Методики преодоления заикания у взрослых. Комплексная система лечения заикания В. М. Шкловский. — презентация


Что собой представляет заикание

Для начала давайте разберемся, что это такое, и что провоцирует развитие заикания. Сейчас очень популярно мнение, что заикание – это генетически обусловленное расстройство. Доказательств тому масса, многие ученые подтверждают данную теорию в ходе своих исследований в этой области. Прочие причины (стресс, плохая социализированность и т.д.) могут стать пусковым фактором только при наличии предрасположенности.

Все мы испытываем стрессы, различные нервные потрясения, переносим многие заболевания, но при этом можем не страдать заиканием. Такое нарушение развивается на «благодатной почве», обусловленной генетическими нарушениями.

Заикание – это типичное неврологическое расстройство, которое имеет психогенную природу. Соответственно, лечение заикания, как у взрослых, так и у детей должно быть направлено не только на коррекцию работы нервной системы, но и на высшие нервные функции, – на психику.

В лечении заикания принято выделять три направления: внушение, расслабление и отвлечение внимания. Описывать эти направления раздельно не имеет смысла, – все они эффективны только в связке друг с другом. Целесообразнее разделить методы лечения заикания у взрослых на медикаментозные и немедикаментозные: такое деление лучше отражает суть и цели лечебного процесса.

Причины развития патологии

Заикание – непростое состояние, и коррекция заикания начинается с выявления причин. Принято выделять две группы – предрасполагающие и провоцирующие факторы. К первой группе причин относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • болезни, затрагивающие функции головного мозга, в том числе опухоли, инсульты или черепно-мозговые травмы;
  • родовые травмы;
  • переутомление и слабость нервной системы (например, как следствие перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний).

К провоцирующим проблему факторам можно причислить:

  • сильный стресс, испуг;
  • жизнь в двуязычной или мультиязычной семье;
  • детское подражание кому-то из близких (если в круге общения есть люди с той же проблемой);
  • ускоренную речь.

Немедикаментозное лечение заикания

Первое, что должен сделать врач, который хочет вылечить больного с заиканием – это убедить его в том, что он должен говорить. Говорить нужно как можно больше, не стесняясь дефекта речи (это сделает только хуже). Заикание не относится к тем заболеваниями, которые нужно скрывать от общества, – в этом нет ничего страшного.

Нужно понять одну простую закономерность: чем больше вы говорите, тем лучше становится ваша речь. Прекращение разговора, напротив, усугубляет расстройство. Неплохой вариант – найти работу, которая связана с общением. Да, поначалу будет очень сложно, но результат (поверьте!) того стоит. Запомните, что заикание – это расстройство поведения, которое вы можете исправить даже своими силами. Не бойтесь говорить!

Вам могут предложить поведенческую психотерапию или лечение заикания гипнозом. Если вы не справляетесь сами, то это должно вам помочь. Однако стоит сказать, что эффективность психотерапии при заикании весьма сомнительна: результаты такого лечения несопоставимы с результатами «самотерапии».

По большей части, ваши шансы быстро избавиться от заикания зависят только от вас. Врач подскажет вам, что делать, близко познакомившись с вашей проблемой (для каждого человека методики и подходы индивидуальны), будет наблюдать за ваши успехами, но самая важная часть лечения, все равно, ложится на вас.

Заикание у детей

25.11.2019

Заикание – тема, вызывающая у родителей массу вопросов, главные из которых из-за чего и как исправить.

Давайте разбираться.

Немного статистики.

Заикание с затяжным течение относится к наиболее распространенным системным расстройствам, возникающим в детском возрасте. Распространенность заикания среди детей в возрасте от3 до 6 лет составляет 5-7%. В1-2% случаев данное речевое расстройство приобретает затяжное течение, сохраняясь на протяжении всей жизни. Чаще данным недугом страдают мальчики.

ВЫДЕЛЯЮТ ДВЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ: НЕВРОТИЧЕСКУЮ И НЕВРОЗОПОДОБНУЮ.

ЗАИКАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ возникает под влиянием стрессовых факторов различной силы и продолжительности, вызывающих острую или хроническую психическую травму у ребенка. Возникает остро в возрасте 2-6 лет. Причины острой психической травмы могут быть многообразны, в результате которых появляется однократный психический шок, сопровождающийся сильной эмоциональной реакцией. Например, в качестве такой причины может быть резкая смена привычной обстановки при определении ребенка в детский сад. Под хронической психической травмой понимают длительные отрицательные эмоции, появляющиеся вследствие неблагоприятного психологического микроклимата, окружающего ребенка. Ребенок с невротической формой заикания имеет особенности характера в виде повышенной впечатлительности, обидчивости, тревожности, робости, плаксивости. Настроение таких детей, как правило, неустойчивое, проявляется раздражительность, нетерпеливость. У некоторых из них наблюдаются страхи. Речевое развитие таких детей имеет свои особенности: нередко наблюдается раннее развитие речи, в короткий промежуток времени в обращении появляются развернутые фразы, словарный запас быстро пополняется. Темп речи таких детей ускорен, они недоговаривают окончания слов и предложений, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается нечеткость произнесения звуков в потоке речи.

Невротическая форма заикания имеет рецидивирующее течение, при котором речь на какое-то время становится плавной без запинок, но при малейшем эмоциональном напряжении или утомлении, соматическом заболевании заикание вновь появляется. Невротическая форма заикания чаще имеет благоприятное течение, когда выраженность заикания не бывает тяжелой. На ребенка положительно влияет изменение окружающей среды в лучшую сторону, общее оздоровление, адекватные лечебно-педагогические мероприятия. Иногда при данной форме заикания течение заболевания принимает хроническое течение, связанное с наследственной отягощенностью заиканием, патологическими чертами характера, неблагоприятной психологической атмосферой, окружающей ребенка.

НЕВРОЗОПОДОБНАЯ форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин. В анамнезе у таких детей зачастую отмечается осложненное течение беременности и родов. В грудном возрасте такие дети беспокойны, плохо спят.

Возможно отставание в физическом и нервно-психическом развитии в течение первых лет жизни. Дети с неврозоподобной формой заикания отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью, нарушением поведения, проявляющимся повышенной возбудимостью, расторможенностью, отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Заметна некоторая задержка в речевом развитии.

Так, первые слова нередко появляются к 1,5 годам, фразовая речь формируется к 3 годам, имеются нарушения произношения многих звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. В течении неврозоподобного заикания обычно не наблюдается периодов, свободных от запинок в речи. Запинки в речи усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних факторов. Темп речи либо ускорен, либо резко замедлен. У детей с неврозоподобной формой заикания, как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха. Клиническое обследование таких детей выявляет признаки органического поражения головного мозга резидуального характера. При отсутствии своевременной медицинской, психолого-логопедической помощи речевое нарушение постепенно утяжеляется и в дальнейшем хуже поддается коррекции.

Дети с прогредиентным течением неврозоподобной формы заикания с трудом обучаются в общеобразовательной школе, в подростковом периоде появляются личностные переживания в связи с дефектом речи. Довольно часто в практике встречаются дети с заиканием, имеющие в клинической картине смешанные проявления речевой патологии.

КАК ЛЕЧИТЬ?

При реабилитации заикающихся детей должен соблюдаться комплексный подход, так как нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера. В работе с такими детьми важно сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности и оздоровление заикающегося в целом. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, воспитателя, физического терапевта, музыкального терапевта и других специалистов. По назначению врача возможен прием медикаментозных средств для коррекции резидуальных проявлений органического поражения головного мозга ребенка, проведение физиолечения.

Хорошей альтернативой медикаментозному лечению является применение такого не инвазивного метода лечения как биоакустическая коррекция.

В ООО «Здоровое детство» работает команда высококвалифицированных специалистов, способных оказать реальную помощь в реабилитации детей с заиканием, представлен широкий спектр методов физической реабилитации, физиолечения, массажа, биоакустическая коррекция.

Автор: САДЫКОВА ОЛЬГА ФЕДОРОВНА, врач-невролог, детский невролог

Запись на консультацию.

Подробная информация и запись по телефону или форма на сайте для записи.

Остеопатия и заикание

Лечебные процедуры, направленные на укрепление нервных процессов в мозге положительно влияют на динамику лечения. Поэтому остеопатические методы должны входить в комплексную терапию.

Основное воздействие:

  • Устранение мышечного спазма и судорог.
  • Снятие общего возбуждения и расслабление.
  • Коррекция нервных рефлексов.

Нередко основа заикания лежит в нарушении правильного сокращения диафрагмы. Врач-остеопат поможет устранить патологию, наладив дыхание, которое играет важную роль во время речи.

В качестве дополнительной терапии для лечения заикания можно рекомендовать акупунктуру. Она воздействует на биологически активные точки, влияя на состояние речевого аппарата.

Методы диагностики и симптомы

Диагностикой заболевания занимаются специалисты-логопеды, неврологи и психологи. При осмотре врачи обращают внимание на симптомы:

  • Дефекты речевого дыхания. Это увеличенный расход воздуха при вдохе и выдохе, затянутый вдох и укороченный выдох.
  • Понижение голоса. Произношение звука может сопровождаться судорожным смыканием голосовой щели; наблюдаются проблемы с произношением гласных звуков. При понижении голоса до шепота, а также при пении, человеку легче говорить.
  • Органические дефекты артикуляционного аппарата. Это могут быть высокий свод неба, искривленная носовая перегородка, неконтролируемые отклонения высунутого языка влево или вправо от средней линии.
  • Наличие сопутствующих движений. Часто при наличии проблемы с образованием звуков человек совершает движения, которые, как ему кажется, помогают. Это могут быть закидывание головы, сжатие кулаков, переступание ногами.

Для более детальной диагностики обязательно используют инструментальные методы исследования – электроэнцефалографию и эхоэнцефалографию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]