Заикание классифицируется, как специфическая форма невроза (логоневроз) или неврозоподобное состояние, при которых наблюдается недоразвитие речи.
В основе заикания лежит нарушение взаимодействия между нейропроцессами в коре головного мозга (торможение и возбуждение).
Данное патологическое изменение слаженной деятельности нервных процессов в коре и подкорке головного мозга приводит к тому, что асинхронные нервные импульсы достигают нервных центров коры головного мозга, включая речевые, и вызывают появление судорог органов речевого аппарата (гортань, глотка, язык и губы). Судорожная активность (избыточное возбуждение) мотонейронов провоцирует нарушение своевременной активизации структур речевого аппарата, обуславливая нарушение темпа и плавности речевых движений, изменение дыхания, высоты и силы звуков.
Не окончательно сформированная нервная система ребенка под воздействием определенных факторов начинает работать в рамках отклонений от нормы. Чаще всего заикание наблюдается у детей обоих полов в возрасте до 5 лет, поскольку в этот период происходит максимально активное становление фразовой речи, а значит речеобразование наиболее уязвимо перед раздражителями.
Среди значимых факторов, вызывающих заикание у детей специалисты выделяют:
- слабость нервной системы вследствие инфекционных заболеваний (менингит, краснуха, корь и др.);
- черепно-мозговые травмы в анамнезе ребёнка;
- наличие хронической патологии (пневмония, ревматизм и др.);
- наличие детского церебрального паралича;
- осложненная беременность;
- бытовые конфликты и др.
Данные факторы не обязательно приводят к неврозу речи, чаще всего (около 70% случаев) он проявляется под влиянием сильного травмирующего стимула: испуга или стресса.
Таким образом, заикание развивается вследствие генетических (невропатическая конституция ребенка) и неврологических факторов.
Терапия заикания предусматривает комплексный подход и должна проводиться при появлении его первых признаков.
Для того чтобы победить заикание у ребенка необходимы совместные усилия родителей и детских врачей: психолога, невролога и логопеда. Лечебный курс составляется индивидуально, учитывая особенности психики и возраста ребенка. Обычно терапевтическая программа заикания состоит их двух основных взаимодополняющих блоков:
- лечебно-оздоровительный, направленный на нормализацию психики и функционирование нервной системы, а также оздоровление нервной ткани;
- коррекционно-воспитательный, предусматривающий образование и закрепление правильных речевых навыков и стандартов.
Что такое заикание у детей?
Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.
Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:
- тонический, сопровождающийся появлением пауз в речи или растяжением определенного звука;
- клонический, проявляющийся, как повторение звуков, слогов или слов;
- смешанный.
В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:
- неврозоподобная, включающая затрудненную артикуляцию (нарушение произнесения слов, чтения и письма);
- невротическая, при которой появление и выраженность трудностей произношения связаны со стрессовой ситуации.
К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.
О заболевании
Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.
Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.
Как определить заикание у детей?
Несмотря на то, что заикание может проявляться по-разному, судороги мышц речевого аппарата всегда вызывают характерные проявления. Различие в формах логоневроза базируется на специфике частоты, локализации и длительности нарушений речи.
Индикаторами наличия заикания у детей служат:
- расстройство точности, понятности и ясности фраз;
- отсутствие особенно трудных для произношения слов, слогов или звуков в речи;
- трата большого количества усилий на воспроизведение речи (лицо ребенка может покраснеть, выступить пот и др.);
- наличие вспомогательных движений при разговоре (переминание с ноги на ногу, шмыганье носом, сжатие кулаков и др.). Отсутствие квалифицированной помощи может привести к закреплению этих мотостандартов и в дальнейшем оказывать дополнительное негативное влияние на психику ребенка;
- страх перед речью, раздражительность, плаксивость и замкнутость;
- пассивно-агрессивное поведение;
- трудности перед действиями, требующими мелкой моторики (вследствие нарушения координации движений);
- энурез, расстройство аппетита и сна, и др.
В советской психиатрии детского возраста традиционно принято выделять особую группу «системных» или «моносимптоматических» неврозов [Сухарева Г. Е., 1959; Ковалев В. В., 1979]. Некоторые из этих расстройств в подростковом возрасте исчезают. Заикание и энурез могут сохраняться у подростков и гораздо реже у взрослых. Однако в этих случаях картина и течение данных расстройств позволяют в большинстве случаев усомниться в их невротическом генезе. Невротической оказывается лишь личностная реакция подростка на собственный недостаток.
Заикание. Возникает обычно в детстве — чаще всего в возрасте 4—7 лет, т. е. в период интенсивного развития речевой активности. В детском возрасте принято различать невротическое и неврозоподобное заикание [Ковалев В, В., 1979].
Невротическое заикание начинается чаще всего внезапно, после сильного испуга. Преобладает тоническая судорога речевых мышц. Ухудшение наступает под действием психогенных факторов (испуг, разлука с родителями и т. п.). Дети рано начинают стесняться своего недостатка.
Неврозоподобное заикание развивается обычно постепенно, часто без предшествующих психических травм. Более выражена клоническая судорога речевых мышц. Ухудшение наступает под действием, соматических факторов (инфекционные заболевания и т. п.). В неврологическом статусе могут быть обнаружены симптомы нерезко выраженного диффузного резидуального органического поражения головного мозга. Дети обычно не стесняются своего недостатка, игнорируют его, наоборот любят болтать.
В подростковом возрасте заикание у многих сглаживается, а при правильном лечении с детства может полностью проходить. Однако у части подростков наблюдается рецидив или усиление заикания в возрасте 15—17 лет [Тяпугин Н. П., 1966 — цит. по В. В, Ковалеву, 1979], но, главное, резко проявляется личностная реакция на свой речевой дефект. Подростки становятся стеснительными, избегают сверстников, контакта с незнакомыми людьми, отказываются от устных выступлений и т. п. Может развиться логофобия — страх устной речи. Между личностной реакцией и самим заиканием развивается нечто подобное порочному кругу — одно усиливает другое.
Подобную личностную реакцию нередко расценивают как невротическую, подчеркивая астеничность, сенситивность, «псевдошизоидность» и т. п. Однако за пределами деятельности, связанной с устной речью, никакой астении не обнаруживается. «Сенситивность» заикающихся подростков также избирательна, и этим они отличаются от подростков с сенситивной акцентуацией характера. Они, например, охотно поют перед публикой, выступают в спортивных соревнованиях и т. п. «Шизоидность» целиком состоит в избегании контактов с некоторыми сверстниками и малознакомыми людьми. Психологические исследования с помощью проективных тестов выявили несвойственную сенситивной акцентуации зкстрапунитивность, т. е. скрытые агрессивные тенденции в отношении окружающих [Шкловский В. М., Ильдеринская В. И., 1972J.
Разделение заикания на невротическое и неврозоподобное в подростковом возрасте провести трудно. Особенности самого заикания проявляются уже не столь отчетливо. Яркая личностная реакция на свой дефект и психогенное ухудшение заикания может наблюдаться во всех случаях. Неврологическая симптоматика к этому возрасту может компенсироваться. Наконец, подобное разделение утрачивает актуальность и потому, что логопедическая помощь строится на основании своих подходов к классификациям речевых дефектов.
Патогенез заикания, с нашей точки зрения, позволяет усомниться в том, что это своеобразное страдание вообще следует относить к неврозам (так называемый логоневроз). Вряд ли заикание подпадает под определение невроза как «нерационально и непродуктивно разрешимое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности» [Мясшцев В. Н„ 1960]. При заикании, как правило, не удается выявить присущую неврозам психологически понятную связь между нарушениями речи, особенностями личности и психотравмирующей ситуацией. Подобные невротические формы заикания встречаются относительно редко. Невротической скорее может быть реакция личности на существующий дефект.
Само же заикание представляется одной их форм функционального дизонтогенеза, т. е. срывом формирующегося в онтогенезе навыка. Как известно, концепция «психического дизонтогенеза» привлекается для понимания многих нарушений у детей и подростков [Ковалев В. В., 1979, 1981; Вроно М. Ш., 1979]. Функциональная неполноценность речедвигательной системы при заикании установлена специальными нейропсихологическими исследованиями [Шкловский В. М., Репнин В. Я., 1972], но эта неполноценность, видимо, играет роль предрасполагающего фактора.
Психические травмы скорее становятся факторами провоцирующими (например, испуг) или преципитирующими (например, неблагоприятная семейная ситуация). В ряде случаев патогенной оказывается перегрузка речевого аппарата или свойственная детям реакция имитации и др.
Прогноз при заикании у подростков относительно благоприятен. По данным Ю. А, Флоренской (цит. по В. В. Ковалеву, 1979), при повзрослении у 90 % заикание резко уменьшается или исчезает вовсе.
Лечение заикания должно осуществляться специально подготовленными специалистами и представлять собой единый комплекс логопедических и психотерапевтических методов.
истерический невроз – предыдущая | следующая – энурез
Подростковая психиатрия. Содержание.
Когда проходит заикание у детей?
Согласно наблюдениям специалистов, признаки патологии нарастают при утомлении, особенно в осенне-зимний период года. Степень выраженности заикания напрямую зависит от окружающей среды, в которой в данный момент находится ребенок. Так, утром и в комфортной ситуации нарушение речи может не проявляться, но в обществе сверстников оно значительно усиливается.
Известно, что дети не заикаются, находясь наедине с собой, читая стихи и распевая песни.
Если у ребенка речевой невроз был спровоцирован временным фактором (ссора родителей, внезапный резкий звук и др.), то не исключено, что в течение месяца он самоустранится. В некоторых случаях возможен рецидив заикания, который впоследствии также исчезает.
Однако, когда нарушение воспроизведения речи самостоятельно не проходит, необходимо обратиться за профессиональной помощью врача.
Признаками, свидетельствующими о необходимости записи на консультацию к детскому логопеду или неврологу, служат:
- нарушения речи у ребенка в возрасте старше 4 лет;
- длительность расстройства плавности и непрерывности речи более 3 месяцев (важно вести календарь появления/исчезновения нарушений, где каждый рецидив служит новой точкой отсчета);
- лицевой нервный тик при разговоре;
- наследственный фактор заикания.
Что делать если у ребенка заикание?
При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.
Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.
При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.
Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.
Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:
- создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
- соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
- размеренный темп учебы;
- оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
- внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
- отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
- поддержка тактильным контактом, похвалой;
- возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.
Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа. В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах.
Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа. Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью.
Как лечится заикание у детей?
Для лечения логоневроза у детей используются многочисленные терапевтические приемы. Подбор тактики лечения выполняется врачом, исходя из особенностей патологии речи и психики ребенка.
Наиболее популярными методиками нормализации речи при заикании являются:
- режим молчания (4-6 дневный период безречевого общения при помощи специальных сигналов. Он эффективен для купирования судорог речевого аппарата, стимулирующих новые судороги);
- логопедическая ритмика – это коррекционное сочетание музыки, речи и движения, предусматривающее многократное повторение вырабатываемых двигательных навыков;
- дыхательная и артикуляционная гимнастика для тренировки артикуляционных органов и развития речевого дыхания;
- улучшение мелкой моторики, как способа стимуляции нервных центров в мозге (зоны, отвечающие за речь и движение расположены очень близко);
- массаж;
- голосовые упражнения для нормализации речевой моторики и др.
Для устранения мышечного и психического напряжения при заикании используются техники релаксации, которые способствуют эмоциональной устойчивости и концентрации. Нередко назначаются лекарственные препараты, успокаивающие нервную систему и расслабляющие мышцы структур речевого аппарата.
Лечение заикания
Как лечить логоневроз, хорошо знают специалисты нашего Центра. Они имеют большой опыт успешного лечения заикания и других речевых нарушений у детей. Терапия включает в себя различные методики, которые подбираются индивидуально в соответствии с типом расстройства и степенью его выраженности. В лечении задействуются такие методы, как логопедическая коррекция заикания, гимнастика, сегментарный массаж, рефлексотерапия.
Один из самых эффективных способов лечения заикания — транскраниальная магнитная стимуляция. Этот метод основан на лечебном воздействии магнитного поля на пораженные участки головного мозга. Метод ТМС абсолютно безвреден и показывает на практике высокую результативность в лечении логоневрозов. Он широко применяется в лучших клиниках Европы. Наши специалисты прошли обучение за рубежом и имеют официальные сертификаты, подтверждающие право применения метода транскраниальной магнитной стимуляции для лечения детей и взрослых.
Можно ли вылечить заикание у ребенка?
Лечение заикания, в особенности неврозоподобного его типа, это длительный процесс. Обычно он занимает около года, но в дальнейшем требует постоянного динамического наблюдения у невролога и приема назначенных фармакологических препаратов.
Своевременное обращение к врачу и тщательное соблюдение всех его рекомендаций дают благоприятный прогноз лечения заикания.
Однако, согласно данным ВОЗ, у 1% детей патология может сохраниться, несмотря на усилия врачей и родителей. В данной ситуации эффективным будет помощь психолога, помогающая наладить общение и управлять эмоциональным состоянием.