II. Основная часть. 1. Сравнительная характеристика звуков С — Ш


Почему важна постановка и автоматизация звука Ш?

Нельзя затягивать с постановкой или коррекцией звука «Ш». До 3-х лет дети еще могут произносить звуки не совсем четко (в пределах нормы), но если эта проблема продолжается, то необходимо заняться артикуляционной гимнастикой, научить ребенка правильно дышать во время произношения звуков.

Причиной неправильного произношения может быть: короткая уздечка, с ребенком взрослые «сюсюкали» в детстве (он слышал, как близкие выговаривали звуки, запомнил это и перенял).

Если махнуть рукой на постановку «Ш», ребенок и дальше будет заменять проблемный звук другими, его речь (как устную, так и письменную) не будет понимать учитель, от чего успеваемость ученика снизится, а сверстники будут смеяться над ним. Все это приведет к психологической травме, комплексам, ребенок может замкнуться в себе.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну, и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Зв.[б’][б][в’][в][г’][г][д’][д][ж][з’][з][й][л][м][н][р]
Гл.[п’][п][ф’][ф][к’][к][т’][т][ш][с’][с][х][ц][ч][щ]

Подготовка артикуляционного аппарата

Для того, чтобы начать работу над постановкой звука, необходимо тренировать мышцы ротовой полости с помощью речевой гимнастики, которые обязательно следует выполнять перед зеркалом.

Возможные артикуляционные упражнения:

  • «чашечка» или «ковш»: язык в широком положении поднять к верхним зубам, и подержать несколько секунд;
  • «лопаточка»: язык в том же положении положить на нижнюю губу, и подержать несколько секунд;
  • вытянуть вперед губы в виде трубочки и улыбнуться (зафиксировать 5 секунд);
  • дуть на мыльные пузыри, ватные шарики, пушинки, плавающие игрушки в воде;
  • вытягивать язык в форме иголочки;
  • делать языком «часики» (водить языком из стороны в сторону), «качелька» (язык вытягивается вперед и нужно его спинку поднимать/опускать);
  • «белить рот»: рот закрыть, вводить языком по небу, словно его белим;
  • «цокать»;
  • копировать движения языка кошки, когда она лакает молоко.

Глухие

Тихие, прокричать их довольно сложно. Голосовые связки не препятствуют движению воздуха из легких, а звучание образуется за счет изменения формы губ и положения языка.

Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

Это интересно! Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализа

Техника постановки звука Ш

Поставить звук «Ш» можно разными способами:

  • подражая;
  • с помощью артикуляционной гимнастики;
  • задействуя другие звуки;
  • механически.

На начальных этапах ребенок не только смотрит на взрослого и повторяет правильное произношение, но и смотрит в зеркало на себя, анализирует, что он делает не так. Логопед или родитель внимательно смотрят за тем, как малыш произносит звук «Ш» и корректно делает замечания.

Регулярная артикуляционная гимнастика помогает развивать речевой аппарат, благодаря чему ребенок верно произносит звуки.

При постановке «Ш» можно задействовать другие звуки:

  • просто ставится звук «Ш» от «Т». Малыш повторяет непрерывно «Т», округляет и вдвигает вперед губы, улыбается, направляет воздух по желобку;
  • когда ребенок верно произносит «Р» необходимо «порычать» шепотом, постепенно убрать напор выдыхаемого воздуха, пока не будет больше вибрации (появится легкое шипение);
  • от звука «С», нужно долго свистеть, слегка приподнять край языка к верхним резцам и выпустить воздух (будет слышаться звук «Ш»).

Механические приспособления (зонд, шпатель) помогают зафиксировать нужное расположение языка, которые лучше использовать логопеду, ведь не все родители имеют навык управления ими.

Логопед с помощью приборов ставит звук «Ш» от гласных «А», «Э», «Ы», приподнимая язык ребенка к верхнему небу, от согласных «С», «Р». Когда будет слышаться четко «Ш» инструмент убирают и малыш самостоятельно «шипит».

II. Основная часть. 1. Сравнительная характеристика звуков С — Ш

1. Сравнительная характеристика звуков С — Ш.

С — согласный, глухой, твердый, свистящий, при его произнесении губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы.

С‘ —

согласный, мягкий, глухой, соответствуют зеленые наушники, на письме — зеленый закрашенный кружок.

Ш — согласный, глухой, твердый, шипящий, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, выдыхаемый воздух теплый, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена , т.е. язык принимает форму «чашечки».

2. Соотнесение звуков занятия с символами и буквами для их обозначения на письме.

3. Дифференциация звуков в ряду других звуков и между собой.

Логопед:

Сегодня у нас необычный урок: Карлсон, Малыш и Фрекен Бок Будут учить, а вы — обучаться, Знания вам всегда пригодятся!

Логопед выставляет на доску изображения героев занятия: Карлсона, Фрекен Бок и Малыша.

Логопед: Послушайте звуки и поднимите соответствующие символы, когда услышите звуки занятия.

Звуки: с, ш, з, ж, щ, у, ц, ж, ш, с, ф, с, ш.

Логопед: Посмотрите на картинки (задание 1, с. 16). Кому нужны эти предметы? Запишите имена героев занятия. Выделите буквы С — Ш. Почему именно эти герои заглянули к нам на занятие? (В их именах есть звуки С — Ш.)

Картинки: торт, щенок, конфеты, портфель.

4.Дифференииаиия звуков С — Ш на уровне слога (задание 2. с. 17).

Логопед: Малыш и Карлсон предлагают нам поиграть с ними. Однако поиграть мы сможем только тогда, когда друзья выполнят задание, которое задала им Фрекен Бок. Помогите им: прочитайте слоги без ошибок. Тогда Фрекен Бок разрешит Малышу и Карлсону поиграть с нами.

СА — ША — СА СУ — ШУ — ШУ

СО — СО — ШО ЫС — СЫ — ЫШ

5.Работа по уточнению словаря (задание 3. с. 17).

Логопед: Те предметы одежды, которые подойдут Малышу, обведите красным кружком, а те, которые подойдут Карлсону, — зеленым. Объясните свой выбор.

Картинки: шорты, галстук, рубашка, носки, шарф, спортивный костюм.

6.Развитие логического мышления.

Логопед: Малыш выбрал то, что необходимо. Теперь можно отправляться на улицу.

Наши друзья по дороге идут — Машины, автобусы там и тут. Надо друзьям осторожнее быть, Но как же дорогу переходить?

Отгадайте кроссворд, и загорится зеленый сигнал светофора.

Логопед выставляет на доску кроссворд.

1. Из него садовник поливает цветы и зимой заливает каток. (Шланг)

2.

«Скачет … по полям, а корыто по лугам», — писал Корней Чуковский.
(Сито)
3. Зимой все белым-бело оттого, что все покрыто им. (Снег)

4. Ножки у машины обуты в … (Шины)

7.Развитие пространственных отношений (задание 4. с. 17-18).

Логопед: Карлсон и мальчик стоят в магазине, А перед ними товар на витрине. Где что находится — ты назови, Деньги плати и домой забери. Помогите Малышу и Карлсону сделать покупки в магазине: определите и запишите расположение каждого предмета.

Картинки:

Логопед: Что находится в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; между вишнями и карандашами; над скрепками; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу; слева от кисточки.

8.Физминутка (задание 5. с. 18).

Логопед: Друзей пора поторопить

Но что же к ужину купить? Продукты — будто невидимки, Узнать их трудно на картинке.

Закройте правый глаз, рассмотрите наложенные изображения предметов и назовите их. Затем закройте левый глаз и сделайте то же самое. Запишите названия изображенных предметов. Выделите буквы С — Ш.

Картинки: груша, сосиски, колбаса, вишни, абрикос.

Логопед раздает карточки с наложенными изображениями: сыр, сосиски, колбаса, ананас, сушки, груша.

9. Дифференциация С


С‘— Ш в словах (задание 6.с. 18).
Логопед:

Малыш и Карлсон в дом пришли,

Хотят поужинать они.

Рассмотрите домики. Как вы думаете, в каком домике живет Малыш, а в каком Карлсон? Помогите Малышу и Карлсону собрать свои вещи: запишите под каждым домиком названия вещей с соответствующим звуком С или Ш.

Картинки: скамейка, шкаф, кресло, стул, стол, кушетка.

///. Итог занятия

Логопед: Наступил прощанья срок, Прозвенит вот-вот звонок. Говорят вам на прощанье: «Не скучайте, до свиданья!» Кто же вспомнит наш урок, И слова припомнит в срок?

Дети вспоминают тему занятия и подбирают слова для Карлсона и Малыша.

Автоматизация звука Ш в слогах

После упражнений на тренировку артикуляционного аппарата (при регулярных занятиях) закрепляется звукопроизношение «Ш» в слогах (повторяется по 3 раза): -ша, -шо, -шу, -ши, -ше, -аш, -ош, -уш, -иш, -еш, ёш, -яш, -юш.

Упражнения постепенно усложняются другими согласными:

ШК
ШТ

ШВ

ШЛ

А
У
О
Ы
И

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные разделяются на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол,
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Алфавит русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!


Непарные согласные

Автоматизация Ш в начале слова

Вслед за взрослым ребенок произносит: шайба, шайка, шалопай, шакал, шаль, шарф, шоколад, шотландец, шоссе, шевелюра, шорты, шептать, ширма, шимпанзе, широкий, шипучка, шитье, шифр, шоу, шоппинг, шоковый, шокировать, шекер, шокер, шепелявить, шериф, шесть, шестнадцать, шестеренка, шефство, шеффер, швырять, швартовать, шквальный, шкафчик, шлагбаум, шляпочный, шлепанье, шмотник, шмякнуться, шнуровать, шпионить, шпинат, шприц, шпроты, шпаргалка, шпаклевка, штабквартира, штатный, штативный, штольня.

Автоматизация Ш в предложениях

Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.

  1. Алеша с Наташей весело шагают.
  2. Миша хочет купить большой шарик.
  3. Даша вешает шарф на новую вешалку.
  4. Саша едет на черной лошадке.
  5. Мишутке шьют новую шубу.
  6. На шубе есть швы.
  7. Одень сегодня серую шубу и шапку.
  8. Яша, помой шею и уши.
  9. У машины поставили новые черные шины.
  10. Наташенька, дай башенку.
  11. Катюша, одевай галоши, чтобы не промокли ножки [ш].
  12. Настюша пошила на швейной машинке для куклы 2 шапки, 2 шарфа и одну шубу.
  13. У малыша есть карандаш.
  14. Мышь шуршит бумажкой [ш].
  15. Малыш сорвал ландыши.
  16. Наш шалаш очень хорош.
  17. Катюша сшила рубашку, но поспешила.
  18. Маша с Сашей шли за Глашей.
  19. Мои книжки [ш] стоят в шкафу.
  20. Там зеленая лягушка сидит на дорожке [ш].
  21. Мы с Пашей играем в шахматы.
  22. Кошка бегает за мышкой.
  23. Мишка набил себе шишку на макушке.
  24. Наша кошка любит играться катушкой.
  25. Я нашел в бабушкиной шкатулке разные катушки.
  26. Валюша любит лепешки и ватрушки.
  27. Швея сошьет на машинке парашют для игрушки.

Игры на постановку и автоматизацию

Если проводить занятия в форме игры, малыш не будет уставать и терять интерес. Взрослый, задействуя образы, помогает ребенку быстрее понять, как правильно произносится звук «Ш».

Можно придумать историю: мы изображаем ужей или мышек, и нам тихонько нужно приползти к еде, чтобы нас не съели кошки.

Когда необходимо отработать произношение звука, можно показывать картинки. Ребенок смотрит на изображение и называет предметы. После задачу можно усложнить: показать картинку, а малыш должен описать, что он видит, какие действия и кто делает.

Упражнение «Закончить слово»:

  • ША: Да… (Даша), ка… (каша), Ма… (Маша), Ми… (Миша).
  • ШУ: пи… (пишу), ма… (машу), но… (ношу), ко… (кошу).
  • ШИ: мы… (мыши), малы… (малыши), гало… (галоши), кры… (крыши).

Упражнение «Нас много»:

  • мышь – мыши;
  • малыш – малыши;
  • шалаш – шалаши;
  • камыш – камыши.

Упражнение «Назови ласково»:

  • Маша (Машенька);
  • Даша (Дашенька);
  • Паша (Пашенька);
  • Миша (Мишенька);
  • Саша (Сашенька).

Упражнение «Продолжить предложение» (образец «Я пишу, и Миша пишет):

  • Я ношу, и … .
  • Я пишу, и … .
  • Я тушу, и … .
  • Я пашу, и … .

Упражнение «Продолжить ряд слов однокоренными»:

  • Шум (шумный, шуметь).
  • Шут (шутка, шутить).
  • Шаг (шагом, шагать).

Упражнение «Поставить слова в форму множественного числа» (образец «Один малыш – два малыша – много малышей»):

  • камыш;
  • шалаш;
  • галоша;
  • мышь;
  • кошка;
  • мышка;
  • мошка.

Упражнение «Поставить слова в прошедшую форму» (образец: Шуметь – шумел – пошумел):

  • шутить (шутил – пошутил);
  • шипеть (шипел – пошумел);
  • шуршить (шуршал – пошуршал);
  • шептать (шептал – пошептал).

Упражнение «Кто что делает?»:

  • Камыш (шумит).
  • Мышь (шуршит).
  • Уж (шипит).
  • Шалун (шалит).

Похожие записи:

  1. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  2. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
  3. Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….
  4. Какие упражнения полезны ринолаликам? Коррекционные упражнения при ринолалии — артикуляционные упражнения, дыхательные и другие….

Шипящие согласные звуки и буквы

Согласные звуки, при произношении которых слышится шум и шипение, называются шипящими. Такие звуки дают 4 согласных буквы:

  • ж — [ж];
  • ч — [ч’];
  • ш — [ш];
  • щ — [щ’].

Их невозможно произнести с плотно прижатыми друг к другу губами. Кончик языка при этом поднимается к небу, а по центру появляется пространство. Через него и проходит воздух, образующий шипящий звук.

Главные признаки согласных звуков — это образование пар:

  • По мягкости / по твердости;
  • По звонкости / по глухости .

Среди шипящих выделяется:

  • Пара по звонкости и глухости — это [ж] — [ш] (жена — шина). Остальные же шипящие звуки [ч’] и [щ’] — непарные глухие.
  • Пар по мягкости и твёрдости у шипящих нет:
  • [ж] всегда твердый (даже при наличии мягкого знака после него);
  • [ш] всегда твердый (даже при наличии мягкого знака после него)
  • [ч’] всегда мягкий;
  • [щ’] всегда мягкий.

Мягкий знак после шипящих согласных букв не смягчает их, а выполняет грамматическую роль. ( В слове «глушь» указывает на женский род. В «сжечь» — на инфинитив; в «читаешь» — на второе лицо, единственное число; в «сплошь» — на то, что это наречие).

Мягкий знак используется в письме после шипящих согласных:

  • на конце существительных женского рода, в именительном падеже и единственном числе: дочь, ночь, мышь, тишь.
  • на конце глаголов (даже возвратных): беречь, стеречь, жжечь, беречься).
  • на конце наречей (после «ж» и «ш»): назвничь, сплошь.

Не пишется на конце:

  • существительных в единственном числе, в именительном падеже мужского рода: камыш, гараж, плащ, луч.
  • существительных женского или среднего рода во множественном числе, в родительном падеже (много рощ).
  • прилагательных в краткой форме: горяч, свеж, летуч.
  • наречий, которые необходимо запомнить: уж, невтерпеж, замуж.

Существуют сложности в правописании гласных после шипящих:

  • «О [о]» и «ё [о]» под ударением:

Буква «ё» пишется:

  • находясь в корне любой части речи (шёрстка, дешёво, шёл, жёсткий, изжёванный);
  • в любой части глагола и в словах, образованных от глагола (жжёт, печёт — в окончании; затушёвывать, размежёвывать — в суффиксах; тушёнка, дирижёр — в суффиксах существительных, образованных от глагола); разрешённый, вооружён — в суффиксах причастий; Печёный, копчёный — в суффиксе «ён» прилагательных, образованных от глаголов).

Исключения: существительные — ож(о)г, подж(о)г, изж(о)га.

Буква «о» пишется:

  • в окончаниях существительных (плечом, чертежом, плащом, лучом);
  • в окончании «он» существительных во множественном числе и родительном падеже (княжон);
  • в суффиксах существительных «ок», «онок», «онк» (речонка, бережок, крючок, старушонка);
  • в суффиксах прилагательных «ов», «он» (ежовый, камышовый, смешон);
  • в суффиксе наречиями «о» (горячо, свежо, хорошо). Исключение: «ещё»;
  • в словарных словах: крыж(о)вник, ж(о)м, обж(о)ра, трущ(о)ба, трещ(о)тка, ч(о)порный, ш(о)в, ч(о)катится, ш(о)рох;
  • в словах, взятых из диалекта: ж(о)х, веч(о)р, ч(о)х.
  • в словах с иноязычным происхождением: маж(о)р, крюш(о)н (исключение — ж(е)ст, планш(е)т).
  • «О [о]» и «ё [о]» без ударения:

Буква «ё» пишется:

  • в суффиксе «ёр» существительных (ухажёр);

Буква «о» пишется:

  • в словах с иноязычным происхождением: жокей, шоколад.
  • «У», «а», «о»:
  • после твердых шипящих (шагать, жаргон);
  • в устоявшихся правилах: «ча» — «ща»; «чу», — «щу» (чашка, чаща, чуткий, щука, чарка, чародей);
  • «И», «е», «ё»:
  • после мягких шипящих (щит, чистый);
  • в устоявшемся правиле: «жи» — «ши».
  • «Ю»:
  • в словах с иноязычным происхождением: ж(ю)ри, параш(ю)т.

Важно запомнить, что имена, фамилии, аббревиатуры могут быть написаны с допущением любой гласной после шипящей согласной.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]