Алалия признаки, симптомы и лечение сенсорной и моторной алалии.

Алалия — это системное недоразвитие речевой функции или ее полное отсутствие. Основными причинами заболевания считаются органические поражения речевых зон головного мозга, которые произошли в первые 2-3 года жизни или внутриутробно. Клинический диагноз «алалия» ставят невропатолог и психиатр. В логопедии патологию речи, вызванную врожденными или приобретенными дефектами головного мозга, называют общим недоразвитием речи (ОНР).

Для заболевания алалия характерны:

  • аграмматизмы;
  • искажение звуков;
  • позднее появление речи;
  • нарушение структуры слогов;
  • небольшой словарный запас;
  • нарушение фонематических процессов.

Пациенту с алалией необходимо пройти глубокое неврологическое, психологическое и логопедическое обследование. Заболевание встречается у 1,5% детей дошкольного возраста и 0,5% школьников.

Комплексное лечение недоразвития речевой функции включает в себя:

  • прием медикаментов;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • работу с психологом, неврологом и логопедом.

Причины алалии

Заболевание алалия провоцируют различные аномалии предречевого онтогенеза.

В антенатальном (внутриутробном) периоде речевые патологии могут быть вызваны:

  • гипоксией;
  • недоношенностью;
  • torch-синдромом;
  • перинатальной патологией;
  • асфиксией новорожденных;
  • соматическим заболеванием беременной.

Медики отмечают генетическую предрасположенность к развитию алалии. В анамнезе пациентов с общим недоразвитием речи прослеживается цепочка наследственных факторов, провоцирующих дисфункции речевых зон головного мозга.

Существенное влияние на физиологическое развитие речевого аппарата имеют этиопатогенетические факторы:

  • рахит;
  • менингиты;
  • гипотрофии;
  • энцефалиты;
  • эндокринопатии;
  • черепно-мозговые травмы;
  • отсутствие грамотного развития ребенка.

При внутриутробных, врожденных или других органических повреждениях головного мозга в первые годы жизни ребенка происходит торможение развития нервных клеток (нейробластов). Такая патология ведет к инертности нейронов и функциональному истощению клеток головного мозга. При алалии диагностируют множественный билатеральный характер отклонений в развитии речевой функции, в том числе компенсаторные возможности головного мозга.

Классификация алалии

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

Экспрессивная алалия

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных). При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию. Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Импрессивная алалия

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Необходимость в проведении обследования при алалии

Целью всех этих исследований является исключение из потенциальных диагнозов тугоухости (ее лечением занимается ЛОР) и аутизма с олигофренией. Сенсорная алалия не является признаком умственной отсталости ребенка, поскольку такие дети обладают нормальным интеллектом. Если специалист все же поставил этот диагноз, необходимо тщательно следить за ребенком, так как алалия по-разному проявляет себя в разных ситуациях. Корректируется она довольно успешно, однако ввиду неусидчивости детей и плохого восприятия информации, этот процесс может затянуться надолго. Здесь все зависит от опыта специалиста и настойчивости родителей, так как на них выпадает ежедневная работа по развитию своего ребенка.

При малейших признаках мы рекомендуем сразу же обращаться за консультацией к специалистам. Чем быстрее Вы выявляете нарушение, тем выше вероятность того, что последствия будут минимальными и своевременная коррекция поможет ребенку. Не откладывайте на завтра самое главное — здоровье малыша. Этим Вы поможете и себе и ему избежать серьезных проблем в будущем. В России достаточно хорошо развита система диагностики. Обратиться можно и к частным специалистам и по направлению детских садов и школ на бесплатное обследование в государственные учреждения.

В центре Говоруша проводится коррекция алалии.

Для получения более подробной информации вы можете связаться с нашими специалистами по тел, +7 (921) 744-18-52 , либо обратиться по адресу: г. Санкт-Петербург, ул Пулковская дом 2, корпус 1. ст. метро Звездная с 9.00 до 20.00. Мы всегда рады оказать вам помощь.

Симптомы алалии

Симптоматика моторной алалии

При экспрессивной алалии у ребенка диагностируют психологические и неврологические аномалии. Симптоматика нервных отклонений может проявляться в расстройстве двигательных навыков: плохая моторика, неловкость, отсутствие координации движений. Такие дети сложно справляются с шнурованием обуви, застегиванием пуговиц, самообслуживанием, складыванием пазлов.

Характерные черты психологического развития пациентов с моторной алалией:

  • речевой негативизм;
  • отсутствие внимания;
  • малый лексический запас;
  • низкая работоспособность;
  • плохое усвоение материала;
  • нарушение звукопроизношения;
  • отклонения эмоционально-волевой сферы;
  • гиперактивность или, наоборот, малоподвижность.

Следует отметить сильно выраженную диссоциацию между экспрессивной и импрессивной речью при диагнозе «моторная алалия». Первые речевые навыки (лепет, гугление, звуки, фразы) появляются с опозданием и характерным редуцированием. Отсутствие динамического развития речевого стереотипа может стать следствием заиканий.

У таких детей отмечается преобладание в словарном запасе существительных в именительном падеже и трудности в образовании грамматических словоформ. Речь при моторном виде заболевания состоит из простых коротких предложений, иногда бессвязных. Ребенок не в состоянии последовательно рассказать о вещах, передать события и объяснить суть явлений. Интеллектуальное развитие при моторной алалии может быть полностью восстановлено после коррекции нарушений речи.

Симптоматика сенсорной алалии

Характерными симптомами сенсорной алалии являются:

  • нарушения восприятия;
  • отсутствие способности понимать смысл чужой речи.

У пациентов с сенсорной алалией наблюдается гиперакузия: повышенная чувствительность к скрипам, шорохам, хрусту снега, шуму дождя, шуршанию бумаги. Дети обостренно воспринимают такие побочные звуки и могут испытывать при этом дискомфорт в ушах, голове.

Нарушение фонематического слуха при сенсорной форме заболевания мешает пациентам соотносить слышимые слова с предметами или явлениями. На логопедических занятиях у детей с сенсорной алалией появляется логоррея — бессвязное воспроизведение всех знакомых словосочетаний и звуков, речь при этом сопровождается жестами и живой мимикой.

При грубой форме сенсорной алалии у пациента диагностируют полное отсутствие речи и понимания окружающих. Специалисты практикуют обучение «чтения с губ», что значительно упрощает осмысление речи для ребенка. Детям с сенсорной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.

Отдельно сенсорное недоразвитие речевой функции встречается достаточно редко. В большинстве случаев диагностируют сенсомоторную алалию. Такая двойная патология свидетельствует о неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу

. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Клиническая картина и особенности поведения

При отсутствии речевого общения с детьми или взрослыми ребенок испытывает психологический дискомфорт. Дети с самого раннего возраста используют жесты чтобы выразить свои эмоции, желания.

Постепенно они начинает подключать к этом речь, которая по мере взросления усложняется.

Ребенок с алалией такой возможности не имеет, ему трудно объяснить, что он хочет от взрослого. Степень затруднений может быть различной, но существует три уровня неразвитости речевого аппарата:

  1. Полное отсутствие речи.
  2. Есть начальные признаки речевого развития. Кроха имеет в своем запасе некоторые слова или звуки и может составлять из них слова, но такой запас крайне ограничен.
  3. Есть развернутая речь с фрагментами слабого развития речевой системы. Лексикон в этом случае большой, но слова произносятся искаженным образом, есть дефекты в произношении определенных звуков.

Эти уровни не связаны с возрастом ребенка. В 5 лет он может находиться на первом уровне. Эти нарушения неизбежно отражаются на устной речи, а в позднее на способности писать и читать.

Дети с трудом могут запомнить буквы, цифры. Они их путают, мешают друг с другом. Это дополнительно затрудняет развитие речевой способности. Ребенок понимает обиходную речь. Она проста для него, для нее не требуется соблюдать грамматические закономерности.

Ребенок может понять простые просьбы, например, закрыть дверь или взять книгу, ориентируясь на текущую ситуацию. Он понимает, что, если дверь в комнату закрыта, а мама вдруг о ней сказала, значит с ней нужно сделать какие-то манипуляции.

Интуитивно малыш откроет дверь. Но понимает ли он именно значения слов в этот момент, зависит от тяжести заболевания. На сложных стадиях может вовсе не понимать то, что ему говорят взрослые.

Диагностика алалии

Пациентам с диагнозом «алалия» необходимо пройти обследование у следующих специалистов:

  1. Логопеда — для перинатального анамнеза, выявления особенностей речевого и психомоторного недоразвития, а также составления модели лексико-грамматического строя, коррекции фонематических процессов и импрессивной речи.
  2. Невролога — чтобы выявить источник невралгических дисфункций и генетических аномалий.
  3. Психолога — для диагностики слухоречевой памяти, сроков психомоторного развития, артикуляционной моторики.
  4. Отоларинголога — при составлении схемы терапевтического воздействия необходимо исключить повреждения функции слухового аппарата.

Для дополнительной диагностики и выявления степени патологий головного мозга проводят:

  • ЭЭГ;
  • отоскопию;
  • аудиометрию;
  • МРТ головного мозга;
  • рентгенографию черепа;
  • эхо-энцефалографию.

Лечение пациентов с алалией

Система коррекционного воздействия при сенсорной, моторной и смешанной алалии должна включать комплекс процедур с воздействием на саму патологию и сопутствующие диагнозы. В коррекционных центрах, специализированных ДОУ и логопедических стационарах при лечении пациентов с алалией применяют медико-психолого-педагогическую терапию. Медикаментозное лечение в основном направлено на стимуляцию формирования мозговых структур.

При патологиях речевых центров в коре головного мозга специалисты отмечают высокую эффективность следующих физиотерапевтических процедур:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водолечения;
  • лазеротерапии;
  • электрофореза;
  • магнитотерапии;
  • электропунктуры;
  • транскраниальной электростимуляции.

При лечении алалии важно акцентировать внимание на развитии моторики, мышления, памяти. Заболевание вызвано системными нарушениями, поэтому логопедическое лечение должно строиться на полном охвате звуко-буквенных постановок и сочетаний, визуализации понятий, а также концентрации внимания. В обязательном порядке вместе с логопедическими занятиями должны проводиться логопедический массаж и логоритмика.

Детей с алалией рекомендуется начинать обучать алфавиту, счету и письму как можно раньше. Такие навыки позволяют лучше развить память, научиться составлять слоги в слова и контролировать речь.

При комплексной терапии моторной алалии основная работа должны быть направлена на:

  • стимулирование речевой активности;
  • развитие связной речи;
  • формирование речевого запаса;
  • грамматическое оформлениевысказывания.

При диагнозе «сенсорная алалия» акцент логопедической терапии должен быть сосредоточен на формировании навыков отличать речевые и неречевые звуки, дифференцировать слова, пониматьречевые инструкции.

Важно системно прорабатывать:

  • правильное фонематическое восприятие;
  • акустические навыки;
  • ассоциативный ряд.

Лечение алалии моторной и сенсорной в Санкт-Петербурге, в клинике «Прогноз»

  1. Сначала проводится комплексное неврологическое обследование с помощью современной аппаратуры, консультации невролога и логопеда.
  2. Опытные специалисты по результатам диагностики составляют курс реабилитации.
  3. Дети проходят интенсивный курс индивидуальных занятия и процедур, продолжительностью 16 дней.

По результатам диагностики могут быть назначены следующие методики лечения:

  • тренинг по методу Альфреда Томатиса (Besson of Switzerland)
  • inTime
  • массаж
  • Нейродинамическая гимнастика
  • Занятия с логопедом с использованием верботональной аппаратуры
  • TКМП
  • РТМС
  • физиотерапия

и другие методики, прочитать о которых вы можете в разделе «методики»

Прогноз и профилактика ОНР

Для моторной алалии прогноз восстановления всегда благоприятный. Результат терапии при сенсорном и сенсомоторном заболеваниях неопределенный и зависит от многих факторов: степенипоражения речевого центра головного мозга, побочных патологий, наличия психосоматических расстройств. В школьном возрасте дети с ОНР сталкиваются с нарушением письменной речи: дислексией и дисграфией.

Профилактика алалии включает в себя:

  • наблюдение за течением беременности;
  • длительное кормление грудью;
  • раннюю диагностику врожденных патологий;
  • комплексное физическое развитие ребенка.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Возможные осложнения и последствия

Если родители не ведут ребенка с алалией к специалисту или не выполняют его рекомендаций, состояние прогрессирует. Если речь идет о моторной форме заболевания, малыш может столкнуться с такими проблемами как:

  • речевой негативизм (нежелание говорить);
  • заикание;
  • дисграфия и дислексия (расстройства чтения и письма).

Любая форма нарушения речи без коррекция становится причиной задержки интеллектуального развития, значительных трудностей в обучении и социализации ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]