Тахилалия: причины, симптомы, диагностика, методы коррекции


Виды

Классификация ускоренной речи основывается на особенностях произношения, дополнительных симптомах заболевания. Выделяют 3 вида тахилалии:

  1. Чистая форма. Характеризуется быстрым темпом произношения. Фонемы, синтаксические единицы не изменяются, фонетические ошибки отсутствуют.
  2. Полтерн. Ребенок в процессе говорения как бы “спотыкается”, делает неоправданные паузы, запинки. С трудом подбирает слова для оформления мысли. Без причин повторяет уже сказанные слоги и слова. Полтерн легко спутать с логоневрозом. Стоит обратить внимание на страх перед речью, наличие судорожных движений в момент артикуляции. При “спотыкании” они отсутствуют.
  3. Баттаризм. Нарушено речевое дыхание. Ребенок захлебывается во время артикуляции. Произносит фразу в ускоренном темпе, но глотает слоги, слова, не может выстроить предложение в правильную лексическую конструкцию.

Профилактические меры

Родителям детей важно способствовать правильному формированию речи. Дети подражают речи взрослым, поэтому важно при них соблюдать спокойный темп разговора. Важно следить за правильностью произношения и скоростью воспроизведения слов.

Профилактика для взрослых заключается в своевременном и полном лечении возникающих патологий. Это касается заболеваний неврологического профиля, нейроинфекций. Что касается психических нарушений, то в таких случаях их сложно корректировать. При своевременном обращении к врачу возможно снизить степень проявления симптомов и риск осложнений.

Причины

По статистическим данным психологов, неврологов, тахилалия чаще диагностируется у нервных, быстро возбуждаемых детей, страдающих гиперактивностью.

К причинам возникновения нарушений относят и следующие:

  • Наследственность
  • Расстройства темпов внутренней речи
  • Задержка темпов торможения
  • Копирование речи окружающих
  • Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Нежелание взрослых выслушать длинную медленную тираду малыша вынуждает его торопиться при артикуляции.
  • Психические расстройства.

Расстройства, сопутствующие нарушению темпа речи

Сопутствующие симптомы зависят от основной патологии, которая стала причиной тахилалии. При психических нарушениях для пациентов характерны перепады настроения (от апатии до эйфории), бредовые идеи, зрительные и слуховые галлюцинации. Такие больные могут себе наносить повреждения.

Спектр сопутствующих неврологических нарушений широк. У пациентов могут отмечаться следующие признаки:

  • парез или паралич конечностей;
  • повышенный мышечный тонус;
  • возникновение насильственных (неконтролируемых движений) – тремора, гиперкинеза;
  • нарушения походки, чаще всего беспокоит шаткость при передвижении;
  • снижение памяти, внимания, критики;
  • при опухолях пациентов могут беспокоить головные боли, нарушения зрения, глотания, обоняния.

Эпилепсия всегда сопровождается судорожными припадками различной частоты, ЧМТ – любыми неврологическими симптомами (перечисленными выше). При врожденных заболеваниях может отмечаться умственная отсталость различной степени выраженности.

Симптомы

Диагностировать тахилалия у детей можно по речевым и неречевым признакам. К первым относятся:

  • экспрессивность речи;
  • заминки при разговоре;
  • нарушения речевого дыхания;
  • произношение более 20 звуков за секунду (норма не более 12);
  • неоднократное повторение фонем, слов;
  • пропуск звуков, искажение фонем;
  • нарушение интонации;
  • отсутствие логических пауз меду словами и фразами;
  • артикуляционная моторика;
  • нарушение письменной речи;
  • трудности в обучении чтению;
  • облегченное произношение небольших предложений;
  • нарушение координации речевого аппарата;
  • несоответствие внутренней и внешней речи.

Среди неречевых симптомов выделяют:

  • моторное беспокойство;
  • активная жестикуляция;
  • нарушения сна;
  • гиперактивность;
  • дезориентация;
  • низкий уровень концентрации внимания;
  • нарушения всех видов памяти;
  • отсутствие последовательности, логичности мышления;
  • вегетативные нарушения различной этиологии (потливость, возбудимость, учащение ритма сердца).

Прогноз

Прогноз зависит от основной патологии. При неврологических и психических заболеваниях дальнейшая судьба определяется тяжестью и локализацией поражения. У взрослых пациентов нередко нарушения средней и тяжелой степени, которые тяжело поддаются коррекции. Это же касается врожденных патологий.

Прогноз зависит от уровня доверия между пациентом и врачом и от того, насколько серьезно сам больной работает над своим восстановлением. Хорошо поддаются коррекции нарушения, связанные с дефектами воспитания детей и в случае их подражания таким образом взрослым.

Диагностика

Для того чтобы распознать речевую патологию у ребенка, необходимо обратиться в первую очередь не к логопеду, а к неврологу, психиатру. Диагностирование заболевание происходит на основе анализа внешних проявлений и лабораторных методов исследования.

Чаще всего доктор советует провести дошкольнику следующие процедуры:

  1. ЭЭГ: для выявления признаков эпилепсии, нарушений в работе структур головного мозга.
  2. Эхограмма (УЗИ): определит наличие или отсутствие опухолей, новообразований.
  3. МРТ: выявит органические поражения мозга.

Обязательным условием диагностики речевого нарушения является собеседование с психиатром. Специалист определяет уровень развития дошкольника, находит внутренние семейные, бытовые причины развития патологии. Исключает или подтверждает наличие психических отклонений.

Психолог помогает определить уровень моторного, сенсорного, волевого, познавательного развития.

Речевая функция обследуется логопедом. Тщательному анализу подвергается состояние речевого моторики, акустического аппарата, способности расставлять ударения, паузы, темпы речи и письма.

Психолог, психиатр, логопед используют диагностические тесты, специализированные задания при осмотре малыша.

Диагноз тахилалия ставится после полного обследования дошкольника, сбора анамнеза и анализов результатов диагностики от всех специалистов.

Советы учителям по работе с детьми, страдающими полтерном и баттаризмом

При планировании занятий с проблемными детьми целесообразно отдавать предпочтение следующим формам работы:

  • Пересказ отрывка текста, декламирование с жестикуляцией и без, рассказ, чтение текстов в ролях, чтение фразы по одному слову, упражнения на выразительность речи, чтение через прорезь.
  • Интерактивные игры на развитие логического мышления, придумывание вариантов сюжетных ситуаций.
  • Упражнения на преодоление дефектов внутренней речи, ответы на вопросы, составление плана ответа, математических задач, тестов.
  • Развитие слухового внимания: заучивание услышанных пословиц, четверостиший, а позже — небольших отрывков в прозе.
  • Работа над темпом речи: движения под счет, счет, сопровождающийся движением; проговаривание по слогам с отстукиванием, чтение под метроном.

Конечно же, работа с логопедом принесет результат гораздо быстрее. Однако не всегда у родителей есть возможность найти специалиста. Не стоит отчаиваться. Если у ребенка нет серьезных отклонений состояния здоровья, то родители могут попытаться выполнить коррекцию темпа речи самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.

Коррекция

Работа по преодолению подобных нарушений у дошкольников состоит из нескольких частей:

  1. Медикаментозное лечение. Назначается неврологом, психиатром. Это успокоительные препараты, нормализующие процессы ЦНС.
  2. Общеукрепляющие процедуры. Закаливание, физиотерапия, нормализация общих движений. Это упражнения на замедления темпа, тренировка координации, выработка навыков плавности, ритмичности.
  3. Логопедическая работа. Направлена на развитие правильного голосоведения, ритмичного чтения, плавного дыхания, внятной спокойной речи, общего поведения в коллективе, расширение словарного запаса.

Поговорим подробнее о коррекционной работе логопеда с дошкольником. Рекомендуем использовать следующий набор упражнений и задания для устранения тахилалии в детском возрасте.

Дыхательные упражнения

  • Упражнение 1

Ребенок должен дышать ритмично, контролирую процессы вдохов-выдохов. Длительность вдоха – 3 секунды, выдоха – тоже 3, между ними короткая пауза = 1 секунда. Вдохнули, считаем 1-2-3, пауза – 1, выдох -1-2-3. Сначала считает педагог, потом ребенок про себя. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Упражнение повторять 4 раза несколько раз в день.

  • Упражнение 2

Дышим при ходьбе. Шаг – вдох, 2 шага – выдох, шаг – пауза. Повторить 3-4 раза несколько раз в день.

  • Упражнение 3

Произношение звуков на выдохе. Встаем прямо, делаем обычный вдох, с выдохом проговариваем звук Ш, Ф, Х. Следите за спокойным состоянием щек, они не должны надуваться. Вдох длится не менее 5 секунд. Повторять упражнение с одной буквой 4 раза. Через несколько дней звук можно поменять.

  • Упражнение 4

Произносим слоги. Ребенок спокойно дышит, встает прямо. Имитирует жевательные движения, на выдохе медленно произносит слоги: ХММА – ХММО, ХММУ-ХММЮ, ХНННИ-ХММИ и т.д.

  • Упражнение 5

Говорим слова на выдохе. Дошкольник делает медленный глубокий вдох, на выдохе медленно считает до 5 вслух. Если ему хватает воздуха для произношения всех цифр, увеличьте их количество, чтобы возникла необходимость добора кислорода. Повторяйте упражнение 4 раза.

Логоритмика

Упражнения необходимы для установления правильного ритма движений, артикуляций. Ребенок приучается контролировать темп речи.

  • Речевая разминка. Дошкольник не должен сосредотачиваться на речевом материале. Выбирайте любую смысловую группу слов. Под медленный счет шагает и произносит месяца, названия дней недели, считает.
  • Медленно шагаем по кругу, хлопаем в ладоши в темпе речи. Произносим женские имена, части тела человека. Следите за ритмом речи.
  • Собираем грибы, урожай на огороде. Ребенок ходит по залу, подбирает с пола игрушечные фрукты, овощи, грибы. Называет их. Движения и артикуляция происходят в замедленном темпе.

Усвоение медленного темпа речи

  • Прослушивание записи с текстом. Диктор читает очень медленно. Материал не должен быть большой, сложный. Ребенку необходимо запомнить текст и повторить так же медленно.
  • Прослушивание ускоренной записи с монологом диктора. Повторяем в медленном темпе.
  • Пение в заданном ритме. Используйте магнитофонную запись. Ребенок должен петь синхронно с записью. Останавливайте его, если он убегает вперед.
  • Совместное проговаривание текстов, фраз. Логопед говорит предложение, потом повторяет его одновременно с воспитанником. Добейтесь синхронности, медленного темпа. Повторяйте фразу несколько раз до получения положительного результата.

Работа с текстом

Подходит для читающих детей. Воспользуйтесь ритмичными текстами, пословицами, поговорками. Ребенок должен прочитывать их по слогам, громко вслух.

Педагог может отхлопывать ритм прочтения, чтобы ребенок не сбивался и не торопился.

  • Задания по сокращения или удлинению текста.

Дошкольнику предлагается небольшой рассказ. Его нужно прочитать вслух, осознать смысл. Пересказать с сокращением или прибавлением собственных ощущений от прочитанного.

  • Составление предложений с предложенными словами

Педагог предлагает синонимичный ряд. Например, зима – холодное время года – стужа и т.д. Дошкольник должен составить с ними предложения, произнести их четко в замедленном ритме.

  • Пересказ известного текста

Воспитанник ДОУ пересказывает известную ему историю, сказку. Следите за паузами, лексикой, формулированием мыслей, последовательностью изложения.

Коррекционная работа с детьми, страдающими тахилалией, занимает не менее 6 месяцев, при полтерне, баттаризме не менее года.

Этиология возникновения дисфункции

Человеческая речь развивается в соответствии с условными рефлексами. Ее показатели определяет состояние головного мозга, обеспечивающего связи с артикуляционным аппаратом. По нервным импульсам передается сигнал о необходимости движений органами речи. Таким образом, чтобы ее характеристики совпадали с нормой, у ребенка должны быть в порядке функции центральной нервной системы, органов речевого аппарата и отсутствие патологий со стороны слуха. Задача логопедии и психологии заключается в оценке показателей речи и работе над ее отклонениями.

Одним из условий ее развития является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. По этиологии нарушения речи подразделяют на функциональные (нейрогенные логоневрозы и социального типа), органические (при наличии соматических патологий). Дисфункции могут быть следствием травмы в родах, длительных инфекционных заболеваний, перенесенных в раннем возрасте. К внешним факторам относят неблагоприятную обстановку в семье, связанную с дефицитом или избытком внимания родителей.

По одной из версий, тахилалия проявляется у детей, чьи родители быстро говорят, то есть отмечается роль генетического фактора. По мнению Куршева В. А., быстрая скорость речи связана с темпом мышления, а нарушение относится к мыслительно-речевым отклонениям. О связи патологии с заиканием говорил D. Weiss (1950). М. Е. Хватцев (1959) считал, что причина во врожденной речедвигательной недостаточности аппарата заключается в отсутствии примера со стороны взрослых. В. М. Бехтерев (1926) утверждал, что ее причина лежит в преобладании процессов возбуждения. М. Надолечны характеризовал лиц с баттаризмом, как людей поспешных и беспокойных со слабой памятью и расстройством внимания.

Для коррекции недоразвития речи применяют методы психологической стимуляции, вазоактивную терапию, логопедическую работу. Тахилалия может быть чистой и функциональной, сопровождающейся заиканием. К ее клинической картине часто присоединяются нарушения лексики и грамматики, фонетики. Ее отдельными подвидами являются баттаризм, парафразия.

Из этиологических факторов выделяют соматические заболевания, психогенную обстановку и привычку. По результатам неврологических исследований еще в пренатальном периоде у плода происходят соответствующие физиологические и анатомические изменения головного мозга.

Полтерн это в логопедии

Ю. А. Флоренская считала, что механизмы парафразии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и парафазии связано с затруднением произвольного нахождения слов и выражается как: нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроизвольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение буквенного состава слова, наличие литеральных парафразии.

Полтерн (спотыкание)

— патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе различных расстройств органического и функционального происхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятельное речевое нарушение. Экспериментальные исследования направлены на отграничение спотыкания прежде всего от заикания. А. Куссмауль (1879) выделил дислогические расстройства речи, или дизфразии, обусловленные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневрозы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное расстройство речи. Он первым указал на возможность смешения спотыкания с заиканием и предложил способ различения этих расстройств: привлечение внимания к речи у заикающихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием — улучшает речь; заикающиеся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже.

Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в первом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время как заикающиеся от него страдают. При сосредоточенном внимании речь при полтерн и парафразии улучшается, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обстановке дети с парафразией и полтерн говорят лучше, заикающиеся — хуже. Во время непринужденного разговора симптомы полтерн и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются.

В 30—50-х годах нашего столетия были проведены электроэнцефалографические исследования, подтверждающие различия между заиканием и спотыканием.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]