Как развить речь до 3 лет. Советы экспертов
Для формирования речи стоит придерживаться следующих рекомендаций специалистов:
- для правильного развития речи очень важна игра. С помощью нее малыш познает окружающий мир;
- ежедневно необходимо читать;
- малыша нужно слушать очень внимательно;
- стоит объяснять малышу о своих мыслях, рассуждать вместе с ним, проговаривать планы на будущее;
- ребенку необходимо задавать вопросы, которые будут побуждать его к размышлениям;
- с малышом необходимо обсудить как он провел свой день в детском саду;
- заниматься стоит с использованием изображений;
- малыша необходимо всегда поддерживать, даже если у него не совсем все получается.
Логопедические распевки для детей 2-3 лет
Логопедические детские распевки 2-3 лет является одним из основных методов работы с детьми, у которых есть проблемы с речью. В процессе работы используются упражнения, которые разработаны Новиковой-Иванцовой. Дети проще воспринимают фразы, проговариваемые в рифму. Музыка влияет благотворным образом на психологическое состояние малыша. В совокупности это повышает эффективность упражнений.
Работа базируется на онтогонистическом принципе. Для тех детей, у которых нарушено произношение гласных, пропевание формирует верный акустический образ. На занятиях прорабатывается умение управлять высотой голоса. У детей формируется правильное дыхание при разговоре.
Важно! При подборе речевого материала для распевания необходимо учитывать возраст малыша.
Пример логопедических распевок 2-3 лет:
- ку-ку-ку — пропел петух ку-ка-ре-ку;
- гу-гу-гу — бродят гуси на лугу.
Логопедические распевки
Мой предыдущий пост был посвящён чистоговоркам. Если вы распечатали выложенные мною карточки или же занимались с ними и ранее, Вы, наверняка, убедились, как они нравятся детишкам. А что, если добавить к этим веселеньким стишкам еще и музыку? Получатся логопедические распевки! И вам с малышом будет ещё веселее!)
Я узнала о логопедических распевках, увидев в какой-то группе Вконтакте трек-лист с веселыми песенками, которые так понравились Ульянке, что я стала собирать о них информацию.
Главной моей находкой стала книга Т.Овчинниковой, к которой прилагается CD-диск с 42 треками.
Оказалось, что эти песенки можно, а точнее нужно слушать не просто так, а по определенной методике, соблюдая некоторые правила.
Во-первых, их нужно прослушивать и учить в том порядке, в котором происходит освоение звуков языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков, затем выговариваются слоги с «трудными» согласными («с», «з», «л» «р» и др.)
Также пропевание песенок нужно сопровождать определенными упражнениями.
И есть еще ряд правил и весьма интересных моментов.
Так, в идеале ребенок должен пропевать только те звуки, над которыми идет работа в данной распевке, остальное поет взрослый.
Разучивание песенки нужно предварить проговариванием текста, сопровождая его различными ритмичными движениями: щелками, хлопками и проч. То есть здесь уже начинается логоритмика.
Сидеть ребенок во время пропевания не должен, обязательно должны быть движения.
Гласные звуки полезно показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами.
Овчинникова предлагает и очень интересное упражнение — «музыкальный карандаш», то есть во время прослушивания музыки ребенок рисует карандашом линии, «отмечая» все изменения мелодии. Это, конечно, подходит деткам старшего дошкольного возраста.
Мы с 2-летней Ульяной пока ограничиваемся прослушиванием, разучиванием слов и движений, пропеванием и моими попытками демонстрировать жестами гласные звуки.
В целом же главный принцип в том, чтобы слушание музыки обязательно было активным.
Я рассказывать более подробно не буду, так как поделюсь с Вами книгой и песенками. В книге Вы найдете подробные методические указания. К каждой песенке с диска прилагаются ноты и рекомендации по упражнениям. Вот для примера 1 из разворотов
Кроме того, в Интернете есть ролики с логопедичесими распевками. Например, такой
И есть еще вот такая книжечка.
Купить можно здесь.В электронном виде не нашла. Если у кого-то есть, поделитесь, пожалуйста!
А вот и обещанная ссылочка на скачивание
А здесь можно ознакомиться с планом постов по развитию речи самых маленьких!
Если материал вам показался полезным и вы заинтересованы в том, чтобы я и дальше освещала темы развития речи малышей, поставьте, пожалуйста, лайк или прокомментируйте пост. Так мне будет понятно, не зря ли я трачу время)
Всем хорошего дня!
Логопедические упражнения для детей 2-3 лет
Во второй, третий годик с ребенком можно проделывать специальные логопедические упражнения в домашних условиях. Они развивают движения губ, языка и нижней челюсти. Они помогают укрепить мышцы артикуляционных органов, за счет чего появление звуков происходит быстрее. Все упражнения производятся перед зеркалом.
Дома можно делать следующие задания:
- лопание пузыря: щеки максимально надуваются. Прижать ладонью сначала одну потом другую щеку;
- широкая улыбка: губы вытягиваются трубочкой, затем необходимо широко улыбнуться, показав зубы;
- покажи язык: необходимо быстро высунуть язык, а затем убрать.
Логопедические песенки для детей 2-3 лет
Логопедические песенки для детей 2 3 лет направлены на автоматизацию звуков и четкости речи. Тексты и ноты песен заинтересовывают детей, создают для них радостное и благоприятное настроение. Малыш с удовольствием подпевает, занятие приобретает веселую и ненавязчивую атмосферу. Чтобы проводить занятия дома достаточно скачать онлайн сборники песенок из Интернета.
Инновационные логопедические технологии: синквейн
Игры и задания для логопеда на развитие высших психических функций
Детская психика до конца не сформирована, задача логопеда способствовать всестороннему развитию ребенка. Логопедические песенки для детей, частушки и потешки, а также различные упражнения – все это позволяет запустить процесс развития и познания малышом окружающего мира.
Психологическая работа с логопедом
Картотека логопедических игр для дошкольников
Устранение нарушений письменной и устной речи происходит в процессе игровой деятельности. Логопедические кубики делают своими руками или используют готовые в групповых играх:
- Какой звук? Педагог показывает картинку, а дети называют звук, издаваемый животным или машиной, например: Му-у-у (корова) или ту-ту-ту (поезд).
- Прочти быстрее. Соревнования любят все дети, поэтому игра «Кто быстрее прочтет слово с карточки» проходит весело и активно.
- Игра с мячом. Воспитатель кидает мяч и называет слово, а ребенок говорит последний звук в нем: хоровод – «д», игра – «а».
Дополнительная информация! В некоторых случаях требуются дополнительные индивидуальные занятия с малышом, если он имеет нарушения речи и слуха.
Как провести логопедическое занятие дома для детей 2 3 лет
В два три года малыш не может долго усидеть на одном месте. Занятия с ним лучше проводить только тогда, когда малыш сам захочет.
Важно! Прежде всего, необходимо наладить с малышом эмоциональный контакт.
В качестве домашних занятий для развития речи можно использовать игры с пальчиками: необходимо сложить вместе указательный и большой палец. Остальные пальцы оставить прямыми. Стоит показать детям этого петушка и сказать: «Петя-Петушок, золотой гребешок, пошел на базар и купил сапожок».
Игры для малышей на звукоподражание
Для изучения звуков и слогов можно использовать упражнения на подражание звукам животных и предметов. С малышом можно проговаривать подряд такие слова:
- свинка твердит: «хрю-хрю, я вам печенку подарю»;
- паровоз ездит по свету и говорит: «ту-ту, я еду»;
- заяц морковку ест с аппетитом, и создает шум: «хрум-хрум»;
- дождик твердит: «кап-кап, нужно зонт с собой брать».
Развиваем слух
Для тренировки фонематического слуха используются специальные игры. Примеры игр:
- Ребенок берет в руки два флажка разных цветов. Например, зеленый и желтый. Малышу необходимо объяснить, что когда слово произносится правильно необходимо поднять зеленый флажок, а когда неправильно — красный. Например: собака — кабака — лобака и т. д.;
- Можно применять картинки. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда он увидит на картинке слова, которые похожи по звучанию.
- Игра в учителя. Необходимо читать сказку и намеренно делать в ней ошибки. Малыш должен поправлять взрослого.
Упражнения по артикуляционной гимнастике для развития речи у детей 2-3 лет
Во время логопедических занятий дома необходимо разрабатывать мышцы языка. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она проводится перед зеркалом. Упражнения:
- ребенок представляет, что язык это кисточка. Рот немного открыт. Языком необходимо провести по небу в сторону горла и обратно;
- рот раскрыт широко. Язык находится под нижними зубами. Кончик языка поднять под верхние зубы и опустить обратно;
- язык чистит зубы. Рот широко открыт. Сначала язык проходит по нижним зубам, а затем по верхним.
Учим выговаривать шипящие звуки по методикам Фомичевой и Богомоловой
Пополняем словарный запас: учим стихи и скороговорки
Чтение скороговорок и стихов помогает формировать красивую и правильную речь. Они учат проговаривать буквы, не пропуская и не заглатывая их.
Важно! Особое внимание стоит уделить скороговоркам на букву «Р» и на шипящие.
Скороговорки:
- На дворе трава, на траве дрова.
- Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Проведение и организация логопедических викторин для дошкольников
Все участники делятся на несколько групп. Каждая команда готовит свой девиз и униформу.
Ход викторины:
- Педагог зачитывает приветствие и предлагает задания, которые должны выполнить дети.
- Разыгрывается мини – сценка из книги.
- Физическая разминка с напеванием детской песенки.
Родители могут быть задействованы в викторине. Вместе со своими детьми они повторяют скороговорки и потешки.
Арт-терапия в логопедии
В коррекционной работе применяется арт терапия, рисование в логопедии – это один из способов быстро исправить сложную ситуацию.
Виды арт-терапии:
- лепка;
- рисование;
- музыкотерапия;
- хореография;
- фотографирование;
- песочная терапия.
Творческая деятельность не похожа на обычные групповые занятия, ребенок расслабляется и позволяет логопеду-дефектологу провести коррекционную работу.
Если имеются серьезные нарушения речи, то целесообразно применять совокупность методов: вокал, арт-терапия, рисование, участие в театральных постановках. Активный ребенок быстрее проходит коррекцию и начинает говорить правильно.
Первое занятие логопеда с ребенком: с чего начать
Логопедические занятия осуществляются в следующих целях:
- Понимание родной речи, наблюдение и осмысливание всего, что происходит вокруг. Так ребенок познает окружающий мир. Логопед формирует общие понятия, дает основы словообразования, учит применять сложные фразы.
- Формирование верного произношения слов и развитие фонематического слуха. Контроль за ясностью и выразительностью речи.
- Обучение самостоятельной речи с применением разных предложений.
Многих интересует, как проводится первое занятие логопеда. Первое занятие логопеда с ребенком с чего начать:
- Расположение ребенка к себе.
- Проведение диагностики и выявление проблем.
- Знакомство с речевым аппаратом.
- Обучение простейшим логопедическим упражнениям и играм.
- Построение плана работы.
Литература в помощь логопеду: Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., «Логопедические занятия в младшей группе»
Конспект Фадеевой и Пичугиной предназначен для логопедических занятий в младшей группе. Оно способствует формированию речевых навыков у детей двух-трех лет, у которых имеются различные проблемы с речью разной этиологии. Оно предназначено для логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей.
Этапы работы над новым словом в логопедии
Этапы работы над новым словом в логопедии:
- Определение взаимосвязи звукового слова со зрительным, слуховым и другим образом.
- Анализ состава слова.
- Выявление семантических признаков слова.
- Введение слова в семантическое поле.
- Закрепление значения слова.
Использование логопедических кубиков на развитие речи
Логопедические интерактивные игры для развития дошкольников и кубики используются в младшей и подготовительной группах. С их помощью дети выполняют разные задания:
- Собрать из слогов слово и произнести его.
- Повторять слоги с тех кубиков, которые показывает педагог.
- Построить башню так, чтобы получилось слово.
Важно! В процессе занятия нужно сохранять элемент игры и интерес ребенка к происходящему. В процессе они вовлекаются в занятие и выполняют все задания, корректируя свою речь.