Дислалия: определение, причины, план работы. «Ребенок картавит, не говорит звук Р, Л, С, Ш…»


Статья:

Дислалия — одна из наиболее частых форм нарушения речевой функции у детей всех возрастов. Сопровождается невозможностью произносить те или иные звуки. Отдельные сочетания таковых при формально сохранной способности говорить. Лексический строй не страдает, как и прочие формальные составляющие правильной речи. Ключевой признак расстройства — неправильное произношение букв, редукция звуков. Согласно статистическим данным, основное число случаев приходится на детей от 6 до 12 лет, половых предпочтений расстройство не имеет.
Несмотря на такую статистическую выкладку, отклонение берет свое начало намного раньше. Речь идет только о зафиксированных клинической практикой случаях. На самом же деле многие родители не обращаются к логопеду, полагая, что патология исчезнет сама собой по мере взросления ребенка, что оказывается далеко от истины. Без специфической коррекции под контролем логопеда, нарушение прогрессирует, приводит к проблемам с чтением и воспроизведением информации, полученной на слух.

Дислалия как вид речевого нарушения встречается не только у детей. Сравнительно легкие формы обнаруживаются и у взрослых, которые не прошли специфической коррекции речи. Классическими примерами могут служить так называемая «шепелявость» или «картавость». Устранение во взрослом возрасте также вполне возможно. Изменение постановки звуков проводится быстрее, чем у детей, поскольку вовлечена еще и аналитическая составляющая. Пациент способен осмысливать требования, рефлексировать по поводу успехов и при необходимости корректировать пути достижения цели.

Выявить дислалию довольно сложно, если говорить о детях до 6-7 лет. Потому как в зависимости от индивидуальных особенностей психики, возможно позднее формирование полноценной речи. Как диагностика, так и восстановление требуют работы целой группы специалистов. От логопеда, в качестве ведущего врача до невролога, ортодонта. Потому как существует множество возможных органических причин патологического развития одной из базовых функций человека как социального существа.

Терапия дислалии не предполагает использования медикаментов или прочих фармацевтических способов. Устранение чисто логопедическое, посредством упражнений, также хирургическое, если имеют место дефекты речевого аппарата и проблемы с артикуляцией. Успеха удается достичь в большинстве зафиксированных случаев. Независимо от первопричины.

Причины дислалии

Дислалия развивается, преимущественно, в результате недоразвития речевого аппарата. Это может быть неочевидно на первый взгляд даже врачам. Некоторые дефекты диагностируются постфактум, только при тщательном целенаправленном рассмотрении. Другие же видны невооруженным глазом. Однако это не единственная группа причин. Отдельно можно говорить о социальных предпосылках для отклонения в вербальном развитии ребенка. Среди непосредственных провоцирующих факторов.

Патологии строения речевого аппарата

  • Короткая уздечка языка и другие проблемы с языком

Короткая уздечка встречается почти у 12% пациентов по всему миру. И это только зафиксированные документально случаи. Скорее всего, число много больше. Но не всегда анатомический дефект настолько выраженный, что мешает нормальному формированию артикуляции и дикции. Это скорее крайние случаи. Восстановление хирургическое, потому как в большинстве случаев не удается подстроить артикуляцию под особенности речевого аппарата.

Другие возможные варианты — слишком толстый или недоразвитый язык. Подобные формы отклонений встречаются намного реже. Как правило, они входят в состав комплексных патологий, в том числе хромосомного происхождения. Например, в рамках некоторых синдромов, предполагающих общее физическое и умственное недоразвитие. В такой ситуации патология имеет фундаментальный характер, работать нужно сразу по нескольким направлениям: коррекция когнитивных функций, устранение анатомических дефектов. Даже тогда никто не гарантирует успеха.

  • Проблемы со строением челюсти, зубов

Вариантов множество. От слишком мелких зубов до их неправильного расположения. При эктопии (смещении) клыков относительно верхнего ряда зубов возможны трудноустранимые дефекты речи. Изменение такого положения вещей требует участия ортодонта и стоматолога. Пациент после тренировок, однако, имеет возможность подстроить речевую деятельность под особенности собственного тела.

  • Не столь явные причины — высоко или низко расположенное небо

Отклонение частое, обнаруживается у 20% населения планеты. Но, как правило, анатомические изменения относятся скорее к погрешности и индивидуальным особенностям, потому как проблема мнимая и не доставляет человеку никакого дискомфорта.

  • Встречается в практике врачей-ортодонтов, челюстно-лицевых хирургов и группы патологий более тяжелых. Например, расщелина неба (волчья пасть), раздвоение губы (заячья губа) и некоторые прочие

Эти состояния относятся к спорным, практики до сих пор дискутируют, к какой категории их причислить. Многие специалисты настаивают, что это не дислалия, а ринолалия. Вопрос спорный. Однако суть остается прежней. Нарушения речи, дикции и артикуляции. Без лечения смысла в коррекции нет, потому как она в принципе невозможна. Требуется хирургическое устранение дефекта. Встречаются и комплексные дефекты. Вроде нарушения формирования уха, расщелина губы, интеллектуальный дефицит в системе.

  • Отдельно говорят о проблемах с прикусом

Коррекция проводится под контролем ортодонта. Желательно начать восстановление раньше. Во взрослые годы оно возможно, но представляет трудности ввиду эстетических проблем терапии (ношение скобок), сложностей реабилитационного периода. Потребуется много времени, которого обычно не хватает даже на базовые вещи.

Социальные причины

Социальные причины встречаются так же часто. Как отмечают специалисты, одно идет об руку с другим. Дети, имеющие анатомические дефекты часто встречаются еще и с этой категорией факторов-провокаторов.

  • Умственный дефицит

Пациенты с отставанием в интеллектуальном развитии позднее приобретают навыки грамотной и правильной устной речи. В рамках подобных отклонений это считается нормальным явлением. Не всегда речь идет о стойком дефиците. Многие дети постепенно развиваются и «догоняют» ровесников, сравниваясь в интеллектуально сфере. Некоторые заболевания, вроде олигофрении (особенно в стадии имбецильности или идиотии) не приобретают способности говорить вообще или ограничиваются отдельными словами, звуками, мычанием, нечленораздельным бормотанием. Дебильность предполагает возможность коррекции патологии под контролем группы специалистов, даже в этом случае шансы на восстановление высоки.

  • Сдерживание речевого развития ребенка окружением

В первые годы жизни психика наиболее восприимчива к раздражителям и агентам влияния извне. Такими оказываются родители, бабушки, дедушки, тети и дяди, ближайшие родственники. Проблема в методах воспитания и развития человека. Сюсюканье, подражание детской неграмотной речи приводит к задержке вербальной деятельности. Во многих случаях ребенок так и остается со своими нарушениями до консультации с логопедом. Часто в подобных семьях ребенок предоставлен сам себе, с ним мало говорят, ему не читают книги.

Развитие интеллектуальной составляющей — одна из ключевых форм воспитания. Коррекция в дальнейшем дается с трудом, потому как пациент усваивает аномальную модель речевой деятельности. Она фундаментально закрепляется в сознании и подсознании. Требуется несколько месяцев для достижения положительного результата. Возможно больше.

  • Слабый иммунитет, склонность к инфекционным заболеваниям

Выявлена четкая корреляция между уровнем защитных сил организма и вероятностью дислалии. С чем связано подобное точно сказать нельзя. Врачи предполагают, что причина в недостатке социальных связей и контактов ребенка с окружающим миром. Будучи ослабленным, пациент не ходит в детский сад, не посещает дошкольные учреждения. Потому не воспринимает речевые модели и не создает собственную на их основе. Подобная дислалия сравнительно просто корректируется. Иммунитет можно считать косвенным виновником. На деле речь идет о проблемах ранней социализации.

  • Рождение в семье с родителями, принадлежащими к нескольким этносам, нациям

При попытках обучить пациента нескольким языкам, возникает выраженный диссонанс. Произношение смазывается, в другой язык вплетаются фрагменты из первого. Единственная возможность избежать подобной проблемы, сначала научить ребенка говорить на одном языке, только потом, как только сформируется стойкий навык выражения мыслей грамотным путем, начинать обучение второму языку. Коррекция данного вида дислалии потребует усилий со стороны самих родителей.

  • У детей дошкольного возраста — недостаточная подвижность речевого аппарата

Крайне редко это результат органических патологий. Обычно речь идет о банальном нежелании вырабатывать навык. Это особенность психики и характера пациента. Идеальным вариантом в таком случае станет стимуляция правильной деятельности. Обучать навыкам говорения лучше в игровой форме, чтобы умения лучше усваивались, и не было насильственного элемента. Лучше работать под началом грамотного логопеда и в домашних условиях выполнять все его рекомендации.

  • Педагогическая запущенность

Это частный случай проблем в воспитании. Присуща неблагополучным семьям и не только. Аномалии дикции и артикуляции игнорируются, ребенок предоставлен сам себе и не стремится в силу возраста к изменению положения вещей.

Причины социальные в любом случае требуют участия родителей в первую очередь. Также ближайшего окружения. Потому как усилий логопеда не хватит, если среда упорно стремится вернуть пациента в исходное негативное положение.

Поражения слухового аппарата и ЦНС

  • Проблемы со слухом. Например, тугоухость, преимущественная потеря способности воспринимать звуки с одной стороны

Дислалия подобного рода всегда индуцированная. Пациент просто не улавливает правильного произношения речевых конструкций. Потому повторяет так, как воспринял их. Терапия требует восстановления способности слышать. Возможно использование слухового аппарата. Только потом можно начинать коррекцию речи. Обычно она не представляет больших сложностей.

  • Крайне редко встречаются аномалии со стороны центральной нервной системы в качестве провокатора расстройства

Обычно это обратимые нарушения в коре головного мозга на фоне врожденных или приобретенных патологий. Энцефалопатии, опухолей (редко), перенесенных нейроинфекций. В такой ситуации жертвой дислалии может стать и взрослый человек, который до недавнего времени говорил нормально. Потребуется борьба с органической патологией и только потом можно говорить о лечении самой дислалии.

Нарушения развития речи у детей и их коррекция

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Основные показатели развития речи от 1 года до 6 лет приводятся в таблице 1.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие:

  • восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли);
  • воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи).

Оба речевых центра у правшей располагаются в левом полушарии головного мозга (рис. 1), а у левшей — наоборот, в правом. В соответствии с этим разграничиваются импрессивная речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).

Рисунок 1. Речевые центры головного мозга

В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка. Первая из них — фонетика, система звуков речи. Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составляет основу звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). В русском языке различают 42 фонемы, среди них 6 гласных и 36 согласных. К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (был–пыл, дом–том, гость–кость), твердость и мягкость (пыл–пыль), ударность и безударность (за’мок–замо’к).

Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает правила сочетания слов в предложении, семантика объясняет значение отдельных слов и фраз, а прагматика — социальные правила, предписывающие, что, как, когда и кому следует говорить. В процессе развития речи дети осваивают эти законы родного языка (Дж. Баттерворт, М. Харрис, 2000).

Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.

Нарушения слуха являются распространенной причиной изолированной задержки речевого развития. Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша — отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше — избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха ребенку с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом.

Реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ребенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное психоневрологическое обследование.

Классификации нарушений развития речи у детей

Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике. До настоящего времени не разработано единой классификации речевых расстройств у детей. В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л. О. Бадалян (1986, 2000) предложил приведенную ниже классификацию.

I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы.

  • Афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
  • Алалии — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
  • Дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).

III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

В отечественной логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999). Эти классификации, хотя и рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противоречат, а дополняют одна другую и оказываются ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса коррекции нарушений развития речи. Следует отметить, что обе классификации относятся к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям, когда нарушения развития речи наблюдаются при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Клинико-педагогическая классификация основана на принципе «от общего к частному», ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, разработку дифференцированного подхода к их преодолению (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999). Нарушения развития устной речи делятся на два типа: фонационное (внешнее) оформление высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания.

К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:

  • Дисфония (афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса.
  • Брадилалия — патологически замедленный темп речи, проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.
  • Тахилалия — патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы.
  • Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

В психолингвистическом аспекте нарушения произношения могут возникать вследствие трех основных причин: недостатки операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия); несформированность операций отбора и реализации произносимых звуков; нарушения условий реализации звуков при анатомических дефектах речевого аппарата.

У большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы к 4–5 годам. Чаще всего дефекты речи бывают обусловлены тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или артикуляторные позиции сформировались неправильно, вследствие чего продуцируются искаженные звуки.

  • Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии.
  • Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата.

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания включают два подтипа.

  • Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка (синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, дисфазия развития).
  • Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга (в результате черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекций и других заболеваний, сопровождающихся поражением ЦНС).

Психолого-педагогическая классификация (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999) построена на противоположном принципе — «от частного к общему». Подобный подход ориентирован на логопедическое воздействие как педагогический процесс, разработку методов логопедической коррекции для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). С этой целью определяются общие проявления различных форм речевых расстройств. В соответствии с данной классификацией нарушения речи подразделяются на две группы: нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения. Нарушения средств общения включают фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи (ОНР).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Выделяются следующие основные проявления этого состояния (Т. Б. Филичева и др., 1989).

  • Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух и даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш: «тюмка» (сумка), «тяска» (чашка), «тяпка» (шапка).
  • Замена одних звуков другими. Звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д: «табака» (собака).
  • Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например: «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».

Подобные нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха препятствует полноценному осуществлению звукового анализа слов. Именно поэтому к школьному возрасту данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.

К ОНР относятся различные сложные речевые расстройства, при которых страдает формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Под ОНР понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом.

ОНР неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и др.). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени нарушений формирования средств общения, ОНР подразделяется на три уровня. По Р. Е. Левиной (1968), эти уровни речевого недоразвития обозначаются как:

  • отсутствие общеупотребительной речи (так называемые «безречевые дети»);
  • начатки общеупотребительной речи;
  • развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Таким образом, разработка представлений об ОНР у детей ориентирована на разработку методов коррекции для групп детей со сходными проявлениями различных форм речевых расстройств. При этом необходимо учитывать, что ОНР может наблюдаться при различных поражениях ЦНС и отклонениях в строении и функциях артикуляционного аппарата (Р. Е. Левина, 1968; Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999), т. е. при разных клинических формах нарушений устной речи. В концепции ОНР находит отражение тесная взаимосвязь всех компонентов речи в ходе ее аномального развития, но вместе с тем подчеркивается возможность преодоления этого отставания, перехода на качественно более высокие уровни речевого развития.

Однако первичные механизмы ОНР не могут быть выяснены без проведения неврологического обследования, одной из важных задач которого является определение локализации поражения в нервной системе, т. е. постановка топического диагноза. Одновременно с этим диагностика направлена на выявление основных нарушенных звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего определяется форма речевых расстройств. Не вызывает сомнения то, что при использовании клинической классификации нарушений развития речи у детей значительная часть случаев ОНР оказывается связана с алалией. При этом поражение различных зон коры больших полушарий головного мозга в доречевом периоде влечет за собой определенное своеобразие в формировании симптоматики алалий.

Алалии относятся к числу наиболее тяжелых расстройств развития речи. Алалия — системное недоразвитие речи центрального генеза. Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, лежащий в основе алалии, может являться врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. Причиной алалии может быть раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов. В последние годы особое внимание исследователей привлекает роль наследственных факторов в формировании как речевых способностей, так и различных нарушений развития речи, в том числе алалий.

Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия — распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только детям старше 3–4 лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную речь либо говорить, т. е. пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей. Афазии обусловлены поражением речевых центров в коре доминантного полушария (у правшей — левого, у левшей — правого) при отсутствии нарушений со стороны артикуляционного аппарата и слуха.

В случаях поражений речевых центров у детей в возрасте до 3–4 лет речь обычно развивается, но с выраженным отставанием. Это состояние отечественные специалисты обозначают как алалия. Более точным является международный термин «дисфазия» или «дисфазия развития». Аналогично афазиям у взрослых, различают моторную и сенсорную алалии (дисфазии).

Моторная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального генеза. У ребенка имеются нарушения артикуляционного праксиса и организации речевых движений, поэтому речевое развитие задерживается. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенные артикуляционные движения и их последовательности. Ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться с одного слова на другое. Это ведет к обилию в речи ошибок, перестановок, персевераций (многократное повторение одного и того же слога или слова). Вследствие этого у ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии парезов артикуляционной мускулатуры самостоятельная речь долго не развивается, либо она остается на уровне отдельных звуков, слов.

Уже в раннем возрасте обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, подчеркивают, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях.

Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. По мере увеличения словарного запаса трудности, возникающие у детей в овладении структурой слова, становятся более заметными. Речь замедленна. В речевом потоке много оговорок, на которые дети обращают внимание и пытаются исправлять ошибочно сказанное — особенно по мере своего развития. Примеры искажений слов: пуговица — «кубыка», «пузыка», «пузувиса», «кубиска»; февраль — «фраль», «вираль», «фараль».

Словарный запас формируется медленно, искаженно, часто встречается неправильное использование слов. Характерны замены слов по внешним признакам предмета или действия: стирает-моет, топор–молоток, чашка–стакан и т. д. Дети не умеют пользоваться синонимами, антонимами, обобщающими словами. Узок и однообразен запас прилагательных, наречий.

Словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. Ребенок не может объяснить значение слов, не умеет пользоваться средствами словообразования. В своих высказываниях дети затрудняются в согласовании слов, использовании родовых и числовых окончаний, не используют предлоги и союзы. Их фразы состоят из неизменяемых слов («Книга, Таня!» и жест просьбы), что делает их понятными только в определенной ситуации. В предложениях нарушены количество и порядок слов, ребенок отвечает одним-двумя словами (преимущественно номинативными предложениями-существительными в правильном или искаженном падежном варианте) в сочетании с жестом. Несформированность структуры предложения является при алалии следствием незрелости внутренних речевых операций — выбора слова и построения плана высказывания.

Отмечается системность недоразвития всех сторон и функций речи. Наблюдаются трудности построения фразы, усвоения грамматического строя, недостаточность развития подражательной деятельности (в том числе подражательно-речевой) и всех форм произвольной речи. Дети не в состоянии постепенно переводить знакомые слова из пассивного словаря в активный.

При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при алалии не является полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у многих детей с алалией в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер.

В ряде случаев у детей с алалией развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность, у них отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. Некоторые дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к тому, что они стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения, охотнее пользуются жестами. Речевая неполноценность «выключает» ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.

Сенсорная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие импрессивной речи центрального генеза, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Сенсорная алалия считается менее изученным состоянием, чем моторная алалия. По-видимому, это связано с тем, что в чистом виде она встречается значительно реже, ее своевременное распознавание и дифференциальный диагноз могут быть достаточно трудны. В частности, всегда необходимо проводить дифференциальный диагноз сенсорной алалии со снижением слуха, которое может препятствовать нормальному речевому развитию, а также с аутизмом.

Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной.

В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не различает звуки речи и шумы неречевого характера. Он безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям. В других случаях он понимает отдельные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания (как это бывает, например, у здоровых людей при недостаточном знании иностранного языка). В обращении к нему ребенок улавливает не все слова и их оттенки, следствием чего становится неправильная реакция. Фонематическое восприятие развивается медленно, долго остается несформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Часто они понимают содержание высказываний только в определенном контексте и затрудняются в восприятии смысла при изменении форм и порядка слов, использовании грамматических конструкций.

Нередко дети не воспринимают на слух изменений в том или ином задании, не отличают ошибочно сказанное от правильного варианта. Иногда они просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что проговаривается несколько раз. Некоторые дети понимают только то, что могут проговорить сами. Такое проговаривание способствует улучшению понимания.

Часто дети смотрят в лицо говорящему. В этом случае понимание речи улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора — происходит «чтение с лица». Иногда ребенок понимает только определенного человека — мать, педагога — и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой.

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, услышанные ими, хотя это повторение является нестойким. Подражание звукам речи при сенсорной алалии непостоянно, во многом зависит от ситуации. Дети не в состоянии образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется соответствия между слышимыми и произносимыми ими словами. Понимание значений слов, которые ребенок произносит, неустойчиво. Его активный словарь превышает пассивный.

При произношении слов ребенок не уверен в правильности собственной речи, ищет адекватные речевые движения, например: слон — «сон», «вылон», «сылон», «салон». Ошибки в речи являются качественно иными, чем при моторной алалии. С одной стороны, диффузное недифференцированное восприятие звуков приводит к их неправильному проговариванию, а с другой — ошибки ведут к многочисленным поискам нужных кинестезий.

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов — своеобразная логорея, отмечаются персеверации с повторениями услышанного или произнесенного слова, словосочетания (эхолалии), при этом слова не осмысливаются и не запоминаются.

В словах отмечаются многочисленные ошибки в ударениях, звуковые замены, искажения, причем при каждом новом повторении характер искажений и замен обычно меняется. Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно. Высказывания ребенка неточны и их бывает трудно понять. К собственной речи он не критичен. Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих.

Из-за неустойчивости понимания значений слов дети, получив словесные инструкции, действуют неуверенно, ищут помощи, имеют ограниченные возможности при организации ролевой игры, не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают.

При менее тяжелых формах сенсорной алалии, когда у детей сформирована собственная речь, они говорят легко, без напряжения, не задумываются о подборе слов, точности высказывания, построении фразы, не замечают допущенных ошибок. Дети не контролируют собственную речь, употребляют слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Речь носит фрагментарный характер. Поскольку высказывания ребенка неточны по содержанию и ошибочны по форме, окружающим часто бывает трудно понять, о чем он говорит. В произносимых словах много звуковых замен, пропусков, персевераций, соединений частей слов между собой (контаминаций). В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне нарушенного понимания речи окружающих и недостаточного контроля над собственной речью.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко, гораздо чаще сенсорная недостаточность сопутствует моторной алалии. В этих случаях говорят о моторной алалии с сенсорным компонентом или сенсомоторной алалии. Существование смешанных форм алалии свидетельствует о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов. Тщательное обследование ребенка с алалией позволяет уточнить характер нарушений, установить ведущую неполноценность в структуре речевых расстройств и определить оптимальные подходы к их коррекции.

Лечение нарушений развития речи у детей

Для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей. Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях развития речи у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение.

Поскольку наиболее сложную медико-психолого-педагогическую проблему представляют собой алалии, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия должны осуществляться длительно и систематически. В процессе развития речи у детей с алалией прослеживается определенная положительная динамика, они последовательно переходят с одного уровня развития речи на другой, более высокий. Они приобретают новые речевые навыки и умения, но часто остаются детьми с недостаточно развитой речью. В процессе школьного обучения у детей наблюдаются затруднения в освоении навыков письменной речи. Поэтому наряду с проведением логопедической и психолого-педагогической коррекции детям с алалией рекомендуется назначать повторные курсы терапии препаратами ноотропного ряда.

Ноотропы — группа лекарственных средств, которые различаются по своему составу и механизмам действия, но имеют ряд общих свойств: оказывают положительное влияние на высшие интегративные функции головного мозга, улучшают память, облегчают процессы обучения, стимулируют интеллектуальную деятельность, повышают устойчивость мозга к повреждающим факторам, улучшают кортикально-субкортикальные связи.

Рисунок 2. Изменение словарного запаса детей c моторной алалией в контрольной и основной (лечение энцефаболом) группах в течение 2 мес

Лечение алалий — длительный процесс, в ходе которого возникает необходимость в проведении повторных терапевтических курсов препаратами ноотропного ряд, например энцефаболом (рис. 2) или другими (табл. 2). Повторное назначение ноотропов бывает вызвано еще и тем, что помимо речевых нарушений у многих детей с алалиями приходится преодолевать сопутствующие познавательные, двигательные и поведенческие расстройства. Целесообразно назначать ноотропные препараты в виде монотерапии, уделяя при этом внимание индивидуальному подбору оптимальных дозировок и продолжительности лечения. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. Продолжительность курсов лечения составляет от 1 до 3 мес. Большинство ноотропных препаратов назначается в первую половину дня.

Побочные эффекты на фоне лечения препаратами ноотропного ряда у детей наблюдаются редко, они нестойкие и выражены незначительно. Часто они возникают при недостаточно строгом контроле со стороны родителей и неточном соблюдении режима применения лекарственных средств (с учетом постепенного увеличения дозы) и приема в утренние и дневные часы. Среди возможных побочных эффектов медикаментозной терапии препаратами ноотропного ряда встречаются: нарастание эмоциональной лабильности, раздражительности, трудности засыпания и беспокойный сон. При появлении подобных жалоб следует внести уточнения в режим назначения препарата, несколько уменьшить дозу.

В заключение следует еще раз подчеркнуть необходимость раннего выявления, своевременной и комплексной диагностики и коррекции нарушений развития речи у детей, объединения усилий врачей, логопедов, педагогов и психологов.

Литература
  1. Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Академия, 2000. 382 с.
  2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2000. 350 с.
  3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. 3-е изд. М.: Владос, 1999. 678 с.
  4. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. 367 с.
  5. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. 221 с.

Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор РГМУ, Москва

Отличия дислалии и прочих схожих расстройств

Дислалию нужно отграничивать от дизартрии и афазии.

Дизартрия

Это всегда результат поражения церебральных структур. Итогом оказывается нарушение иннервации органов речи. Проблема кроется в недостаточной подвижности языка, губ, проблеме с координацией их микродвижений. Дислалия же имеет функциональную природу. Корректируется логопедическими методами. Реже имеется местное расстройство. Анатомические проблемы, недоразвитие речевого аппарата. Отличия дислалии и дизартрии очевидны после неврологического обследования. На глаз сказать что-либо конкретное не выйдет.

Афазия

Становится итогом генерализованного поражения головного мозга или же дисфункции височной, лобной долей. Встречается при фундаментальных патологических процессах вроде инсульта, разрушающего нервные ткани и связи, нейроинфекций и прочих. Пациент утрачивает приобретенные ранее навыки устной речи. Как правило, патология присуща людям старшего поколения, а не детям. Если при дислалии человек способен понимать сущность проблемы, часто и сам признает ее наличие, афазия делает это практически невозможным. Отклонение заметно только окружающим. Афазия — результат перенесенной патологии и форма неврологического дефицита. Это ключевая особенность. К тому же практически всегда сопровождается прочими симптомами.

Подобный метод разграничения играет одну из ключевых ролей в диагностике. Потому как нужно выяснить непосредственную причину проблемы и форму отклонения. Без этого не может быть эффективного восстановления.

Формы дислалии, классификация патологических изменений

Классификация патологического процесса (говоря условно) проводится по нескольким основаниям. Каждый метод подразделения используется в клинической практике одинаково часто.

Исходя из масштаба речевой дисфункции:

  • Простая форма дислалии. Сопровождается нарушением произношения одного звука или одной группы звуков. Например, шипящих, буквы «р» и прочих. Встречается наиболее часто. Нередко пациенты проносят проблему до взрослых лет и не спешат с ней расставаться.
  • Сложная дислалия. Как и следует из названия, приводит к редукции сразу нескольких групп звуков при говорении. Встречается на фоне педагогической запущенности, выраженных проблем речевым аппаратом и недостаточном развитии ребенка в интеллектуальной сфере. Этиология процесса сложнее и не всегда удается с первого взгляда понять, в чем дело.

Основываясь на происхождении патологического процесса, выделяют следующие формы дислалии:

  • Органическая. Она же механическая. Является результатом анатомических дефектов в структуре речевого аппарата. Реже головного мозга, при нейроинфекциях, опухолях и прочих аномалиях. Механическая дислалия обусловлена проблемами органического характера, они требуют хирургической коррекции. Хотя и не всегда. Сначала в ход идут консервативные, логопедические методы. Врач стремится понять, возможно ли адаптировать пациента к особенностям его артикуляции.
  • Функциональная. Становится результатом социальных причин и обратимых проблем с головным мозгом. Причины функциональной дислалии кроются в окружении ребенка. Реже в перенесенных патологиях, которые вызывают дисфункцию со стороны центральной нервной системы. Работа с логопедом позволяет изменить ситуацию кардинально. Требуется от 2 месяцев до полугода или более. Вопрос индивидуальный.

Если говорить о патологиях головного мозга, функциональный тип подразделяется еще на два подтипа:

  • Сенсорная дислалия. Результат нарушения работы речеслуховой области. Сопровождается невозможностью адекватно воспринимать произносимые звуки и повторять их самостоятельно. Встречается в 45% от общего числа зафиксированных случаев.
  • Моторная дислалия. Сопровождается поражением речедвигательного центра. Нарушается координация движений губ, языка, органов речи в целом.

Обе разновидности предполагают борьбу с первопричиной и работу с логопедом.

Если говорить о функциональных формах более подробно, можно выделить еще три подтипа расстройства:

  • Акустико-фонематическая дислалия. Восприятия схожих звуков как идентичных. Приводит к замене одних другими без понимания разницы. Нарушение приводит к общим проблемам с речью. Она становится малопонятной окружающим.
  • Артикуляционно-фонетическая форма. Встречается особенно часто. Суть заключается в искажении произнесения одной или сразу нескольких групп звуков.
  • Фонетическая форма. Суть заключается в невозможности воспринять на слух правильную структуру сказанного. В рамках отдельных слов. Возможно формирование собственного словаря, который используется ребенком в повседневной жизни. Поэтому логическая составляющая не страдает. Каждый раз ребенок слышит одно и то же слово, но по-своему, вплетая его в канву общих высказываний. Чем дольше продолжается подобное аномальное развитие речевого аппарата и психического восприятия вербальной деятельности, тем сложнее восстановление.

Если брать за основу группы звуков, с которыми у пациента проблемы, можно назвать следующую группу конкретных форм:

  • Ротацизм (картавость, в просторечии).
  • Сигматизм (шепелявость, невозможность нормально произносить шипящие звуки).
  • Ламбдацизм (проблемы с произнесением звуков и сочетаний в основном «л» или «ль»).

Прочие встречаются несколько реже. Перечень не исчерпывающий.

Основываясь на количественной характеристике расстройства, выделяют еще две формы дислалии, как патологического процесса:

  • Полиморфная. Сопровождается комбинированным отклонением в речевой деятельности. Например, ротацизм + йотизм (проблемы с произношением «й» + сигматизм). Вариантов множество.
  • Мономорфная. Как и следует из названия, наблюдается редукция только одной группы звуков. Это классическая форма, встречается, в том числе и у взрослых пациентов.

Также можно говорить о видах, в зависимости от их условной нормальности:

  • Возрастная дислалия. Встречается у детей до 3-6 лет. Сопровождается несовершенством процессов говорения ввиду малого возраста. Проблема сходит на нет сама, спустя некоторое время.
  • Аномальная или патологическая разновидность. Если отклонение не исчезло само или, что хуже, усугубилось.

Дислалия у детей встречается наиболее часто. Взрослые же страдают ей сравнительно редко, потому как речевой аппарат, как и кора головного мозга уже сформированы. В то же время, если не проведена коррекция в нужный момент, взрослый сохранит патологические вербальные привычки на всю жизнь. При условии, что не проводится коррекция. В некоторых случая нарушение возникает после перенесенной травмы, инфекции головного мозга, инсульта. Дислалия может быть и приобретенным дефектом. Терапия зависит от разновидности и происхождения дефицитарного явления.

Причины

Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.

Среди аномалий артикуляционного аппарата, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы;
  • макроглоссия — массивный, язык;
  • микроглоссия — узкий, маленький язык;
  • толстые, малоподвижные губы;
  • неправильный прикус: глубокий, перекрестный, открытый;
  • аномалии зубных рядов: диастемы, редко расположенные или мелкие;
  • высокое узкое или низкое плоское верхнее нёбо.

Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения.

В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы:

  • педагогическая запущенность;
  • «сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
  • косноязычная, торопливая речь окружающих;
  • билингвизм в окружении;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • общая физическая слабость.

Симптоматика и клиническая картина в зависимости от типа нарушения

Клиника дислалии представлена идентичными в основе проявлениями, независимо от случая:

  1. Искажение при произнесении букв и звуков. Формально структура слова сохранена. Окружающие в большинстве случаев понимают, о чем говорит пациент.
  2. Замена букв и звуков на похожие. Звонкие на глухие («б» на «п») и так далее. Это существенно осложняет говорение и понимание речи человека с дислалией. В тяжелых случаях процесс коммуникации невозможен вообще.
  3. Наконец, встречается пропуск отдельных букв или звуков, там, где они не должны редуцироваться.

Наблюдается один из приведенных признаков или сразу несколько. Зависит от типа процесса.

Нарушения процесса говорения приводят к целой массе проблем в социально-психической сфере:

  1. Неуверенность в себе, как у детей, так и тем более у взрослых. Человек старается меньше говорить, не участвовать в играх, обсуждениях вопросов, беседе. А затем и вовсе замыкается в себе. Старается меньше выходить из дома. Социальная изоляция и недостаток контактов, вербальной деятельности приводит к усугублению ситуации. Потому одно из основных направлений лечения строится на постоянной коммуникации человека с окружающими.
  2. Формирование фобий. Классический вариант — социофобия. Боязнь общества в разных его ипостасях. От минимальных групп по интересам до группы в детском саду, классе в школе, коллективе на работе и пр.
  3. Раздражительность, апатичность и пр. признаки эмоциональной неудовлетворенности и постоянного стресса. Восстановление без взаимодействия с логопедом не приносит эффекта.

Если своевременно не помочь человеку с дислалией, возникают осложнения в прочих сферах речевой деятельности.

Возникают проблемы с употреблением падежей, числительных. Эти конструкции основываются на изменчивости окончаний и самой структуры произносимого слова. Также страдает письменная речь. Хотя и не всегда. Грамматический строй, словарный запас человека может быть в норме или даже за пределами средней нормы. Что указывает на сохранность интеллекта и прочих высших нервных функций.

Диагностика дислалии

Обследование проводится под контролем группы специалистов. В первую очередь рекомендуется обратиться к логопеду. В рамках первичной диагностики назначаются базовые исследования.

Логопед опрашивает родителей ребенка. Важно собрать полный анамнез жизни с рождения до текущего дня. Факторы, подлежащие установлению: интеллектуальное развитие, следование развития установленным нормам, характер питания. Если в семье есть другие дети, присутствуют ли проблемы с говорением у них. Также перенесенные и текущие заболевания. Все максимально подробно. Это необходимо для выявления предполагаемой причины патологического процесса.

Устный опрос самого ребенка. Нужно провести серию специфических тестов. Обычно пациенту предлагаются короткие слова, нужно их повторить. Если ребенок нормально справляется с этими задачами, они усложняются. Предлагаются более длинные слова, затем целые сочетания или предложения. Постепенное усложнение позволяет выявить на каком этапе начинается нарушение, насколько оно выраженное. Градация варьируется в широких пределах. Подобная методика наиболее точна. Когда обследуется пациент старшего возраста, проверяют еще и навыки чтения.

Обнаружение проблем с дикцией и артикуляцией позволяет лишь констатировать факт таковых. Изначально предполагается органический характер патологии. Потом необходимо обследовать ребенка или взрослого под контролем профильных специалистов. К таковым относят отоларинголога (ЛОРа), стоматолога, ортодонта, при необходимости еще и невролога. Базовые фундаментальные исследования:

  1. Визуальная оценка ротовой полости, прикуса, зубов и их состояния.
  2. Исследование состояния ротоглотки и носоглотки на предмет органических врожденных или обусловленных болезнями дефектов.
  3. Рутинное неврологическое обследование. Проверка рефлексов при дислалии позволяет выявить дополнительные симптомы, которые при нарушении работы коры присутствуют в большинстве случаев.

Что не относится к причинам развития функциональной дислалии, предположительно относится к органическим факторам. На помощь может прийти инструментальная диагностика:

  1. Электроэнцефалография. Используется для оценки функциональной активности головного мозга. Отдельных его участков. По характеру электрической активности можно говорить о том или ином поражении, но без конкретики.
  2. Когда есть подозрения на анатомические дефекты, проводится обзорная томография головного мозга. Далее, по мере надобности, прицельное МРТ церебральных структур, отдельного участка.

В отсутствии органических причин изучают социальные условия. Здесь на помощь может прийти детский психолог. Педагогическая запущенность, погрешности воспитания оказываются частой причиной расстройства речи.

Дифференциальная диагностика также проводится инструментальными методами. Посредством электроэнцефалографии, МРТ, КТ, ангиографии (у взрослых), УЗИ сосудов головного мозга и дуплексного сканирования артерий шеи.

Обследование детей и взрослых может потребовать много времени. От нескольких дней до месяца. Не всегда причина очевидна, возможно повторное проведение диагностики полностью или в части.

Диагностика

Логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и при помощи специальных тестовых упражнений.

В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения, а именно отсутствие, замена, смешение и искажение звуков в различных позициях — изолированно, в слогах открытых, закрытых или со стечением согласных, словах в начале, середине или конце, а так же фразах и текстах.

Затем проверяется состояние фонематического слуха — способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

При механической дислалии логопед может направить пациента на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, при функциональной дислалии к неврологу.

При подозрении тугоухости проводится консультация у отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.

Лечение дислалии

Терапия представляет сложности даже для опытных специалистов. Есть примерный алгоритм коррекции аномального состояния, независимо от возраста пациента.

Сколько этапов коррекционной работы выделяется при дислалии?

Всего их три:

  1. Подготовительный. Заключается в устранении фундаментальных причин нарушения, это основа, которая позволит добиться качественного результата.
  2. Формирование базовых навыков речи. Проводится ревизия имеющихся умений, затем внедряются новые навыки или изменяются те, что сформированы неправильно.
  3. Этап коммуникативный. Привитие навыков нормального общения, с учетом достигнутых результатов.

Лечение расстройства и логопедии предполагает дробное деление каждой фазы терапии.

Подготовка

Устранение органической причины. Если таковая есть. Обычно оперативными методами. Затем назначается специализированная гимнастика и массаж. Комплекс упражнений зависит от того, какая функция нарушена. При сигматизме отрабатывается произношение шипящих звуков и т. д. Упражнения для коррекции должны быть щадящими, усложнение проводится по мере достижения успехов. Это мотивирует пациента на дальнейшую кропотливую работу.

Отдельным пунктом идет логопедический массаж. Он позволяет нормализовать кровоток, восстановить подвижность структур речевого аппарата.

Осваивается технология формирования речевого дыхания. Легкий вдох через нос и использование большей части воздуха для формирования звука.

Этап занимает больше времени, чем прочие. Это основа, которая и позволяет добиться эффективного результата.

Формирование навыков

Предполагает ежедневное многократное повторение упражнений. Форсировать процесс не нужно. Для начала берут один сложный для пациента звук. С учетом правильного дыхания начинают его отрабатывать. Способы постановки звуков зависят от конкретной методики, возможно применение нескольких, если предыдущий не возымел успеха прибегают к новому. Но речевые позиции всегда примерно одни. Как только достигнут успех, результат нужно закрепить. Обычно задачу усложняют. Предлагают произнести слово с указанным звуком в разных позициях: в начале, середине, в конце. А затем с несколькими такими звуками в рамках одного слова. Далее идут словосочетания и предложения.

Потом переходят к новому звуку. Таким путем прорабатывается проблемная вербальная область. Пациент параллельно учится разграничивать отдельные звуки, схожие на слух. У детей наибольшей эффективностью обладают игровые приемы по коррекции звукопроизношения. Используется наглядный иллюстрированный материал, рассказываются истории, предлагаются необременительные способы тренировки. Это исключает психическое насильственное внедрение знаний. Процесс протекает гораздо быстрее и дает лучшие результаты.

Также нужно как можно больше слушать. Навык разграничение схожих конструкций и отдельных фонетических единиц приобретается по мере практики.

Формирование коммуникативных навыков

Конечная фаза коррекции. Ребенок или взрослый начинают активное взаимодействие с логопедом, родными. Нужно больше общаться, чтобы закрепить полученные навыки в практических речевых ситуациях. Тренировка приводит к формированию автоматизма. Пациент перестает думать, как и что произносится, концентрируется на содержании, а не на форме.

Этапы логопедического воздействия практикуются постепенно. Нужно усложнять задачи по мере выполнения предыдущих. Форсирование приводит к обратному эффекту.

Эффективность работы по коррекции дислалии зависит от мотивации и готовности работать. Потому при восстановлении вербальных функций у детей практикуются игровые формы. Крайне редко имеет место необратимое или труднообратимое нарушение.

Симптомы

Четыре вида дефектов звукопроизношения при дислалии: пропуски, замены, смешения и искажения звуков.

Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, в середине либо в конце слова.

Замена звука — стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.

О смешении звуков говорят, если постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке, то есть употребление их то уместно, то неуместно.

Искажение звуков — ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка. Например велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и другие. Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии — группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции [з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н], поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Профилактика

Достаточно придерживаться простых рекомендаций:

  1. С ребенком с первых же дней жизни нужно разговаривать правильно и четко. Пока вербальной функции нет, она в зачаточном состоянии. Но доказано, чем больше общаются с ребенком, тем быстрее он начинает говорить сам. Потому как зачаточная функция быстрее переходит в разряд актуальных, созревает в психике.
  2. Важно говорить и после того, как ребенок начал разговаривать сам. Это еще важнее. В то же время, нужно следить за качеством и чистотой речи в плане формы и содержания. Не лишним будет читать книги, чтобы развивающийся человек усваивал отдельные речевые конструкции, их многообразие, интонационную окраску.
  3. Ни в коем случае нельзя сюсюкаться, намеренно искажать речь, подражая способам произношения несформировавшегося человека. Это губительно для психического развития и замедляет процесс формирования навыков устной речи.
  4. В мультиязычной семье изучается сначала один язык, потом спустя 6-7 лет, как только сформированы крепкие навыки речи, можно начать изучать второй язык. Но не вместе и не сразу.

Дислалия встречается у детей и у взрослых. Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте позволяет предотвратить сразу несколько проблем: недостаточная успеваемость, проблемы с письменной речью, чтением, дефекты речи во взрослом возрасте. К тому же речь напрямую связана с интеллектом, что также обуславливает важность работы над говорением. Коррекция проводится под контролем логопеда и при необходимости других врачей. Прогнозы в большинстве случаев благоприятны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]