Как весело бывает детям проговаривать скороговорки! И смешно до слёз, и речь развивается, и неправильные звуки в словах начинают произноситься верно. Сегодня для вас подборка скороговорок на букву «л» для развития речи и артикуляции для наших детей.
Звук «л» очень часто детьми произносится неправильно или не произносится вовсе, а часто заменяется другими звуками. Будет очень полезно позаниматься с малышом скороговорками.
Сложные скороговорки на буквы «р» и «л»
Чтобы перейти к более сложным скороговоркам на буквы «р» и «л» нужно научиться проговаривать более лёгкие, в одну две строчки.
***
Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.
***
Валя варежки вязала Варя валенки валяла. Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.
***
Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.
***
Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.
***
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли краб крабу. Сено граблями краб грабь.
***
Лара огурцы сажала, А затем их поливала, А потом их собирала, Мыла и мариновала.
***
Приготовила Лариса Для Бориса суп из риса. А Борис Ларису Угостил Ирисом.
***
Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.
***
Рыла свинья — тупорыла. Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, До забора не дорыла. На то хавронье и рыло, Чтобы она рыла.
***
Сорока с вороной спорила, Тараторила, тараторила, Ворону переспорила.
***
Сорок сорок воровали горох, Сорок ворон отогнали сорок, Сорок орлов напугали ворон, Сорок коров разогнали орлов.
***
Тащил Авдей мешок гвоздей, Тащил Гордей мешок груздей. Авдей Гордею дал гвоздей, Гордей Авдею дал груздей.
***
Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок, И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих Под листок собрал в кружок.
***
Дружно в оркестре играли дети: Карл играл на чёрном кларнете, Кирилл — на валторне, На арфе — Алла, А на рояле Лара играла.
Сложные скороговорки с буквой «л»
***
Клава ловко лук полола, Мыла пол и полки Лола, Пыль Володя выбивал, Гвозди Валя забивал, Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл, Ну, а маленькая Света Ела сладкие конфеты.
***
Белый волк на свете жил, Чисто лапы с мылом мыл, Чистоплотный очень был, И без мыла долго выл.
***
Почему – то одеяло На полу у нас лежало. Алла даже не видала, Как оно туда попало: То лепила, то вязала, То на улице гуляла. Одеяло заскучало
***
Полосатые паласы Полоскала дочка Власа. Полоскала, полоскала – Полосатой речка стала.
***
Мила куколку купила, Целый день ее носила. Мила куклу одевала, Целовала, миловала. Имя куколке дала – Куклу Галочкой звала. Мила куколку качала. Славно-славно напевала: Гала-Гала-Галочка, Вот тебе скакалочка, Вот тебе шкатулочка, Шоколад и булочка.
***
Львы в клетках бродили, Газели скакали, Улитки ползли, И лисицы бежали. И только зверята Сонно вздыхали, Сладко сопели, Тихонько стонали.
***
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
***
Снега лавина сползла с половины, Сползла с половины пологой горы. Ещё половина снежной лавины Лежит на пологой горе до поры.
Как правильно применять скороговорки на звук Л в развитии речи детей дошкольного возраста
Первое правило. Главное правило применения скороговорки в развитии речи детей: в тексте скороговорки, которую мы предлагаем ребенку, должны быть те звуки, которые малыш уже умеет произносить правильно. В этом случае мы закрепляем правильное произношение звука л и развиваем дикцию ребенка.
Если же мы включим в скороговорку те звуки, которые ребенок произносит неправильно, то мы не развиваем речь ребенка, а наоборот, закрепляем в его речи неправильное произношение звуков! Поэтому так важен правильный отбор скороговорок индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей его речевого развития
Второе правило. Взрослый внимательно наблюдает за произнесением ребенком звука Л в скороговорках и поправляет малыша в случае необходимости.
Когда ребенок произносит скороговорку, то он может ошибаться и начать снова неправильно произносить звук Л. В этом случае нужно ему напомнить правильное произношение, сказать скороговорку более медленно и четко, по слогам. А далее постепенно убыстрять ее темп.
Третье правило. Если в скороговорке встречаются старинные слова и выражения, то мы уточняем их значение в беседе с ребенком. Например, в скороговорке «Вол попал в логово волка» нужно побеседовать с ребенком о том:
— кто такой вол?
— страшен ли ему волк и его логово?
— с какой интонацией лучше прочитать эту скороговорку?
Четвертое правило. Скороговорки — это языковая игра, а игра — это всегда весело и интересно. Именно так мы и занимаемся со скороговорками со звуком Л! Вам поможет список заданий и игр, данный ниже.
Скороговорки
Из-под Костромы, из-под Костромщины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева — тень тетерева; мол, у гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Варю, про Ларину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить — дело упустить.
От топота копыт пыль по полю летит — едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Пото играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто переносит вести, тому бы на день плетей по двести.
Маланья-болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. На язык пошлин нет, что хочет, то и лопочет. Болтала-болтала, болтала-болтала, да так всего не выболтала: ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Я ему по секрету, а он по всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника, не до деготниковой жены и не до деготниковых детей. Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу — язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду — один раз соврешь — в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут так и мошенник, а мошенник, так и вор.
Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что не скажешь: на дворе трава, на траве дрова — раз дрова, два дрова, три дрова — не вместит двор дров — дрова выдворить, И не скажешь: тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. Значит Маланья-болтунья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Береги честь смолоду, а то была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — Лавру на Фрола наврет, ведь язык без костей и от лжи не краснеет, без того красный. У злой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ».
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, везет да языком, что решетом, так и сеет: и про щук и про леща,— мол, плавниками трепеща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща — вот так это штука,— тщетно тщится щука ущемить леща. Вот так это штука!
Болтал, болтал — на чужой роток не накинешь платок: санки скок — Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб — все в сугроб! Всякая сорока от своего языка погибает — знай больше, а говори меньше.
Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины, говорили про покупки, про крупу да про подкрупки; говорили, что купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. А все потому, куда ветерок — туда и умок! Хиханьки да хаханьки — доходишки махоньки, лежа пищи не добудешь — вот у молодца только и золотца, что пуговка оловца. Хорошо, хоть купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.
В четверг, четвертого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича — шли, шли, вдруг перед ними река — широка, как Ока. А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики — пуганая ворона куста боится.
От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык тупогуб никуда не спешил, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола — колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики.
Дело было вечером, делать было нечего. Портной Пото играл в лото, и портниха Пото играла в лото. Но портной Пото не знал про то, что портниха Пото играет в лото. Пришел Прокоп кипятить свой укроп, рассказал про то, что портниха Пото играет в лото, но не слушал Пото. Стоит Прокоп, кипятит свой укроп, а укроп шипит и совсем не кипит. Ушел Прокоп. Шипел укроп, шипел укроп, закипел вдруг укроп! Услыхали про то супруги Пото. Позабыв про лото, закричали про то, что пришел Прокоп кипятить укроп. Пришел Прокоп — не кипел укроп, а ушел Прокоп — закипел укроп! Прибежал Прокоп и спросил Пото: «Что кричите, про что?» Но не слышат Пото и кричат лишь про то, что пришел ты, Прокоп, не кипел твой укроп, а ушел ты, Прокоп, закипел твой укроп и сбежал твой укроп. Дело было вечером, делать было нечего.
С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая, мимо Пахом ехал верхом. Увидал Пахом, стал браниться с попом: «Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай». Но пустой голове все трын-трава. Нашего пономаря не перепономаривать стать. У всякой пташки свои замашки.
От топота копыт пыль по полю летит: то послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а мозгу ни крошки. По виду орел, по уму — тетерев. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да и присвистнул.
Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят да на соседний двор поглядывают, а на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров — дрова выдворить! Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмутся — толку добьются.
Тень, тень — потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красную девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом посидел — по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов вязка.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что я молодец-удалец съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, и все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потрохами… Болтал-болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли бог ума не дал, речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой — тридцать три корабля, тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали; у нас на дворе-подворье погода размокропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколовать, нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.
В четверг, четвертого числа в четыре с четвертью часа два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену, что у них на дворе трава, а на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместит двор дров, дрова выдворить давно пора, а Варька с Ларькой все хиханьки да хаханьки, хиханьки да хаханьки, как детишки махоньки, и не собираются дрова со двора выдворять.
Источник: «ИСКУССТВО РЕЧИ» – М., «ИСКУССТВО», 1977 г.
Варианты заданий и игр со скороговорками на звук Л для детей
— Игра «От черепахи до ракеты» ,»Радио»- описание игр см. в статье «Автоматизация звука Р: игры и задания для детей»
— Найти в скороговорке слова со звуком Л и со звуком Ль.
— Найти в скороговорке слова, в которых звук Л (или звук Ль) стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.
— Придумай свое смешное предложение с данным словом (небылицу — путаницу).
— Какое слово заблудилось?(Взрослый заменяет слово из скороговорки другим неподходящим по смыслу словом, дети отгадывают, какое слово заблудилось и какое слово нужно поставить в скороговорку).
— Взять из скороговорки два слова со звуком Л и соединить их в одно предложение.
— Сказать скороговорку весело, грустно, изумленно, восхищенно, устало и с другими интонациями. Можно поиграть в «Скажи, как я» — ребенок повторяет интонацию, паузы ведущего — взрослого в произнесении скороговорки.
— Отгадать, с какой интонацией произнес скороговорку партнер по игре.
— Сказать скороговорку вслух правильно сначала медленно (так бы ее произнесла черепаха Тортилла), потом в среднем темпе (так бы ее сказал бы Артемон), затем быстро -быстро (так говорит скороговорки Торопыжка).
— Поймать мяч от ведущего и в ответ ему повторить скороговорку и перебросить мяч дальше либо ведущему, либо следующему ребенку.
Языковерткина «л» в помощь
Обычно помогает логопед. А родители могу помочь закрепить результат веселыми и полезными скороговорками или «языковертками», как называли их в старину. Есть множество вариантов. Это тренировка мягкого звука «л».
- Не вы ль молили о любви, меня маня в туман лиманов?
- Ляля любит куклу Лелю. Ляля куколку лелеет. Лелю в люлю — и Ляля спит.
- Пилили, кололи, кололи, пилили. Лиля с Полиной, Полина с Лилей.
- Ловила налима, линя наловила, меняла линя на налима, а налима ловила, да не выловила.
- Ла-ла-ла – лодка уплыла. Ли-ли-ли – Лилю отвели. Лю-лю-лю – лениться не люблю.
Это тренировка твердого «л»при чередовании с мягким «л»:
- Любит Мила мылом мылить, мама Миле мыло даст.
- Выливали из олова ложку. Допустили маленько оплошку. Полениласьлитейщица Лиля. Половину литья недолила.
- У Феклы славные свеклы. Все лето не сохли и не мокли. И зимой не поблекли.
Звук «л» у некоторых детей получается вместо «р». И тут на помощь может прийти такая всем известная скороговорка, что тренирует сразу два звука одновременно – Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
Тренируем звук «с»
Иногда вместо свистящего звука «с» у детей слышится шипящий звук «ш». Чаще это происходит из-за недоразвитости речевого аппарата, а также из-за родовых травм. Поправить положение можно регулярными тренировками и оттачиванием «с». Для этого есть ряд полезных «языковерток»:
- Сшила Саша шорты Свете. Света сшила Саше сапожки.
- Сенька привез подарки семье: сестрам – по сережкам, братьям по сапожкам.
- Саше купили шашку. Сидит Саша с шашкой и с соседом Сашкой. Стали играть, шашку сломали.
- Саша – само совершенство и еще самосовершенствуется.
- Сшила Саша шапку Саше. Саша шапкой шишку сшиб.
- Устала Прося в поле косить. Все косы Проси в просо. Насыпала Прося просо поросятам. А поросята просят насыпать просо еще.
- У соседа-непоседы – сосед-домосед. Собирался сидеть домосед у соседа-непоседы весь день без дела, а непоседа не высидел и секунды.
Эти и подобные скороговорки помогают проговаривать «с» четко и во всех вариациях.