Алалия речи у детей. Формы и причины речевой алалии. Моторная, сенсорная, сенсомоторная.


Алалия

Неврологический статус

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Психологический статус

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Речевой статус

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Алалия речи у детей. Формы и причины речевой алалии. Моторная, сенсорная, сенсомоторная.

алалия у детей, симптомы алалии, алалия речи, алалия у детей симптомы, работы алалия, лечение алалии, речевая алалия, алалия занятие, признаки алалии, лечение алалии у детей, алалия логопедический, речь ребенка с алалией, признаки алалии у ребенка, алалия дизартрия, алалия прогноз, 2 алалия, алалия ребенку 3 года, алалия нарушение речи, алалия этапы работы, работа с детьми с алалией, алалия 2 года, диагноз алалия, логопед алалия, алалия в год, коррекция алалии, алалия афазия, формы алалии, алалия 4 года, уровни алалии, речевые нарушения алалия, алалия коррекционная работа, алалия логопедическая работа, развитие ребенка с алалией, алалия изучение, виды алалии, прогноз алалия у ребенка, ребенок 4 года алалия, механизм алалии, причины алалии, алалия скачать, алалия у детей 2 года, характеристика алалии, алалия особенности, занятия для детей с алалией, алалия у детей симптомы 3, алалия у детей симптомы 3 года, алалия дислалия, алалия у детей форум, диагностика алалии, зпр алалия, онр алалия, алалия развитие речи, алалия конспекты, алалия как лечить, классификация алалии, логоритмическое занятие с алалией, логоритмическое занятие для детей с алалией, алалия у детей симптомы 2 года, степени алалии, концепции алалии, алалия у детей симптомы прогнозы, алалия это в логопедии, алалия вопросы, вылечили алалию, особенности детей с алалией, алалия конспекты занятий, отличие алалии от аутизма, алалия работа на начальном этапе, выход из алалии, алалия задержка речевого развития, алалия при умственной отсталости, изучение детей с алалией, обследования ребенка с алалией, слуховая алалия, коррекционная работа при моторной алалии, логопедическая работа с детьми +с алалией, структура алалии, алалия симптомы лечение, алалия пособие, проявление алалии, алалия методики, алалия заикание, болезнь алалия, алалия логопедические занятия, работа с детьми с моторной алалией, алалия таблица, алалия дизартрия дислалия, нарушение сенсорной алалии, алалия авторы, алалия купить, определение алалии, алалия в 3 года, коррекционная работа +при алалии этапы, концепции механизмов алалии, алалия возникает при, алалия лечение прогноз, характеристика детей с алалией, лечение алалии отзывы, алалия программа, алалия этапы логопедической работы, алалия видео, алалия центр, алалия упражнения, апраксия алалия, преодоление алалии, можно вылечить алалию, детская алалия, заключение алалия, алалия работа логопеда, алалия анамнез, конспекты занятий детей алалией, алалия мелкая моторика, алалия у детей 5 лет, игры алалии, инвалидность +при алалии, заболевание алалия, алалия психологическая, органическая алалия, алалия вкусы, компоненты алалии, алалия симптомы форум, уровни речевого развития +при алалии, синдром алалии, речевая алалия у детей, алалия можно ли вылечить, лечение алалии у детей отзывы, алалия и ринолалия, занятие алалия 3 года, коррекционная работа с детьми с алалией, алалия 6 лет, алалия как системное нарушение речевой деятельности, алалия лечится или нет, алалия у детей симптомы форум, алалия эхолалия, фактор возникновения алалии, речь ребенка с моторной алалией, алалия типы алалии, алалия мкб, тест алалия, обследование при алалии, алалия возникает +при поражении, сенсорной алалия возникает +при, лечится ли алалия, алалия задания, алалия у детей лечится, алалия примеры, симптоматика алалии, алалия излечима, алалия разновидности, биологический фактор алалии, алалия прогноз на выздоровление, нарушение речи у детей алалия, дифференциальная диагностика алалии, алалия рас, алалия массаж, логопедическое занятие с ребенком с алалией, алалия у детей симптомы и лечение, алалия первые слова, биологический фактор возникновения алалии, системное недоразвитие речи алалия, алалия мкб 10, алалия сочетается с речевыми нарушениями, алалия как заниматься, алалия конспект индивидуального занятия, основной фактор возникновения алалии, основной биологический фактор возникновения алалии, конспект логопедических занятий детей +с алалией, алалия подходы, обследование речи детей +с алалией, алалия характеризуется нарушением, конспект индивидуального логопедического занятия алалия, алалия у детей причины, алалия это недоразвитие речи, алалия это нарушение, признаки алалии у детей 2, кроссворд алалия, этиология алалии, осложнения могут сопровождать алалию, признаки алалии у детей 2 лет, дети с экспрессивной алалией, выделил экспрессивную и импрессивную алалию, алалия онр 1 уровня, общее недоразвитие речи алалия, алалия с аутичными чертами, алалия работа на начальном этапе скачать, психологические особенности детей с алалией, причинами алалии являются, эхолалии характерны +для алалии, алалия нарушение звукопроизношения, алалия реабилитация, алалия ээг, логопедический массаж +при алалии, речевые симптомы алалии, эфферентная алалия, дцп алалия, причины возникновения алалии, алалия представляет собой, алалия учебник, лингвистическая классификация алалии, алалия работа на начальном этапе формирование, мария черняк пособие по алалии, логопедическое заключение алалия, дети с алалией в школе, поведение детей с алалией, особенности познавательной сферы детей +с алалией, алалия бывает, алалия 7 лет, неречевыми расстройствами сопровождается алалия, излечима ли алалия, задержка речи алалия, алалия код мкб, механизм возникновения алалии, алалия у детей симптомы прогнозы +и лечение, задержка речи алалия, алалия представляет собой, алалия бывает, алалия системное нарушение речи, излечима ли алалия, алалия запуск речи, алалия логоритмика, алалия у детей симптомы 2 года признаки, алалия лекция, онр 2 уровня алалия, алалия код мкб, алалия относится к нарушениям, алалия у детей примеры, алалия схема, воспитание детей с алалией, алалия как заниматься с ребенком, алалия план работы, семантическая алалия, центры лечения алалии, алалия вылечивается, какими неречевыми расстройствами сопровождается алалия, алалия когда заговорит, алалия карточки, логопедия алалия афазия, инвалидность при алалии у детей, алалия системное нарушение речи, алалия картотека, алалия план работы, дают ли инвалидность при алалии, дифференциация алалии, какими неречевыми расстройствами сопровождается алалия, синтаксическая алалия, эхолалия какая алалия, алалия характеризуется как, рекомендации алалия, алалия программа работы, критерии алалии, программа для детей с алалией, механизмы экспрессивной алалии, психологическая классификация алалии, основные этапы алалии, алалия 1 степени, алалия когда заговорит, алалия последствия, алалия у детей лечение отзывы родителей, алалия занятия дома, алалия диспраксия, признаки алалии у ребенка 4 лет, виды формы алалии, ученый разработавший лингвистическую классификацию алалии, какая речь страдает при алалии, алалия курсовая, виды алалии таблица, признаки алалии в 2 года, алалия группа инвалидности, коррекционное воздействие +при алалии, трауготт алалия, лечение алалии у детей в домашних, логотерапия алалии, алалия лечение в москве, алалия 9 лет, алалия система коррекционной работы, формы алалии таблица, алалия код мкб 10, память при алалии, логопедическое обследование алалии, алалия что это за болезнь симптомы, алалия ру форум родителей, аутизм алалия у детей, речевые нарушения алалия афазия, лечение алалии у детей в домашних условиях, алалия мальчиков, алалия лекарства, логоритмические игры для детей с алалией, основные формы алалии, алалия лекции видео, мрт +при алалии, акатинол при алалии, алалия перевод, признаки алалии у детей 3 лет, алалия симптомы в 3 года, стертая алалия, лечение алалии спб, смирнова алалия дизартрия онр, алалия википедия, речевая симптоматика алалии, методы коррекции алалии, врожденная алалия, алалия во взрослом возрасте, кортексин при алалии, признаки алалии у детей 3, методы работы с детьми с алалией наглядные, алалия и другие нарушения, постановка звуков при алалии, пантогам при алалии, неречевые нарушения при алалии, системные нарушения речи алалия афазия, задания для детей с алалией, звукопроизношение детей с алалией, отличие алалии от зрр, звукопроизношение детей с алалией, методика коррекции алалии, алалия ах как хочется, этапы коррекции алалии, пантогам при алалии, интеллект при алалии, алалия обучение чтению, логопедия алалия афазия ответы, методики обследования детей с алалией, глиатилин +при алалии, диагностика алалии и дизартрии, алалия по мкб 10 у детей, характеристика форм алалии, алалия лечение препараты, системные нарушения речи алалия афазия, бак при алалии отзывы

Как лечить алалию, избавиться от алалии, как лечить моторную и сенсорную алалию?

Сарклиник знает, как лечить алалию, как вылечить недоразвитие речи, алалию у детей раннего, дошкольного, школьного возраста, как избавиться от алалии в Саратове! Опытный врач подскажет выход из тяжелой алалии! Эффективные методы лечения помогли избавиться от алалии многим нашим пациентам. Эффективное лечение алалии, занятия дают отличные результаты, развивают познавательную деятельность, формируют звуковой и морфологический анализ, восстанавливают смысловую стороны речи. Специальные рефлексотерапевтические методики активизируют речевые центры головного мозга Вернике и Брока, ассоциативные речевые зоны, что позволяет улучшить понимание речи, звукопроизношение и дикцию, увеличить словарный запас.

На сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно доктору и получить краткий ответ по лечению алалии.

На первой консультации в сарклиник Вы можете получить информацию по лечению болезни алалия и следующим вопросам. Что такое экспрессивная алалия у детей? Нужна ли логопедическая работа при алалии (логопед, логопедия)? Что такое психологическая оптическая сенсорно моторная (сенсомоторная) алалия? Чем опасна афферентная эксперссивная или экспрессивная алалия? Какие особенности и прогноз детей с речевыми расстройствами и нарушениями? Что такое афазия, онр, дизартрия, аутизм, дислалия?

Информация о лечении в Сарклиник:

Отзывы

Лечение задержки развития у детей.

Что делать, если ребенок не говорит?

Терапия умственной отсталости

ЗРР и ЗПРР

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: Stephaniefrey | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Заикание у детей, лечение заикания в Саратове, России

Акатаграфия, лечение акатаграфии

Акалькулия, дискалькулия, лечение акалькулии

Очень активный ребенок? Синдром двигательных нарушений, расстройств, двигательной расторможенности

Лунатизм у детей, у взрослых, лечение, сомнамбулизм, снохождения

Комментарии ()

Моторная алалия

Моторная алалия характеризуется наличием очага поражения в головном мозге. При данной форме заболевания присутствуют проблемы с речью, но сохранен интеллект. Поражена часть коры полушарий, которая отвечает за воспроизведение речи. Данная форма патологии обычно развивается в возрасте до 3-х лет, по мере взросления ребенок начинает комплексовать по поводу своего состояния, использует в разговоре мимику и жесты.

Главное отличие моторной алалии – ребенку с трудом дается речь без зрительного восприятия. Если он не видит конкретного образа, он не может его назвать. Только при восприятии формируются нейронные связи между центрами коры полушарий головного мозга. Остаются в зачатом состоянии простые фразовые предложения, например:

  • «Я тут»;
  • «Иди сюда»;
  • «Дай поиграть»;
  • «Пошли домой» и т.д.

Родителям не всегда удается обнаружить моторную алалию на первых этапах, из-за чего к специалистам обращаются не сразу. Для полноценного лечения требуется постоянное наблюдение у невролога. Логопед подбирает программу в зависимости от конкретной клинической ситуации. Легкая форма проще поддается коррекции, при своевременном обращении к специалистам прогноз благоприятный.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия характеризуется расстройством восприятия речи через сенсорные органы. Ее часто путают с глухотой, поскольку внешне симптомы и поведенческие реакции похожи на потерю слуха. На самом деле ребенок не дифференцирует и не понимает звуки, для него любая речь звучит как набор непонятных иностранных слов. При данной патологии речь слышится монотонной и не понятно, где заканчивается одно слово и начинается другое.

Типичные симптомы сенсорной алалии:

  • речь присутствует, насыщенная большим количеством непонятных монотонных слов;
  • ребенок длительно повторяет одни и те же слова, которые услышит у взрослых;
  • присутствуют грубые переделки слов, в них слоги и приставки меняются местами;
  • словарный запас небольшой, состоит и простых слов или коротких фраз.

Дети с сенсорной алалией испытывают много трудностей в жизни, им сложно общаться со сверстниками и учиться, они отстают в развитии. Для решения этой проблемы нужно как можно раньше начать заниматься со специалистом и подобрать корректирующую программу. Пациента наблюдают несколько докторов, каждый назначает терапию по своему профилю. Только при совместном и согласованном лечении удается получить оптимальный результат.

Сенсомоторная алалия

Встречается и сочетанная разновидность заболевания – сенсомоторная алалия. При этой форме отмечаются признаки обеих патологий:

  • наблюдается поражение речедвигательного анализатора коры головного мозга;
  • отмечаются сенсорные расстройства, ребенок не понимает и не дифференцирует речь;
  • со временем появляется усталость, вялость и апатия, ребенок не может длительно удержать внимание;
  • обычно при сенсомоторной алалии отмечается отставание в развитии, требуется консультация психиатра.

Самые частые причины сенсомоторной алалии – отягощенная беременность или роды, при которой возникают травмы головного мозга. В тяжелых случаях регистрируются и другие органические поражения центральной нервной системы. Точный диагноз выставляется только после инструментального обследования пациента профилированными специалистами.

Занятия с логопедом при сенсомоторной алалии являются обязательной частью восстанавливающей программы. В речевом центре проводятся индивидуальные тренинги и занятия в группах, корректирующая программа подбирается для каждого индивидуально. Необходимо комплексное лечение для устранения органической патологии и восстановления физиологии речи.

Что рассказывают советские ученые о моторной алалии

Валерием Анатольевичем. Ковшиковым написано 70 научных трудов, большинство из которых посвящено проблеме моторной алалии. Один из основателей языковой концепции.

Исследования нормальной и нарушенной речевой и неречевой деятельности В.А Ковшиков проводил на основе лингвинистических, психолингвинистических и логопатопсихологических методик, продолжая и развивая традиции отечественной психологической и логопедической школы (Н.Н. Трауготт, В.К. Орфинская, А.А. Леонтьев, Гриншпун Б.М и др.).

ТЕЧЕНИЕ

Экспрессивная алалия не статичное, а динамичное расстройство, которое в ходе своего развития претерпевает ряд существенных изменений. У всех детей в той или иной степени выраженности происходит спонтанное усвоение языка, несмотря на значительную задержку в сроках его усвоения и патологическое развитие. В процессе же специального обучения детей в дошкольных и школьных учреждениях язык в структурном, структурно-функциональном и коммуникативном аспектах обогащается и постепенно приближается к норме.

Отметим основные закономерности генезиса языка у детей с алалией.

Как показали наши исследования (В.А. Ковшиков, 1983), развитие звуковой знаковой системы в первый — довербальный — период у детей с алалией не имеет каких-либо существенных отличий от нормы ни в структурно-функциональном, ни в коммуникативном планах. У них, как и у нормально развивающихся, невербальные вокализации (крик, плач, кряхтение, гуление, хныканье, вскрикивания, лепет, смех, звуки-псевдослова и бормотание) участвуют в формировании интонации и предпосылок семантической и синтаксической сторон экспрессивной речи. Формируется целый ряд семантических функций (эмотивная, апеллятивная, волюнтативная, регулятивная, релятивная и др.) и большое число значений, составляющих своеобразные семантические поля (поля астенических и стенических эмоций, поля действий, отношений и др.), а также первоначальные семантико-синтаксические структуры («субъект-действие», «объект-действие», «субъект-обстоятельство места» и др.), которые, вероятно, служат матрицами для вербального синтаксиса.

Нарушение развития звуковой знаковой системы у детей с алалией наступает во втором — вербальном — периоде при овладении словесными, собственно языковыми знаками, которые в отличие от предшествующих, невербальных знаков обладают особой структурой и функционированием. Поэтому дети не могут или же затрудняются реализовать имеющиеся у них предпосылки экспрессивной речи в новой языковой форме.

Генезис языка у детей с алалией и у нормально развивающихся имеет сходные и принципиально различные черты.

Сходство состоит в том, что и те, и другие дети проходят путь от развития семантических функций и своеобразных значений, выражающихся невербальными вокализациями, к языковой (словесной) форме выражения этих функций и значений. И у тех, и у других выражение семантического компонента высказываний длительное время доминирует над формальным, что особенно ярко проявляется на ранних этапах усвоения языка. И у тех, и у других отмечается определенная последовательность в становлении структурно-функциональной стороны языка: неизменяемость языковой формы — частичное (преимущественно неправильное) ее изменение — сверхгенерализация и иррегулярность усвоенных форм — правильная форма.

Наряду со сходством отмечаются существенные различия. У детей с алалией сроки появления языковых единиц (слов, звуков, флексий и др.) и особенно правил их функционирования значительно отстают от нормы; развитие механизма экспрессивной речи в дошкольном возрасте, как правило, не достигает нормы. До 2-3 лет большинство детей с алалией либо вовсе не употребляют словесной речи, либо в их речи отмечается предельно ограниченное количество слов, которые обычно дефектны по звуковой и слоговой структуре и которые не вступают между собой в синтаксические связи; если все же стремление к связям проявляется, то выражение их аномально: неправильный порядок следования слов, отсутствие флексий и проч. У некоторых детей такое состояние затягивается на более длительные сроки (иногда до возраста 4-5 лет).

Детям с алалией свойственны не только значительная задержка в сроках развития механизма экспрессивной речи, но и его патологическое развитие.

Так, объем языковых единиц, относящихся ко всем подсистемам языка, обычно ограничен. Порядок появления многих единиц (фонем, флексий, синтаксических конструкций и др.) иной, чем у детей с нормальным речевым развитием. Например, некоторые смычные ([т], [т’], [к’]) часто появляются раньше некоторых сонорных ([м]), аффриката [ч] нередко опережает появление свистящих и т.д.

Для детей с алалией типично употребление языковых форм, не характерных для детей с нормальным развитием: незакономерное для нормы использование синтаксических конструкций и флексий, несвойственные норме замены фонем и т.д.

Например, замена родительного падежа дательным (шапка мальчику /мальчика/), винительного — предложным (нашел грибе /гриб/), творительного — родительным (копать совока/совком/) и т.д.; звук [ш] заменяется не только звуками [т], [т’], [c], [c’], что характерно для нормы, но и звуками [ч] [шишка — чишка), [щ] (катушки — катущки), [ф] (шапка — фапка), [х] (шарик — харик), [д] (шуба — дуба);звуки [в], [в’] заменяются не только на звуки [б], [б’], но и на [л’] (веник — леник), [д] (девочка — дедочка), [j] (варежки — ярежки) и даже на звук [р] (диван — диран)[1]

Коммуникативная функция речи также имеет отличия. Дети с алалией избегают общаться посредством речи во многих ситуациях. Нередко у них возникает речевой негативизм.

Для развития механизма экспрессивной речи у детей с алалией характерно расхождение между нарушением этого механизма и полной или относительной сохранностью других речевых и неречевых механизмов деятельности. К ним относятся: импрессивная речь, артикуляция, которая потенциально позволяет детям осуществлять речевой акт, невербальные знаковые системы, использующиеся в речевой деятельности (интонация, невербальные вокализации, «звуковые жесты», звукоподражания, мимико-жестикуляторная речь), способность устанавливать правильные отношения между явлениями действительности в неречевой предметно-практической форме («невербальное мышление»).

Механизм языка у детей с алалией длительное время настроен на примат (превосходство) содержания в ущерб языковой форме: достаточно развитое содержание (о чем можно судить по неречевой деятельности детей и по употреблению ими в коммуникации невербальных языковых средств) часто выражается рудиментарными и дефектными вербальными средствами. Из формальных языковых средств многим детям на протяжении ряда лет доступны лишь средства, составляющие «низший» уровень языка (интонация, невербальные вокализации, «звуковые жесты», звукоподражания, мимико-жестикуляторная речь), либо самые простые средства, относящиеся к его «высшему» уровню (однословные и двусловные предложения, элементарные синтаксические связи, простые (контрастные) фонематические противопоставления, «универсальная» структура слога (СГ) и т.п.).

Неусвоение изменений формы языка — ведущий показатель расстройства развития языкового механизма у детей с алалией.Овладевая со временем определенным (иногда относительно большим) набором языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они не овладевают оперативными правилами их функционирования в языковом механизме или же овладевают только самыми легкими для усвоения правилами, характерными для начальных этапов вербального периода развития речи в норме, и долго не переходят к другим, более сложным правилам, используя вместе с тем свои, дефектные правила. Иначе говоря, дети с алалией «не знают», как должным образом следует оперировать с имеющимся у них инвентарем лингвистических единиц (в чем мы смогли убедиться на многочисленных примерах, рассматривая механизм азалии; см. выше).

На всех этапах развития вербальной речи дети с алалией постоянно испытывают сменяющие друг друга трудности в оперировании структурными компонентами языковых подсистем. Частично преодолевая трудности в какой-либо подсистеме (к примеру, в лексической или фонематической), они, как правило, продолжают испытывать трудности в других подсистемах (к примеру, в морфологической или синтаксической). Преодолевая трудности на более «низком» уровне организации той или иной подсистемы, они продолжают испытывать нередко возрастающие трудности на более «высоком», сложном уровне ее организации. Например, дети могут усвоить многие синтаксические структуры предложения, но не усваивают синтаксической структуры текста. Эта закономерность просматривается и в соотношении развития систем устной и письменной речи. Многие дети, удовлетворительно овладев устной речью, часто с большим трудом овладевают первоначальными навыками чтения и письма, и в их письменной речи длительное время проявляются дислексические и дисграфические ошибки; когда же дисграфические ошибки частично или даже полностью исчезают, дети продолжают затрудняться излагать содержание в письменной форме, что особенно ярко проявляется при самостоятельном построении развернутых текстов.

Названные закономерности развития языка у детей с алалией показывают, что развитие его идет по патологическому типу и характеризуется в основном неусвоением и дефектным употреблением правил функционирования языковых операций.

Обычно в возрасте 3-4 лет (иногда раньше) дети начинают посещать специализированные дошкольные учреждения (логопедические детские сады, логопедические кабинеты при поликлиниках и др.), где с ними проводится медико-педагогическая работа, направленная на преодоление языковых и неязыковых расстройств.

В ходе этой работы многие дети дают заметное продвижение. До известных пределов формируется структурно-функциональная сторона языка, коммуникативная функция речи, улучшаются познавательные процессы, расширяется круг знаний, дети овладевают начатками грамоты, положительные изменения происходят в эмоционально-волевой сфере и в свойствах личности, в частности, исчезает или сглаживается речевой негативизм. Однако языковые и неязыковые симптомы, хотя и не в столь выраженной, как ранее, степени продолжают существовать, и к ним у части детей даже прибавляются новые. Это заикание и спотыкание или же нарушение ритма речи, напоминающее спотыкание.

Авторы, пишущие об этих нарушениях у детей с алалией, считают, что их возникновение связано с артикуляторными трудностями, которые дети начинают испытывать в период появления речи при произнесении сложных звукокомплексов. Эта гипотеза не подвергалась исследованию. Можно высказать и другое предположение: заикание возникает вследствие нарушения построения и реализации моторной программы, но это нарушение в свою очередь вызывается нарушением других программ, входящих в языковой процесс (лексической, синтаксической и др.). Разумеется, и данное предположение нуждается в экспериментальной проверке.

Большинство детей по причине языковых и неязыковых расстройств не может поступить в общеобразовательную школу и поэтому начинает обучение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Только некоторые начинают обучаться в общеобразовательной школе; обычно с ними продолжают заниматься преодолением остаточных явлений алалии на логопедическом пункте.

Многие дети, обучаясь в специальной школе, испытывают затруднения при усвоении программного материала, главным образом по русскому языку. Тем не менее почти все заканчивают обучение и овладевают знаниями в объеме 8 классов общеобразовательной школы. Языковые и неязыковые нарушения в значительной мере преодолеваются, так что после окончания школы симптоматика проявляется в легкой степени и часто обнаруживается только в ходе специального исследования.

Прогноз должен определяться после оценки комплекса факторов. Он лучше, если у ребенка имеются следующие показатели:

1) неязыковые расстройства выражены не грубо(интеллект по возрасту, поведение без патологии)

2) микросоциальная среда благоприятна(либо специализированный детский сад для детей с ТНР, либо родители, бабушки, дедушки и т.д., соблюдающие языковой режим)

3) есть потребность к речи(совместная работа логопеда и родителей по предупреждению либо преодолению речевого негативизма)

4) развиты хотя бы элементарно синтагматические отношения в синтаксисе(наличие предложения)

5) имеются предикативные слова(глаголы)

6) медико-педагогическое воздействие на ребенка осуществляется на ранних этапах его жизни(раннее обследование у ЛОР-врача, невропатолога, раннее начало логопедической работы).

Прогноз часто хуже, если эти показатели имеют отрицательные характеристики и выступают в комплексе».

Статья:

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психологического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии, общего недоразвития речи, дизартрии). Алалия — одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже по времени поступления в школу. Таким образом, проблема диагностики и организации коррекционно–воспитательной работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем, системы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений в настоящее время.
Свойственный или сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Таким образом, все эти факторы говорят о том, что педагогу, дефектологу и логопеду не обходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути её преодоления.

Эта проблема решается в основном по пути создания тестов, диагностических методик, различных систем коррекционно– логопедического воздействия как при моторной, так и при сенсорной алалии, с помощью организации специализированных детских садов и школ, целью которых является раннее обучение и воспитание детей с данной патологией речи.

Вместе с тем в теоретической разработке проблемы алалии имеется немало нерешённых вопросов. Всё это создаёт актуальность данной проблемы.

Данному аспекту работы посвящены многие исследования в историческом прошлом. Так, в 1888 году развёрнутую коррективу “идиопатической алалии” представил Р.Коэн. Он высказал суждение об её этиологии, характере повреждения речевого аппарата, механизме, симптоматике, дифференциальной диагностике и методах воспитания речи у этих детей. Впервые алалия/немота/ в отдельное речевое нарушение была выделена в 1830 году Р. Шультессом и рассматривалась им в связи с артикуляционными расстройствами.

Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутман, А. Либманн, М.В.Богданов- Березовский, Р. А. Белова — Давид, Э. Фретельс, а в более позднее время М. Е. Хватцев, В.К. Орфинская, Р. Е. Левина, Е. Р. Соботович, В. И. Ковтиков, В. К. Воробьёва, Л. С. Волкова и другие исследователи.

В работе разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических и других. Описаны различные формы алалий, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи. Так, В. К. Орфинская в книге “Развитие мышления и речи у аномальных детей” предлагает дифференцированные методы, соответствующие особенностям выделенных ею форм алалии. Она также попыталась теоритически обосновать данную проблему и на практике показать пути её реализации.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Б. М. Гриншпут, Е. Ф. Соботович, и другие представители “языковой” концепции выделяют главную задачу логопедического воздействия- воспитание у детей представлений о закономерностях функционирования языковой системы, о взоимодействии составляющих её компонентов. Они отличают ряд психологических и индивидуальных особенностей, которые не обходимо учитывать при работе с детьми.

Таким образом, успехи в изучении алалии в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного подхода к анализу дефекта. И в отличии от предшествующих периодов, когда, по словам В. К. Орфинской , спорных вопросов и рассуждений между исследователями алалии было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего, чем разногласий. Общее проявляется в основных принципиальных установках на понимания дефекта, его механизма, путей преодоления.

Но несмотря на все имеющиеся разработки теории и практики коррекционно-воспитательного обучения детей, имеющих алалию, до сих пор не получили надлежащего решения, такие фундаментальные вопросы как проблемы сенсорной алалии, так как эта проблема на протяжении всей истории её изучения вызывала острые дискуссии. Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. Существование сенсорной алалии как самостоятельного нарушения и сейчас у отдельных исследователей вызывает сомнения, иногда полагают, что диагноз ставится без необходимых оснований. Недостаточно изучен механизм и симптоматика алалии. В практике работы школ и дошкольных учреждений имеется также ряд сложностей и недостатков. Они сводятся к следующим:

— слабая материальная база учреждений;

  • недостаточная Методико-логопедическая подготовка учителей и воспитателей;
  • недостаточно продуманная система работы учителя, воспитателя и логопеда по данному направлению.

— недостаток методической литературы.

— нет преемственности между дошкольным учреждением и начальным звеном обучения.

Исходя из вышеуказанного, можно сформулировать проблему данной работы. Проблема состоит в том, чтобы выявить и рассмотреть при каких психолого-педагогических условиях наиболее эффективно осуществляется логопедическое воздействие на детей, имеющих алалию. Какие методы, средства и формы наиболее целесообразны.

Практическая значимость.

Данная работа, по-нашему мнению, содержит определенную практическую значимость. Методические рекомендации для родителей, учителей и работников детских садов, данные по наблюдению показывают преимущество и все положительные стороны работы тех воспитателей, учителей и логопедов, у которых занятия направлены не только на коррекцию дефекта, но и главным образом на развитие ребенка в целом.

Работа дает представление об алалии, ее формах, этимологии, механизме, симптоматике и выборе направлений логопедической работы.

На основе теоретических разработок и исследований многих ученых раскрывается современное состояние данной проблемы и выделяются главные вопросы, которые будут рассматриваться и изучаться в дальнейшем.

«Изучение такого тяжелого нарушения речи как алалия — сфера чрезвычайно перспективная и открывающая самые широкие возможности для исследователей. Не случайно изучение тяжелых речевых паталогий привлекает к себе все больше исследователей. Алалия — органическое нарушение, недоразвитие речи центрального характера — одна из самых глобальных проблем современности». Ковтиков В.А., Эльконин Ю.А. — Психические и речевые нарушения у детей. — Л., 1979.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛАЛИИ.

Любой процесс или явление, которое непосредственно изучается или исследуется, имеет свои позитивные и наиболее характерные , типичные признаки, которые отличают тот или иной процесс или явление от сходных с ним.

При определении алалии , основываясь на работе В.А.Ковшилова, можно исходить из разделения всех расстройств речевой деятельности на 4 большие группы, а именно:

  • на группу автомоторных расстройств /при которых первично нарушатся восприятия или артикуляция/;
  • на группу психологических расстройств /при которых дезорганизуются разные компоненты речевого процесса/;
  • на группу семантических /смысловых/ расстройств /при которых нарушаются смысловая сторона речи/;
  • на группу языковых расстройств /при которых нарушается структурно-функциональная сторона языка — фонематические, грамматические и лексические операции в процессе поражения речи/.

С учетом этого и других условий можно дать следующее определение интересующей нас патологии речевой деятельности.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутри-утробном или раннем периоде развитая ребенка.

Существует мнение, что у большинства детей с алалией имеются /или имелись на ранних этапах их развития/ нередко выраженные, но множественные повреждения в обоих полушариях головного мозга.

Механизм алалии плохо изучен. Существуют различные точки зрения в изучения алалии. Одни исследователи расстройство функционирования. языкового механизма связывают с патологией моторики, другие — с патологией некоторых сторон психической деятельности, третьи — с избирательной недостаточностью в овладении языком как своеобразной знаковой системой. Но несмотря на такие расхождения представители разных направлений сходятся в том, что в основе расстройства языкового механизма лежит органическая недостаточность мозга.

В ходе своего развития алалия претерпевает ряд количественных и качественных изменений. Дети, усвоив относительно простые единицы языка и правила их функционирования, длительное время испытывают трудности при усвоении сложных единиц и правил. Овладевая устной речью, они долго не могут полноценно овладеть речью письменной.

При определении алалии необходимыми критериями являются:

1. Задержка темпа нормального усвоения языка.

  1. Патологическое развитие языка.

3. Наличие на определенных этапах онтогенеза, в той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка.

4. Сохранность слуха.

5. Удовлетворительное понимание для определенного возраста обращенной речи.

Для обозначения алалии применяется очень большое количество разнообразных терминов, что отражает разные представления о ней и недостаточную изученность ее этиологии, механизма и динамики. Наиболее распространенные термины — «идиопатическая алалия» /врожденная/, «слухонемота», «афазия развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность». Примеры редко употребляемых и малоинформативных терминов: «немота», «неговорящие дети», «дети с тяжелыми /глубокими/ нарушениями речи», Эти термины несут неопределенный смысл и к ним можно отнести многие принципиально различающиеся формы расстройства речи.

В связи с тем. что многие авторы по-разному определяют границы алалии /т.е. считают алалией разнообразные варианты языкового развития/, в последнее время нет убедительных данных о ее распространении. Вместе с тем имеющиеся данные очень малочисленны и противоречивы.

Было также выявлено, что алалия чаще встречается у лиц мужского пола, соотношение частоты у полов равно 2 : 1.

Согласно клиническим наблюдениям, проведенным многими исследователями, отмечается, что по сравнению с импрессивной /сенсорной/ экспрессивная алалия встречается значительно чаще.

Представленные результаты исследования и экспериментальные данные доказывают следующие основные суждения об алалии:

  1. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико–фонематическая сторона, лексико–грамматический строй.
  2. Для детей с алалией типична не только задержка в сроках развития механизма экспрессивной речи, но главным образом – его патологическое развитие.
  3. Нарушение механизма экспрессивной речи характеризуется дезорганизацией всех систем языка и системы языка в целом.

II. ПРИЧИНЫ АЛАЛИИ.

Основываясь на данных, приведенных Л.С. Волковой и др. в учебн. пособии «Логопедия» для студентов дефектол. фак. пед. Ин-тов, отметим, что различные авторы выделяли причины алалии. Так А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. А. Трейтель считал алалию следствием недостатка внимания и памяти, М. Зееман (1962) подчеркивал, что речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи). Многие другие ученые, среди которых были М. Бери (1957), М. Байдинова (1961), Г. Лухзингер (1970), В.А. Ковтиков (1985) отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии могут быть в ряде случаев следствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра, что ведет к нарушению ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших корковых функций человека, в первую очередь – речи и психики.

Среди этиологических факторов выделяются также менингиты, внутриутробные энцефалиты, неблагоприятные условия развития внутриутробные или ранние приобретенные травмы мозга, интоксикация плода, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т.д.

Родовые черепно-мозговые травмы, асфиксия новорожденных вызывают локальные нарушения, внутриутробная же паталогия приводит к диффузному поражению вещества мозга. Таким образом, любые поражения различных зон коры головного мозга приводит к нарушениям развития функционирования речевых и неречевых систем.

Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно легких нарушений, при которых речь хотя медленно искажается, но самостоятельно развивается с 3-4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет. Позднее, при систематической помощи, он овладевает неполноценной и бедной речью.

В данном параграфе необходимо подробнее рассмотреть причины алалии. Вследствие этого, необходимо отметить, как таковые причины изучаются по отдельным этапам процесса коммуникации (общения). Важным являются в этиологии биологические и социальные факторы, их диалектическая взаимосвязь.

Итак, социальные причины – это стимуляция и речевой образец. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи, особенно на первых этапах. Стимуляцией называется воздействие на ребенка соответствующими речевыми раздражителями /словами/ с целью стимулировать рефлекс, подражания речевой деятельности.

Неправильный речевой образец также может быть причиной речевого недоразвития /например, подражание неправильному произношению/.

Часто это сочетается с другими причинами алалии.

Кроме социальных факторов, в качестве возможных причин нужно отметить нарушения функций анализаторов, в основном, зрительного и слухового. Нарушения зрительного анализатора может быть причиной задержки речевого развития, это следует учитывать при обучении. Однако, ведущее значение в развитии речи имеет слуховой анализатор.

Частичное нарушение слуха — большая или меньшая деформация восприятия — отрицательно действует на развитие речи и психики. Отсутствие или ранняя потеря слуха тормозит прием информации. Спонтанная речь не развивается, отсюда следует, что задерживается формирование психических функций, которые зависят от развития речи, возникшие вследствие нарушений слуха, могут быть установлены в раннем возрасте и относятся к самостоятельной группе нарушений, они не включаются в понятие алалия.

Изучая этиологию алалии, необходимо рассмотреть причины, находящиеся в центральной, экспрессивной части и более подробно причины социального окружения,

П Р И Ч И Н Ы В Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Й Ч А С Т И:

Вход /поступление информации/.

Нарушения на входе касаются познавательной деятельности — узнавания воспринятых форм речи. При звукоречевой коммуникации познавательная деятельность представляет собой узнавание или идентификацию структуры звукоречевого знака, который раньше уже был воспринят на слух и сохранился в памяти. По теории информации вербально-познавательный процесс можно рассматривать как декодирование звуков речи, где под декодированием понимается узнавание знака, но еще не понимание содержания слов.

В устной речи познавательная деятельность соответствует я выражается в неспособности узнавать и запоминать структуры слов. Если это нарушение касается области слуха, то говорят о слуховой словесной агнозии /словесная глухота/, если оно поражает зрение, то о зрительной словесной агнозии /словесная слепота/. Речь не может развиваться спонтанно, поэтому следствием слуховой словесной агнозии является задержка речевого развития. Функциональный интегрирующий центр осуществляет связь услышанного или увиденного и узнанного знака с его содержанием. Узнавание содержания информации — это основа познавательного процесса, с которым связано программирование речевой деятельности. В интегрирующем центре осуществляются самые сложные компоненты процесса общения.

П Р И Ч И Н Ы В Э К С П Р Е С С И В Н О Й Ч А С Т И

Процесс реализации речи координируется моторными системами. Нарушение деятельности этих систем в раннем возрасте могут быть следствием перинатальной энцефалопатии. При ее тяжелых формах могут возникать параличи разных типов и степеней.

Легкие формы перинатальной энцефалопатии вследствие незначительных диффузных изменений в моторных системах проявляются или в моторной лабильности, или в недостаточном моторном развитии, иногда в сочетании того и другого. Моторное недоразвитие или отставание затрудняет координацию речевых движений, что приводит к задержке речевого развития при моторкой алалии.

Последствием тяжелой задержки речевого развития является алалия.

Особой формой с возможным нарушением речевого развития является переучивание леворукости. У леворуких детей, которые уже в раннем возрасте переучивались на правую руку, часто бывает в некоторых случаях задержка развития. Если переучивают неумело к насильственно, то наряду с задержкой и искажением речевого развития могут возникнуть расстройства*

Причины социального окружения — социальная обратная связь. Речь ребенка обращена к его окружению. Реакция окружающих действует как обратная связь. Для ребенка важно, встретило ли его высказывание одобрение или отказ, сопровождалось ли оно успехами или неудачей. Часто этим психологическим моментом, столь важным для развития речи, не придают должного значения. Отрицательное социальное воздействие, когда ребенок находит удовлетворяющего его отклика на свои высказывания, тормозит развитие речи.

Воспитание с завышенными требованиями может привести к невротическим реакциям, например, негативизму, которое отрицательно влияет на развитие речи. Ребенок не хочет говорить и развитие речи задерживается.

С точки зрения понимания алалии, встречающиеся в старой литературе понятие «слухонемота», можно разделить на определенные компоненты в зависимости от преобладания биологических, социальных причин или их комбинаций.

Итак, причины, вызывающие алалию, разнообразны и многие исследования различных ученных и данные, приведенные в этой главе, также подтверждают, что безречие детей может иметь в своей основе различную этиологию.

Отсюда первичный диагноз алалии в ряде случаев не подтверждается, т.к. причиной недоразвития речи может быть снижение слуха или выраженная интеллектуальная недостаточность. Только комплексное обследование таких детей с участие врачей – невропатологов может раскрыть подлинную структуру дефекта. Лишь изучение возможных причин безречия детей позволит специалистам выбрать необходимые эффективные формы коррекционно-воспитательной работы.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

Экспрессивная алалия

Экспрессивная алалия – это языковое расстройство, при котором нарушается усвоение речи при обучении. Проще говоря, ребенок не понимает, что ему говорят и в связи с этим не может научиться правильно разговаривать. Отмечается разобщение при построении слов с грамматическими, лексическими и фонематическими ошибками. Точные причины до конца не изучены, наблюдается взаимосвязь между расстройством речи и органическим поражением головного мозга.

Факторы риска по развитию экспрессивной алалии:

  • отягощенная наследственность;
  • тяжелая беременность;
  • осложненные роды;
  • черепно-мозговые травмы у детей в раннем возрасте.

При экспрессивной форме патологии детям трудно адаптироваться, поскольку они плохо понимают разговорную речь. Симптомы заболевания похожи на сенсорную алалию, но при экспрессивной форме наблюдаются отдельные нарушения поиска слов, аграмматизм, присутствуют сложности с выбором фонем и их построением, отмечаются нарушения слоговой структуры слов.

При любой форме алалии нужно своевременно обратиться к специалисту – только профессионал сможет точно поставить диагноз и установить причину расстройства. А грамотное обследование дает половину успеха в лечении.

Логопед побеседует с пациентом и определит причину дефекта – иногда дети развиваются чуть медленнее сверстников. В любом случае, лучше не тянуть с визитом к специалисту, это поможет своевременно выявить болезнь и устранить причину до развития стойкого патологического состояния.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]