Тестирование детей на основе методики А. Н. Бернштейна «Последовательность событий»


Характеристика методики А. Н. Бернштейна

Основная цель методики «Последовательность событий» — исследование умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также диагностика уровня сообразительности.

Было бы крайне нелогично руководствоваться в жизни только логикой.

Лешек Кумор, польский киновед и афорист

Автор методики, описанной в 1911 году — отечественный учёный Александр Николаевич Бернштейн, российский психотерапевт, один из основателей и энтузиастов отечественной психоаналитической школы. Будучи убеждённым сторонником идеи о перспективности нового психоаналитического учения, он стал автором программ и методических рекомендаций для исследования интеллектуальной сферы человека.

В современной психологической практике инструкция, рекомендации и этапы практической реализации опыта несколько изменены, модернизированы и усовершенствованы. Обычно метод используется для выяснения степени готовности ребёнка к школе. Востребована методика А. Н. Бернштейна и в клинической психологии как средство выявления олигофрении и умственной отсталости, а также дальнейшей терапии проблемы развития.

Применение методики «Последовательность событий» для дошкольников и младших школьников

Обычно тестирование проводится индивидуально с каждым ребёнком, но может применяться и в небольшой группе. Живой диалог помогает ребёнку активизировать коммуникационные навыки, раскрыться эмоционально. Дополнением может стать письменная работа или рисунок.


Коллективная форма тестирования позволяет создать непринуждённую атмосферу

Исследователь обращается с такими словами: «Посмотри внимательно, перед тобой несколько картинок, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то перемешал и спутал. Тебе необходимо разобраться, какую историю хотел рассказать художник. Начни с определения первой картинки, положи её сюда, потом определись со второй и всеми остальными по очереди. После того как ты разберёшься с картинками, составь рассказ».

Задание включает два последовательных этапа:

  1. Расположение карточек с рисунками.
  2. Устное логическое повествование по ним.

Для выполнения теста ребёнку необходимо установить различия отдельных сюжетных фрагментов рисунков и логическую последовательность фабулы в целом, разложив карточки в нужном порядке. Правильно составленная комбинация картинок доказывает, что у ребёнка есть понимание сюжета, а устный рассказ демонстрирует способность выразить смысл своими словами.

После завершения работы с рисунками исследователь фиксирует выбранную комбинацию (например: 4, 5, 1, 3, 2) и затраченное на раскладку время в протокольных записях. Затем просит ребёнка прокомментировать расположение карточек по смыслу. Если тестируемый ошибается, ему задаются наводящие вопросы с целью корректировки допущенных промахов, при этом важно отслеживать его эмоциональную и интеллектуальную реакцию.


Чтобы тестирование было информативным, важно проводить его в доброжелательной и спокойной обстановке

Вопросы помогают понять причину ошибочного рассказа. Возможно, ребёнку не хватает уровня эрудиции или словарного запаса, но общий смысл событий прекрасно улавливается.

Иногда причинами неудачи в прохождении испытания могут являться личностные психологические особенности: закомплексованность, страх потерпеть неудачу, дискомфорт новой обстановки. Важен и возраст тестируемого: то, что для шестилетнего ребёнка считается хорошим уровнем, для семилетнего будет уже оцениваться как слабый, например, умение составить рассказ по наводящим вопросам. Вопросы и ответы тоже заносятся в протокол. Навыки грамотной и эффективной формулировки вопросов зависят от уровня квалификации экспериментатора.

Может возникнуть ситуация, когда во время общения ребёнок всё равно не понимает, что необходимо сделать. Тогда ему просто показывают правильный вариант первой картинки и предлагают продолжить попытку самому выстроить дальнейшую последовательность событий. То есть испытуемому предоставляется повторный шанс пройти тест.

Если же усилия остаются безуспешными, то психолог сам объясняет нужный алгоритм решения задачи. Затем, перемешав все карточки, ребёнку вновь предлагают восстановить ход событий. Новую серию картинок для закрепления приобретённого опыта ему предлагают только после того, как он справится с заданием. Таким образом, в протокол записываются все шаги, с помощью которых происходило обнаружение логических ошибок и достижение позитивного результата.


Психолог может помочь ребёнку сориентироваться в упражнении, задавая наводящие вопросы

Последовательность событий. Н.А.Бернштейн.

Последовательность событий. Н.А.Бернштейн.

Цель:

Определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение.

Материал:

Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 3-6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события.

Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту («Волки», «Колодец», «Лодки» и др.), а также серии для взрослых («Колесо», «Пьяница», «Охотник» и т. д.).

Есть несколько вариантов:

Вариант 1: Серия из 3-4 картинок, отражающих быт детей.

Вариант 2: Серия картинок с эмоционально – смысловым подтекстом. (Векслер, либо Бидструпа).

Инструкция:

Начиная с 5ти лет применяя серии картинок 1ого варианта. Для детей начальных классов и старше – 2 ого варианта.

Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие, акцентируй внимание. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит из двух частей:

1) выкладывание последовательности событий картинок;

2) устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

Испытуемому показывают пачку перемешанных карточек и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой на рисовано начало, сюда — вторую, третью…, а сюда последнюю»,

После того как больной разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит больного рассказать по порядку о том, что получилось. Если больной разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.

Умение ставить эти вопросы зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Эти вопросы и ответы больного записываются в протокол, так же как и действия больного по исправлению раскладки картин. Если вопросами не удается довести больного до правильного понимания последовательности изображенных событий, экспериментатор просто показывает ему первую картинку и предлагает снова разложить. Это вторая попытка выполнить задание. Если она тоже безуспешна, тогда экспериментатор сам рассказывает и показывает больному последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова — в третий раз.

В случае, если больной лишь на третьей попытке правильно установил. Последовательность, полезно предложить ему другую серию той же методики, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» с трудом усвоенного способа рассуждений.

Обработка результатов:

Выводы об уровне развития.
Высокий
– ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа.
Средний
– ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
Низкий
– если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; — по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; — составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу; — каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа; — на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, «подхватывает» ли он эту помощь или не понимает ее.

В случаях, когда при неправильном составлении последовательности рисунка, испытуемый сочинил логическую версию рассказа, считается что задание выполнено, верно.

Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить рассказ, необходимо задать наводящие вопросы. Если не хватает ребенку словарного запаса для объяснения, а заданий для описания, то задаются вопросы, которые фиксируются в протоколе. В этом случае задание выполнено на среднем уровне.

Если не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то выполнение задания неудовлетворительно.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

  1. Не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа
  2. По найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ.
  3. Составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (но за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса меняет последовательность и соответствующий рассказ).
  4. Каждая картинка описывается отдельно, сама по себе.
  5. На каждом рисунке просто перечислены отдельные предметы.

Если 4-5 вариант, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей.

В последнее время для установления последовательности и смысла событий используются серии, составленные из карикатур («Дома и на работе», «Прошел год», «Кто работал и кто устал», «Обман зрения» и т. д.). Преимущество этих серий в том, что они труднее для понимания и пригодны для исследования более интеллектуально развитых и сохранных больных. В то же время центр тяжести задания при использовании этих серий как бы переносится с установления строгой последовательности этапов события (иногда эту последовательность точно устанавливать и не нужно) на понимание юмора, т. е. смысла карикатур в целом.

Серии последовательности событий по карикатурам используются с некоторой модификацией порядка проведения опытов. Больному раньше предлагают самому установить последовательность событий, а за тем, если он не может этого выполнить, предлагают карточку с названием серии. Название составляется обычно так, что оно как бы «проливает свет» на смысл всей серии.

Протокол

Название серии и замечания экспериментатора Раскладка Объяснение больного

Особенности стимульного материала

Экспериментальным материалом служат сюжетные картинки, демонстрируемые испытуемому в заведомо нарушенной последовательности. Задача ребёнка — восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение устным рассказом. Вербальное описание позволяет определить уровень развития речи будущего первоклассника.

Основные критерии для определения уровня развития речи:

  • логичность;
  • связность;
  • грамотное построение предложений;
  • звуковая чистота произношения;
  • верная интонация;
  • эмоциональная окраска рассказа.

Существуют возрастные и смысловые серии стимульного материала, которые включают по 3–6 картинок, изображающих фабулу. Сюжеты в логике усложнения понима­ния скрытого смысла могут предъявляться детям от 5—7 лет до 9—10-летнего возраста:

  1. «Простой» — предлагает картинки с очевидным развитием событий — по фрагментам легко можно установить причинно-следственные и временные отношения. Например, кот, который пытается вытащить из молочной бутылки оказавшегося там мышонка.
  2. «Сложный» — содержит иллюстрации с подтекстом и скрытым смыслом сюжета, когда требуется привлечь знания о закономерностях явлений природы, окружающей действительности, делать выводы на основании понимания деталей, позы и мимики жестов изображённых персонажей.

Фотогалерея: картинки для проведения тестирования

Простой сюжет «Снеговик» с очевидным развитием событий, для детей 3–3,5 лет


Комикс с явной причинно-следственной и временной связью «Ворона» применяется для тестирования детей младшего школьного возраста


Для детей 7–8 лет эта последовательность не должна представлять сложности Сюжет «Картина» применяют при работе с детьми 5,5–6 лет Комикс Бидструпа «Клумба» можно использовать как способ тестирования детей 4,5–5 лет Нарисованная история с подтекстом «Садовод» подходит для детей младшего школьного возраста

Интерпретация результатов и выводы

Методом предусмотрена трёхступенчатая градация уровней оценивания итогов тестирования:

  1. Высокий — ребёнок справился с испытанием полностью, самостоятельно нашёл верную комбинацию рисунков и составил связный, грамматически адекватный рассказ.

    Допускается альтернативное, оригинальное восприятие сюжета, но при условии, что ребёнок осознанно аргументирует предложенную им трактовку.

  2. Средний — испытуемый преодолел первый этап правильного размещения изображений, но испытал затруднения в процессе выстраивания логически связного рассказа, который смог составить только при помощи психолога.
  3. Низкий — ребёнку не удалось установить последовательность картинок и составить рассказ.

Причин, по которым испытуемый не справился с заданием, может быть несколько:

  1. Каждая картинка осознаётся как автономная, не связанная с другими. В таком случае выстроить рассказ невозможно.
  2. Предложенная последовательность не соответствует устному описанию.
  3. Отдельные детали на каждом рисунке фиксируются без необходимого уровня обобщения.
  4. В дополнение к найденной им самим последовательности испытуемый предлагает нелогичный рассказ.

Неэластичность, негибкость мышления, проблемы с осмыслением и умственным развитием, как правило, проявляют себя в том, что тестируемый беспрепятственно проходит лёгкую серию и не в состоянии оценить более трудную. Проблемой может стать и количество картинок, которое бывает неподъёмным для ребёнка. Тогда потребуется сокращение объёма стимульного материала до минимального (с 6 до 3). Исследователь может столкнуться с настойчивым повтором одной и той же ошибки в том же месте. Такое «застревание» сигнализирует о серьёзных проблемах мозга испытуемого, вплоть до органических поражений.

Некоторые дети своевольно выдумывают собственные сюжетные линии, абсолютно не замечая содержания предложенных рисунков, не реагируя (или реагируя агрессивно) на аргументацию и наводящие вопросы, критические возражения экспериментатора, ведут себя неадекватно в ответ на предложенную помощь. Таким образом проявляется некритичность мышления — один из возможных симптомов умственной отсталости.

Отдельное внимание стоит обратить на особенности устной речи. Развитие речи и мышления генетически связаны друг с другом, так как развитие мышления во многом предопределено развитием речи.

Активизировать мыслительную деятельность ребёнка могут сами родители совместным ежедневным чтением вслух адекватных возрасту малыша произведений мировой литературы, обсуждая приключения главных героев и сюжетные коллизии. Традиция семейного чтения в атмосфере домашнего уюта, заботливо созданной родителями эмоциональной обстановке взаимопонимания и позитива поможет пробудить в ребёнке пытливость ума, ощутить радость познания и обучения.

Диагностика интеллектуальной зрелости поможет определить, правильно ли развивается у ребёнка логическое мышление, умение последовательно воспроизводить события. А также подтолкнёт к стилулированию тренировки отдельных навыков, важных для успешного обучения малыша в школе и самореализации в обществе.

Если ребёнок затрудняется в правильном раскладывании последовательных картинок (серий сюжетных изображений), то ему надо помочь этому научиться. Это будет очень полезно не только для развития памяти, но и мышления.

Готовимся к обучению:

Подбираем серии сюжетных картинок (от 2 до 5) с изображением этапов какого-либо события. Здесь такое требование: изображения должны быть четкими, соответствовать по содержанию возрасту ребёнка. Можно пользовать «Рисунки в картинках» Радлова, «Забавные истории» Сутеева, Воробьёвой.

Последовательные картинки: обучение

А. Покажите ребёнку беспорядочно перемешанные карточки и скажите: «Вот здесь на всех рисунках нарисована одна и та же история. Нужно разобрать их по порядку, с чего все началось, что было потом, и чем дело закончилось. Вот сюда (укажите место) надо положить первую картинку, где нарисовано начало истории, здесь — вторую, здесь — третью, сюда — последнюю». Обычно картинки располагаются слева направо, так как читаем и пишем мы слева направо.

Когда ребенок разложит по порядку все картинки, запишите их очерёдность. Затем попросите его рассказать по порядку о том, что получилось. Если последовательные картинки разложены неправильно, задайте малышу вопросы. Их цель — установить противоречия в рассуждениях, определить допущенные ошибки.

Б. Если ваши вопросы не помогают ребёнку понять изображенных событий, то просто покажите ему первую картинку и предложите разложить остальные картинки снова. Это будет второй попыткой выполнить задание. Если и она окончилась безуспешно, то расскажите и покажите сами, как правильно разложить последовательные картинки. Потом опять перемешайте все карточки и предложите ребёнку положить их по порядку.

В. Если дошкольник установит правильную последовательность картинок только в третий раз, предложите ему другую серию такой же сложности. Процедура повторяется с другими последовательными картинками затем, чтобы выяснить, понял ли ребёнок способ рассуждений настолько, что теперь может повторить его без ошибок. В обучении это называется «перенос» изученного способа рассуждений на подобную ситуацию. Такое умение здорово повышает обучаемость ребёнка.

При выполнении задания с первого раза или после наводящих вопросов взрослого ребёнку предлагается новая, более сложная серия последовательных картинок.

На что надо обратить внимание?

1. Способен ли ребенок установить причину и следствие, понять последовательность событий, которые наглядно представлены в серии картинок.

Наличие и хорошее развитие к концу дошкольного возраста такой способности свидетельствует о том, что ребёнок готов (на уровне мышления) к систематическому обучению в школе.

2. Особое внимание обратите на объяснения ребенка, его рассуждения:

а) правильно ли он выделил главных героев на картинках, установил, какие взаимоотношения между ними, б) понял ли окружающую героев обстановку.

Важно, какое количество последовательных картинок ребёнок понимает, сколько картинок способен удержать в поле зрения 4-5 или только 2.

Какое количество последовательных картинок в принципе может обработать ребёнок предшкольного возраста?

Оценка 5 лет 6 лет
Высокий уровень 4 картинки 5 картинок
Средний уровень 3 картинки 3-4 картинки
Низкий уровень 2 картинки 2 картинки

Важно также, с какими по степени трудности заданиями справляется ребёнок; повторяет ли ошибки при повторной раскладке последовательных картинок или вносит исправления; воспринимает ли критические замечания взрослого — изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или, наоборот, не понимает ее.

Особо анализируйте устную речь малыша во время объяснений последовательности событий. Здесь надо обратить внимание

  1. на связность речи,
  2. ее грамматическую правильность,
  3. словарный запас (часто ли ребёнок ищет слова при рассказывании)

Последний момент родители часто недооценивают. Они видят только нарушения звукопроизношения, да и то не всегда придают этому значение, считая, что «выговорится» со временем. Но время в наше время (прошу простить тавтологию) бежит быстро.

И последнее. Последовательные картинки – эффективный способ развить память, речь, мышление, интуицию (зрительное «схватывание»). Создается хорошая база для успешного обучения. Сайт Нестандартные дети желает успехов!
0

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]