Система работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия — это нарушение письменной речи. Признаки и симптомы отклонения, лечение и способы профилактики — что должны знать родители школьников.

Дети, которые только начали изучение письма, стараются писать аккуратно. Однако почерк большинства детей младшего школьного возраста корявый и неразборчивый. Многие пишут с ошибками, так как пока что не знают основных правил русского языка. Письменная речь ребенка со временем совершенствуется, однако некоторые дети в дальнейшем продолжают писать неаккуратно, меняя буквы местами, пропуская пробелы и нужных местах. Существует ряд признаков, при наличии которых родители должны забеспокоиться и отвести ребенка на консультацию к логопеду, так как они могут быть симптомами дисграфии.

Своевременное лечение этого нарушения — залог того, что в дальнейшем у ребенка будет грамотная письменная речь. Именно поэтому важно знать, что такое дисграфия, каковы ее причины и основные признаки, а также как лечится это отклонение.

Дисграфия: общие сведения

Дисграфия — это нарушение письма, которое сопровождается искривленным написанием букв с множественными случаями совершения ошибок в словах. Почерк ребенка с таким отклонением неразборчивый, а слова могут быть написаны зеркально с большим количеством грамматических ошибок. Подобный дефект является следствием нарушения работы определенных отделов головного мозга.

Нарушение письма, причины которого кроются в неправильной работе некоторых отделов головного мозга, встречается у многих детей, начинающих изучение основ письма. Так, среди учеников второго класса, в среднем, подобное нарушение встречается более чем у половины класса. При отсутствии своевременного лечения подобное отклонение влечет за собой снижение самооценки ребенка, влияет на его успеваемость, сказывается на отношениях со сверстниками.

Дисграфия часто сопровождается наличием небольшим проблем с речевым аппаратом. Подобное нарушение имеет несколько видов и классифицируется по степени тяжести.

Формирование слуховой функции у детей с ОНР

Чтобы ребенок с ОНР смог успешно усвоить навыки письма, нужно формировать у него слуховую функцию. Ребенок должен быть способен четко дифференцировать близкие по звучанию звуки, анализировать и синтезировать слова, хорошо ориентироваться в пространстве, владеть звуковой составляющей речи, иметь хороший словарный запас, развитую моторику и уметь связно высказываться.

Работая с детьми, которые страдают ОНР, нужно развивать у них целый комплекс языковых средств, формировать их применение в речи.

Эту работу направляют на психическое развитие детей, их память и внимание, интеллект и волевую эмоциональную сферу. Это значит, что нужно формировать те качества и функции, без которых не получится полноценно овладеть речевым поведением. Также нужно помочь детям перейти на следующий уровень развития речи и интеллекта – начать писать правильно.

Поэтому лучше уже в дошкольный период проводить профилактические мероприятия по борьбе с дисграфией. Без работы логопеды эта проблема не исчезнет сама по себе. Лишь грамотная коррекционная работа поможет быстрее преодолеть все факторы, которые приводят к нарушениям письма и к снижению успеваемости в школе.

Работу логопед должен проводить последовательно.

Первый этап носит подготовительный характер. Необходимо подготовить артикуляционный аппарат ребенка к развитию артикуляционных привычек. Нужно развить у детей потребность в общении, в формировании словаря. Также нужно заниматься коррекцией голоса и дыхания.

Механизм возникновения, причины

Письмо — это процесс, для осуществления которого необходима слаженная работа зрительной, слуховой, речедвигательной, а также двигательной систем. К моменту освоения основ письма ребенок должен хорошо освоить устную речь. Если латерализация функций головного мозга осуществляется не так, как нужно, то происходит развитие такого нарушения, как дисграфия. Обычно эти процессы нормализуются к тому моменту, когда ребенок начинает обучение в школе.

Если задержка латерализации вызвала нарушения в отделе головного мозга, у ребенка развивается дисграфия, требующая коррекции. В противном случае отклонение может сказаться на мышлении, памяти, а также восприятии ребенка.

Причины возникновения у детей

Дисграфия может быть вызвана родовыми травмами. Развитие подобного отклонения провоцируют различные инфекционные заболевания, неправильное воспитание. Также специалисты не исключают такой фактор, как генетическая предрасположенность.

Дисграфия у детей может сопровождаться другими сопутствующими заболеваниями, которые были диагностированы ранее.

Причины возникновения у взрослых

У взрослых людей несовершенство письменной речи может быть вызвано как внутренними, так и внешними факторами. Основные причины отклонения:

  • наличие опухоли в головном мозге;
  • низкая сатурация;
  • инсульт;
  • перенесенные хирургические операции на головном мозге;
  • плохие социальные условия.

К социальным факторам относят недостаточное воспитание в детстве, неправильная речь окружающих людей, недостаток общения с окружающими.

При дисграфии ошибки в процессе письменной речи имеют устойчивый характер, несмотря на то, что человек хорошо знает все правила написания слов.

Формирование сенсорных функций

Важная задача – это формирование сенсорных функций. Нужно учить ребенка анализировать звуки, развивать у него слуховое восприятие, помогать ему анализировать и воспроизводить ритм.

Приемы работы подбираются в зависимости от того, насколько развита речь ребенка. Если отсутствуют речевые средства общения у детей, сначала нужно стимулировать голосовые реакции, помогать ребенку подражать разным звукам, которые обладают значимостью для ведения коммуникаций.

Следующий этап – это развитие первичных навыков произношения в процессе коммуникаций. В этот период нужно формировать процессы речевого общения и анализа звуковой составляющей речи. Нужно корректировать нарушения в артикуляции: расслаблять мышцы ребенка, формировать силу голоса, корректировать дыхание, формировать артикуляционные движения и праксис.

Чтобы не допустить дисграфию в артикуляции, нужно развивать четкую дифференциацию звуков на слух до тех пор, пока дети не начнут правильно писать автоматически. Поэтому нужно использовать методики, которые бы позволили ребенку осознать разницу в звучании. Для этого используют методы более яркого подчеркивания этой разницы.

Виды дисграфии

Дисграфия может быть следствием разных причин. Признаки и симптомы нарушения могут отличаться. Также от вида отклонения зависит способ реабилитации и длительность лечения.

Оптическая

Ребенку трудно правильно писать буквы, он может их пропускать при написании слов, добавлять не нужные элементы в виде штрихов и палочек. Из-за не до конца сформированным зрительно -пространственным связям ребенок зачастую пропускает буквы, неправильно их пишет, путает с другими.

Акустическая

Характеризуется отсутствием способности к правильному распознаванию звуков. Пациент путает схожие по звучанию буквы, может делать ошибки в степени мягкости произносимых звуков.

Артикуляторно-акустическая

Ребенок неправильно пишет и произносит буквы, заменяет их схожими по звучанию. Просьбы родителей и преподавателей обращать внимание на правильность произношения и написания результатов не приносят. При такой форме нарушения требуется проведение работы, направленной на слуховую дифференциацию ребенка. Только при проведении подобной коррекционной работы возможно полное избавление от проблемы.

Аграмматическая

Этот вид нарушения характеризуется тем, что ребенок при произношении и написании путает падежные окончания, пропускает или заменяет предлоги на другие. Подобное отклонение является следствием речевых нарушений.

Нарушение, вызванное неполноценными процессами анализа и синтеза

Основные симптомы этого нарушения — пропуск или замена букв на другие, добавление лишних слогов, слитное написания нескольких слов подряд. Подобному отклонению предшествуют социальные, психологические, а также воспитательные факторы, которые становятся основной причиной нарушения анализа и синтеза речи.

Признаки заболевания

Дисграфия — диагноз, который должен ставить специалист. Отклонение можно легко спутать с обычным непониманием грамматики, которое встречается у большинства детей. При дисграфии ошибки, которые ребенок допускает во время письма, никак не связаны с уровнем знания русского языка. Учителя в школе, а также родителей ученика должно насторожить, если ребенок делает многократно одинаковые ошибки: пропускает буквы, путает слитное и раздельное написание слов. Кроме того, почерк такого ребенка неразборчивый, а размер букв постоянно меняется от маленьких до больших не только в одном предложении, но и в одном слове. Скорость письма при этом очень медленная. Зачастую детям с дисграфией ставят плохие отметки из-за ошибок и плохого почерка, что сильно сказывается на успеваемости и самооценке ребенка. Именно поэтому очень важно своевременно выявить нарушение письменной речи у ребенка, выяснить причину отклонения, чтобы пройти курс коррекции.

Отработка артикуляции

Также с дошкольниками необходимо отрабатывать артикуляцию тех фонем, которые сложнее всего им даются. При этом нужно предупредить возможную замену звуков схожими по фонетике. Для этого нужно развивать у детей образное восприятие речи других людей. Если малыши меняют местами слоги или пропускают их, это говорит о том, что у них есть предпосылки для формирования дисграфии в будущем.

Уже в детском саду логопед должен тщательно исследовать свободную речь детей. Коррекция помогает создать ясные стереотипы того, как должны произноситься слова. Это позволяет ребенку усвоить не только устную, но и письменную речь.

Воспитатель может формировать способности ребенка мыслить образно и пространственно. После того, как была завершена коррекционная работа, дети снова участвуют в тестировании, чтобы определить их текущий уровень развития речи.

Подготавливая детей к школе, нужно правильно выбирать методику обучения. Наиболее эффективным является метод работы с дидактическими играми. Это один из главных способов оказывать на детей обучающее воздействие. Ведь игра остается в этом возрасте основным типом деятельности дошкольника.

Диагностика дисграфии

Назначить соответствующий курс коррекции дисграфии может только специалист, который предварительно диагностирует нарушение с помощью специальных исследований. Кроме того, для постановки диагноза необходимы консультации таких специалистов, как невролог и логопед.

Обследование пациента включает несколько этапов, первым из которых является оценка состояния центральной нервной системы, зрения, а также слуха пациента. Затем специалисты анализируют артикуляцию и моторику ребенка. Немаловажные этапы — оценка звукопроизношения, лексикона, уровня грамотности. Затем необходима оценка письма, при этом специалисты учитывают, правша или левша пациент.

Ребенку с целью исследования предложат записать слова под диктовку, переписать прописные, а также печатные буквы, выполнить специальные упражнения. После анализы полученной в ходе исследования информации логопед ставит диагноз и дает необходимые рекомендации по способу коррекции нарушения письменной речи при наличии.

Учим детей писать без ошибок

1) Упражнение «Корректурная правка». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, — и работать только с ними.

2) Упражнение «Пишем вслух». Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ»). Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) «Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы — сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным «ясным» и союзом «и», во-первых, закрывает деепричастный оборот «…», а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая «…», вторая «…»), соединенные союзом «и»».

4) «Пропущенные буквы».

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти… М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг.

5) Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты надо писать!

  1. Чрезвычайно медленно!
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Скорее всего ребенок откажется, не сможет это сделать, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия «безударные гласные» и «причастный/деепричастный оборот». Затем диктуется первое предложение. Попросите ребенка назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
  3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Логопед Полей Яна Борисовна Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка

Способы коррекции дисграфии

Способ коррекции зависит от того, какой тяжести нарушение письменной речи у ребенка. Кроме того, на метод лечения отклонения влияет степень запущенности, а также особенности пациента. Коррекция — это долгий и сложный процесс, который требует настойчивости со стороны преподавателей и родителей, терпения, выдержки и положительного настроя пациента. При условии соблюдения всех необходимых рекомендаций дисграфию возможно вылечить полностью. Лучше, если нарушение диагностируется в более раннем возрасте, так как курс коррекции у старших школьников более длительный из-за наличия в большинстве случаев дополнительных нарушений речи и письма. При этом времени, необходимого на реабилитацию, потребуется больше. Также высок риск того, что нарушение не получится устранить полностью.

Избавиться от дисграфии самостоятельно невозможно. Этот процесс требует участия многих узконаправленных специалистов, например, психолога, нейропсихолога. Однако основная работа приходится на логопеда, которому предстоит подобрать соответствующую степени тяжести заболевания и индивидуальным особенностям пациента реабилитационную программу. Специалист индивидуально подбирает необходимые упражнения по звукопроизношению. Занятия направлены на улучшение моторики, формирование лексико-грамматического строя пациента, а также улучшение фонемного распознавания речи.

Методы коррекции дисграфии, которые относятся к наиболее эффективным:

  • Упражнения, благодаря которым пациент учится правильно понимать звуки, слова, буквы.
  • Задания, направленные на тренировку памяти, улучшение мышления, развитие восприятия.
  • Упражнения, необходимые для того, чтобы пациент учился правильно распознавать внешне похожие буквы.
  • Правильная постановка звуков, работа по автоматизации речи.
  • Развивающие игры для улучшения звукового анализа.

В некоторых случаях в реабилитационный курс специалисты включают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж, а также ЛФК. Это чаще относится к пациентам, дисграфия у которых была вызвана органическими причинами. Важно знать, что медикаментозное лечение должно назначаться исключительно квалифицированным специалистом.

Логопедическая коррекция

Слуховая дифференциация звуков — то, чего нужно добиться изначально при лечении дисграфии. Если ребенок не умеет различать звуки, то дальнейшие упражнения будут не эффективными. Срок реабилитации определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Занятия с логопедом возможны как в группе с другими детьми, так и индивидуально. Это зависит от пожеланий ребенка и его родителей.

Логопед ребенку на занятиях ставит словесные и наглядные упражнения, а также практические уроки, в ходе которых происходит коррекционная работа.

Упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях

Так как самостоятельно избавиться от дисграфии нельзя, то специалисты, помимо основных занятий, рекомендуют выполнять дома дополнительные упражнения для закрепления результата, полученного с логопедом.

Упражнения, которые можно выполнять дома, должны быть также согласованы с логопедом. Важно, чтобы технику выполнения и регулярность занятий контролировали родители. К самым простым, но эффективным упражнениям, которые можно выполнять дома с родителями, относятся:

  1. Лабиринт. Ребенок рисует на листе бумаги линию, двигая при этом только кистью руки. Нельзя делать разрывы и менять положение листа.
  2. Поиск предметов или картинок. Ребенок ищет и закрашивает найденные предметы.
  3. Упражнения, направленные на развитие внимания. Ребенок должен читать текст и искать пропущенные буквы или слова, вписывая их в нужные места.
  4. Улучшение артикуляции. Ребенок заучивает песенки, стишки, скороговорки.
  5. Логоритмика.

Чтобы как можно скорее получить положительный результат, домашние упражнения нужно выполнять регулярно. Это значительно сократить реабилитационный период.

Формирование артикуляторной и акустической дисграфии

Чтобы устранить факторы, способствующие артикуляторной и акустической типов дисграфии, нужно выполнить следующие советы.

В процессе развития дифференциации звуковых пар на слух самым главным считается то, чтобы ребенок мог подчеркнуть различия между рассматриваемыми звуками. Он должен убедиться в том, что слышит два разных звука, а не один.

Так как ребенок не способен различать на слух звуки, слух в этой системе становится очень слабым звеном. Поэтому опираться нужно на что-то более сильное – например, зрение. Ведь любая звуковая пара отличается не только по тому, как она звучит, но и по тому, как расположены артикуляционные органы во время произношения звуков.

Так как эти органы имеют различное положение, это приводит к разному звучанию. Поэтому нужно изначально обращать внимание детей к тому, как органы артикуляции располагаются при произношении каждого звука.

Следующая задача – очень ярко подчеркнуть то, какая разница существует в звучании разных звуков. Для этого можно сначала отождествлять эти звуки с теми, которые часто звучат в природе. Природные звуки воспитатель должен произносить длительно и утрированно.

Также можно описывать различия словесно. К примеру, если ребенок на слух не различает звуки Ж и З (Ш и С), то звконкую букву можно отождествлять со звоном, жужащую с жужащнием, а глухую с шелестом или свистом. Иногда ребенку помогают забавные фразы, демонстрирующие то, как именно звучат те или иные звуки.

Затем можно поиграть с детьми в «жука и комара». Рот нужно закрыть экраном, чтобы ребенок не мог зрительно воспринимать, что вы произносите по губам. Воспитатель жужжит или пищит. А ребенок должен определить, какое насекомое сейчас «звучит».

Подобным образом поступают и с другими звуковыми парами.

После того, как ребенку много раз объяснили и продемонстрировали различия, которые есть в звучании этих пар, остальные пары будут усваиваться им намного проще, ведь ухо уже настроилось на процесс дифференциации.

Затем нужно переходить к различению речевых звуков, что для детей более доступно и понятно.

Но научить детей дифференцировать на слух лишь произносимые изолированно звуки – этого недостаточно. Нужно обязательно научить ребенка чувствовать разные звуки, которые входят в состав слова. Это пригодится ему как в устных высказываниях, так и в письменной речи.

Затем нужно проводить дидактические игры, чтобы выработать у детей способность безошибочно определять любые смешиваемые звуки в словесном составе.

Прогноз, меры профилактики

Прогноз лечения дисграфии зависит от ряда факторов: своевременности предпринятых мер, тяжести отклонения, ее формы, причин, которые спровоцировали формирование нарушения письменной речи, а также индивидуальных особенностей пациента. Только благодаря слаженной работе специалистов, терпению и настойчивости родителей, а также позитивному настрою ребенка можно получить в итоге положительный результат. Проблема, связанная с нарушением письменной речи, поддается полной коррекции в более чем 80% случаев.

Родители ребенка, у которого была диагностирована дисграфия, должны знать, что отсутствие своевременной реакции может привести в дальнейшем к :

  • Плохой успеваемости, которая чревата интеллектуальным отставанием в развитии ребенка.
  • Появлению мнительности и тревожности.
  • Появлению проблем со сверстниками.

Кроме того, запущенная форма дисграфии — причина девиантного поведения ребенка, его низкой самооценки.

У ребенка с запущенной формой дисграфии всегда будет вызывать дискомфорт необходимость что-либо написать. Это приводит не только к плохой успеваемости, но и полному отсутствию желания учиться, осваивать новый материал.

Профилактика дисграфии

Точные причины дисграфии специалисты назвать не могут. Кроме того, считается, что предупредить подобное нарушение письменной речи нельзя. Однако известны группы риска, представители которых чаще страдают наличием подобного отклонения. Это:

  • Дети-билингвы;
  • Пациенты с задержкой психического развития
  • Дети, которых переучили писать правой рукой
  • Гиперактивные дети
  • Слишком рано начавшие учиться дети

Меры профилактики включают тренировку памяти и внимательности, увеличение словарного запаса. Важно знать, что если ребенок постоянно делает одни и те же ошибки при написании слов, не нужно откладывать посещение логопеда на потом. Если у ребенка имеется нарушение письменной речи, то чем раньше будет начата коррекционная работа, чем быстрее и легче удастся избавиться от проблемы, которая чревата в дальнейшем тяжелыми последствиями для ребенка.

Как узнать, есть ли нарушения у ребенка?

Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога. Ребенка просят написать небольшой диктант, переписать текст из книги, описать картинку, почитать. Специалист оценивает характер ошибок и исходя из возраста определяет или не определяет расстройство.

Раньше 8–9 лет диагноз не ставится. С 6 до 8 лет школьник только овладевает навыками письма и изучает правила. Однако предпосылки к дисграфии могут быть видны значительно раньше, еще в дошкольном возрасте. Своевременная профилактика помогает предупредить нарушения в будущем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]