Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
автор: Ганцева Марина Аркадьевна
Учитель-логопед Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №568», г. Екатеринбург
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
Конспект составила:
Ганцева М. А. (учитель-логопед)
ФГБДОУ «Детский сад №568», г. Екатеринбург
Задачи:
- уточнять понятие «гласные звуки»;
- учить дифференцировать звуки [а], [у];
- учить выделять первый звук в слове;
- учить подбирать слова с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без нее;
- развивать фонематический слух;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов (ау, уа);
- закреплять графический образ букв А, У;
- развивать память;
- воспитывать любознательность, интерес к звукам и буквам;
- воспитывать бережное отношение к вещам (к пособиям, используемым на занятии).
Оборудование:
- ноутбук, проектор, колонки, презентация; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); магнитная доска, красные фишки (магниты); буквы А, У; указка; схема для определения места звука в слове, красная фишка;
- для детей: индивидуальные зеркала; схемы для определения места звука в слове; звуковые пеналы (с фишками красного, зеленого и синего цвета); тетради; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); кассы букв; простые карандаши, счетные палочки (буквенный конструктор).
Ход НОД:
- Вводная часть. Игра «Запомни и повтори»
:
арбуз – акула – апельсин ананас – абрикос – Африка альбом – аист – арка | утро – улица – ухо Уля – ум – усики уж – узел – умница |
Артикуляционная гимнастика
. «Окошко», «Трубочка», «Окошко — трубочка», движение губ «хоботком» вправо-влево, «Лошадка».
СЛАЙД №2
- Основная часть:
1) «Звуки [у], [а], мы вас знаем!»:
— Какие звуки мы изучали? (А, У) Давайте вспомним о них, все, что мы знаем.
СЛАЙД №3
— Как плачет Аня? (А)
СЛАЙД №4
— Как воет волк? (У)
СЛАЙД №5
— А теперь послушайте меня и угадайте, кто это: Аня или волк? (Логопед произносит звуки [а], [у] по несколько раз, дети угадывают все вместе и индивидуально)
СЛАЙД №6
Уточнение артикуляции звуков [а], [у].
Дети улитке рассказывают об артикуляции звука [у], Айболиту — об артикуляции звука [а].
План анализа артикуляции появляется в презентации постепенно:
- губы
- зубы
- язык
- как выходит воздух изо рта (свободно) – вылетает «ветерок» (картинка)
Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
СЛАЙД №7
— Каким цветом обозначаются звуки [а], [у]? В каком по цвету замке живут звуки [а], [у]? (Дети выбирают)
СЛАЙД №8
Характеристика звуков (гласные звуки). Дети рассказывают Незнайке.
— Звук [а] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта выходит свободно).
— Звук [у] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта тоже выходит свободно).
СЛАЙД №9
2) Игра «Назови первый звук в слове».
Логопед и дети берут схему для определения места звука в слове, кладут в первое окошко красную фишку (звук в начале слова)
На экране появляются картинки, дети их называют, выделяя первый звук и нажимая на фишку. Дети называют первый звук (все вместе и индивидуально).
Картинки: ананас, аист, утка, автобус, утюг, удочка, акула, апельсины, улитка, утенок, абрикос, улица.
3) Дидактическая игра «Угадай слово» (с опорой на картинки).
СЛАЙД №10
Логопед говорит: «Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо будет поставить к нему первый звук – [а] или [у]. Отгадывать слова вам помогут картинки». Словарный материал: …пельсины, …тюг, …втобус, …тёнок, …брикос, …тка, …литка, …дочка, …кула, …лица, …нанас, …ист..
4) Физминутка «А или У?»
Логопед произ носит звуки [а], [у]. Дети, если услышат звук [а], изображают аиста, если услыщат звук [у] – Чебурашку с большими ушами.
СЛАЙД №11
— Ребята, поговорим о букве У.
СЛАЙД №12
5) Буква У.
- Показ буквы.
- Нахождение буквы в кассе.
- «Сколько элементов у буквы У? Какие это элементы? На что похожа эта буква?»
- Выкладывание буквы из палочек.
- Игра «Правильно – неправильно» (Дети определяют, правильно ли написана буква У)
СЛАЙД №13
- Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – улитка ползет, помогая правильно нарисовать в воздухе букву У).
СЛАЙД №14
- Игра «Выдели звук У». Дети называют картинки, появляющиеся на букве У, выделяя звук [у]. Выполняют пальчиковую гимнастику:
— «Удочка» — показывают указательный палец правой руки (остальные пальцы сжаты) и вращают большим пальцем левой руки.
— «Улитка» — изображают улитку сначала одной рукой (показывают указательный и средний пальцы – «рожки»), проводят рукой по столу («улитка ползет»), потом – другой рукой.
— «Утюг» — изображают утюг (кладут одну руку ладонью вниз на стол, вторую руку – сверху, «гладят утюгом»).
— «Утка» — показывают руками «клювики».
СЛАЙД №15
6) Игра «Украсим букву У»
. Дети по очереди называют слова со звуком [у] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве У) появляются цветы.
СЛАЙД №16
— О букве У мы вспомнили всё, что знаем. А теперь поговорим о букве А.
Буква А – первая буква а
лфавита (Дети замечают, что слово «алфавит» начинается на звук [а].
7) Буква А.
- Показ буквы.
— Ребята, найдите на этом слайде буквы А (логопед вызывает одного ребенка к доске, он показывает указкой буквы: А, а)
- «Сколько элементов у буквы А? Какие это элементы?»
СЛАЙД №17
- Выкладывание буквы из палочек.
СЛАЙД №18
- Нахождение буквы в кассе.
- На что похожа эта буква?
СЛАЙД №19
- Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – арбузики перемещаются, помогая правильно нарисовать в воздухе букву А).
СЛАЙД №20
Игра «Украсим букву А»
. Дети по очереди называют слова со звуком [а] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве А) появляются цветы.
СЛАЙД №21
9)
Анализ и синтез слога АУ.
Логопед показывает картинку с изображением Ули (Ульяны).
— Уля зашла в лес. В лесу было много грибов. Собирая грибы, она зашла далеко в лес и не заметила, как потеряла дорогу. Страшно стало Уле. Вспомнила она слово короткое, но очень нужное. Крикнешь его, тебя услышат и придут на помощь. Какое это слово? (Ау!)
Дети протяжно произносят «слово» АУ хором и по рядам.
— Назовите первый звук в слове Ау (А). Звук [а] какой? (гласный). Он обозначается фишкой красного цвета (Дети выкладывают красную фишку на стол, а логопед на магнитную доску).
— Назовите второй звук в слове Ау (У). Звук [у] какой? (гласный). Обозначьте его.
— Первый звук [а]. Второй звук [у]. Что получилось? (АУ) «Прочитаем» слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове (АУ).
— А теперь обозначим звуки буквами. Прочитаем слово (используется карточка для слитного чтения слога АУ).
СЛАЙД №22
10) Анализ и синтез слога УА
.
Логопед показывает картинку с изображением плачущего ребенка.
— Малыш плачет: «Уа!»
Дети протяжно произносят слово УА хором и по рядам.
Слог УА разбирается аналогично.
СЛАЙД №23
11) Печатание слогов
АУ, УА.
СЛАЙД №24 с надписью «Молодцы!»
- Итог НОД. Рефлексия.
— Назовите слова со звуком А. Назовите слова со звуком У.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звук У, буква У»
4. — Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [У] и посмотрим, какое положение принимают наши губы? (губы вытянуты трубочкой
). Звук
У
произносится плавно, протяжно, воздух выходящий изо рта, не встречает преград. Звук можно свободно петь, значит звук У –гласный.
— Этот звук гласный или согласный?(гласный)
Как вы определили что он гласный?.Правильно, потому что мы можем его пропеть и он не встречает преград.
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
-Каким цветом будем обозначать этот звук?(красным)
-Давайте вспомним, звуки мы что делаем (слышим и произносим)
-У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем).
-Звук У обозначается буквой У (показываю)
-Посмотрите на букву У. Из скольки палочек она состоит(из двух).
-Обратите внимание, что одна палочка — длинная, а другая короткая.
-Ребята, посмотрите на доску. Это буква У. Запомните, звук [У] на письме обозначается буквой У.
Буква У как будто ушки У зайчонка на макушке. У улитки рожки тоже Так на букву У похожи.
-Давайте пропишем букву У в воздухе-
-Давайте попробуем сделать букву У
из счетных палочек.
- Физминутка.
Волки воют на луну: У-У-УУУ(идти крадучись, как волк)
Песню грустную пою: У-У-УУУ(имитация пения в микрофон)
Ветер сильно завывает: У-У-УУУ(руками качаем как ветки деревьев)
Поезъд тихо подъезжает: У-У-УУУ(показываем движение поезда руками)
Я стою и звонким голосом пою,(хлопки перед собой)
Потому что он певучий, этот гласный У
6.Игра на ковре
-А сейчас мы с вами будем ловить звук У ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук У- тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.
У-а-у-и-о-и-у-а-ы-у-о-у
7.Игра «Один-много» с мячом
– Я буду называть один предмет, а вы много предметов . ( Например: стол-столы).
Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка,указка,утка
Проходим к столам
8.Игра за столами
-Ребята , у вас лежат красные кружки, если услышите в словах звук У
поднимите кружок.
Слова: паук, цветок, лужа, лак, диван, мак, стол, утюг, стул, жук, гусь,уж,улыбка, книга, указка, тетрадь, линейка, усы.
9.Работа на листках
-У вас на столах лежат листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
10.Игра «Чего нет»
Называем все картинки ,которые висят на доске.
Если звук У в этих словах? Теперь назовем все картинки, запомним их, сфотографируем глазками. а теперь вы закрываете глаза.
-Чего нет?(отработка правильного употребления существительных ед. и мн.числа в Р.падеже)
11. Подведение итогов занятия.
-Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
-С какой буквой?
-Каким цветом обозначаем?
-Что понравилось больше всего?
-Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Литература:
2. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь по грамоте для детей 5 — 7 лет
Маханева М.Д.
Цель. Учить детей анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков; знакомить с буквой Уу; упражнять в умении ориентироваться на плоскости листа (направления: сверху вниз и снизу вверх).
Оборудование. Набор картинок, сюжетная картина, панно букв; листы бумаги с нарисованными внизу цветами и бумажные пчелки (по количеству детей).
Предварительная работа. Дети рисуют цветы на индивидуальных листах (внизу листа).
Ход занятия
I. 1. Педагог рассказывает историю, выделяя голосом звук [у].
— Сегодня я расскажу вам про маленькую пчелку. Ее звали Уля. Однажды ранним утром Уля вылетела из домика — улья. Она полетела на луг за дальний лес собирать мед. Уля весело напевала:
У-у-у, у-у-у-
Много меда соберу-у-у-у!
Возле пруда Уля увидела утку. Мама-утка учила плавать утят.
Уля полетела дальше. Смотрит, ползет по камушку ее знакомый уж. «Доброе утро, уж!» — «Доброе утро, Уля!» Пчелка полетела дальше, напевая:
У-у-у, у-у-у.
Для всех меду соберу!
2. — Какую песенку пела Уля? (У-у-у.) Песенка пчелки похожа на звук [у]. Вспомните слова со звуком [у] из истории про пчелку Улю (если дети не могут вспомнить, воспитатель задает наводящие вопросы).
— С какого звука начинаются названные слова? (Со звука [у].) Выделите этот звук в словах голосом.
3. Артикуляция звука. При произнесении звука [у] губы в форме трубочки, язык лежит за нижними зубами, воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своем пути преграды, звук произносится с голосом (голосовые связки вибрируют).
Характеристика звука.
— Как мы называем звуки, которые произносятся с голосом и не встречают преград во рту? (Гласные звуки.) Значит звук [у] — гласный.
II. 1. — Пролетая лес, Уля услышала, как кто-то кричит: «Ау!» Это девочка потерялась. Уля ей говорит:
у-у-у, у-у-у,
Иди за мной. Я выведу-у-у.
Вывела Уля девочку из дремучего леса и довела до самого дома. У девочки был маленький братик. Малыш плакал: «Уа-уа» Пчелка ему медку оставила. И полетела дальше.
Педагог предлагает детям вспомнить, как кричала потерявшаяся девочка в лесу (ау) и плачущий малыш в кроватке (уа).
— Сколько звуков в слове вы слышите? (Воспитатель напевно произносит а-а-а — у-у-у, затем у-у-у — а-а-а.) Какой первый звук в слове? Какой второй звук? Какие это звуки? (Гласные.)
Работа со схемами — звуковыми бусами (обе бусинки — звуки красного цвета).
2. Воспитатель предлагает вспомнить и повторить песенки Ули.
III. 1. Знакомство с буквой.
Педагог показывает карточку с изображением буквы Уу. Буква заселяется в квартиру на панно букв по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 2.
— Буква Уу живет рядом с буквой Аа. Б нашем домике они соседи.
2. Аналитико-синтетическая деятельность. (По аналогии с занятием 3.)
IV. Упражнение «Пчелка на лугу» на развитие ориентации на листе бумаги и закрепление направления сверху вниз и снизу вверх.
Воспитатель раздает детям их листы с нарисованными цветами и бумажных пчелок.
— Наконец пчелка Уля прилетела на луг. (Дети располагают пчелок вверху листа.) Летает пчелка, смотрит вниз. Как много красивых цветов. Стала пчелка на цветы садиться, нектар собирать. Сядет на один цветок, потом снова в воздух поднимется. И снова сядет. И снова поднимется.
Где находится пчелка? (Вверху.) Где растут цветы? (Внизу.) Когда пчелка садится на цветок, как она летит? (Сверху вниз.) А когда поднимается с цветка? (Снизу вверх.) Покажите, как летает пчелка.
Дети выполняют указания воспитателя, передвигая пчелок по листу и сопровождая действия соответствующими словами: сверху вниз, снизу вверх и т. п.
Конспект занятия в старшей логопедической группеТема: Звук [У]
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком «У» и его характеристикой; познакомить с понятием «гласный звук»; формировать умение выделять гласный звук в начале слова;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы, мелкую и артикуляционную моторику; внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга, внимательно вслушиваться в речь педагога.
Оборудование: символ звука У, красный домик, предметные картинки, символ гласного звука.
Ход занятия:
- Организационный момент:
- Дыхательная гимнастика: «Сдуй карандаш на край стола».
- Гимнастика для глаз: «Нарисуй пружинку».
- Пальчиковая гимнастика: «Массаж ладоней шариком Су-Джок».
- Основной этап:
- Сообщение темы занятия:
Как воют волки? Как зимой воет ветер? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У.
- Характеристика звука:
Длительное произношение звука. Анализ артикуляционной позы.
Посмотрите в зеркало. В каком положении находятся губы? Язык спокойно лежит на дне рта, зубы сближены, но не сомкнуты, воздушная струя спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. «Растягиваем ниточку» и поем, «наматываем ниточку на клубок». Звук У – гласный, будет жить в красном домике. Обозначать будем маленьким кружочком.
- Развитие фонематического слуха:
Игра «Поймай звук». Выделение звука У хлопками на слух:
Из ряда гласных: а, у, и, а, и, у, а, ы, у.
Из обратных слогов: ах, ух, ом, ум, ик, ук.
Из слов: август, улей, аист, удочка, ученик.
- Закрепление звука в слогах:
Игра «Запомни, повтори» (повторение слоговых рядов вслед за логопедом)
Ум-ум-ам, ам-ам-ум, оп-уп-уп, ут-ут-от.
Динамическая пауза: «Пчелки» (Словарная работа со словом «ульи»).
Пчелки в ульях сидят, на меня они глядят.
Пчелки, с ульев выделяйте, мед скорее собирайте.
- Закрепление звука в словах:
Игра «Магазин»
На доске – картинки со звуком У в начале слова и две картинки с другим звуком. Логопед называет картинки, выделяя звук У, затем говорит детям, что он – продавец, а дети – покупатели. Им нужно купить только те предметы, которые начинаются со звука У.
- Развитие внимания:
Игра с картинками «Чего не стало?»
- Закрепление звука в предложениях:
Договаривание предложений по предметным картинкам
В реке плавают … На берегу крякает … Мама гладит белье … Мальчик рисует …
- Итог:
С каким звуком сегодня познакомились? Какой это звук? Почему? Положите мне в ладошку слова со звуком «У».