Речевые нарушения при алалии проявляются:
- Трудности в понимании обращенной речи;
- Бедность активного словаря, медленное и искаженное его развитие;
- Активное использование жестов взамен слов;
- Позднее формирование грамматического строя. Ребёнок не согласовывает слова в роде, числе и падеже, путает окончания и т. п.
- Отклонения в воспроизведении слогового состава слова;
- Трудности построения речевого высказывания, использование простых повествовательных или побудительных предложений.
Помимо речевых нарушений существует неречевая симптоматика, которая должна насторожить родителей и послужить поводом для обращения к неврологу:
- Общая моторная неловкость, дискоординация, замедленность или расторможенность движений;
- Повышенные затруднения развития мелкой моторики;
- Неустойчивость внимания, трудности его удержания и переключения;
- Недоразвитие высших психических функций таких как память, мышление;
- Недостатки в развитии конструктивного праксиса.
Что делать, если у ребенка задержка алалия?
Пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:
- логопед;
- дефектолог;
- невролог.
Причины возникновения алалии:
- родовые черепно-мозговые травмы;
- асфиксии новорожденных;
- внутриутробные или ранние прижизненные инфекции с осложнением на головной мозг;
- истощения центральной нервной системы при тяжелых соматических заболеваниях, рахите;
- неблагоприятные условия развития;
- курение, алкоголизм, наркомания родителей.
Важно помнить! Диагноз «алалия» может быть поставлен врачом-неврологом на основании проведенного исследования головного мозга (электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография)
Классификации алалии:
- моторная алалия;
- сенсорная алалия;
- смешанная алалия.
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.
Пример: Максим О. 4 года, диагноз «моторная алалия». Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи. Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п. Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать» заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так». Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги». В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.
Формы моторной алалии:
- афферентная моторная алалия;
- эфферентная моторная алалия.
Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам.
Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки. В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук.
Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.
Пример: Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа». Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».
Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.
Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.
Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу». В собственной речи наблюдается большое количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».
Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия». Таким образом, отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.
Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия.
Диагностика
Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.
При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.
Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга, рентгенологического исследования черепа. Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции. Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией, аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.
Симптомы при моторной алалии:
- Бедный активный словарь, медленное и искаженное его развитие:
- ограничение словаря обиходно-бытовым уровнем;
- трудность актуализации имеющихся лексических единиц в собственной речи;
- частые лексические замены;
- стереотипность высказываний, речевые штампы;
- трудности словообразования и словоизменения.
- Позднее и своеобразное формирование грамматического строя:
- затруднения при именном и глагольном управлении, при согласовании, употреблении числовых и родовых окончаний;
- опускания предлогов и союзов.
- «телеграфный стиль» (не во всех случаях)
- Своеобразное развитие фонетики:
- трудности формирования тонких артикуляционных движений;
- нарушение последовательности, переключаемости артикуляционных движений;
- затруднения при слиянии звуков в слове (слоге);
- непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов;
- Отклонения в развитии слоговой структуры слов:
- сокращение количества слогов;
- перестановки звуков и слогов в слове;
- «застревание» на предыдущем слоге;
- Нарушение просодической стороны речи:
- несформированность ритмической структуры слова и фразы;
- монотонная, невыразительная, мало модулированная речь;
- нарушения темпа и ритма;
- неправильная расстановка логического ударения (не всегда).
- Вариабельность в понимания речи:
- понимание, ориентированное на ситуацию;
- затруднение понимания грамматических форм;
Игры и упражнений по сенсомоторной коррекции
Игры и упражнений по сенсомоторной коррекции
Ежегодно в городе Уфа растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи. Все они находятся на сопровождении специалистов центра психолого-медико-социального сопровождения «Семья». У большинства этих детей имеются сложные психологические проблемы, с которыми приемные родители самостоятельно справиться не могут. Многие дети имеют различные отклонения в развитии. Причинами этих отклонений являются алкоголизация родителей, патология беременности и родов, заболевания, перенесенные в раннем детстве, неблагоприятные условия проживания в интернатном учреждении. Эти факторы оказывают негативное влияние на общее состояние здоровья, интеллектуальное и эмоциональное развитие, поведение ребенка.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве очень важно. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы рассмотрим игры для развития каждой сенсорной системы.
Упражнения для вестибулярной системы.
«Колечко»
Дети 6 — 7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки из пальцев. Внезапно водящий командует: «Без среднего! — и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
«Ухо и нос»
Эту игру можно провести, сидя за столом. Всем предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за мочку левого уха. По хлопку ведущего необходимо поменять положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой – за нос. Сначала промежутки между хлопками длинные, а потом ведущий увеличивает темп игры, и промежутки между хлопками становятся все меньше и меньше. Побеждает тот, кто дольше всех продержался и не запутался в руках, носах и ушах.
«Игры с мячиком»
Все игры с мячом, направлены на улучшение вестибулярной системы, можно использовать «съедобное – несъедобное», «я знаю…».
«Ходьба по линии»
Материал: линия (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной.
Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию. Ход игры: Дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Педагог один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения. Затем педагог одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, учитель замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например, «Мы стараемся наступать точно на линию».
«Между двух берегов»
Материал: две скакалки кладем рядом с друг другом, начиная с расстояния 50 см, постепенно уменьшая расстояние до 10 см. Задача
—
ходьба между линий, стараясь не наступать на края.
«Переступаем через веревочку»
Для игры потребуется веревка, которую необходимо положить на пол. Задача: ноги ставить с двух сторон от веревочки.
«На носочках»
Ход игры: Возьмите бубен или барабан и стучите в него сначала тихо, потом громче и, наконец, очень громко. Дети бегают на носочках. Если бубен звучит тихо, нужно идти, звук становится громче — идти широким шагом, еще громче — бежать. Чем чаще вы меняете ритм, тем веселее игра.
«Футбол бумажным пакетом»
Надуть бумажный пакет. Играть им в футбол, дети должны соотносить силу удара об пакет, чтобы он не порвался.
«Снежки»
известная игра на улице, когда позволяет погода, но необходимо, ловить снежки поочерёдно правой или левой рукой.
«Мыльные пузыри»
Используются мыльные пузыри, необходимо ловить сначала левой рукой, затем правой.
Целесообразно использовать все виды игр для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание, собирать пирамидки, доставать предметы, нанизывать крупные бусины и колечки; рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина; застегивать пуговицы.
Упражнения для тактильной системы
«Поймай киску»
Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, улучшение внимания и скорости реакции у ребенка. Ход игры: Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений. Ход игры: 1) В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
2) «Определи на ощупь» — в мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
3) «Узнай фигуру» — на столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Платочек для куклы»
Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Ход игры: Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений. Ход игры: Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
«Отгадай цифру» (букву)
На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
«Прочитай»
Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.
«Золушка»
Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
При нарушении сенсорной чувствительности необходимо использовать: — всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди; — помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими; — постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.); — учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).
Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
Если же у ребенка наблюдается постоянная потребность в тактильном контакте дети постоянно обнимаются, при чем делают это очень крепко, любят залезать в тесные места, то таким детям целесообразно использовать тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности
Упражнения для зрительной системы
«Сложи полоски»
Нарезаются полоски, отличающиеся длиной на 1 см. Диапазон полосок от 3 см до 16 см. Надо сложить полоски в лесенку, но не соприкасаясь с друг другом.
«Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик»
Цель: учить располагать предметы на плоскости, закреплять знание геометрических фигур, цифр, название основных цветов, и дополнительных. Оборудование: коврик, разделенный на 9 квадратов с липкой лентой в каждом, фишки по вашему усмотрению, которые располагаются над квадратиками (бабочки разного цвета, цветы трех цветов по три штуки, геометрические фигуры, цифры).
Варианты игры «Продолжи ряд»:
1) на верхней полоске расположи синие цветы, а на нижней- зеленые; 2) продолжить ряд сверху вниз, снизу вверх, справа налево и наоборот.
«Назови по цвету»
дети называют, какого цвета бабочка, где она сидит, используя слова «в , «под», «справа», «слева». В старшем возрасте добавляются бабочки другого цвета и в речь добавляются слова «правый верхний угол», «левый нижний угол» и другое.
«Закончи предложение»
В центре располагается …..; Вверху находится…; Внизу располагается…; Справа находится ….; Слева располагается …
«Заполни пустые клетки»
дети находят пропущенные цифры и располагают их на свои места
«Найди клад»
закрыть все квадратики бабочками (цветочками, геометрическими фигурами, цифрами) и сказать, что клад находится под розовой бабочкой, или в верхнем правом углу, или в среднем ряду на втором по счету месте слева направо и так далее.
«Назови соседа»
расположить геометрические фигуры или цифры во всех клетках и попросить назвать, например, соседей цифры пять справа, слева или соседей круга вверху, внизу, справа, слева.
«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом -предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь)
.
«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
«Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2-3 геометрических фигур по образцу. Варианты: составить конструкцию по памяти, по описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8-9).
«Определи правильно»
Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.
«Зрительный диктант»
Дети запоминают орнамент из 3-4 геометрических фигур, складывают его по памяти.
«Определи форму предмета»
Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.
«Что изменилось?»
Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
«Найди ошибку»
Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: слов -одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.; предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).
«Найди отличия»
Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
«Наложенные изображения»
Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
«Спрятанные изображения»
Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
«Парные изображения»
Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
«Незаконченные изображения»
Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
«Точечные изображения»
Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
«Перевернутые изображения»
Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.
«Разрезанные изображения»
Предъявляют части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
Упражнения для слуховой системы
«Различай веселую и грустную музыку»
Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.
«Тихо и громко»
Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую -топает ногами. Варианты: -можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки; — использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький — тихо;
-на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне; — на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую — узкие и более бледные;
-найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.
«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
«Далеко — близко»
У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.
«Будь внимателен»
Цель игры: дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы. Ход игры: Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» -стоять на одной ноге, «лягушка» — присесть и скакать вприсядку, «птицы» -бегать, раскинув руки, «зайцы» — прыгать и т. д.
«Определи, что слышится»
Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой -тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится. Шумы могут быть записаны на телефон и отражать шумы окружающего мира (мурлыкание кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь и т.д.) — ребенку необходимо определить, что за шум.
«Шумящие коробочки»
Материал: несколько коробочек (можно использовать киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет. Вариант: ребенок находит одинаковые коробочки.
«Слушай и выполняй»
Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например: 1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову; 2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.
«Что слышно?»
По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило.
Упражнения для обонятельной системы
Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит). Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.
Улучшение обоняния можно достигнуть, занимаясь по нескольким направлениям. Способствуют улучшению обоняния любые занятия физкультурой, так как они улучшают общее кровообращение. Но, прежде всего, это относится к гимнастике лица.
Игровое упражнение «Поможем Тузику».
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное -несъедобное.
Материал: разложены по пластиковым одноразовым стаканчикам продукты питания: хлеб, шоколад, фрукты; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить детям от имени Тузика, который потерял нюх и зрение, определить по запаху съедобные для него продукты.
Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. Материал: разложенные по пластиковым одноразовым стаканчикам кусочки фруктов и овощей (банан, огурец, яблоко, апельсин, лимон, лук и т.д.).
Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Цель: развитие обоняния, вкуса.
Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
Игровое упражнение «Коробочки с запахами».
Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.
Материал: два набора по 8 контейнеров из под Киндер-сюрпризов с маленькими отверстиями в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, гвоздика, корица, ванилин, цедра, чеснок и т.д.).
Предложить детям понюхать все контейнеры одного набора, затем педагог вынимает контейнеры из второго набора -предлагает понюхать и сравнить запахи двух наборов, до тех пор пока не найдется пара для каждого контейнера. Предложить детям проделать подобное упражнение с закрытыми глазами (т.к. при отсутствии зрительного восприятия — возможность восприятия других органов чувств усиливается).
Неречевая симптоматика при моторной алалии:
- Неврологическая симптоматика различной степени выраженности;
- Моторная неловкость:
- дискоординация;
- замедленность/расторможенность движений;
- снижение моторной активности;
- недостаточная ритмичность;
- нарушение динамического и статического равновесия;
- затруднения мелкой моторики пальцев рук.
- Неустойчивость активного внимания: трудности его распределения и переключения;
- Своеобразие памяти:
- сужение объема памяти;
- быстрое угасание возникших следов;
- ограниченность вербальной слуховой памяти
- Отставание в развитии словесно-логического мышления:
- недостаточная гибкость мышления;
- недостаточная динамичность усвоения неязыковых и языковых закономерностей;
- Недостатки конструктивного праксиса:
- неумение собирать разрезные картинки;
- трудности конструирования из палочек;
- При моторной алалии также могут наблюдаться:
- Повышенная раздражительность;
- Напряженное состояние;
- Склонность к слезам;
- Импульсивные состояния;
- Обидчивость.
Важно помнить! Наличие у ребенка нескольких из вышеперечисленных симптомов не означает наличие у него моторной алалии. Для постановки диагноза необходимо обратиться к врачу-неврологу.
Проявления моторной алалии у ребенка в 4 года
Пример: Алексей К., 4 года. Заключение: моторная алалия. Позднее речевое развитие – первые слова после 2 лет. В активном словаре насчитывается порядка 15-20 слов: «папа», «мама», «баба», «там» «мяу» и др., при общении использует слоги, аморфные слова, жесты, мимику. Понимание речи носит ситуативный характер. Фразовая речь не сформирована. Выявлена недостаточность объема, точности и переключаемости общих и произвольных артикуляционных движений. Отмечается двигательная расторможенность. Внимание неустойчиво и истощаемо.
Игры на развитие общей моторики, чувства ритма и чувства равновесия
1. Играть в мяч — подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой. 2. Переворачивать ребенка вверх тормашками и держать за ноги, размахивая им в воздухе. 3. Крутить ребенка, держа его за руки. 4. С малышами — подбрасывать на коленях: «По кочкам, по кочкам, в ямку — бух!» 5. Игры по принципу «Замри — отомри». Например, бегать и кривляться, пока не прозвучит команда «замри». После этого замереть и не двигаться до команды «отомри». 6. Любые варианты игр, где есть команды «старт» и «стоп». Например, бежать наперегонки до угла дома: «На старт, внимание, марш!» 7. Размазывать ладонями пену для бритья по какой-нибудь поверхности. 8. Хлопать ладонями мыльные пузыри. 9. Прыгать через скакалку. 10. Строить «шалаши» из стульев, одеял, подушек и т. д. и сидеть в них. 11. Проползать через тоннель, сделанный из стульев. 12. Заворачивать ребенка в одеяло, как рулет. 13. Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он отдернет руку. 14. «Камень, ножницы, бумага». 15. Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит). 16. Играть с воздушными шарами (подбрасывать, ловить, перебрасывать через забор и т. д.) 17. Качаться на качелях (гамак тоже подойдет), каруселях, прыгать на батуте 18. Лепить снеговиков, играть в снежки, валяться в снегу. 19. Тренировать основные локомоторные навыки: ходьбу, бег, прыжки, перепрыгивание, боковые приставные шаги. 20. Крутить ребенка в офисном кресле. 21. Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа гимнастической скамейки или бревна. Можно сделать дома на полу дорожку из скотча и ходить по ней, как по узкому мостику над пропасть. 22. Кататься на велосипеде. Велосипед может быть любой: здесь важно, чтобы были педали, на которые нужно нажимать ногами по очереди. Важно, что ноги при этом отрываются от земли. Поэтому детский автомобиль на аккумуляторных батарейках, который приводится в движение пультом или кнопкой, не может заменить самый обычный велосипед. 23. Считалки — ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки. 24. Стихи с движениями. 25. Хлопать в ладоши в ритм музыки. 26. Ритмично танцевать под музыку, петь.
Речевая симптоматика при сенсорной алалии:
- Нарушения понимания обращенной речи вследствие нарушений фонематического слуха;
- Нарушение фонематического слуха различной степени:
- полное неразличения речевых звуков (ребенок не реагирует на имя, проявляет безразличие к любым неречевым и речевым звукам);
- понимания отдельных частотных слов (ребенок понимает отдельные обиходные слова, но не понимает их на фоне общего высказывания);
- выполнения конкретных инструкций, заданных в знакомой ситуации (ребенок понимает высказывание в рамках контекста, но не понимает смысл грамматических конструкций);
- Трудности в развитии активного словаря;
- Грубые нарушения слоговой структуры слов:
- замены звуков в слове;
- повторение предыдущего слога;
- пропуски звуков и частей слова;
- Нарушения грамматического строя;
- В собственной речи наблюдаются:
- логоррея;
- немедленные или отсроченные эхолалии;
- Фонетические нарушения;
Неречевая симптоматика при сенсорной алалии:
- Нарушения произвольного слухового внимания:
- неустойчивость слуховых реакций;
- отсутствие слухо-речевых дифференцировок;
- повышенная истощаемость слухового внимания.
- Нарушения слуховой памяти:
- неполноценность слухового анализа;
- трудности освоения слухового синтеза;
- При сенсорной алалии также могут наблюдаться:
- Явление гиперакузии (повышенная чувствительность к звукам);
- Трудности поведения;
- Недостаточная контактность;
- Особенности развития эмоционально-волевой сферы;
- Вторичная задержка умственного развития.
Симптомы
В целом ребенок может говорить. Общается активно, иногда слишком эмоционально. Однако сенсорная алалия влияет на критическую оценку ребенком своей речи. Из-за этого он возможно даже не понимает того, о чем говорит. К симптомам относятся:
- Хотя слух сохраняется, внимание неустойчиво. Наблюдается усиление чувствительности к ряду звуков — гиперакузия.
- Также проявляется нарушение фонематического восприятия речи — мозг не обрабатывает поступающие в него сигналы. Из-за этого ребенок и не понимает услышанного.
- С большим трудом запоминаются звуки.
- Могут проявляться признаки логореи — склонности к созданию несуществующих слов и фраз. Также возможно смешение слогов, слов, фраз.
- Навязчивое стремление повторять услышанные слова и фразы, например, из мультфильмов или рекламы. Сложность обнаружения симптома в том, что сказанное ребенком может казаться чем-то осмысленным. Однако при изменении фразы понять ее он уже не сумеет.
Проявления сенсорной алалии у ребенка 6 лет
Пример: Анна Т., 6 лет. Заключение: сенсорная алалия. В процессе обследования отмечается двигательная расторможенность, неусидчивость. Произвольная деятельность не сформирована. Понимание речи грубо нарушено. Наблюдается явление гиперакузии. В собственной речи присутствуют обрывки междометий, слов, которые не являются средством коммуникации.
Важно помнить! Максимально благоприятный прогноз при диагнозе «алалия» возможен при раннем обнаружении проблемы, грамотном лечении и своевременной адекватной коррекционно-педагогической помощи.
Логопеды Центра развития речи «Говорить легко» придерживаются психолингвистического подхода при коррекции алалии. В рамках данного подхода, и ссылаясь на известных российских авторов, таких как Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева, Н.С Жукова разрабатываются программы коррекционного воздействия для детей с алалией.
Коррекционная работа при моторной алалии
Ориентирована на преодоление не только речевых, но и неречевых нарушений у ребенка. Выбор логопедической методики зависит от структуры и степени выраженности нарушений при моторной алалии, соотношения речевых и неречевых расстройств, особенностей коммуникации, а также личностных характеристик ребенка.
Важно помнить! В Центре развития речи «Говорить легко» для каждого ребенка с моторной алалией прописывается своя программа коррекционной работы.
Помимо занятий с логопедом детям с моторной алалией рекомендуется:
- Наблюдение у невролога;
- Занятия с психологом/специальным психологом;
- Консультации с кинезитерапевтом.
Важно помнить! Медикаментозное лечение при моторной алалии подбирается только лечащим врачом!
Для детей с моторной алалией будут полезны такие занятия как:
- Логоритмика;
- Адаптивная физкультура;
- Арт-терапия (сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия, музыкотерапия и пр.)
В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с моторной алалией предлагается:
- Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
- Составление программы коррекционно-логопедической работы;
- Психолого-педагогическое консультирование семьи;
- Занятия с логопедом;
- Занятия с дефектологом;
- Логоритмические занятия;
- Занятия арт-терапией.
Педагоги Центра владеют различными методиками, технологиями и приемами логопедической работы при моторной алалии; дополнительно проходят обучения и повышение квалификации, участвуют в профильных конференциях, семинарах.
Лечение алалии у детей
Методы лечения сенсорной, моторной и смешанной форм алалии у детей зависят от выраженности симптомов, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия признаков других нарушений. В зависимости от конкретной ситуации, врачи могут назначать лекарственную терапию и физиопроцедуры, чтобы стимулировать адекватную работу головного мозга.
Параллельно проводится постоянная работа с психологом и логопедом, с регулярным посещением занятий и закреплением результата в домашних условиях. Тренировки направлены на развитие мелкой моторики, улучшение произношения конкретных звуков и отдельных слов.
При необходимости выбранная схема лечения корректируется, дополняется массажем, лечебной физкультурой, психотерапией.