На четвертом году жизни дети переживают один из самых значительных скачков в своем развитии. Человеческая речь начинает представлять для них небывалый интерес, они активно пытаются разговаривать, повторяя все звуки, которые им доступны. Именно в это время родители и педагоги должны внимательно прислушиваться, отмечая, укладываются ли особенности детской речи в норму, не требуются ли ребенку 3-4 лет логопедические занятия.
Артикуляционная гимнастика: определение
Аппарат артикуляции – это основа правильной речи. При его недоразвитости будет страдать произношение звуков. Состоит аппарат из языка, губ, гортани, голосовых складок, неба мягкого и твердого, зубов и носоглотки. Все эти органы крайне важны для развития произношения, которое начинается с рождения и продолжается в течение жизни, в зависимости от речевой практики ребенка.
У детей 3-4 лет артикуляционный аппарат находится в фазе активного развития. Если помочь ребенку в этот период правильно использовать органы, принимающие участие в произношении, в дальнейшем проблемы с речью значительно уменьшатся. Самая действенная помощь – выполнение артикуляционной гимнастики.
Возможные причины нарушений
Нарушение речевого развития дошкольника может быть связано с медицинскими показателями или социальным окружением ребенка.
Причины медицинского характера:
- Болезни матери во время беременности, курение, алкоголизм и наркомания;
- Родовые травмы и другие осложнения;
- Травмирование головы в первые 3 годика малыша;
- Ребенок-левша;
- Особое строение артикуляторного аппарата;
- Наследственность и генетическая предрасположенность к речевым нарушениям.
Факторы социального окружения:
- Малыш слышит мало правильно поставленной речи, взрослые не заинтересованы в постоянном общении с ним;
- Взрослые говорят неправильно (с ошибками, картавят) либо «сюсюкаются» с ребенком. В результате, повторяя, малыш запоминает такую манеру речи;
- Взрослый требует произнести звук правильно, но при этом сам не показывает верной артикуляции. Зачастую это приводит к неправильной постановке звука, которую впоследствии приходится исправлять (например, «Р» произносится горлом).
Родители должны много разговаривать со своими детьми
Подготовка к проведению гимнастики
Главная цель, которую необходимо достигнуть в процессе работы, – это тренировка основного расположения органов артикуляции, развитие подвижности, помощь в дифференциации определенных движений. При выполнении артикуляционной гимнастики важно подобрать упражнения, отвечающие потребностям конкретного малыша. Задания предпочтительны в определенной последовательности, чтобы сложность была нарастающей.
Что важно учитывать при подготовке к занятиям:
- Мотивацию ребенка. Если занятия не интересны ребенку, польза от них будет минимальная. В работе обязательно должны использоваться картинки, звуки, зеркало и другие подсобные материалы.
- Зеркало помогает ребенку видеть положение языка, губ. Он видит взрослого, повторяет за ним, затем соотносит постановку своих органов. Ему крайне важно видеть свои губы и язычок, так как осознать их положение он пока не может.
- Занятия должны выполняться циклом. Сначала задаются простые задания, затем посложнее. Важно ориентироваться на темп конкретного ребенка. То, что один усваивает за 2 недели, другой дошкольник может не понять в течение нескольких месяцев.
- Обязателен повтор предыдущих упражнений. Навык формируется после усвоенных умений. Поэтому эти умения нужно освежать в памяти.
- В постановке правильной речи важно постоянство. Поэтому упражнения должны выполняться в идеале 2 раза в день, и занимать 5-10 минут – это время высокой концентрации внимания дошкольника 3-4 лет.
- В 3-4 года важно уделять внимание разработке языка – упражнения направлены на мышцы органа.
- Хорошим бонусом занятия является музыкальное сопровождение.
Есть много упражнений и концепций их проведения. Кто-то проводит их в сказке, кто-то отдельными заданиями. Специалисты индивидуально подходят к каждому ребенку, подбирая, что для него будет приемлемым.
Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия
Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.
Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.
- «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
- «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
- «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
- «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
- «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.
Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.
В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.
Правила и частота выполнения в домашних условиях
Любой навык не приходит сразу. Чтобы его закрепить, необходимы постоянные тренировки. Рассмотрим основные правила проведения гимнастики для артикуляции дома.
- Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет осуществляется тогда, когда ребенок наиболее готов к усвоению информации.
- Каждое задание для закрепления проводится до 10 раз.
- Статические задания (когда нужно удерживать положение органов) длится до 10 секунд. Держать больше ребенок физиологически не готов.
- Гимнастику лучше выполнять сидя. Это наиболее удобная поза для малыша: спина и конечности расслаблены, тело в естественном положении.
Роль книги
Книга служит неотъемлемым атрибутом в формировании звукопроизношения. Посудите сами, вызывают интерес сюжет, иллюстрации, новые персонажи. Прекрасно подходит к использованию даже при различной степени тяжести ОНР. Самые несложные тексты народных сказок направлены помочь карапузу.
Ещё Сухомлинский отметил:
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».
Вы говорите, параллельно показываете картинки, обсуждаете сюжет. Начинайте читать, когда Ваш наследник ещё не разговаривает. Поверьте, что словарный запас уже формируется. Только читайте с интонацией, чтобы сорванец хотел это воспроизвести. Используйте самые лёгкие потешки на начальных этапах.
Подключайте сюда подражание. Можете распределить роли, когда сценарий будет запомнен. Перекопируйте косолапого медведя, зайчика, лисичку, а малыш будет с радостью вторить! Отвечайте на вопросы. Только, когда маленький хитрец уже способен произносить вслух слова, но использует жесты чтобы о чём-то попросить, не потакайте.
Моя дочка прошение «дай» освоила одним из первых, до года. Но когда поняла, что и без этого получит интересующий предмет, исключила его из лексикона. Не допускайте лени! Но требовать тоже нельзя. Важно вызвать заинтересованность.
Коррекция ошибок речи
Когда ребенку 3-4 года, коррекция ошибок речи проходит быстро – это гибкий возраст для коррекции и формирования новых навыков. Важно «не загонять» упражнения – сначала должна быть правильная постановка органов артикуляции, затем увеличение темпа упражнения.
Постановка звуков происходит на основе гимнастики. Статические и динамические задания для языка являются базой многих звуков, особенно таких проблемных, как «р», «л» и других. Перед постановкой звуков разминаются язычок, губы, затем ребенку объясняют, как их держать/направлять, чтобы получить тот или иной звук.
Если в домашних условиях не получается развивать артикуляцию, перемещать правильно язык и ставить звуки, лучше сразу обратиться к логопеду. Затягивание проблемы приведет к более длительной работе над речью. Кроме того, причина проблемы может скрываться совсем не в артикуляции, а в мозговых структурах, что определит только детский специалист.
Как заниматься с ребенком дома?
От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.
На качество речи прямое влияние оказывает развитие мелкой моторики, поэтому любые занятия с мелкими предметами, конструкторами, песком, крупами принесут большую пользу в этом отношении.
Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков [р] и [л], то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.
Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель — малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей. Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам. Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.
После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее. Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки. При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление. Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным.
Результаты и рекомендации
Основой правильного звукопроизношения является слаженная работа органов артикуляции. Чтобы дошкольник мог произносить простые и сложные звуки, важно тренировать гибкость и силу языка, губ. Этому способствует артикуляционная гимнастика.
Своевременные занятия с малышом облегчат произношение, и он самостоятельно начнет говорить чисто и внятно. Если у него проблемы со звукопроизношением, такие упражнения значительно сократят время тренировки мышц и коррекции дефектов.
Вялое звукопроизношение также отлично корректируется гимнастикой, результатом занятий будет правильная, четкая и красивая речь. Упражнения, подобранные в порядке возрастания сложности, помогут сформировать важные навыки подвижности артикуляционного аппарата, отработки положения языка, губ. Во время занятий улучшается кровообращение в этих органах, что способствует их большей подвижности и правильному положению. Работу над артикуляцией можно начинать и раньше, но это нужно делать правильно!
Влияние мелкой моторики
Наверное, нет человека, который бы не слышал о влиянии моторики на головной мозг. Механизм прост, подаётся импульс, мозг работает. С детишками это должно проходить в игровой форме. Необходимо, что-то вытаскивать, собирать крупную мозаику и т. д.
Я расскажу самые доступные приёмы, которые применяла для дочки в 1,8 годика.
- Найди, что на дне
Берём 2 миски, в одну насыпаем фасоль, в другую гречку. А на дно прячем маленькие сувениры. Пусть непоседа обеими ручками роется и ищет!
- Найди одинаковые мешочки
Нам понадобятся 9 мешочков. В каждые 3 кладём одинаковые вещички. Я использовала скомканную бумагу, вату, рис. А детёнчик ищет одинаковые по ощущениям пакетики.
- Весёлый Ёж
Берём кусок картона, вырезаем профиль ежа. Наверх одеваем прищепки, которые непоседа должен снять. Учите сначала снимать, а потом одевать на место.
- Месим тесто!
Каждая мама хоть раз да пекла пироги. Раз в неделю сделайте это себе за правило, и накормите родных, и детворе польза! А секрет в том, что Ваш активист помогает месить маленькими ручками. Мы и сейчас лепим!
- Мало ― много
Используйте игрушки, объясняя понятия, где мало предметов, где много. Что значит большой, что маленький.
- Раскраски
Без карандашей, красок и пластилина не обойтись. Есть выбор недорогих книг, куда лепятся кружочки, наклейки, разукрашиваются предметы, например, мяч. Развивается фантазия, моторика. А также показывайте, рисуя, понятия длинное ― короткое, разбирайте цвета, изучайте цифры и буквы.
Веселая тренировка
Подвижные игры укрепляют мышцы детского организма, являются профилактикой плоскостопия, развивают координацию движения, способствуют развитию моторных навыков и речи.
Виды подвижных игр:
- разные виды ходьбы (приставной шаг, ходьба на пятках, носочках);
- лазание, преодоление препятствий;
- игры с мячом;
- упражнения на равновесие (скольжение с горки, ходьба по наклонной скамейке).
Книжный материал для занятий
Основные черты хорошей книги для ребенка 2-3 лет:
- Высокое качество иллюстраций.
Качественные изображения привлекают ребенка, не перемещают его внимание за границы картинки. В качественных изданиях рисунки обычно яркие, четкие, «просторные» (на светлом фоне, для лучшего зрительного восприятия ребенка), реалистичные, изображения тел героев – пропорциональные. Качественные иллюстрации развивают эстетический вкус малыша. Общение с книгой для малыша – это первое знакомство с миром искусства.
- Лаконичность текста.
В 2-3 года дети еще не могут слушать длинные сказки, поэтому короткие ритмичные произведения (стихи, песенки, частушки, считалки, загадки) и короткие рассказы и сказки являются оптимальным выбором для малышей.
Список книг для детей раннего возраста:
1. Русские народные сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»). Способствуют развитию логического мышления. Например, в сказке «Репка» малыш запоминает героев в той очередности, в которой герои тянули репку, – отличное упражнение для развития памяти и логики.
2. Стихи. Популярные авторы:
- А. Барто (сборник «Игрушки»);
- К. Чуковский («Сказки»);
- С. Маршак («Стихи и сказки»);
- живые, задорные и юмористические сборники стихов И. Токмаковой «Где спит рыбка», «Ходит солнышко по кругу»;
- необычные, с нестандартными рифмами, стихи Г. Сапгира «Леса-чудеса»;
- С. Михалков («Самые любимые сказки и стихи малышам») известен своей способностью в легкой юмористической форме рассказывать детям про их проказы и непослушание.
3. Сказки российских авторов – В. Сутеев, «Сказки и картинки» (с собственными иллюстрациями автора).
4. Сказки зарубежных писателей. Яркий представитель – Д. Дональдсон. Самые знаменитые произведения – сказка «Груффало» (о маленьком мышонке, который смог перехитрить страшное чудище Груффало), «Дочурка Груффало» (в книге хорошо отслеживается полезная мысль – не стоит уходить далеко без спроса родителей, это может быть опасно).
5. Развивающие книги – помогают детям учиться рисовать, клеить, лепить.
Особенности логопедии в 2-3 года
Главная задача взрослого при работе с детьми раннего возраста – вызвать звукоподражание в любой форме.
Учитывая психологию детей 2-3-х лет, занятия нужно проводить в виде подвижных игр, разнообразных и не продолжительных по времени.
Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, заинтересовать его, завоевать доверие, поощрять активность, хвалить.
Это поможет избежать многих психологических проблем, связанных с боязнью речи.