Современные представления и история логопедической ритмики


Значение темпоритмики в логопедии

У лиц с речевыми расстройствами нарушены чувство ритма и моторная сфера. Поэтому проведение логопедической ритмики детям с нарушениями речи – одно из обязательных направлений в коррекционной работе. Как охарактеризовать ритм в логопедии? Это возможность не только услышать, но и повторить за взрослым последовательность движений за определенный промежуток времени.

Чем характеризуется ритм в логопедии? Психология давно доказала, что любые ритмичные движения благоприятно сказываются на мозговой деятельности. Все это влияет на познавательную активность, эмоционально-волевую сферу и развитие речи.

Что такое логоритмика

Она является составной частью кинезотерапии. Во время логоритмических занятий специально подобранные упражнения сочетаются с произношением определенного речевого материала.

Природа речевых нарушений определяет, то, какая главная задача логопедической ритмики. С помощью её методов происходит комплексная коррекция как речевых, так и других нарушений, связанных с ними на основе комплексного использования ритмических движений, слов и музыки.

Логоритмические упражнения

Важно! В результате регулярных занятий планируется не только выполнение коррекции речевых функций, но и развитие физических и психических качеств детей, адаптация к условиям внешней среды. У детей на этой основе происходит перестройка двигательной, сенсорной, речедвигательной, сердечно-сосудистой систем, воспита6ние эмоционально-волевых качеств личности.

Даже не говорящие в раннем возрасте малыши получают шанс на полноценное развитие.

Логопедическая ритмика для детей с нарушением речи

Отвечая на вопрос, для чего особенно важна логопедическая ритмика, специалисты утверждают, что воспитание темпоритмического чувства благоприятно сказывается не только на общей и пальчиковой моторике, но и на качестве артикуляционных укладов. В результате логоритмических занятий у ребенка:

  • улучшается координация движений;
  • формируется пространственно-временная организация движений;
  • улучшается музыкальное восприятие;
  • совершенствуется артикуляционная моторика;
  • улучшается просодическая сторона речи;
  • автоматизируется нужный звук;
  • формируются межполушарные связи.

Обратите внимание! Занятия по логопедической ритмике для детей с нарушением речи проводятся отдельно, а некоторые их элементы включают в другие уроки в качестве физминутки. Речевой материал следует подбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка.

Описание «Веселой логоритмики»

Одной из самых популярных методик в данной области является комплекс, разработанный Сергеем и Екатериной Железновыми. Упражнения представляют собой сочетание музыки и логопедических распевок. Авторы рекомендуют проводить занятия 3–4 раза в неделю по 15–20 минут.

Начинают урок с ходьбы и бега под музыкальный аккомпанемент. Затем выполняют несколько упражнений на развитие моторной сферы. Завершающий этап – речевые упражнения и распевание, которые лучше дополнить пальчиковой гимнастикой («Зайка», «Коза», «Воробей», «Синица» и др.).

В комплекте идут аудиодиски, которые и являются основой занятий. Но специалист может выбрать другие звуковые дорожки и включать их онлайн. На первых уроках ребенка знакомят с игровым материалом: он прослушивает фонограмму и повторяет движения вслед за взрослым. После нескольких уроков логопед делает акцент на качестве выполняемых движений.

На завершающем этапе ребенку предлагают придумать свои движения под музыкальную дорожку. Чтобы логоритмические уроки были эффективными, взрослый должен принимать активное участие. Во время занятий нужно использовать наглядный материал.

Основные признаки недоразвития речи дошкольника

Важно! Когда ребенок освоит движения, их заменяют новыми, более сложными.

Особенности автоматизации звука в слогах

Логопедические распевки для неговорящих детей – один из эффективных способов закрепления фонемы в слогах. Кроме коррекции звукопроизношения, параллельно проводят работу над интонационным оформлением и речевым дыханием. Складовые распевки благотворно влияют на артикуляционную моторику. Речевые упражнения следует сопровождать пальчиковой гимнастикой.

Проводить такие распевки с детьми нужно с раннего возраста. Взрослый может помочь повторить движения, а занятия проходят в комфортном для малыша темпе. Дети постарше выполняют все действия самостоятельно. Это хлопки в ладоши, отстукивание определенного ритмического рисунка.

Им можно предложить задание на «чтение» слогов: услышав и пропевая определенный слог, ребенок одновременно стучит карточкой со слогом. Или можно провести это задание в виде настольной игры. Все чистоговорки проговаривают под музыку. Мелодии – простые, поэтому дети могут их проигрывать самостоятельно с опорой на ноты. Пение развивает просодическую сторону речи, чувство ритма и формирует межполушарные связи головного мозга.

Движение и двигательные умения

Движение – это одна из главных особенностей, характеризующих живых существ. Движение становится более совершенным по мере развития живого мира. Считается, что максимальной степени развития движения достиг именно человек, ведь его организм – это лучшая саморегулирующая система, взаимодействующая с окружающей средой.

Движение – это уравновешивающий механизм в системе, работающей по принципу «организм-среда». Человек не просто вступает в гармонию с окружающей его средой, но умеет приспосабливаться к ней. Причем процесс приспособления интересен тем, что человек не только совершенствует и изменяет самого себя, но и вносит коррективы в саму окружающую его среду в процессе адаптации к ней.

Таким образом, движение человека очень отличается от движения всех других живых существ. Человек действует сознательно. Его движения обусловлены не только биологическими потребностями, но и социальными. Движение также становится для него средством профилактики заболеваний, их излечения и реабилитации после них.

Существует также понятие «двигательное умение». Это такая степень овладения определенным движением, при которой человек сосредоточен на правильном выполнении всех элементов данного движения.

Логопедические распевки

Они являются одним из главных методов работы с детьми, имеющими сложный речевой дефект. Для работы с ними используют комплекс упражнений, предложенный Новиковой-Иванцовой. Малышам проще воспринимать зарифмованные фразы, а музыка благотворно влияет на нервную систему. Это все повышает эффективность занятий.

Вся работа строится на онтогенетическом принципе появления звуков в детской речи. Для алаликов характерно нарушение произношения гласных, и их пропевание помогает сформировать правильный акустический образ. На этих упражнениях удобно отрабатывать умение управлять высотой голоса. Также оно формирует правильное речевое дыхание.

Важно! Кроме структуры дефекта, при подборе речевого материала учитывают возраст ребенка.

Особенности работы с детьми 3–4 лет

В этот период речь характеризуется сформированностью следующих групп звуков:

  • губно-губных;
  • губно-зубных;
  • заднеязычных;
  • переднеязычных.

Ребенок начинает осваивать произношение свистящих и шипящих. У детей с речевыми нарушениями может быть нарушено произношение этих групп звуков.

Примеры логопедических распевок для детей 3–4 лет для заднеязычных фонем:

  • КУ-КУ-КУ – спел петух кукареку;
  • ГУ-ГУ-ГУ – ходят гуси на лугу;
  • ГИ-ГИ-ГИ – на лужок скорей беги;
  • КИ-КИ-КИ – ходят кони и быки.

Примеры пропевок для свистящих:

  • ЗА-ЗА-ЗА – у меня живет коза;
  • СА-СА-СА – залетела к нам оса;
  • ЗУ-ЗУ-ЗУ – я привел домой козу;
  • СО-СО-СО – накачали колесо.

Примеры пропевок для шипящих:

  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на жука я погляжу;
  • ШУ-ШУ-ШУ – подойду я к малышу;
  • ЖА-ЖА-ЖА – принесли домой ежа;
  • ША-ША-ША – как погода хороша.

Логопедическое занятие на тему «Профессии» для разных возрастов

Обратите внимание! Эти распевки можно использовать на занятиях с детьми 3–4 лет. Для большей эффективности обязательно применяют игрушки, картинки.

Особенности работы с детьми 5–6 лет

Звукопроизносительная сторона речи в этом возрасте характеризуется сформированностью шипящих и сонорных групп. Упражнения усложняют, добавляя чередование парных согласных и увеличивая размер материала до коротких стихотворений.

Примеры пропевок для сонорной группы:

  • РА-РА-РА – детям уже пора;
  • РО-РО-РО – потерял петух перо;
  • РУ-РУ-РУ – ягоды все соберу;
  • ЛО-ЛО-ЛО – все дороги замело;
  • ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли.

Примеры пропевок с чередованием:

  • ЛА-РА-ЛА-РА – Лара Роме помогла;
  • ЖИ-ШИ-ЖИ-ШИ – все конфеты хороши.

Важно! Следует помнить, что логопедические распевки – это лишь один из способов автоматизации и формирования просодики. Подобный вид работы является приоритетным у детей с заиканием. Это связано с особенностью дефекта: нарушением темпоритмической стороны речи. Логоритмика помогает ее скорректировать.

Двигательный навык и его формирование

Двигательный навык – это такая степень овладения определенным движением, при котором все действия выполняются в автоматическом режиме и осуществляются при этом правильно. Несмотря на то, что человек овладел каким-то двигательным навыком, он в состоянии осознанно совершать это двигательное действие.

Сознание при этом задействуется для того, чтобы добиться поставленной задачи, для того, чтобы контролировать совершаемые движения, для того, чтобы избавиться от автоматизации в случае, если изменились условия выполнения поставленной задачи.

Формирование двигательного навыка – развитие стереотипа во время взаимодействия первой сигнальной системы со второй. Причем вторая система преобладает. Исследования показали, что существует неразрывная связь между формированием психомоторики и моторики.

Между этими составляющими личности человека существует такое огромное количество взаимосвязей, что психомоторное развитие стало использоваться по отношению как к нормальному развитию, так и к патологическому.

На первом этапе своего развития человек познает мир с помощью совершаемых телом движений и восприятия получаемых ощущений.

Человек исследует слуховые, вкусовые, зрительные и другие ощущения, что формирует его первые представления о мире. Этот уровень познания является более простым, чем интеллектуальный уровень.

Эффективность занятий

Чтобы занятие было эффективным, оно должно быть регулярным. Сочетание движений и речевых упражнений позволяет проводить параллельную работу в нескольких направлениях:

  • улучшение всей моторной сферы;
  • коррекция звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов;
  • нормализация эмоционально-волевой сферы.

Обратите внимание! После занятий дети лучше координируют свои движения, ориентируются в пространстве; повышается качество дифференцированных движений пальчиковой моторики.

Речь становится выразительнее, улучшается дикция, а ее темп нормализуется. Автоматизация звуков проходит эффективнее. А правильно подобранное музыкальное сопровождение нормализует состояние нервной системы, что благоприятно сказывается на мозговой деятельности.

Эффективность и результативность этого метода

В результате проведения логоритмических занятий происходит решение следующих задач:

  • Малыши получают способность более точно выполнять артикуляцию звуков.
  • У них производит улучшение фонематического восприятия.
  • В результате развитие речевой сферы происходит увеличение лексического запаса.
  • При проведении логоритмических занятий улучшается слуховое внимание и усиливается двигательная память.
  • Под руководством логопеда происходит развитие общей и мелкой моторики, которое тесно связано с совершенствованием мышления ребенка.
  • Малыш учиться выполнять четкие скоординированные движения в соответствии с произносимой речью.
  • Совершенствование мелодико-интонационных характеристик речи.
  • Развитие детской творческой фантазии.

Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет

При регулярных занятиях эффект будет наибольшим.

Диагностика детей раннего возраста

За консультацией логопеда чаще всего обращаются, когда малышу исполняется 3 года. Но чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее она будет. Логопедическое обследование, проводимое с детьми раннего возраста, позволит увидеть полную картину речевого развития. Родителям стоит обратить внимание на состояние моторной сферы:

  • может ли малыш стоять на одной ноге;
  • на качество прыжков и бега на месте;
  • как ребенок держит карандаш, делает аппликации;
  • может ли повторить ритмический рисунок.

Если малыш неловок, старается избегать заданий, требующих тонких дифференцированных движений пальцами (вырезание, аппликация), не может повторить ритм – это может быть признаком речевого нарушения. Если к полутора годам он не говорит, использует в основном мимику и жесты – стоит обратиться к специалисту.

Современные технологии логопедической помощи детям раннего возраста позволяют максимально скорректировать речевое нарушение. Работа строится на формировании правильного произношения гласных, губно-губных, губно-зубных, заднеязычных и переднеязычных звуков. Все упражнения стоит дополнять пальчиковой гимнастикой. Все это благоприятно скажется на состоянии моторной сферы и развитии детской речи.

Логоритмические упражнения

Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)

По узенькой дорожке
(ходьба на месте)
Шагают наши ножки
(высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам
(переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку… бух!
(сесть на пол на последнем слове)
Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик. Для наглядности можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд. Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап… А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап… Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

Игра «Оркестр» (развитие слухового внимания)

Когда взрослый говорит «Дождь!» – ребенок произносит: «Ш-ш-ш…», в ответ на «Молния!» – звонит в колокольчик, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами. На слове «Тишина» – все смолкает.

Пальчиковая игра «Домик»

(развитие мелкой моторики) На поляне дом стоит
(пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев)
Ну а к дому путь закрыт
(большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются)
Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем.
(ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ладонями вверх)
Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)

Выбирайте любую песенку и пойте ее вместе с ребенком, даже если считаете, что медведь наступил на ухо вам обоим.

Автор:

Учитель-логопед

Айнетдинова Руфия Мяиновна

ГБОУ СОШ № 21

структурное подразделение № 57

г. Сызрань

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]