Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, вегетативными реакциями. Термин имеет несколько синонимов: логоневроз, логоклония, лалоневроз.
У детей можно часто наблюдать так называемые физиологические итерации, проявляющиеся в запинках, повторении детьми некоторых звуков и слогов. Причинами такого нарушения могут быть недостаточное развитие темпо-ритмической стороны устной речи, нарушение функциональной деятельности слухового, речевых и двигательных анализаторов. Если у ребенка слабая нервная система и существуют другие неблагоприятные факторы, то физиологические повторения могут приобрести стойкий характер и перейти в заикание.
Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связано со структурой полушарий. Полушария у девочек организовано так, что левое полушарие работает лучше, чем правое.
В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция может быть не до конца сформирована, могут возникать разного рода речевые патологии.
Причины
Мы перечислим самые распространённые причины появления заикания у детей возрастом от 3 до 5 лет. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной.
К врожденным факторам развития дефекта относят:
- Разного рода патологии при беременности и вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.).
- Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.).
- Генетическую предрасположенность по одной из линий родства.
- Индивидуальные особенности личности, особенности нервной системы (преобладания процессов возбудимости, гипертревожность).
Приобретенное заикание провоцируется:
- Шоковая травма. Смерть одного из родителей или значимого близкого. Хронический стресс.
- Психологическая травма. Физическое или психологическое насилие. Буллинг. Унижение со стороны сверстников или в семье.
- Физиологическими процессами. Особенности развития полушарий головного мозга ребенка, данная причина может быть исключительно возрастной особенностью и решиться сама собой в ходе взросления ребенка.
- Перенесенные заболевания. Одной из причин нарушения речи также может стать с перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалопатия и т.д.). Сезонные заболевания ОРВИ, грипп и другие заболевания верхних дыхательных путей. Речь также может нарушиться по причине разного рода травм, ушибов, сотрясений вследствие падения или аварий. Диагностированный сахарный диабет, также может стать причиной возникновения заикания у детей.
- Ложное заикание. Такого рода заикания может стать наследование данного симптома от одного из близких. При этом истинных патологий у ребенка может не быть. Данный вид заикания особенно характерен для маленьких детей которые находятся в возрасте научения речи через копирования.
- Попытки переучить ребенка леворукости. Попытки насильно обучать леворукого ребенка писать правой рукой могут вызвать сильные нарушения в речи ребенка. Дети пишущие левой рукой достаточно ранимы и ранимы.
- Тревожная обстановка дома. Созерцание конфликтных ситуаций между членами семьи, может негативно сказаться на нервной системе ребенка, как следствие вызвать нарушение речи в форме заикания.
- Авторитарное воспитание. Нарушение личных границ ребенка, физические наказания и запугивание ребенка часто вызывают логоневроз.
- Умственное переутомление. Задачи сверх сил ребенка, без учета возрастных возможностей ребенка, как физических так и психических. Преобладание учебной деятельности над игровой. Переизбыток кружков секций, отсутствие времени и свободного пространства для самоорганизованной ребенком деятельности.
- ·Нарушение режима сна, недосып.
Среди причин заикание есть ещё ряд психосоматических факторов вызывающих заикание:
- · Истерический тип: резкая смена условий в социальной ситуации (например в семье все разрешали делать все что захочет, а пойдя в детский сад, ребенок столкнулся с запретами, ограничениями и правилами);
- Неврастенический тип: унижение личности и особенностей ребенка, отсутствие похвалы, сравнивание с другими детьми;
- Психастенический тип: гиперопека родителей, обесценивание и отсутствие веры в ребенка, что он справиться и у него получиться, могут также привести к нежеланию говорить и сильным нарушениям в речи ребенка.
Борьба с заиканием в домашних условиях
Большая часть занятий можно проводить в домашних условиях. Некоторые упражнения, особенно их первые занятия, проводятся вместе со специалистом. Последующие, когда механизм их понятен, можно делать их своими силами. Исключение составляют только те, которые требует особое оборудование, инструменты и другие предметы. Также является исключением наличие сложных диагнозов, которые вызваны нарушениями в нервной системе или требуется помощь психотерапевта.
Приемы самопомощи
Показывают положительный эффект аутотренировки. Такие упражнения состоят из проведения занятий перед зеркалом, чтобы видеть собственную мимику. Они проводятся около часа и не требуют много усилий от пациента.
Главное требование – соблюдать спокойный размеренный режим дна, иметь продолжительный здоровый сон, отказаться от вредных привычек, не подвергаться стрессу.
Симптомы заикания у детей.
Внешние проявления дефекта речи могут отличаться в зависимости от причин и степени тяжести логоневроза. Но почти во всех случаях есть некоторые общие признаки:
- Запинки в речи и длинные паузы между словами, слогами и буквами.
- Речевые судороги клонические, тонические, смешанные. Возникновение клонических судорог чаще всего наблюдается в начале формирования логоневроза. Характеризуется повторением первых буквы или слогов в словах.
- Нарушение темпа дыхания. Дыхательные у заикающихся детей всегда поверхностные, прерывистое.
- Искажение в интонации речи. Наличие судор, запинок часто приводят к нарушениям интонационным нарушениям в речи ребенка.
- Монотонная, невыразительная, не эмоциональная речь.
- Судороги и спазмы при произношении, чаще всего возникают в начале или середине слова слова.
- Затянутые паузы между звуками в середине слова, растягивание звука.
- Нервные тики при произношении.
- Нарушение сна, появление ночного энуреза, нарушение аппетита и пищеварения.
К сопутствующим симптомам заикания относятся:
- повышенная тревожность;
- навязчивое беспокойство;
- моторные и речевые тики;
- спастика мышц лица.
Наличие всех этих проявлений, вызывает избегающее поведение у ребенка — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться.
Методы диагностики и симптомы
Диагностикой заболевания занимаются специалисты-логопеды, неврологи и психологи. При осмотре врачи обращают внимание на симптомы:
- Дефекты речевого дыхания. Это увеличенный расход воздуха при вдохе и выдохе, затянутый вдох и укороченный выдох.
- Понижение голоса. Произношение звука может сопровождаться судорожным смыканием голосовой щели; наблюдаются проблемы с произношением гласных звуков. При понижении голоса до шепота, а также при пении, человеку легче говорить.
- Органические дефекты артикуляционного аппарата. Это могут быть высокий свод неба, искривленная носовая перегородка, неконтролируемые отклонения высунутого языка влево или вправо от средней линии.
- Наличие сопутствующих движений. Часто при наличии проблемы с образованием звуков человек совершает движения, которые, как ему кажется, помогают. Это могут быть закидывание головы, сжатие кулаков, переступание ногами.
Для более детальной диагностики обязательно используют инструментальные методы исследования – электроэнцефалографию и эхоэнцефалографию.
Коррекция заикания
Цель коррекции при заикании — это выработка нового стереотипа речеобразования. Комплексное лечение заикания ведет к наилучшим результатам в работе по устранению этого речевого дефекта.
Ниже мы описали наиболее эффективные и распространенные методы лечения и коррекции заикания у детей.
Массаж
Массаж – обязателен при заикании. Массаж является дополнительный способом коррекции и лечения заикания. Массаж нужен, чтобы улучшить кровообращение в структурах мозга, которые отвечают за двигательные реакции речевого аппарата.
Существуют несколько эффективных методик массажа при заикании:
Традиционный массаж
Данный вид массажа применяется для определенных участков тела, делает его опытный массажист, используя определенные приемы и техники в зависимости от целей и задачей массажа. Данный вид массажа способствует расслаблению мышц речевого аппарата и прилегающих к нему мышц. У заикающегося часто можно наблюдать гипертонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса. Добившись расслабления этих зон, достигается расслабление корня языка и, соответственно, снижается тонус мышц нижней челюсти.
Положительное воздействие на артикуляцию оказывает расслабляющий массаж головы, шейного отдела, воротниковой зоны, спины, грудной клетки и плеч.
Зондовый массаж
Зондовая техника массажа выполняется с использованием специальных зондов. Массаж отличается довольно жестким воздействием, поэтому применяется в комплексной терапии заикания у детей от 4 лет. Противопоказаниями к технике зондового массажа является склонность к эпилепсии, судорогам!
Точечный массаж
Массаж снимает излишнюю возбудимость и тревожность, способствует расслаблению речевого центра. Данный вид массаж родители могут делать самостоятельно, так как манипуляции в данном виде массажа очень просты. Освоив технику точечного массажа, можно воздействовать на мышцы находящиеся в гипертонусе и воздействуя на определенные сегменты, достичь расслабления языка и челюстных мышц.
Сегментарный массаж
Данный массаж направлен на непосредственное воздействие на мышцу отвечающую за речь. Эффективность данного вида массаж возможна при его системном выполнении.
Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика полезна для лечения любого вида заикании, а также его профилактики в раннем возрасте у детей. Дыхательная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для расслабления и тонизирования мышц речевого аппарата. С помощью простых заданий ребенок учится правильно дышать, осваивает ритм и темп вдохов, выдохов.
Занятия с логопедом – дефектологом
Занятия с логопедом являться неотъемлемой частью при устранении заикания у детей. Занятия с логопедом способствуют:
- устранению нарушений в темпе и ритме речи;
- развитию моторных функций;
- развитию координации слов и ритмизованного движения;
- формированию фонационного (речевого) дыхания;
- развитию плавности речи в различных её формах;
- развитие интонационных характеристик речи.
Медикаменты
Медикаментозное лечение заикания необходимо при выраженных клинических симптомах, при заикании органического происхождения. Также, медекаментозное лечении нобходимо при заикания возникшего в результате основного заболевания или длительного течения заикания. Цель назначения медикаментов при заикании:
- Снижения частоты судорог речевых мышц.
- Стимуляции отделов головного мозга отвечающих за речь.
- Снижения спастики мышц участвующих в речевой деятельности.
- Нормализации эмоционального состояния.
Как лечить логоневроз
Логоневроз у детей лечить должны различные специалисты, в первую очередь логопеды и психотерапевты. Последнее является основным залогом эффективной терапии. Вместе с ней, должна проводиться тренировка речи, развития самоконтроля, улучшение интеллектуальных возможностей. Специалистами применяются различные подходы – использование медикаментов, физиотерапия, ЛФК и другие. Наряду с соответствующей психотерапией это будет максимально способствовать устранению данных дефектов речи.
Лечить логоневроз у взрослых и детей – процесс сложный, требующий много усилий, времени. В случае с ребенком, придется пересмотреть свои отношения внутри семьи, устранить все конфликты между родителями, создать благоприятную атмосферу. Ребенок не должен страдать от своего речевого дефекта, иначе у него могут развиться комплекс неполноценности и другие психические расстройства.
Клиническая терапия
Лечить логоневроз у взрослых можно используя седативные препараты, оказывающие на нервную систему успокоительное действие. Как дополнение, можно включить препараты, улучшающие общее функционирование мозга, его кровообращение. Важно помнить, что такие средства должны назначаться исключительно специалистами.
Принципы психотерапии
Если логоневроз или заикание имеет в своей основе психологическую травму, необходимо точно установить его причину. Чтобы определить органические поражения в головном мозгу, необходимо провести МРТ или КТ. Само лечение можно разделить на два типа – коррекция неврологических или психологических проявлений. Любой логоневроз является многокомпонентным нарушением, требующее также комплексное решение. Каждый пациент нуждается в особом подходе, разрабатываемый исключительно для него. Это относится и к детям и взрослым.
Психотерапевт должен работать с устранением психологическим проблем. Специалист проводит индивидуальные занятия чтобы найти самое оптимальное решение. Иногда используется гипноз, аутотренинг, другие приемы. Эти методики направлены на возврат уверенности пациента в своих силах, устранении комплексов, связанных с заиканием. Как показывает практика, для лечение заикания у взрослого человека, хорошую эффективность показывает гипноз. После сеансов пациент получает запись с собственной речью, чтобы он смог убедиться в том, что заикание значительно снижено либо вовсе устранено.
Логопедические занятия
Избавиться от логоневроза могут занятия с логопедом. Эти приемы призваны устранить дефекты речи, поставить четкое и внятное звукопроизношение, сделает речь пациента плавной.
Первичная терапия проводится вместе со специалистом-логопедом. Позже, с ребенком можно заниматься устной речью самостоятельно. Сами занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Есть несколько методов лечения логоневроза у детей, доказавшие свою эффективность:
- Метод Выгодской, Успенской и Пеллингер. Данное лечение проводится 2-3 месяца и состоит из 36 занятий. Основой методики является создание ситуаций, формирующие у ребенка самостоятельной речи. Все занятие проводятся в игровой форме, что максимально комфортно и интересно для него. На поздних занятиях специалист должен помочь использовать развернутые фразы.
- Методика Смирновой. Такие занятия проводятся каждый день, примерно по 20 минут. Курс рассчитан на 30 недель или один учебный год. Эта программа призвана развить ритм и темп речи, улучшить мелкую моторику рук, улучшить мышечный тонус, а также сформировать речевую координацию.
- Методика Силивестрова. Лечение логоневроза у детей проводится около 3-4 месяцев и 32-36 уроков. Состоит данный подход из трех этапов – подготовительный, тренировочный, закрепительный. На первом этапе создается комфортная для ребенка обстановка, его речевое общение ссужается. Второй этап – это постпенный переход от тихой к громкой речи. На этом этапе в процесс вовлекаются также родители. На последнем, третьем этапе ребенок может самостоятельно строить длинную беседу, хорошо и понятно читать текст.
- Методика Шкловского. Данный курс длится около трех месяцев. Сам пациент должен находиться в условиях стационара. С ним работают психиатры, логопеды, невропатологи.
- Методика Арутюнян. 24 дня терапии пациент находится в стационаре. Затем проводятся 5 дополнительных курсов в течении одного года.
Какой именно метод выбрать в каждом конкретном случае должен исключительно специалист. Методы, которые будут эффективны с детьми, могут не дать положительных результатов со взрослыми и наоборот.
Лечебная физкультура
Логоневроз у детей лечить можно с помощью комплексной терапии, в которую входит и лечебная физкультура. ЛФК при заикании имеет свои некоторые отличия. Она должна затрагивать все группы мышц, влиять на стимулирование и нормализацию работы головного мозга. Для взрослых рекомендуется заниматься скандинавской ходьбой, лыжами, ездить на велосипеде. Для упражнений можно использовать не силовые тренажеры.
Такие упражнения хорошо снимают нервное перенапряжение, влияют на эмоциональную нагрузку. Для маленьких детей хорошо подойдут упражнения логоритмики. Занятия лучше проводить на улице и свежем воздухе. Витамин D, которые синтезируется под воздействием солнечного света, оказывает положительный эффект на ЦНС.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика оказывает на ребенка следующее воздействие:
- координация ритма, темпа речи;
- учится контролировать свое дыхание, координировать его со своей речью;
- повысить тонус брюшной стенки;
- укрепить мышцы диафрагмы;
- сформировать дыхание диафрагмой.
На лечение логоневроза при помощи дыхания может потребоваться очень много времени, иногда даже несколько лет. Чтобы она оказала максимальный эффект, требуется выполнять упражнения правильно — выполнять нужно минимум два раза в день по 15 минут.
Методы психотерапии
Эти методы включают в себя два типа терапии — рациональная и суггестивная. Дополнительно используется метод проведения аутотренинговых тренировок. Рациональный метод состоит в беседе со специалистом, который призван сформировать адекватное отношение больного к своей проблеме. Суггестивный способ заключается в проведении одного либо нескольких сеансов гипноза. Аутотренинг позволяет пациенту самостоятельно оказать себе помощь. Эти навыки сохраняются в дальнейшем на всю жизнь.
Гимнастика Стрельниковой
Эта система состоит в дыхательных упражнения, которые были разработаны этим специалистом. Этот подход получил большое распространение в медицинской науки. Она нацелена на устранение заболеваний, в том числе и заикания. Она может применяться для взрослых и детей. Главной ее чертой является ее простота, доказанная эффективность. Суть упражнений состоит в чередовании резких вдохов с одновременными движениями отдельных частей тела.
Грамотная помощь логопеда
Любой логопед – в первую очередь именно педагог, выполняющие проведение коррекционной работы с целью компенсации каких-либо речевых нарушений. Терапия должна проводиться только после системного изучения имеющихся физиологических особенностей.
В последнее время лечение лечение логоневроза у детей и заикания заметно изменилось. Это связано с появлением новых методов, увеличения числа специалистов, появления новых знаний. Сейчас можно смотреть на избавление от заикания более оптимистично и перспективнее.
Профилактика:
Профилактике заикания способствует создание спокойной обстановки. Устранение факторов, которые могут провоцировать приступы заикания. Создание благоприятной, спокойной обстановки. Отсутствие критики относительно дефекта речи ребенка.
Общие рекомендации профилактики логоневроза у детей от 3 до 5 лет
- При обнаружении дефекта речи у ребенка, следует оградить его от всего, что может вызывать эмоциональное напряжение, в том числе от длительного просмотра телевизора.
- Включайте ребенку классическую, расслабляющую музыку – ее лечебный эффект давно признан даже официальной медициной. Особенно благоприятно на детскую психику влияет музыка Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена.
- Не стоит рассчитывать только на свои силы. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, чем быстрее удастся победить заикание у ребенка, тем легче ему будет общаться, учиться, познавать мир.
- Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Нельзя делать длительных перерывов.
- Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.
- Организуйте правильное общение. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.
- Следите за питанием.В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.
- Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей довольно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтов, ссор, и есть любовь и понимание, у ребенка гораздо меньше рисков стать заикой. Вылечить заикание куда сложнее, чем предотвратить. Заикание у ребенка порой проявляется для того, чтобы родители поняли собственные ошибки.
- Отучить заикаться нельзя, можно лишь помочь, наладить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком. И помните, что любовь и вера в способности малыша творит настоящие чудеса, которые даже традиционная медицина не всегда способна объяснить. Верьте в своего ребенка, и у него все получится.
Роль реагирования семьи на логоневроз у ребенка
Особая роль в лечении заикания отводится именно семье и окружению ребенка. Более высокие риски существуют, если ребенок находится постоянно в обстановке стресса, сильных эмоций, на ребенка оказывается силовое или психологическое давление.
Родители должны выполнять некоторые рекомендации специалистов:
- поддерживать правильный режим дня ребенка;
- не переутомлять его;
- создать в семье спокойную атмосферу;
- использовать в общении с ребенком, и друг другом спокойный размерный тон, не допуская криков, резких движений;
- проявлять интерес к ребенку;
- телевизор или музыка не должны играть весь день;
- с ребенком необходимо заниматься развитием.
Какие бы методы и способы лечения логоневроза не использовались, они могут не иметь никакого результата, если не выполнены эти требования в семье.
Как правильно вести себя мамам и папам малышей, страдающих от заикания?
- Сократите любые эмоциональные нагрузки ребенка. Оградите малыша от прослушивания громкой музыки, агрессивных игр, длительного просмотра телепередач
- Приучите ребенка к прослушиванию спокойной классической музыки
- Играйте с малышом, читайте ему добрые сказки, рассказывайте обо всех полученных положительных эмоциях
- ·Контролируйте отдых ребенка. Следите за режимом. Обязательно совершайте прогулки, выезжайте на природу, занимайтесь гимнастикой
- На всем протяжении лечения патологии важно обеспечить ребенку доброжелательную обстановку. Не стоит критиковать и ругать малыша, если у него сохраняется дефект. Напротив, важно поощрять даже тот факт, что ребенок начал лечение, увлекся им, не боится посещать логопеда и другие сопутствующие занятия.
1.Общие сведения
Заикание, или логоневроз, представляет собой одну из наиболее распространенных и, вместе с тем, сложных проблем, заниматься которой вынуждены специалисты самого разного профиля – от педагогов до нейрохирургов.
По разным оценкам, среди детей заикание встречается в 8-10% от общей популяции, хотя это речевое расстройство может возникнуть не только в детском, но и в любом другом возрасте, независимо от пола, места проживания, расовой и национальной принадлежности. Впрочем, достоверная и тесная связь с полом все же имеется: мальчики страдают примерно втрое чаще, и лечить логоневроз у них сложнее.
Периоды, когда развивающаяся центральная нервная система и, в частности, речевые ее функции наиболее уязвимы для дезорганизующих воздействий, охватывают возрастные интервалы от 2 до 4 и от 5 до 7 лет, когда ребенок получает (и должен переработать, усвоить, запомнить) огромное количество новой для него информации.
Обязательно для ознакомления! Помощь в лечении и госпитализации!
Прогноз
Заикание у детей обычно полностью проходит, если лечебно-оздоровительная терапия организована правильно. Иногда могут возникать рецидивы во время обучения в школе и в пубертатный период.
Конечно, преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, а также от возраста ребенка. При заикании, развивающегося на почве врожденного отягощений или приобретенного вследствие перенесённых болезней, прогноз менее благоприятно. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.
Куда обратиться для лечения логоневроза?
На протяжении всего времени существования центра Ember наши специалисты успешно избавляют от логоневроза своих клиентов (взрослых и детей). Заниматься коррекцией логоневроза должны грамотные специалисты. Обращайтесь в наш центр и наши специалисты навсегда избавят вас или ваших близких от логоневроза. При необходимости занятия могут проходить на дому, в комфортной и знакомой клиенту обстановке.
Запишитесь на первичный приём по коррекции логоневроза по телефону или заполните форму заявки на сайте.
4.Лечение
В настоящее время практикуется множество эффективных методик лечения заикания. Первоочередной задачей является нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а также у его ближайших родственников. Столь же важно исследовать и, если необходимо, скорректировать систему внутрисемейных отношений. Применяются различные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации. Разработаны системы специальной логопедической гимнастики, массажа, дыхания. Иногда применяется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в других случаях она не показана и нецелесообразна.
При выявлении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).
Сегодня в большинстве случаев удается добиться полного излечения или, по крайней мере, кардинальной редукции логоневротической симптоматики. Очень важно обратиться за помощью на начальном этапе, при первых признаках нарушений ритмики и плавности речи, когда расстройство еще не приобрело характер застойной фиксации с массой вторичных психологических последствий.