Врачи Стоимость
Прейскурант Врачи клиники
Заикание – распространенная патология у детей, которая может возникать в силу многих причин. Она может быть врожденной или приобретенной. Зачастую такой дефект становится причиной проблем в коммуникации, замедляет личностное и интеллектуальное развитие ребенка, провоцирует комплексы и стеснение. Важно понимать, что лечение заикания у детей возможно – сегодня существует несколько зарекомендовавших себя подходов и передовых методик терапии. Успех лечения зависит от того, насколько рано будет обнаружена патология и своевременно начаты меры коррекции.
Что такое заикание
Заикание, или логоневроз – нарушение речи, которое состоит в частом повторении отдельных звуков, слогов или слов. Иногда больной не повторяет, а удлиняет звуки/слоги. К проявлениям заикания также относят частые остановки или «нерешительность» речи.
Ребенок, страдающий заиканием, испытывает затруднения при внезапном нарушении функции речевых органов и центров во время разговора. Проблема может быть вызвана судорогами мускулатуры, участвующей в формировании звуков, а также дыхательных мышц. Это приводит к тому, что больной страдает и от нарушений дыхания, чувствует внезапную нехватку воздуха.
Игры и упражнения на голос и паузы
Следующий комплекс поможет развить силу и чистоту голоса:
- Звуки А и М. Вдыхаем через нос, произносим звуки на выдохе;
- Сочетание звука М с гласными. Сначала вдох, потом на одном выдохе: МА, МО, МУ, снова вдох и другое сочетание: МИ, МЭ, МЫ. Повторяем несколько раз;
- Н с гласными. Аналогично предыдущему упражнению;
- На одном выходе произносим ЖЖЖЖЖЖ — ЗЗЗЗЗЗЗ — НЬНЬНЬНЬНЬ. При этом Ж — грудной звук, З — средний, НЬ — верхний лицевой;
- «Верный друг». Пусть ребенок представит, что его собака убежала. Звать нужно три раза: один раз как будто издалека, потом — чуть ближе и в конце — совсем рядом;
- «Аромат». Пусть малыш понюхает надушенный платочек, а на выдохе скажет слово «хорошо» — спокойно, медленно, по слогам. Затем усложняем: произносим фразы «очень хорошо», «очень вкусно пахнет». То же самое можно проделать с фруктами, цветами и придумать любые фразы для произнесения на выдохе;
- «Колыбельная». Предложите малышу убаюкать пупса, куклу, мягкую игрушку и спеть сначала тихо, а потом громко «А-а-а-а-а»;
- «Болит». Представляем, что болит зубик и тянем «О-о-о-о», чередуя громкий и тихий вариант;
- «Корова». Подражаем мычанию животного, делая ММММУУУУУ, варьируя силу голоса.
Всегда актуальное и полезное упражнение для развития голосовых связок — чередование звуков. На плавном выдохе после вдоха тянем в любой очередности гласные, например, «аааооууииээ».
Причины заикания
К заиканию могут привести внутренние и внешние причины. К основным врожденным факторам относят следующие:
- патологии при беременности матери (гипоксия, перенесенные инфекции, нехватка питательных веществ и др.);
- родовые травмы, преждевременные роды;
- наследственная склонность;
- повышенная нервно-эмоциональная возбудимость.
Приобретенных причин больше, они могут быть следующими:
- психотравмы (состояние горя и потери, дефицит внимания и пр.);
- физиологические процессы – в этом случае заикание проходит, когда компенсируется недостаточное созревание полушарий головного мозга после 5-летнего возраста;
- перенесенные инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит и др.);
- черепно-мозговые травмы (сотрясения, ушиб головного мозга и т. д.).
Детское заикание может быть ложным: ребенок подражает заикающимся взрослым. О ложном заикании говорят, когда происходит копирование манеры речи значимого взрослого, а истинного заикания нет.
Симптомы
Основные признаки нарушения речи состоят в следующем:
- спазмы речевого аппарата при произнесении ребенком звуков;
- затяжные паузы между произносимыми звуками;
- повторение слогов и звуков, слов.
Однако выделяют и косвенные признаки, сопровождающие основные симптомы. К таковым относят:
- раздражительность;
- проблемы с коммуникацией, избегание общения;
- агрессивность;
- слезливость, обидчивость.
При диагностике заикания у детей врач уделит внимание психологическому состоянию. Сопровождать недуг может замкнутость, отказ от общения со сверстниками и взрослыми, нервные тики, страхи, тревожность, фобии и пр. Иногда ребенок, страдающий нарушением речи, может также мучиться от бессонницы, сниженного аппетита, расстройства функции желудочно-кишечного тракта.
Если заикание не лечить вовремя, есть вероятность развития социофобии, ночного энуреза и других недугов. Родители должны понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, принимать меры необходимо, чтобы недуг не оставил отпечатка на личности ребенка. При отказе от мер коррекции дети могут испытывать трудности с выстраиванием отношений с окружающими, часто возникают задержки развития.
Игры и упражнения на развитие темпа речи
Следующие задания учат малышей распознавать быструю и медленную речь, варьировать собственный темп. С разной скоростью произносим:
- гласные в любой последовательности: а-у-о-и-ы;
- слоговые ряды с чередованием мягких и твердых гласных (пример: сэ-сы-су-са, зе-зю-зя-зи»);
- «скороговорки». Например, «У ежа ежата, у ужа — ужата», «Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц».
Чистоговорки и скороговорки нравятся детям и поднимают настроение. Сначала выбирайте более простые, постепенно усложняя.
Виды заикания у детей
По проявлению различают такие формы заикания:
- тоническая: характеризуется затяжными паузами, растягиванием гласных звуков;
- клоническая: в этом случае ребенок не проговаривает отдельных букв или слогов;
- комбинированная: такой недуг является наиболее сложным, в нем сочетаются признаки обоих видов.
По времени и постоянству проявления выделяют три вида заикания:
- стабильное. Оно также называется привычным, проявляется постоянно;
- нестабильное. Заикание в этом случае сопровождает стресс, ситуации повышенного эмоционального фона;
- циклическое. Для такого вида заикания характерны периоды затишья, когда ребенок говорит спокойно, и эпизоды заиканий.
Профилактика:
Профилактике заикания способствует создание спокойной обстановки. Устранение факторов, которые могут провоцировать приступы заикания. Создание благоприятной, спокойной обстановки. Отсутствие критики относительно дефекта речи ребенка.
Общие рекомендации профилактики логоневроза у детей от 3 до 5 лет
- При обнаружении дефекта речи у ребенка, следует оградить его от всего, что может вызывать эмоциональное напряжение, в том числе от длительного просмотра телевизора.
- Включайте ребенку классическую, расслабляющую музыку – ее лечебный эффект давно признан даже официальной медициной. Особенно благоприятно на детскую психику влияет музыка Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена.
- Не стоит рассчитывать только на свои силы. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, чем быстрее удастся победить заикание у ребенка, тем легче ему будет общаться, учиться, познавать мир.
- Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Нельзя делать длительных перерывов.
- Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.
- Организуйте правильное общение. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.
- Следите за питанием.В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.
- Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей довольно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтов, ссор, и есть любовь и понимание, у ребенка гораздо меньше рисков стать заикой. Вылечить заикание куда сложнее, чем предотвратить. Заикание у ребенка порой проявляется для того, чтобы родители поняли собственные ошибки.
- Отучить заикаться нельзя, можно лишь помочь, наладить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком. И помните, что любовь и вера в способности малыша творит настоящие чудеса, которые даже традиционная медицина не всегда способна объяснить. Верьте в своего ребенка, и у него все получится.
Рекомендации родителям
Лечение заикания у детей, как и выявление причин речевого дефекта, осуществляет врач. Но роль родителей в терапии очень велика. Важно правильно себя вести и соблюдать следующие рекомендации врача:
- сведение к минимуму эмоциональных нагрузок. Откажитесь от агрессивных игр, прослушивания громкой музыки, длительного просмотра ТВ или пребывания ребенка за компьютером;
- спокойный досуг. Прививайте ребенку любовь к классической музыке и добрым мультфильмам, играйте в спокойные игры, читайте сказки, старайтесь получать вместе положительные эмоции и впечатления;
- контроль режима. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно отдыхал, чаще гуляйте на свежем воздухе.
Доброжелательная обстановка дома важна на всех этапах лечения. Не рекомендуется ругать ребенка, кричать на него или смеяться, критиковать его результаты, если поначалу дефект сохраняется. Важно поощрять начало терапии и подбадривать малыша, стимулировать его доверительно относиться к врачу.
Позитивную атмосферу очень важно сохранять и после успешной коррекции заикания у детей. Только в таком случае можно достичь сведения к минимуму рисков рецидива.
Расширение диапазона голоса
Следующие игры для детей с заиканием помогают закрепить пройденное и учат варьировать интонацию и тембр голоса, что очень важно для полноценной речи:
- Считать от 1 до 10 на различных высотах голоса;
- «Теплоход». На звук У произносим звук гудка 3 теплоходов: большого, маленького и среднего в любой последовательности;
- Произнести фразу «Я вам приказываю» с разными интонациями: сердито, дружелюбно, равнодушно;
- Участвуют 2 человека. Один говорит «Накажу!” с постепенным повышением тембра, а второй говорит «Нет» с понижением.
Подойдут любые упражнения, где нужно подбирать разную интонацию, громкость, скорость речи и ее эмоциональную окраску.
Методы и особенности лечения заикания
Вопрос о том, где лечат заикание у детей, волнует многих родителей. Важно выбрать клинику, в которой возможна реализация комплексного подхода. Терапией должен заниматься и основной врач – логопед-дефектолог, и невролог, психолог при необходимости.
Основную программу коррекции составляет логопед в индивидуальном порядке. Он примет во внимание причины дефекта, возраст, социальное окружение, характер ребенка. Современные подходы базируются на нормализации дыхания, контроле темпа речи. Занятия проводятся в благоприятной атмосфере и игровой форме. Как правило, специалист принимает активное участие в процессе – совместно с ребенком читает стихи, поет песни, тренирует речевой аппарат иными упражнениями.
К дополнительным методам коррекции относят:
- массаж: позволяет расслабиться, улучшить кровообращение, снять спазмы мускулатуры;
- дыхательная гимнастика: ее задачей является нормализация дыхания.
Возможно занятие с физиотерапевтом и обучение приемам гимнастики, чтобы ребенок продолжал заниматься дома. Медикаментозная терапия актуальна в тех случаях, когда причиной детского заикания выступил стресс/травма. Врач назначит препараты с седативным действием. В тяжелых случаях могут быть назначены транквилизаторы, противосудорожные медикаментозные средства. Легкая медикаментозная терапия может сопровождать основные методы коррекции. Комплексный и, что немаловажно, командный подход позволяет получить внушительные результаты – улучшение состояния и устранение дефекта.
На развитие речевого дыхания
Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:
- «Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота. Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
- «Лопнувшая шина». Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
- «Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
- «Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
- «Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
- «Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
- «Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
- «Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.
Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.
Преимущества лечения заикания в клинике «Семейный доктор»
Лечением заикания у детей в Москве успешно занимаются специалисты клиники «Семейный доктор» − логопеды-дефектологи, неврологи, психологи, психотерапевты. Мы предлагаем комплексную всестороннюю диагностику, точное выявление причин речевого дефекта, командный подход в решении проблемы. Современное оснащение точным надежным оборудованием позволяет нам проводить диагностику и лечение в короткие сроки. Врачи с многолетним стажем работы окажут помощь в случаях любой сложности, а также найдут подход к маленьким пациентам.
Для записи на удобное для Вас время, позвоните по телефону единого контакт-центра в Москве, заполните форму онлайн-записи или обратитесь в регистратуру клиники.
оставить отзыв
На развитие чувства ритма
Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.
Разминка
Включает различные маршировки под музыку со сменой направлений. Помогает настроиться на дальнейшую работу.
Нормализация мышечного тонуса
Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.
Ритмизация движений
Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».
Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».