевое развитие (была ли задержка речи и почему)____________________
________________________________________________________________________________
3. Слух и зрение.
состояние слуха; хорошо слышит, тугоухость, слышит ли шепотную речь. С какого времени тугоухость_______________________________________________________________________
хорошо ли видит, ослабленное зрение. С какого времени?_____________________________
хорошо ли видит линейки?___________________
4. История обучения чтения и письму_______________________________________________
с какого времени начал обучаться грамоте?__________________________________________
какие трудности встречались при обучении грамоте?__________________________________
оставался ли на второй год и в каком классе?_________________________________________
5. Понимание речи.
полное, неполное понимание отдельных слов, фраз____________________________________
может выполнить поручение, выраженное фразой в три-пять слов_______________________
6. Устная речь ребенка.
словарь (богатый, бедный) и структура слова (постановка звуков и слогов, сокращение слов, недоканчивание их) _____________________________________________________________
грамматический строй ___________________________________________________________
Фонематическая сторона речи______________________________________________________
Темп быстрый, медленный_________________________________________________________
Произношение (речь ясная, смазанная, косноязычная)_________________________________
Какие звуки отсутствуют, как заменяются?___________________________________________
Какие звуки смешивает?__________________________________________________________
7. Фонематический слух.
умеет ли разделить предложение на отдельные слова? Умеет ли разделить слог и слова разной трудности на звуки?________________________________________________________
правильно ли произносит оппозиционные звуки в словах и слогах?_______________________
8. Чтение.
беглое, слоговое, побуквенное чтение_______________________________________________
правильное, неправильное по догадке______________________________________________
в каких словах затрудняется и в каких делает ошибки?________________________________
зеркальное чтение_______________________________________________________________
понимание прочитанного__________________________________________________________
9. Письмо.
знает ли написание всех букв (строчных, заглавных)?__________________________________
какие буквы смешивает при написании с какими?_____________________________________
умеет ли списывать без ошибок, понимает ли списанное?_______________________________
может ли писать самостоятельно только отдельные слова или фразы под диктовку с предварительным звуковым анализом и без него?_____________________________________
какие делает ошибки (пропуски букв, слогов, перестановка слогов, недописывание слов, искажение слов, замена букв)?____________________________________________________
10. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность)_________
_______________________________________________________________________________
Логопедические заключение ___________________________________________________
Перспективный план коррекционной работы
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ
Анкетные данные
Фамилия, имя___________________________________________________________________
(Для школьника: № школы, класс)
Логопедическое заключение __________________________________________________________
Сведения о семье
Мать___________________________________________________________________________
Отец___________________________________________________________________________
Наследственные заболевания _________________________________________________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________________
Развитие речи
Время появления гуления_____________________________________________________________
лепета_________________________________________________________________________
первых слов ____________________________________________________________________
фразы _________________________________________________________________________
Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.)_____________________________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное) _____________________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года________________________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи__________________________________
Бывают ли периоды плавной речи___________________________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено _______________________________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
в семье ________________________________________________________________________
в общении со сверстниками________________________________________________________
в незнакомой обстановке__________________________________________________________
(Для школьников: как шло усвоение школьного материала ____________________________
влияет ли заикание на успеваемость в школе ________________________________________
Отношение ребенка к заиканию____________________________________________________
Есть ли страх речи _______________________________________________________________
Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка _____________________________________
Занятия с логопедом: где — когда__________________________________________________
по какой методике_______________________________________________________________
Как долго занимался_____________________________________________________________
Результат ______________________________________________________________________
Причина рецидива _______________________________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)______
_______________________________________________________________________________
Данные объективного обследования Состояние слуховой функции
1. Слуховое внимание___________________________________________________________
2. Восприятие речи _______________________________________________________________
Состояние моторных функций Общая моторика
1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой)________________
2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.)___________________________
(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)
Мелкая моторика
1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________________
2. Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)______________________________________________________________________
3. Манипуляции с мелкими предметами______________________________________________
Конструктивный праксис __________________________________________________________
Навыки работы с карандашом, ручкой ______________________________________________
4. Для школьников: состояние графомоторных навыков _______________________________
5. Наличие леворукости __________________________________________________________
Мимика и артикуляторная моторика
1. Мимические движения__________________________________________________________
(особенности мимики при речи ____________________________________________________)
2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции ________________________
Строение органов артикуляционного аппарата________________________________________ Состояние импрессивной речи _____________________________________________________
1. Пассивный словарь_____________________________________________________________
2. Понимание логико-грамматических конструкций ___________________________________
Состояние экспрессивной речи
1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов _______________________________
2. Активный словарь______________________________________________________________
3. Грамматический строй речи _____________________________________________________
Состояние фонематических функций
1. Фонематическая дифференциация ________________________________________________
2. Фонематический анализ_________________________________________________________
3. Фонематический синтез_________________________________________________________
4. Фонематические представления __________________________________________________
Состояние дыхательной функции
Тип дыхания____________________________________________________________________
Ритмичность дыхания ____________________________________________________________
Характер вдоха при речи__________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха _______________________________________________
Состояние просодических компонентов речи
1. Темп речи____________________________________________________________________
Ритм речи ______________________________________________________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания ____________________
2. Характеристика голоса:
Сила голоса_____________________________________________________________________
Высота _________________________________________________________________________
Тембр _________________________________________________________________________
Особенности модуляций _____________________________________________________________
3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) ____________________
4. Внятность речи ________________________________________________________________
Логопедическое заключение
Степень тяжести заикания________________________________________________________
Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания___________________________
Степень фиксированности на заикании______________________________________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка ________________________________
Другие нарушения устной и письменной речи ________________________________________
Перспективный план коррекционной работы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА ученика _______класса
_______________________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата
Подвижность, переключаемость____________________________________________________
губы______(норма, толстые, тонкие, асимметрические, укороченные, малоподвижные, парез)
зубы________________________________(мелкие, крупные, лишние, недостающие, норма)
язык__________(норма, большой, мясистый, длинный, узкий, малоподвижный, парез, тремор)
небо__________________________________________(высокое, норма, узкое, очень низкое)
челюсти_____________________________________________________(прогнатия, прогения)
прикус_________________________________________(норма, открытый, передний, боковой)
подъязычная уздечка_____________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи Темп и плавность речи _______________(быстрая, замедленная, прерывистая, с запинкой, норма)
Голос_____________________________________________(сильный, тихий, гнусавый, норма)
Состояние дыхательной и голосовой функции:
Тип физиологического дыхания ___________________________________________________
объем, продолжительность, плавность речевого выдоха________________________________
Состояние моторной сферы
— Общая моторика:
естественные движения ___________________________________________________________
выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)__________________________________
Ручная моторика:
кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)__________________________
кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________
— Артикуляционная моторика:
движения нижней челюсти ________________________________________________________
движения губ____________________________________________________________________
движения языка________________________________________________________________
Работа мышц лицевой мускулатуры ________________________________________________
Звукопроизношение
Звуки | Характер произношения звуков | ||
изолированно | в словах | во фразах | |
[б]-[п]-[м] | |||
[в]-[ф] | |||
[д]—[к]-[н] | |||
[г]-[к]-[н] | |||
[С] [С’] | |||
[3] [3′] | |||
[ц] | |||
[ш] | |||
[ж] | |||
[щ] | |||
[ч] | |||
[л’] [л] | |||
[Р’] [Р] |
Состояние фонематических функций:
а) Способность к фонематическому анализу:
выделение ударного гласного в начале слова ________________________________________
выделение звука из слова _________________________________________________________
определение первого, последнего звука в слове ______________________________________
определение последовательности и количества звуков в слове __________________________
составление слова из последовательно названных звуков______________________________
б) Дифференциация звуков:
слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении ____________________
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении ______________________
слухо-произносительная дифференциация звуков ____________________________________
в) Фонематические представления:
нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук __________________________
подбор слов с заданным звуком ___________________________________________________
Состояние слоговой структуры слова______________________________________
Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п.;
б) понимание обобщающих слов: выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в) понимание действий:
— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);
— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи).
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за («Положи мячик и коробку, на стол, под стол» и т. п.).
4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом — домик, ложка — ложечка, мяч — мячик, кукла — куколка).
Словарь
Окружающие предметы___________________________________________________________
Действие предметов_____________________________________________________________
Форма___________________величина__________________________цвет_________________
Классификация: части тела _____________________________; детеныши __________________________; кто где живет __________________; кто что ест _____________________; игрушки, мебель, транспорт;
Название предмета по описанию: которым расчесываются _______________________; вытирают лицо _____________;
Глагольный словарь в целом: ____________________________________________________
Подбор антонимов: чистый_______________высокий______________________________;
широкий____________________________тонкий__________________________________;
синонимов: чумазый_________________________дряхлая____________________________;
у ежа иголки ___________________________;
Исследование грамматического строя речи
1. Характеристика употребляемых предложений (двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений) _______________________________________________________________________________
2. Словоизменение (употребление предложно-падежных конструкций, согласование сущ. и прилагат. в роде и числе, дифференциация ед. и мн. числа, дифференциация глаг. соверш. и несоверш. вида, согласование сущ. и глаг. прошедшего времени в лице и роде)_________
_______________________________________________________________________________
3. Словообразование (образование названий женского рода, названий детенышей животных, образование прилаг. от сущ.)________________________________________
Состояние связной речи __________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
Коммуникативность, отношение к своему дефекту ________________________________;
Интеллект: 4-й лишний ___________, нелепица ____________; запомни слово ____________; внимание ___________; организованность ______________; эмоц. сфера __;
Оценка навыка чтения
(скорость, побуквенное, слоговое, плавное, целыми словами, беглое, по догадке, выразительное)__________________________________________________________________
Оценка навыка письма
Графомоторные функции __________________, специфические ошибки (приложить образцы списывания, диктанта, сочинения)_________________________________________________
Логопедическое заключение_________________________________________________
Перспективный план коррекционной работы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности артикуляционного аппарата:
«Улыбочка» | «Трубочка» | «Заборчик» | «Качели» | «Лопатка» | «Чашечка» | «Часики» |
Зубы ____________________________________ Прикус ______________________________
Небо ____________________________________ Губы ________________________________
Язык ____________________________________ Подъязычная связка __________________
Подвижность __________________________________________________________________
Состояние мелкой и общей моторики _____________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Речевая карта (образец заполнения на ребенка с ОНР) материал по логопедии по теме
Логопедический пункт общеобразовательной школы №______________________________
Учитель-логопед_______________________________________________________________
Речевая карта
(образец заполнения на ребенка с ОНР)
1. Фамилия, имя, возраст: ________________________________________________
- Школа ____________________________, класс____________________
- Домашний адрес___________________________________ телефон__________
- Дата зачисления на логопедический пункт_______________
- Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года
- Жалобы учителя или родителей (законных представителей): Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
- Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
- Состояние слуха проверяется при необходимости.
- Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2-2,5 годам, фразы – к 4-5 годам. Речь непонятна окружающим.
- Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение – N. Подвижность – с трудом удерживает заданную паузу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.
- Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельность связных высказываний): В беседе о семье ответы ребенка могут быть следующие: !Ваня», «Маму зовут Зойкой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос – кем работает?), «Не знаю» (про папу).
а) словарный запас: (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и аккустическому сходству). Привести примеры.
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. качественная характеристика (ответы на предъявленные задания ): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтаивха (вместо почтальона), стеклещик (стекольщик), машина (вместо словаря транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона – ворота и т.д.
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов.
Привести примеры (смотри запись беседы и связного высказывания):
Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.
Мн. ч., Им. п. – деревы, глазы, крыли…
Мн. ч., род. п. – тетрадов, вороткнов, осел… варенье яблочный; вода апелисиновый; медведь плюшеный.
в) произношение и различение звуков:
- произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; Р – увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек – ларек); Ш=Ж (нижние); Ш=С; Ж=З;
- различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселка (ящерица), па-ба-ба (N), та-да-да (N), га-ка-ка (N), за-за-за (жа-жа-за),
ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ащ-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
- воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры):
лигуливат (регулирует); тлансп, штампат (транспорт); зелено-зелено… (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа.
- Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? – «2». 1-й звук? – «П». 2-й звук? – «А». 3-й звук? – «А». Назови последний звук. – «А». Назови 1-й звук. – «Т». Назови 3-й звук. – «А».
- Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты: 1) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
- Чтение:
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами). Варианты:
- знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
- знает все буквы, но не читает;
- читает слоги и односложные слова;
- читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает гласные, не дочитанные слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы;
б) ошибки при чтении: лист (листья) на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели). сердитый ветер кужил (кружил) их… (по) воздуху.
в) понимание прочитанного. Варианты:
- с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов;
- основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
- испытывает некоторые затруднения.
- Проявление заикания: не заикается.
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, в которых оно проявляется (ответы у доски и т. п.);
б) сформированность языковых средств;
в) особенности общего и речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)
г) адаптация к условиям общения.
- Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям
(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пониженнная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.
17. Заключение учителя-логопеда. Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II – III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).
Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта).